Дело № 2а-3963/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск                                   01 октября 2019 года

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В., при секретаре Дужновой Л.А., помощнике Александровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3963/2019 по административному исковому заявлению Винник С.А. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

02.09.2019 в суд поступил административный иск Винник С.А., направленный в суд по почте 30.08.2019 года, в обоснование которого указано, что Винник С.А. неоднократно обращался в Управление Минюста России по Омской области с пакетом документов на государственную регистрацию межрегиональной общественной организации «Культурно-образовательное объединение «<данные изъяты>», административный ответчик 5 раз отказал в регистрации некоммерческой организации по причине несоответствия учредительного документа (устава) требованиям законодательства, каждый раз предъявлялись новые замечания к уставу, который неоднократно корректировался и сдавался на регистрацию, 04.07.2018 года, 15.08.2018 года, 04.10.2018 года, 17.05.2019 года, 14.06.2019 года, в нарушение действующего законодательства административным ответчиком при предоставлении государственной услуги не было обеспечено всестороннее и полное рассмотрение представленного заявителем комплекта документов, в связи с чем, если заявителем устранены ранее полученные замечания, то новые замечания являются необоснованными, свобода на объединение предполагает, что все окружающие, включая государство, не должны создавать помех в объединении людей и деятельности объединений.

Винник С.А. просил признать незаконными действия должностного лица Управления Министерства юстиции РФ по Омской области, выразившиеся в неполном и не всестороннем рассмотрении неоднократно представляемых пакетов документов на регистрацию межрегиональной общественной организации «Культурно-образовательное объединение «<данные изъяты>», отменить решение от 11.07.2019 года Управления Министерства юстиции РФ по Омской области об отказе в государственной регистрации межрегиональной общественной организации «Культурно-образовательное объединение «<данные изъяты>», обязать Управление Министерства юстиции РФ по Омской области зарегистрировать межрегиональную общественную организацию «Культурно-образовательное объединение «<данные изъяты>».

26.09.2019 в судебном заседании Винник С.А. поддержал заявленные требования.

01.10.2019 представитель Винник С.А. по доверенности Мельник О.И. уточнила заявленные требования, просила признать действия (бездействия) Управления Министерства юстиции РФ по Омской области, выразившиеся в не полном и не всестороннем рассмотрении пакета документов, представленного на регистрацию Межрегиональной общественной организации «<данные изъяты>», незаконными (уведомление об отказе в регистрации исх. от 31.07.2018 года); признать действия (бездействия) Управления Министерства юстиции РФ по Омской области, выразившиеся в не полном и не всестороннем рассмотрении пакета документов, представленного на регистрацию межрегиональной общественной организации «<данные изъяты>», незаконными (уведомление об отказе в регистрации исх. исх. от 02.09.2018 года, исх. от 31.10.2018 года); признать действия (бездействия) Управления Министерства юстиции РФ по Омской области, выразившиеся в не полном и не всестороннем рассмотрении пакета документов, представленного на регистрацию межрегиональной общественной организации «Культурно-образовательное объединение «<данные изъяты>» (уведомление об отказе в регистрации исх. от 30.05.2019 года, исх. от 11.07.2019 года); указав в обоснование уточнённых требований, что административный ответчик, получив на регистрацию первый пакет документов (04.07.2018) в отношении межрегиональной общественной организации «Объединение украинцев России», провел не полный и не всесторонний анализ, в частности, не озвучил ряд важных замечаний о том, что для государственной регистрации межрегиональной общественной организации необходимо подтвердить наличие у организации структурных подразделений - организаций или отделений, предоставить протоколы учредительных съездов или общих собраний структурных подразделений (замечание озвучено 31.10.2018 в уведомлении исх. со ссылкой на п.7 ст. 21 ФЗ №82 Об общественных объединениях); в протоколе о создании межрегиональной организации должны быть указаны сведения о лицах, проводивших подсчет голосов (замечание озвучено 02.09.2018 в уведомлении исх. со ссылкой на п.4 ст. 181.2 ГК РФ); в наименовании организации должно быть указание на её организационно-правовую форму и характер деятельности (замечание озвучено 31.10.2018 в уведомлении исх. со ссылкой на п.1 ст.4 ФЗ №7 О некоммерческих организациях); административный ответчик, получив на регистрацию второй пакет документов (15.08.2018), в отношении межрегиональной общественной организации «<данные изъяты>», провел не полный и не всесторонний анализ, в частности, не озвучил ряд важных замечаний о том, что для государственной регистрации межрегиональной общественной организации необходимо подтвердить наличие у организации структурных подразделений - организаций или отделений, предоставить протоколы учредительных съездов или общих собраний структурных подразделений (замечание озвучено 31.10.2018 в уведомлении исх. со ссылкой на п.7 ст.21 ФЗ №82 Об общественных объединениях); в наименовании организации должно быть указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности (замечание озвучено 31.10.2018 в уведомлении исх. со ссылкой на п.1 ст.4 ФЗ №7 О некоммерческих организациях); третий пакет документов был сдан на регистрацию (04.10.2018), в результате получены новые замечаний, которые ранее не были озвучены административным органом; административный ответчик, получив на регистрацию четвертый пакет документов (17.05.2019) в отношении межрегиональной общественной организации «<данные изъяты>», провел не полный и не всесторонний анализ, в отношении данного НКО пакет документов сдавался дважды (17.05.2019 и 14.06.2019 года), и каждый раз пакет документов возвращался с новыми замечаниями, что является незаконным, так как если заявителем были устранены все замечания, то новые замечания являются необоснованными.

