УИД:№
Дело № 2а-165/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Завитинск 18 мая 2020 г.
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Югай Л.А.,
при секретаре судебного заседания Бойко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Завитинского района Амурской области к ОСП по Завитинскому району УФССП по Амурской области, УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Завитинского района Амурской области обратилась в суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что 13.12.2018 решением Завитинского районного суда Амурской области признано незаконным бездействие администрации Завитинского района по непроведению лесоустройства, непринятию мер к разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района Амурской области на площади 1206 га; на администрацию Завитинского района Амурской области возложена обязанность в срок до 31.12.2019 принять меры по проведению лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га; в срок до 31.12.2019 принять меры к обеспечению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га. Работа по исполнению указанного решения суда была начата с января 2019 г. и велась в течении всего 2019 г.
14.01.2019 главой Завитинского района утвержден план мероприятий по обеспечению исполнения решения Завитинского районного суда Амурской области от 13.12.2018 по вопросу проведения лесоустройства в отношении лесов расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га и разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в срок до 31.12.2019.
распоряжением главы Завитинского района № 20 создана комиссия повопросам организации проведения обследования территорий населенных пунктов входящих в состав Завитинского района, на наличие (отсутствие) земельных участков, покрытых лесами (городских лесов) и составления данных о лесах, расположенных на землях населенных пунктов.
главой Завитинского района утвержден план-график проведения обследования территорий населенных пунктов входящих в состав Завитинского района, на наличие (отсутствие) земельных участков, покрытых лесами в границахнаселенных пунктов.
состоялось заседание комиссии по вопросам организации проведения обследования территорий населенных пунктов, входящих в состав Завитинского района, на наличие (отсутствие) земельных участков, покрытых лесами (городских лесов) и составления данных о лесах, расположенных на землях населенных пунктов на котором было решено:организовать обследование населенных пунктов в пределах муниципального образования Завитинский район с целью выявления наличия или отсутствия в границах населенных пунктов земельныхучастков, покрытых лесами в срок с 05 марта 2019 по 07 мая 2019; главам городского и сельских поселений Завитинского района провести уточнение границ населенных пунктов в соответствии с генеральными планами, также определить наличие в генеральных планах и в правилах землепользования застройки рекреационных зон входящих в них земельные участки, покрытые лесами, либо зон «городских лесов»; по результатам проведенных обследований принять решение о проведении главами соответствующих поселений землеустроительных работ в отношении выявленных земельных участков, покрытых лесами в границах их населенных пунктов и внесения данных о них в ЕГРН; провести встречу с работниками Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры Амурской области по вопросу эффективности проведения лесоустроительных работ и разработке лесных регламентов в отношении выявленных земельных участков, покрытых лесами.
В период с 05.03.2019 по 17.05.2019 комиссией проведены обследования территорий 21 населенного пункта, входящих в состав Завитинского района согласно вышеуказанного плана-графика. 11.06.2019 состоялось очередное заседание комиссии, на котором решено обратиться в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области для дачи разъяснений критериев определения «леса», а также оказания консультационной помощи специалиста в определении земельных участков покрытых лесами (городскими лесами) из всех обследованных населенных пунктов ввиду наличия разногласий по методике определения наличия «городских лесов» на территории населенных пунктов района у членов комиссии и невозможности выработки единого мнения.
14.06.2019 в адрес министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности лесов Амурской области направлено письмо с просьбой оказать разъяснительную и консультативную помощь, ввиду отсутствия четкого понятия «леса», «городского леса», в виду того, что членами комиссии не удалось выработать единого мнения по вопросу отнесения выявленных земельных участков в границах населенных пунктов района, покрытых древесно-кустарниковой растительностью к лесам или городским лесам.
23.07.2019 в администрацию Завитинского района поступил ответ с министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что в целях определения в границах населенных пунктов района площадей, покрытых древесно-кустарниковой растительностью, необходимо проведение лесоустройства. С этой целью министерством было предложено обратиться в специализированную лесоустроительную организацию Амурский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект».
26.08.2019 в адрес Амурского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» направлено письмо с просьбой направить в адрес администрации Завитинского района предложение начальной максимальной цены контракта по проведению лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинский район Амурской области, а также разработке и утверждении лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинский район Амурской области.
