Решение по делу № 2-280/2022 от 09.03.2022

дело № 2 - 280/2022

10RS0013-01-2022-000341-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2022 года                                                                                          город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                            Панасенко Н.В.,
при секретаре                                                                                                      Альмададха О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменко Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Баранцевой Н.А. о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, признании сделки недействительной, обязании заключить договор аренды земельного участка,

у с т а н о в и л :

Кузьменко Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. ему отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым , площадью 6156 кв.м., вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Считая отказ незаконным, истец указывает на проведение им работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, переводу земельного участка из категории «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», изменению вида разрешенного использования. Отмечая, что оспариваемый отказ нарушает его законные права и интересы, препятствует в реализации права на получение земельного участка, истец просил признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. .4-21, обязать ответчика заключить договор аренды земельного участка с кадастровым .

хх.хх.хх г. суд перешел к рассмотрению дела по административному исковому заявлению Кузьменко Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия по правилам гражданского судопроизводства.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Баранцева Н.А.

Впоследствии истец изменил исковые требования, просит признать незаконными отказы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым , выраженные в письме от хх.хх.хх г. и в письме от хх.хх.хх г. , признать договор аренды земельного участка с кадастровым от хх.хх.хх г. м/20, заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия с Баранцевой Н.А., недействительным, обязать Баранцеву Н.А. возвратить земельный участок по акту приема-передачи, обязать ответчика заключить договор аренды земельного участка с истцом.

В судебном заседании истец, его представитель Ермолинская Т.В. исковые требования поддержали.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о рассмотрении дела, представлены возражения на иск.

Баранцева Н.А. в судебном заседании участия не принимала, извещена о рассмотрении дела, ее представитель Трифонов П.А. с иском не согласился.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предварительной согласовании предоставления земельного участка площадью 6156 кв.м в аренду для сенокошения, образуемого в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале .

Распоряжением Министерства от хх.хх.хх г. -м/20 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6156 кв.м, расположенного по адресу: ..., кадастровый квартал и предварительно согласовано предоставление земельного участка. Срок действия распоряжения - 2 года. На основании указанного распоряжения земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый .

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым из категории земель «земли запаса» в «земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. -р-П отказано в переводе земельного участка с кадастровым из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием целевого назначения земельного участка генеральному плану Шуйского сельского поселения.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в аренду для сенокошения.

Письмом Министерства от хх.хх.хх г. .4-21 заявителю отказано в связи с тем, что земельный участок находится в составе земель запаса и его использование допускается только после перевода из одной категории в другую.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. повторно обратился с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. р-П принято решение о переводе указанного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.

хх.хх.хх г. письмом отказано в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в связи с тем, что вид разрешенного использования «запас» не соответствует цели использования земельного участка, указанному в заявлении.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н, обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. -м/20р изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым «запас» на вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Министерство хх.хх.хх г. сообщило истцу о направлении письма в Управление Росрестра по Республике Карелия об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а хх.хх.хх г. проинформировало Кузьменко Н.Н. об установлении в отношении земельного участка с кадастровым вида разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

хх.хх.хх г. в Министерство обратилась Баранцева Н.А. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и предоставлении его в аренду на основании п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

хх.хх.хх г. в Министерство обратился Кузьменко Н.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

хх.хх.хх г. в ответ на заявление Баранцевой Н.А. Министерство подготовило проект договора аренды земельного участка с кадастровым , который Баранцева Н.А. получила хх.хх.хх г.

Письмом от хх.хх.хх г. .4-21 Кузьменко Н.Н. отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду в связи с принятием решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка Баранцевой Н.А. в аренду.

хх.хх.хх г. между Министерством и Баранцевой Н.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках сроком на 20 лет.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. № 390-П Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подпунктом 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Пунктом 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п.4 указанной статьи рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

Согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Исходя из подп.14 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Из материалов дела следует, что первоначально Кузьменко Н.Н. обращался в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 6156 кв.м в аренду для сенокошения, его заявление было удовлетворено, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указан вид разрешенного использования - «запас», категория земель - земли запаса, предварительно согласовано предоставление земельного участка.

