№ 2а-844/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 14 августа 2020 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего – судьи Ахмедшиной А.Н.,
при секретаре – Боровковой В.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-844/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Совкову Евгению Анатольевичу о взыскании транспортного налога, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Тюменской области обратилась в суд с административным иском к Совкову Е.А. о взыскании транспортного налога за 2014 год в сумме 4 920 рублей.
Требования мотивированы тем, что ответчик в 2014 году являлся собственником транспортных средств, в связи с чем, ему был начислен транспортный налог в сумме 4 920 рублей. На уплату налогов административному ответчику были направлено налоговое уведомление, однако в установленный законом срок налог не уплачен, для оплаты налога ему были направлено требование. До настоящего времени транспортный налог не уплачен. Ссылаясь на положения статей 31, 48, 75 НК РФ, ст.ст. 286, 287 КАС РФ административный истец просит удовлетворить заявленные требования, а также признать причину пропуска срока на обращение в суд, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ уважительной и восстановить пропущенный срок.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области Вальтер Н.В. не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, на заявленных требованиях настаивает.
Административный ответчик Совков Е.А. в судебное заседание не явился, судом предприняты исчерпывающие меры для его извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела, почтовая корреспонденция возвращена в суд по истечении срока хранения. Применительно к правилам ч. 2 ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия, суд признает неявку административного ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
Приходя к такому выводу суд, исходит из следующего:
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений указанной статьи.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суммы транспортного налога, подлежащие уплате налогоплательщиками – физическими лицами согласно п. 1 ст. 362 НК РФ исчисляются налоговыми органами.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пунктов 1, 5 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что являлся собственником транспортных средств: автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ г.в., дата регистрации права 30.10.2012, автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 04.01.2006, дата прекращения права 07.11.2015.
В связи с тем, что ответчик являлся плательщиком транспортного налога, ему был начислен за 2014 год транспортный налог в отношении легкового автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак № сумме 4 920 рублей – сроком уплаты не позднее 01.10.2015, что следует из налогового уведомления № 426758 от 06.05.2015, которое направлено ответчику 15.05.2014.
Налоговый орган направил налогоплательщику 26.10.2015 заказным письмом требование № 32627 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09.10.2016 – об уплате в срок до 23.11.2015 недоимки по транспортному налогу в сумме 4 920 рублей и пени в сумме 608 рублей 47 копеек.
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие направление ответчику требований по уплате налога на имущество, пени за 2015 год.
В силу п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действующей в момент возникновения спорных отношений) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Доказательств уплаты налога за 2014 год административным ответчиком не представлено.
Из материалов дела усматривается, что 11.03.2020 мировому судье поступило заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в размере 4 920 рублей и пени 567 рублей 20 копеек. Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Ялуторовского судебного района города Ялуторовска Тюменской области от 03.04.2020 судебный приказ отменен.
При подаче настоящего административного искового заявления представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании с Совкова Е.А. транспортного налога за 2014 год и пени, по причине большого объема работы налоговой инспекции, сокращенных сроков на обращение в суд, установленных законом, времени, требуемого для подготовки административного иска и выполнения обязательных процессуальных действий, с учетом того, что срок пропущен незначительно.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ срока для обращения в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что в требовании об уплате недоимки по налогам и пени установлен срок его исполнения – до 23.11.2015, общая сумма налогов, пеней превышает 3 000 рублей. В этой связи, применительно к положениям ч. 2 ст. 286 КАС РФ и абзацам 1, 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ последним днем обращения налоговой инспекции к мировому судье за взысканием недоимки является 23.05.2016, тогда как к мировому судье истец обратился в 11.03.2020, то есть с пропуском установленного законом срока.
В суд административный иск поступил 29.07.2020.
Суд не усматривает уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, полагает, что у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, при этом учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени для обращения в суд в порядке приказного производства, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, поскольку установленный законом срок для обращения налогового органа в суд за взысканием налога за 2014 год истек, срок обращения в суд пропущен без уважительной причины и оснований для его восстановления не имеется, требования административного истца о взыскании транспортного налога за 2014 год в сумме 4 920 рублей, пени удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Совкову Евгению Анатольевичу о взыскании транспортного налога, пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение суда составлено 17 августа 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.Н. Ахмедшина