11.09.2019 с ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» поступил ответ, что в связи с отсутствием в документах территориального планирования и градостроительного зонирования Завитинского района данных о землях населенных пунктов и отсутствия картографического материала и таксационных описаний необходимо проведение подготовительных работ по лесоустройству и межеванию территории для уточнения площади лесов, которая по данным ГЛР составляет 1206 га. Исходя из вышеизложенного ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» предложил заключить договор на выполнение подготовительных работ по уточнению границ земель населенных пунктов, включающих в себя: Запрос сведений из ЕГРН; Запрос сведений в Росреестре из Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства;Запрос материалов утвержденных границ населенных пунктов (планы) и видов разрешенного к использованию земель в администрации района; Проецирование снимков в местную систему координат (МСК28).Так же ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» предложил заключить договор на выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов включающих в себя: Заказ материалов ДЗЗ (космоснимков) с разрешением 1 метр/пиксель на испрашиваемую территорию; Привязка планов населенных пунктов к материалам ДЗЗ;Векторизация материалов ДЗЗ;Уточнение наличия лесов по данным Государственного фонда данных и обработка материалов ДЗЗ;Изготовление картографического материала;По полученным данным составление краткой пояснительной записки.
Без проведения подготовительных работ по уточнению границ и площади лесов, расположенных на землях населенных пунктов, определить стоимость проведения лесоустройства не представлялось возможным.
в адрес заместителя начальника финансового отдела администрации Завитинского района направлено письмо с просьбой сообщить о возможности выделения финансовых средств в размере 360000 руб. на 2019 год, для возможности проведения аукциона по заключению договоров на выполнение подготовительных работ по уточнению границ земель населенных пунктов, а также работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов Завитинского района, на которое поступил ответ, что финансовые средства в бюджете Завитинского района на работы по лесоустройству не планировались. Выделение финансовых средств невозможно.
в адрес глав сельских поселений и главы города Завитинска направлены запросы о заложении финансовых средств на проведение лесоустроительных работ в границах населенных пунктов на 2019 и в каком объеме.
В период с 24.09.2019 по 03.10.2019 в адрес администрации Завитинского района поступили письма от глав сельсоветов Завитинского района о том, что в бюджетах сельсоветов на 2019 год денежные средства на организацию использования, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов особо охраняемых территорий расположенных в границах населенных пунктов сельсоветов не запланированы. При формировании бюджетов сельсоветов на 2020 год будут заложены средства на исполнение данных полномочий.
администрация Завитинского района обратилась в Завитинский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда.
До вынесения решения по вопросу об отсрочке исполнения решения суда 20 ноября 2019 между главами сельсоветов Завитинского района, а также главой города Завитинска с ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» заключены договора на оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов Завитинского района, по окончании которых 05.02.2020 Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» в администрацию Завитинского района предоставлены акты об оказании услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Куприяновского, Преображеновского, Иннокентьевского, Белояровского, Верхнеильиновского, Албазинского, Болдыревского, Антоновского, Успеновского сельсоветов и городского поселения «Город Завитинск». Без выполнения вышеуказанных работ проведение работ по лесоустройству было невозможным, администрация Завитинского района в данный период также не имела возможности сократить срок выполнения данного вида работ. 25.11.2019 определением Завитинского районного суда заявление администрации Завитинского района об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда оставлено без удовлетворения.
04.02.2019 судебным приставом - исполнителем ОСП по Завитинскому району возбуждено исполнительное производство № 3172/20/28007-ИП в отношении администрации Завитинского района по не исполнению решения Завитинского районного суда по делу № 2а-270/2018 от 13.12.2018. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебнымприставом-исполнителем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе, а также предупреждение о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор. В срок, установленный судебным приставом исполнителем решение Завитинского районного суда не было исполнено, в связи с тем, что 04.03.2020 в адрес администрации Завитинского района от Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» поступила информация о результатах работ по камеральному выделению лесных площадей по материалам космической съемки (схемы расположения городских лесов в границах населенных пунктов и сведения по лесным насаждениям).После проведения подготовительных работ по информации Федеральногогосударственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» на территории Антоновского, Болдыревского, Белояровского сельсоветов Завитинского района лесных площадей не выявлено, в связи с чем, с данными сельсоветами Завитинского района заключение договоров на выполнение работ по таксации лесов не требуется. 11.03.2020 между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» и главой города Завитинска и главами Успеновского, Преображеновского, Куприяновского, Иннокентьевского, Верхнеильиновского, Албазинского сельсоветов Завитинского района заключены договоры по проведению лесоустройства, а именно по выполнению работ по таксации лесов с проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в границах населенных пунктов вышеуказанных сельсоветов Завитинского района, на общей площади 86,1 га. Срок окончания выполнения работ, согласно договоров 30.08.2020, только после проведения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» данного вида работ, возможна разработка лесохозяйственных регламентов для Завитинского района.В связи с тем, что согласно заключенных договоров главами городского исельских поселений, на территории населенных пунктов на которых выявлены участки, покрытые лесами от 11.03.2020 с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» на выполнение работ по таксации лесов с проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в границах населенных пунктов района и срок выполнения данных видов работ установлен неранее 30.08.2020, у администрации Завитинского района отсутствовала реальная возможность далее исполнить решение Завитинского районного суда от 13.12.2018, по независящим от администрации района причинам и исполнения исполнительного документа, возбужденного 04.02.2020 судебным приставом - исполнителем ОСП по Завитинскому району, в связи с чем, администрация вынуждена была 26.03.2020 обратиться в Завитинский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения исполнительного документа. Определением Завитинского районного суда от 21.04.2020 заявление администрации оставлено без удовлетворения. Администрацией Завитинского района приняты меры по исполнению решения суда. В настоящее время заключены договоры на выполнение работ по таксации лесов с проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов границах населенных пунктов вышеуказанных сельсоветов Завитинского района. На данном этапе, в период выполнения вышеуказанных видов работ ФГБ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» администрация Завитинского района не имеет возможности самостоятельного исполнения решения Завитинского районного суда от 13.12.2018, в связи с чем, вина в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.На основании изложенного, просит суд освободить администрацию Завитинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Из письменных дополнений к заявлению об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поступивших в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время администрацией Завитинского района организована работа по лесоустройству на площади 86,1 га, установленной специализированной организацией ФГБ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» в ходе выполнения подготовительных работ по лесоустройству, при этом администрация Завитинского района не имеет какую либо возможность воздействовать на сокращение сроков проведения вышеуказанных работ, а именно, их выполнение ранее 30.08.2020.