Кадастровые работы в связи с образованием земельного участка были проведены истцом, земельный участок поставлен на кадастровый учет хх.хх.хх г., ему присвоен кадастровый , определена площадь - 6156 кв.м.

Согласно п.15 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Срок действия распоряжения, которым была утверждена схема расположения земельного участка и предварительно согласовано предоставление земельного участка истцу, истек хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении этого земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.

Исходя из положений ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающей лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, возникновение права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставляется лицу.

Поскольку на момент подачи истцом заявления вид разрешенного использования земельного участка не был изменен, у ответчика не имелось законных оснований для предоставления земельного участка для указанных заявителем целей.

Отказ Министерства, выраженный в письме от 23 декабря 2021 г. № 35498/2.4-21 не оспаривался истцом, напротив, 23 декабря 2021 г. он обратился в Министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. О несогласии с решением ответчика истец заявил только 19 мая 2021 г. путем подачи заявления об увеличении исковых требований, т.е. с пропуском установленного трехмесячного срока для обжалования решений и действий государственных органов.

Довод истца о том, что Министерство имело возможность самостоятельно, без его обращения, изменить вид разрешенного использования, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа от хх.хх.хх г.

При таких обстоятельствах судом отклоняется довод истца о том, что его обращение о предоставлении земельного участка следует считать поступившим в уполномоченный орган хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. поступило заявление от Баранцевой Н.А. об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и предоставлении его ей в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Заявление от Баранцевой Н.А. было принято ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», ему присвоен входящий от хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. Министерством изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», истец уведомлен об обращении в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением об изменении вида разрешенного использования.

Исходя из приведенных положений ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации заявление подлежало рассмотрению в течение тридцати дней со дня его поступления и результатом его рассмотрения могло являться два решения: либо о подготовке проекта договора аренды либо об отказе в предоставлении земельного участка. Министерство подготовило и хх.хх.хх г. направило Баранцевой Н.А. проект договора аренды для подписания.

В соответствии с п.п.2 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

Поскольку заявление Кузьменко Н.Н. о предоставлении земельного участка было принято после поступления заявления от Баранцевой Н.А., а именно хх.хх.хх г., принятое Министерством решение от хх.хх.хх г. .4-21 не противоречит требованиям земельного законодательства.

Между Баранцевой Н.А. и Министерством заключен договор аренды земельного участка, сведения об обременении земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п.1 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

В силу п.2 указанной статьи при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с п.1 ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Исходя из п.2 данной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Учитывая, что судом не установлены нарушения требований закона при предоставлении земельного участка, оснований для признания сделки недействительной не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Кузьменко Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Баранцевой Н.А. о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, признании сделки недействительной, обязании заключить договор аренды земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                      Н.В.Панасенко

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2022 г.

дело № 2 - 280/2022

10RS0013-01-2022-000341-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2022 года                                                                                          город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                            Панасенко Н.В.,
при секретаре                                                                                                      Альмададха О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменко Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Баранцевой Н.А. о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, признании сделки недействительной, обязании заключить договор аренды земельного участка,

у с т а н о в и л :

Кузьменко Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. ему отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым , площадью 6156 кв.м., вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Считая отказ незаконным, истец указывает на проведение им работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, переводу земельного участка из категории «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», изменению вида разрешенного использования. Отмечая, что оспариваемый отказ нарушает его законные права и интересы, препятствует в реализации права на получение земельного участка, истец просил признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. .4-21, обязать ответчика заключить договор аренды земельного участка с кадастровым .

хх.хх.хх г. суд перешел к рассмотрению дела по административному исковому заявлению Кузьменко Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия по правилам гражданского судопроизводства.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Баранцева Н.А.

Впоследствии истец изменил исковые требования, просит признать незаконными отказы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым , выраженные в письме от хх.хх.хх г. и в письме от хх.хх.хх г. , признать договор аренды земельного участка с кадастровым от хх.хх.хх г. м/20, заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия с Баранцевой Н.А., недействительным, обязать Баранцеву Н.А. возвратить земельный участок по акту приема-передачи, обязать ответчика заключить договор аренды земельного участка с истцом.

В судебном заседании истец, его представитель Ермолинская Т.В. исковые требования поддержали.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о рассмотрении дела, представлены возражения на иск.