Уточнение иска принято судом.

Представитель административного ответчика по доверенности Горб В.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд применительно к требованиям об оспаривании отказов в государственной регистрации, принятых в 2018 году, а также в связи с наличием законных оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, так как основанием для принятия решений об отказе послужило противоречие устава общественного объединения законодательству Российской Федерации, вне зависимости от того, первично или повторно представлены на государственную регистрацию документы, специалист рассматривает все документы в полном объеме, рассмотрение документов на предмет соответствия ранее представленным документам Административным регламентом не предусмотрено.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд установил, что 05.07.2018 Винник С.А. обратился в Управление Минюста России по Омской области с заявлением о государственной регистрации межрегиональной общественной организации «Объединение украинцев России», 31.07.2018 Управлением Минюста России по Омской области принято решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации в соответствии с п.1 ч.1 ст.23 Федерального закона № 82-ФЗ в связи с использованием в наименовании организации официального наименования «Россия», 31.07.2018 уведомление направлено заявителю посредством почтовой связи, 08.08.2018 вручено Винник С.А.; ДД.ММ.ГГГГ Винник С.А. обратился в Управление Минюста России по Омской области с заявлением о регистрации межрегиональной общественной организации «<данные изъяты>», 12.09.2018 Управлением Минюста России по Омской области принято решение об отказе в государственной регистрации данной организации в связи с противоречием устава законодательству Российской Федерации и оформление в ненадлежащем порядке представленных для государственной регистрации документов, 12.09.2018 уведомление направлено заявителю посредством почтовой связи, 21.09.2018 уведомление вручено Винник С.А.; 04.10.2018 Винник С.А. обратился в Управление Минюста России по Омской области с заявлением о государственной регистрации межрегиональной общественной организации «<данные изъяты>», 31.10.2018 Управлением Минюста России по Омской области принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с противоречием устава общественного объединения законодательству Российской Федерации, оформлением в ненадлежащем порядке представленных для государственной регистрации документов, наличием в представленных документах недостоверной информации; ДД.ММ.ГГГГ уведомление направлено заявителю посредством почтовой связи, 03.11.2018 уведомление вручено заявителю.