Представители Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры, администрации Завитинского района, Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области; ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области, судебный пристав-исполнитель ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области Неженская Л.В., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, при этом представитель администрации Завитинского района Амурской области направил в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с производственной занятостью, представитель Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры в своем ходатайстве направленном посредством телефонограммы, просил о рассмотрении дела без его участия, при этом просил принять решение по делу по усмотрению суда. От остальных участников процесса заявлений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.
Явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась. При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы административного дела, материалы дела 2а-270/2018 в необходимом объеме суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Завитинского районного суда Амурской области от 13.12.2018 по результатам рассмотрения административного дела № 2а-270/2018 по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Завитинского района Амурской области о признании незаконным бездействия по непроведению лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и возложенииобязанностей по их проведению, разработке и утверждению, административное исковое заявление Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора было удовлетворено – признано незаконным бездействие администрации Завитинского района по непроведению лесоустройства, непринятию мер к разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района Амурской области на площади 1206 га; на администрацию Завитинского района Амурской области возложена обязанность в срок до 31.12.2019 принять меры по проведению лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га, а также возложена обязанность в срок до 31.12.2019 принять меры к обеспечению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га.
В апелляционном порядке решение Завитинского районного суда Амурской области от 13.12.2018, в том числе в части срока, установленного для его исполнения, обжаловано не было, вступило в законную силу 19.01.2019.
Сопроводительным письмом Завитинского районного суда Амурской области от 22.11.2019 на основании заявления взыскателя, поступившего в адрес суда 22.11.2019, в адрес Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры был направлен исполнительный лист серии ФС № 013412034 в отношении должника – администрации Завитинского района Амурской области, выданный на основании вступившего в законную силу решения Завитинского районного суда Амурской области от 13.12.2018.
03.02.2020 указанный исполнительный документ поступил для принудительного исполнения в ОСП по Завитинскому району.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Завитинскому району от 04.02.2020 на основании исполнительного листа серии № было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Завитинского района.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии данного постановления. Также в постановлении имеется предупреждение о том, что в случае неисполнения должником исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей как с должника - организации.
27.04.2020 судебным приставом - исполнителем ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области Неженской Л.В. в связи с неисполнением должником по исполнительному производству №-ИП возложенной судебным решением обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по проведению лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га, а также в срок до 31.12.2019 принять меры к обеспечению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га, вынесено постановление о взыскании с администрации Завитинского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Администрация Завитинского района в судебном порядке просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 6 указанного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Часть 7 ст. 112 указанного Федерального закона при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что 11.03.2020 между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» и главой города Завитинска, главами Успеновского, Преображеновского, Куприяновского, Иннокентьевского, Верхнеильиновского, Албазинского сельсоветов Завитинского района заключены договоры по проведению лесоустройства, а именно по выполнению работ по таксации лесов с проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в границах населенных пунктов вышеуказанных сельсоветов Завитинского района, на общей площади 86,1 га., поскольку в ходе выполнения ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» подготовительных работ по лесоустройству было установлено, что в границах населенного пункта Завитинского района имеется именно 86,1 га земельных участков покрытых лесами, а не 1026 га, как было указано ранее. Срок окончания выполнения работ, согласно договоров 30.08.2020, только после проведения ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» данного вида работ, возможна разработка лесохозяйственных регламентов для Завитинского района. На данном этапе, в период выполнения вышеуказанных видов работ ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» у администрации Завитинского района, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствовала возможность исполнить решение Завитинского районного суда в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок, по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ, т.е. на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяется, в частности, следующая категория – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, к которым, в том числе, относятся городские леса (пп.«г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ).