Баранцева Н.А. в судебном заседании участия не принимала, извещена о рассмотрении дела, ее представитель Трифонов П.А. с иском не согласился.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предварительной согласовании предоставления земельного участка площадью 6156 кв.м в аренду для сенокошения, образуемого в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале .

Распоряжением Министерства от хх.хх.хх г. -м/20 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6156 кв.м, расположенного по адресу: ..., кадастровый квартал и предварительно согласовано предоставление земельного участка. Срок действия распоряжения - 2 года. На основании указанного распоряжения земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый .

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым из категории земель «земли запаса» в «земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. -р-П отказано в переводе земельного участка с кадастровым из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием целевого назначения земельного участка генеральному плану Шуйского сельского поселения.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в аренду для сенокошения.

Письмом Министерства от хх.хх.хх г. .4-21 заявителю отказано в связи с тем, что земельный участок находится в составе земель запаса и его использование допускается только после перевода из одной категории в другую.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. повторно обратился с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. р-П принято решение о переводе указанного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.

хх.хх.хх г. письмом отказано в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в связи с тем, что вид разрешенного использования «запас» не соответствует цели использования земельного участка, указанному в заявлении.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н, обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. -м/20р изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым «запас» на вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Министерство хх.хх.хх г. сообщило истцу о направлении письма в Управление Росрестра по Республике Карелия об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а хх.хх.хх г. проинформировало Кузьменко Н.Н. об установлении в отношении земельного участка с кадастровым вида разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

хх.хх.хх г. в Министерство обратилась Баранцева Н.А. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и предоставлении его в аренду на основании п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

хх.хх.хх г. в Министерство обратился Кузьменко Н.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

хх.хх.хх г. в ответ на заявление Баранцевой Н.А. Министерство подготовило проект договора аренды земельного участка с кадастровым , который Баранцева Н.А. получила хх.хх.хх г.

Письмом от хх.хх.хх г. .4-21 Кузьменко Н.Н. отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду в связи с принятием решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка Баранцевой Н.А. в аренду.

хх.хх.хх г. между Министерством и Баранцевой Н.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках сроком на 20 лет.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. № 390-П Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подпунктом 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Пунктом 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п.4 указанной статьи рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

Согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Исходя из подп.14 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Из материалов дела следует, что первоначально Кузьменко Н.Н. обращался в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 6156 кв.м в аренду для сенокошения, его заявление было удовлетворено, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указан вид разрешенного использования - «запас», категория земель - земли запаса, предварительно согласовано предоставление земельного участка.

Кадастровые работы в связи с образованием земельного участка были проведены истцом, земельный участок поставлен на кадастровый учет хх.хх.хх г., ему присвоен кадастровый , определена площадь - 6156 кв.м.

Согласно п.15 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Срок действия распоряжения, которым была утверждена схема расположения земельного участка и предварительно согласовано предоставление земельного участка истцу, истек хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении этого земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.

Исходя из положений ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающей лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, возникновение права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставляется лицу.

Поскольку на момент подачи истцом заявления вид разрешенного использования земельного участка не был изменен, у ответчика не имелось законных оснований для предоставления земельного участка для указанных заявителем целей.

Отказ Министерства, выраженный в письме от 23 декабря 2021 г. № 35498/2.4-21 не оспаривался истцом, напротив, 23 декабря 2021 г. он обратился в Министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. О несогласии с решением ответчика истец заявил только 19 мая 2021 г. путем подачи заявления об увеличении исковых требований, т.е. с пропуском установленного трехмесячного срока для обжалования решений и действий государственных органов.

Довод истца о том, что Министерство имело возможность самостоятельно, без его обращения, изменить вид разрешенного использования, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа от хх.хх.хх г.

При таких обстоятельствах судом отклоняется довод истца о том, что его обращение о предоставлении земельного участка следует считать поступившим в уполномоченный орган хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. поступило заявление от Баранцевой Н.А. об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и предоставлении его ей в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Заявление от Баранцевой Н.А. было принято ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», ему присвоен входящий от хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. Министерством изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», истец уведомлен об обращении в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением об изменении вида разрешенного использования.