При рассмотрении требований Винник С.А. о признании незаконными указанных отказов в государственной регистрации, принятых в 2018 году, о которых административному истцу стало известно, соответственно, 08.08.2018, 21.09.2018, 03.11.2018 года, суд пришёл к выводу о пропуске административным истцом трёхмесячного срока обращения в суд, установленного в ст. 219 КАС РФ.

В ходе судебного разбирательства наличия уважительных причин пропуска подачи административного иска, законных оснований для его восстановления судом не установлено, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца о признании незаконными действий (бездействия) Управления Министерства юстиции РФ по Омской области, выразившихся в не полном и не всестороннем рассмотрении пакета документов, представленного на регистрацию Межрегиональной общественной организации «Украинцы России» (уведомление об отказе в регистрации исх. от 31.07.2018 года); о признании незаконными действий (бездействия) Управления Министерства юстиции РФ по Омской области, выразившихся в не полном и не всестороннем рассмотрении пакета документов, представленного на регистрацию межрегиональной общественной организации «<данные изъяты>» (уведомление об отказе в регистрации исх. исх. от 02.09.2018 года, исх. от 31.10.2018 года).

Судом установлено, что 17.05.2019 Винник С.А. обратился в Управление Минюста России по Омской области с заявлением о государственной регистрации межрегиональной общественной организации «Культурно-образовательное объединение «<данные изъяты>».

30.05.2019 Управлением Минюста России по Омской области принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что согласно представленным для государственной регистрации документам организация является межрегиональной, пунктом 1.8 Устава её территориальная сфера деятельности - Омская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Москва и Московская область (4 субъекта Российской Федерации), вместе с тем, для государственной регистрации предоставлены протоколы общих собраний только трёх структурных подразделений (отделений) организации; в протоколе общего собрания от 11.03.2019 года о создании Московского отделения организации его территорией деятельности определены город Москва и Московская область, вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации город федерального значения Москва и Московская область являются самостоятельными субъектами Российской Федерации, следовательно, для осуществления деятельности межрегиональной общественной организации на территории каждого из этих субъектов необходимо создание своего отделения; кроме того, в нарушение статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82- ФЗ «Об общественных объединениях» положениями пунктов 2.1., 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5, 2.2.7 Устава территориальная сфера деятельности организации распространена на территорию Российской Федерации, пункты 3.5.5 и абзац 5 пункта 4.9 Устава, согласно которым определение размера и порядка уплаты вступительных и членских взносов отнесено к компетенции Правления организации, противоречат пункту 1 статьи 123.7 Гражданского кодека Российской Федерации, в соответствии с которым решение указанных вопросов отнесено к исключительной компетенции высшего органа общественной организации; в нарушение пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ и пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе организации не определены источники формирования денежных средств и иного имущества организации, права организации и её структурных подразделений по управлению имуществом; пункт 4.3, абзац 14 пункта 4.6 Устава, предусматривающие возможность принятия решения путём заочного голосования, в том числе и по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления, не соответствуют пункту 4.1 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому решение высшего органа управления по вопросам исключительной компетенции не может быть принято путем проведения заочного голосования; в нарушение пункта 4 части 1 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ и пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ в уставе организации не определены компетенция и срок полномочий председателя правления и директора организации (пункт 7.3 Устава); в нарушение пункта 2.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, на страницах 10, 12, 20 заявления заполнен элемент адреса для городов федерального значения Москва и Санкт- Петербург, 30.05.2019 уведомление направлено заявителю посредством почтовой связи, 01.06.2019 уведомление вручено заявителю.

Суд обращает внимание на то, что самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации от 30.05.2019 года послужило не только несоответствие устава организации действующему законодательству, но и неправильное оформление заявления Винник С.А. о государственной регистрации некоммерческой организации.