В силу ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 70 ЛК РФ предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено ЛК РФ. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Правила проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», и содержат требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Положениями ст. 87 Лесного Кодекса РФ установлено, что лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления на срок до 10 лет.
Пункт 4 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72, предусматривает, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (п.п. 9-11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72).
Согласно п.п. 19, 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относитсяорганизация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов; осуществление муниципального лесного контроля.
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные в частности п. 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения) части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу п. 29 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе осуществление муниципального лесного контроля.
Согласно ч.ч. 2, 4ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Судом установлено, что в целях исполнения решения Завитинского районного суда Амурской области от 13.12.2018 г. заключены следующие договора:
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией Антоновского сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/83, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Антоновского сельсовета Завитинского района Амурской области;
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией Болдыревского сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/84, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Болдыревского сельсовета Завитинского района Амурской области;
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией Албазинского сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/85, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Албазинского сельсовета Завитинского района Амурской области;
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией Куприяновского сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/86, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Куприяновского сельсовета Завитинского района Амурской области;
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией Белояровского сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/87, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Белояровского сельсовета Завитинского района Амурской области;
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией Иннокетьевского сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/88, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Иннокетьевского сельсовета Завитинского района Амурской области;
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией Верхнеильиновского сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/89, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области;
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией Преображеновского сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/90, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Преображеновского сельсовета Завитинского района Амурской области;
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией Успеновского сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/91, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав Успеновского сельсовета Завитинского района Амурской области;
20.11.2019 г. между ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» (Исполнитель) и администрацией города Завитинска сельсовета Завитинсккого района (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 043/92, предметом которого является оказание услуг по уточнению границ земель населенных пунктов и выполнение подготовительных работ по лесоустройству лесов на землях населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования городское поселение «Город Завитинск» Амурской области.
В результате проведенных работ в адрес администрации Завитинского района 14.02.2020 г. за № 02/57 поступило сообщение ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект», что по результатам выполнения подготовительных работ проведение лесоустройства в границах населенных пунктов Завитинского района (включая работы по таксации лесов с проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) необходимо по 6 (шести) сельским муниципальным образованиям- сельсоветам со статусом сельского поселения и одному городскому муниципальному образованию со статусом городского поселения. На оставшихся трех сельских муниципальных образованиях – сельсоветах со статусом сельского поселения таксация лесов не требуется.
Согласно представленным 04.03.2020 № 02/92 ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» сведениям о лесных насаждениях по населенным пунктам, расположенным на территории Завитинского района, необходимо проведение работ по лесоустройству на территория Албазинского, Куприяновского, Иннокетьевского, Верхнеильиновского, Преображеновского, Успеновского сельсоветов, муниципального образования городское поселение «Город Завитинск», общей площадью 86,1 га.
В целях проведения работ по лесоустройству сФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» заключены следующие договора по выполнению работ по таксации лесов с проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов: от 11.03.2020 № 043/22 в границах населенных пунктов Албазинского сельсовета Завитинского района Амурской области, на общей площади 1,6 га; от 11.03.2020 № 043/23 в границах населенных пунктов Куприяновского сельсовета Завитинского района Амурской области, на общей площади 8 га; от 11.03.2020 № 043/24 в границах населенных пунктов Иннокентьевского сельсовета Завитинского района Амурской области, на общей площади 2,8 га; от 11.03.2020 № 043/25 в границах населенных пунктов Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области, на общей площади 8,7 га;от 11.03.2020 № 043/26 в границах населенных пунктов Преображеновского сельсовета Завитинского района Амурской области, на общей площади 2,6 га; от 11.03.2020 № 043/27 в границах населенных пунктов Успеновского сельсовета Завитинского района Амурской области, на общей площади 1,6 га; от 11.03.2020 № 043/28 в границах городского поселения «город Завитинск» Амурской области, на общей площади 60,8 га. Сроки окончания выполнения работ по указанным договорам 30.08.2020 г.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что администрацией Завитинского района предпринимались необходимые меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по не зависящим от должника причинам, поскольку в период выполнения работ ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» по заключенным договорам с вышеуказанными сельсоветами Завитинского района администрация Завитинского района не имеет возможности самостоятельного исполнения решения Завитинского районного суда Амурской области от 13.12.2018 в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации Завитинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Завитинского района Амурской области удовлетворить.
Освободить администрацию Завитинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП по исполнению требований исполнительного листа серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Завитинским районным судом <адрес> по гражданскому делу № 2а-270/2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.А. Югай
Решение в окончательной форме принято 22.05.2020 года.