Исходя из приведенных положений ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации заявление подлежало рассмотрению в течение тридцати дней со дня его поступления и результатом его рассмотрения могло являться два решения: либо о подготовке проекта договора аренды либо об отказе в предоставлении земельного участка. Министерство подготовило и хх.хх.хх г. направило Баранцевой Н.А. проект договора аренды для подписания.

В соответствии с п.п.2 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

Поскольку заявление Кузьменко Н.Н. о предоставлении земельного участка было принято после поступления заявления от Баранцевой Н.А., а именно хх.хх.хх г., принятое Министерством решение от хх.хх.хх г. .4-21 не противоречит требованиям земельного законодательства.

Между Баранцевой Н.А. и Министерством заключен договор аренды земельного участка, сведения об обременении земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п.1 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

В силу п.2 указанной статьи при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с п.1 ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Исходя из п.2 данной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Учитывая, что судом не установлены нарушения требований закона при предоставлении земельного участка, оснований для признания сделки недействительной не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Кузьменко Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Баранцевой Н.А. о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, признании сделки недействительной, обязании заключить договор аренды земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                      Н.В.Панасенко

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2022 г.

дело № 2 - 280/2022

10RS0013-01-2022-000341-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2022 года                                                                                          город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                            Панасенко Н.В.,
при секретаре                                                                                                      Альмададха О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменко Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Баранцевой Н.А. о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, признании сделки недействительной, обязании заключить договор аренды земельного участка,

у с т а н о в и л :

Кузьменко Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. ему отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым , площадью 6156 кв.м., вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Считая отказ незаконным, истец указывает на проведение им работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, переводу земельного участка из категории «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», изменению вида разрешенного использования. Отмечая, что оспариваемый отказ нарушает его законные права и интересы, препятствует в реализации права на получение земельного участка, истец просил признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. .4-21, обязать ответчика заключить договор аренды земельного участка с кадастровым .

хх.хх.хх г. суд перешел к рассмотрению дела по административному исковому заявлению Кузьменко Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия по правилам гражданского судопроизводства.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Баранцева Н.А.

Впоследствии истец изменил исковые требования, просит признать незаконными отказы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым , выраженные в письме от хх.хх.хх г. и в письме от хх.хх.хх г. , признать договор аренды земельного участка с кадастровым от хх.хх.хх г. м/20, заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия с Баранцевой Н.А., недействительным, обязать Баранцеву Н.А. возвратить земельный участок по акту приема-передачи, обязать ответчика заключить договор аренды земельного участка с истцом.

В судебном заседании истец, его представитель Ермолинская Т.В. исковые требования поддержали.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о рассмотрении дела, представлены возражения на иск.

Баранцева Н.А. в судебном заседании участия не принимала, извещена о рассмотрении дела, ее представитель Трифонов П.А. с иском не согласился.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предварительной согласовании предоставления земельного участка площадью 6156 кв.м в аренду для сенокошения, образуемого в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале .

Распоряжением Министерства от хх.хх.хх г. -м/20 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6156 кв.м, расположенного по адресу: ..., кадастровый квартал и предварительно согласовано предоставление земельного участка. Срок действия распоряжения - 2 года. На основании указанного распоряжения земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый .

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым из категории земель «земли запаса» в «земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. -р-П отказано в переводе земельного участка с кадастровым из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием целевого назначения земельного участка генеральному плану Шуйского сельского поселения.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в аренду для сенокошения.

Письмом Министерства от хх.хх.хх г. .4-21 заявителю отказано в связи с тем, что земельный участок находится в составе земель запаса и его использование допускается только после перевода из одной категории в другую.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. повторно обратился с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. р-П принято решение о переводе указанного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.

хх.хх.хх г. письмом отказано в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в связи с тем, что вид разрешенного использования «запас» не соответствует цели использования земельного участка, указанному в заявлении.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н, обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. -м/20р изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым «запас» на вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Министерство хх.хх.хх г. сообщило истцу о направлении письма в Управление Росрестра по Республике Карелия об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а хх.хх.хх г. проинформировало Кузьменко Н.Н. об установлении в отношении земельного участка с кадастровым вида разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

хх.хх.хх г. в Министерство обратилась Баранцева Н.А. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и предоставлении его в аренду на основании п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

хх.хх.хх г. в Министерство обратился Кузьменко Н.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

хх.хх.хх г. в ответ на заявление Баранцевой Н.А. Министерство подготовило проект договора аренды земельного участка с кадастровым , который Баранцева Н.А. получила хх.хх.хх г.