14.06.2019 Винник С.А. обратился в Управление Минюста России по Омской области с заявлением о государственной регистрации межрегиональной общественной организации «Культурно-образовательное объединение «<данные изъяты>»,

11.07.2019 Управлением Минюста России по Омской области принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что в соответствии с пунктом 3.1 Устава членами организации могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, что не соответствует части 2 статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами; абзацы 1, 19 пункта 4.3 Устава, предусматривающие возможность принятия решения путем заочного голосования по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления, не соответствуют пункту 4.1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому решение высшего органа управления по вопросам его исключительной компетенции не может быть принято путем проведения заочного голосования; абзац 42 пункта 4.3 Устава, предусматривающий возможность участия в заочном голосовании представителя члена организации, не соответствует федеральному законодательству, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 65.1, пунктом 1 статьи 65.3 и статьей 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративной некоммерческой организацией признается юридическое лицо, основанное на добровольном или в установленных законом случаях обязательном членстве, учредители корпорации приобретают право участия (членства) в них, то есть корпоративные права и обязанности, формируют высший орган корпорации (общее собрание членов (участников) либо съезд, конференцию или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом в случае, если общее число членов корпорации составило более ста; пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ в качестве одного из корпоративных прав предусмотрено исключительное право членов корпорации на участие в управлении её деятельностью, а пунктом 4 той же статьи - обязанность членов корпорации участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений, при этом согласно пункту 3 статьи 123.6 ГК РФ членство в общественной организации неотчуждаемо, осуществление прав члена общественной организации не может быть передано другому лицу, то есть, действующее законодательство предусматривает непосредственное (личное) участие членов корпорации (общественной организации) в её управлении и реализацию прав членов, а также исполнение ими своих обязанностей; в нарушение пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ в уставе не определен порядок принятия решений общим собранием членов, проводимом в заочной форме (простым или квалифицированным большинством голосов); часть 3 пункта 4.6.11 Устава, предусматривающая принятие решения общим собранием по всем вопросам простым большинством голосов присутствующих членов организации, противоречит пункту 4 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому решение общего собрания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

11.07.2019 уведомление направлено заявителю посредством почтовой связи, 16.07.2019 уведомление вручено заявителю.

При оценке доводов административного истца о том, что замечания к уставу организации, указанные в отказе от государственной регистрации от 11.07.2019 года, могли быть, но не были указаны в качестве причин отказа в государственной регистрации от 30.05.2019 года, что, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконности отказа в государственной регистрации от 11.07.2019 года, судом приняты во внимание объяснения представителя административного ответчика о том, что основанием для отказа в государственной регистрации от 30.05.2019 года послужили не только замечания к уставу организации, но и несоответствие заявления о государственной регистрации предъявляемым к нему требованиям, а также доводы о том, что в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 №455 года, уполномоченный специалист территориального органа до принятия решения о государственной регистрации обязан проверить соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

В связи с этим, суд полагает обоснованным согласиться с мнением административного ответчика о том, что вне зависимости от первичного или повторного предоставления документов на государственную регистрацию Управление Минюста России по Омской области рассматривает все представленные документы в полном объеме, при этом, рассмотрение документов на предмет соответствия ранее представленным документам действующим законодательством не предусмотрено.

Доводы административного истца об обратном судом проанализированы и отклонены, поскольку они основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

С учётом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав административного истца при указанных в административном иске обстоятельствах, законности действий административного ответчика при рассмотрении пакета документов, представленного на регистрацию межрегиональной общественной организации «Культурно-образовательное объединение «<данные изъяты>» (уведомления об отказе в регистрации исх. от 30.05.2019 года, исх. от 11.07.2019 года), в связи с чем, полагает обоснованным отказать в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░.

░░░░░                             ░░░░░░░                                                 ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.10.2019 ░░░░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2а-3963/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Винник Сергей Алексеевич
Другие
Винник С.А.
Управление Министерства юстиции РФ по Омской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Омск
Дело на сайте суда
kuybcourt.oms.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация административного искового заявления
02.09.2019Передача материалов судье
04.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2019Подготовка дела (собеседование)
17.06.2020Регистрация административного искового заявления
17.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Подготовка дела (собеседование)
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее