Дело № 2а-505/2021
УИД 79RS0006-01-2021-001425-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Смидович 02 сентября 2021 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Бересневой О.Р.
при секретаре Филатовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Денисковой Эльвире Владимировне о взыскании пеней по страховым взносам, налога на имущество, пени,
УСТАНОВИЛ:
26.07.2021 года Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области обратилось в суд с иском к Денисковой Эльвире Владимировне о взыскании пеней по страховым взносам, налога на имущество. Требования мотивированы тем, что на налоговом учете в УФНС России по ЕАО состояла в качестве налогоплательщика страховых взносов Денискова Э.В. Согласно ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Денисковой Э.В. начислены фиксированные страховые взносы в ФФОМС до 01.01.2017. В связи с несвоевременной оплатой задолженности по страховым взносам Денисковой Э.В. начислены пени и в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика были направлены требования: № от 09.01.2017 об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в сумме 392 рубля 88 копеек; № от 20.09.2018 об уплате До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Налоговым органом вынесены и направлены в службу судебных приставов постановления: № от 03.04.2019, № от 26.02.2020 об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в сумме 76 рублей 81 копейка; № от 20.12.2018 об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в сумме 78 рублей 13 копеек; № от 10.07.2020 об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в сумме 934 рубля 48 копеек. Требования в установленные сроки не исполнены, задолженность не оплачена. Согласно справке из ЕГРИП Денискова Э.В. не является индивидуальным предпринимателем. Согласно сведений, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО на основании п. 4 ст. 85 НК РФ, в собственности Денисковой Э.В. находится недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>. Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц № от 26.07.2017 в срок не позднее 01.12.2017; № от 23.06.2018 в срок не позднее 03.12.2018; № от 01.08.2019 в срок не позднее 02.12.2019, в которых произведен расчет налога исходя из налоговой базы, доли, налоговой ставке, коэффициента. До настоящего времени задолженность по налогу не уплачена. В связи с неуплатой налогов в установленный срок, в соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес налогоплательщика, налоговым органом были направлены требования: № от 10.07.2020 об уплате пени по имущественному налогу в сумме 136 рублей 05 копеек+12 рублей 54 копейки со сроком исполнения требования в добровольном порядке до 03.08.2020; № от 05.07.2019 об уплате недоимки по имущественному налогу 465 рублей пени в сумме 0 рублей 46 копеек со сроком исполнения в добровольном порядке до 05.11.2019; № от 17.02.2020 об уплате недоимки по имущественному налогу 465 рублей пени в сумме 7 рублей 38 копеек со сроком исполнения в добровольном порядке до 06.04.2020. В установленный срок задолженность в полном объеме не погашена, требования не исполнены. Требования об уплате налога, пеней, по которому сумма задолженности превысила 3 000 рублей должно было быть исполнено в добровольном порядке до 06.04.2020, следовательно срок на подачу заявления до 06.10.2020. Поскольку объем неисполненных налогоплательщиками в добровольном порядке обязательств увеличился и соответственно возникновение у налогового органа обязанности по взысканию налогов (сборов) в судебном порядке возрастает, по независящим от налогового органа обстоятельствам. Просит восстановить пропущенный срок для обращения с административным исковым заявлением и взыскать с Денисковой Э.В. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в сумме 1 482 рубля 30 копеек; налог на имущество в сумме 930 рублей, пени в сумме 156 рублей 43 копейки; а всего взыскать 1 638 рублей 73 копейки.
В судебное заседание административный истец – представитель Управления Федеральной налоговой службы по ЕАО не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Административный ответчик Денискова Э.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4 статьи 69).
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Денисковой Э.В. состояла на учете в ИФНС по ЕАО в качестве индивидуального предпринимателя с 07.07.2004 г. и прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 31.01.2012 г., при этом своевременно не уплатила страховые взносы и пени.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ.
В адрес Денисковой Э.В. налоговым органом были выставлены требования об уплате налогов, пени: № от 09.01.2017 г.; № от 20.09.2018 г.; № от 20.12.2018 г.; № от 05.07.2019 г.; № от 17.02.2020 г.; № от 10.07.2020 г.
Обязанность по уплате пени административный ответчик Денискова Э.В. самостоятельно в полном объеме не исполнила, доказательств обратного суду не представлено.
В установленный срок требования не исполнены, задолженность не погашена.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Днем истечения срока исполнения последнего направленного административному ответчику требования № от 10.07.2020 г. об уплате налогов, пеней является 03.08.2020 г. Следовательно, с заявлением о взыскании с Денисковой Э.В. страховых взносов, налогов УФНС России по ЕАО вправе была обратиться в суд до 03.02.2021 г.
Однако УФНС России по ЕАО обратилось в суд с административным исковым заявлением 16.07.2021 г. (согласно почтовому штампу на конверте), то есть с нарушением установленного законом срока.
В обоснование доводов об уважительности причин пропуска вышеназванного срока административный истец указывает то, что объем неисполненных налогоплательщиками в добровольном порядке обязательств возрастает, соответственно возникновение у налогового органа обязанности по взысканию налогов (сборов) в судебном порядке тоже возрастает, по независящим от налогового органа обстоятельствам. При этом налоговый орган не указал на то, каким образом данные обстоятельства могли воспрепятствовать своевременному обращению за взысканием налогов в судебном порядке.
В административном исковом заявлении не указаны уважительные причины, по которым своевременно не были приняты решения о взыскании с ответчика задолженности по налогу, и не был подан административный иск в суд. О наличии у административного ответчика задолженности по налогам административному истцу было достоверно известно со дня истечения срока исполнения самого позднего требования об их уплате, то есть с 03.08.2020 г.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.
Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
По смыслу норм ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам.
Поскольку был установлен факт пропуска срока для обращения в суд без уважительной причины, суд вправе принять решение без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Таким образом, суд считает необходимым по настоящему делу применить исковую давность, установленную налоговым законодательством и отказать УФНС России по ЕАО в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления и соответственно исковых требований о взыскании с Денисковой Э.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании с Денисковой Эльвиры Владимировны пеней по страховым взносам, налога на имущество, пени отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Денисковой Эльвире Владимировне о взыскании пеней по страховым взносам, налога на имущество, пени отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Р. Береснева