Письмом от хх.хх.хх г. .4-21 Кузьменко Н.Н. отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду в связи с принятием решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка Баранцевой Н.А. в аренду.

хх.хх.хх г. между Министерством и Баранцевой Н.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках сроком на 20 лет.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. № 390-П Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подпунктом 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Пунктом 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п.4 указанной статьи рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

Согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Исходя из подп.14 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Из материалов дела следует, что первоначально Кузьменко Н.Н. обращался в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 6156 кв.м в аренду для сенокошения, его заявление было удовлетворено, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указан вид разрешенного использования - «запас», категория земель - земли запаса, предварительно согласовано предоставление земельного участка.

Кадастровые работы в связи с образованием земельного участка были проведены истцом, земельный участок поставлен на кадастровый учет хх.хх.хх г., ему присвоен кадастровый , определена площадь - 6156 кв.м.

Согласно п.15 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Срок действия распоряжения, которым была утверждена схема расположения земельного участка и предварительно согласовано предоставление земельного участка истцу, истек хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. Кузьменко Н.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении этого земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.

Исходя из положений ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающей лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, возникновение права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставляется лицу.

Поскольку на момент подачи истцом заявления вид разрешенного использования земельного участка не был изменен, у ответчика не имелось законных оснований для предоставления земельного участка для указанных заявителем целей.

Отказ Министерства, выраженный в письме от 23 декабря 2021 г. № 35498/2.4-21 не оспаривался истцом, напротив, 23 декабря 2021 г. он обратился в Министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. О несогласии с решением ответчика истец заявил только 19 мая 2021 г. путем подачи заявления об увеличении исковых требований, т.е. с пропуском установленного трехмесячного срока для обжалования решений и действий государственных органов.

Довод истца о том, что Министерство имело возможность самостоятельно, без его обращения, изменить вид разрешенного использования, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа от хх.хх.хх г.

При таких обстоятельствах судом отклоняется довод истца о том, что его обращение о предоставлении земельного участка следует считать поступившим в уполномоченный орган хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. поступило заявление от Баранцевой Н.А. об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и предоставлении его ей в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Заявление от Баранцевой Н.А. было принято ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», ему присвоен входящий от хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. Министерством изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», истец уведомлен об обращении в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением об изменении вида разрешенного использования.

Исходя из приведенных положений ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации заявление подлежало рассмотрению в течение тридцати дней со дня его поступления и результатом его рассмотрения могло являться два решения: либо о подготовке проекта договора аренды либо об отказе в предоставлении земельного участка. Министерство подготовило и хх.хх.хх г. направило Баранцевой Н.А. проект договора аренды для подписания.

В соответствии с п.п.2 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

Поскольку заявление Кузьменко Н.Н. о предоставлении земельного участка было принято после поступления заявления от Баранцевой Н.А., а именно хх.хх.хх г., принятое Министерством решение от хх.хх.хх г. .4-21 не противоречит требованиям земельного законодательства.

Между Баранцевой Н.А. и Министерством заключен договор аренды земельного участка, сведения об обременении земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п.1 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

В силу п.2 указанной статьи при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с п.1 ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Исходя из п.2 данной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Учитывая, что судом не установлены нарушения требований закона при предоставлении земельного участка, оснований для признания сделки недействительной не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Кузьменко Н.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Баранцевой Н.А. о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, признании сделки недействительной, обязании заключить договор аренды земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                      Н.В.Панасенко

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2022 г.

2-280/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьменко Николай Николаевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Баранцева Наталья Александровна
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Панасенко Наталия Владимировна
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
09.03.2022Регистрация административного искового заявления
09.03.2022Передача материалов судье
09.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2022Судебное заседание
11.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
08.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2023Дело оформлено
18.01.2023Дело передано в архив
20.02.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.02.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.03.2023Судебное заседание
04.07.2023Судебное заседание
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее