ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-3812
Судья Казакова Е.Н. Поступило 28 августа 2017 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2017г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Мирзаевой И.И., Базарова В.Н., при секретаре Баторовой Д.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шабленко Е.Д. к Администрации МО «город Северобайкальск» о возложении обязательств, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации МО «город Северобайкальск» Сергеевой Т.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 12 июля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Шабленко Е.Д. удовлетворить.
Предоставить Шабленко Е.Д. на состав семьи два человека, включая несовершеннолетнего ребенка М.., благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади с учетом положения части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом права несовершеннолетнего на дополнительную площадь не менее 54 кв.м.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., ознакомившись с материалами дела и доводами жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Шабленко Е.Д. просила обязать Администрацию МО «город Северобайкальск» обеспечить ее и ее несовершеннолетнюю дочь М.., являющуюся ребенком-инвалидом, отдельной жилой площадью не менее 54 кв.м.
Требования мотивированы следующим. Истец в составе семьи из пяти человек проживает в жилом помещении по адресу <...>, площадью ... кв.м. Указанное жилое помещение предоставлено матери истца Шабленко С.В. на основании договора социального найма. Всего в квартире проживает 5 человек: Шабленко Е.Д., Шабленко С.В. – мать истца, Ф. и Е. – сыновья Шабленко С.В., М. – дочь истца, которая является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой заболевания, состояние нестабильное, совместное проживание в одной квартире невозможно.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство социальной защиты населения РБ и Шабленко С.В.
Истец Шабленко Е.Д., представитель ответчика Администрации МО «город Северобайкальск» Сергеева Т.В., представитель органа опеки и попечительства Администрации МО «город Северобайкальск» Бойко О.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, направили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо Шабленко С.В., представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ Броцман Т.А. исковые требования поддержали.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО город Северобайкальск Сергеева Т.В. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», до 01.01.2005г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилым помещением с учетом льгот, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном ЖК РФ, при этом ЖК РФ не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими. С 01.01.2005г. порядок обеспечения жильем изменен, право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания ее малоимущей. Малоимущей истец в установленном законом порядке не признана, оснований на получение жилого помещения не имеет. Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством РФ перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005г. подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Просит также учесть, что правом на внеочередное предоставление жилья из жилого фонда субъекта РФ обладает только несовершеннолетняя М., имеющая соответствующее заболевание, иные члены семьи такого права не имеют.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Шабленко Е.Д. является матерью несовершеннолетней М., ....р.
Согласно справке МСЭ-... М. является инвалидом по категории «<...>», что подтверждено представленными медицинскими документами.
Из выписки из протокола ВК ... от .... следует, что М., ....р. является ребенком-инвалидом, с диагнозом ..., страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В настоящее время Шабленко Е.Д. с дочерью М. проживают в однокомнатной квартире по адресу <...>, площадью ... кв.м., нанимателем которой по договору социального найма ... от .... является Шабленко С.В. – мать истца. Согласно договору социального найма от .... указанная квартира предоставлена Шабленко С.В. на состав семьи из 5 человек: Шабленко С.В. – наниматель, Ф. и Е. – сыновья Шабленко С.В., Шабленко Е.Д. – дочь нанимателя, М. – внучка нанимателя. Фактически вся семья пользуются одной комнатой.
Из протокола заседания жилищной комиссии от .... и на основании Распоряжения Администрации МО «город Северобайкальск» следует, что Шабленко Е.Д. поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке на основании п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, Приказа МЗ РФ от 30.11.2012г. №991н, Приказа МЗ РФ от 29.11.2012г. №987н.
Распоряжением МО «город Северобайкальск» .... Шабленко С.В. (мать истца) и члены ее семьи Шабленко Е.Д., Ф.., Е.., М. признаны малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Распоряжением МО «город Северобайкальск» ... от .... Шабленко Е.Д. отказано в признании малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием отказа явилось то обстоятельство, что заявитель Шабленко Е.Д. и ее дочь М. уже включены в состав семьи гр. Шабленко, поставленной на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с ... ....
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом имеющегося у М. заболевания, наличия у нее права на дополнительную площадь, семья истца в составе 2 человека подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 54 кв. м (по 18 кв. м на 1 члена семьи и права М. на дополнительную площадь).
С выводами суда о наличии права на внеочередное предоставление жилого помещения не только у М., но и у Шабленко Е.Д. судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
В рассматриваемом деле, только М. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, Шабленко Е.Д. таким правом не обладают. При таких обстоятельствах, вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма семьи Шабленко, состоящей из 2 человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением на состав семьи из 2 человек на ответчика возложена быть не может.
Ссылка суда на статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" как на основание для внеочередного обеспечения семьи Шабленко Е.Д. в составе из двух человек жилым помещением по договору социального найма, необоснованна.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи Шабленко на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден материалами дела.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, М. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
Суд первой инстанции указанные положения закона при рассмотрении дела не учел, обязал ответчика обеспечить жилым помещением семью Шабленко Е.Д., как имеющую право на внеочередное обеспечение жилым помещением, что нормами закона не предусмотрено. В связи с изложенным решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 12 июля 2015 года не может быть признано законным, а, следовательно, оно подлежит отмене по основаниям ч. ч. 1, 2 ст. 330 ГПК РФ.
В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Принимая по делу новое решение, судебная коллегия учитывает изложенные выше положения закона, приходит к выводу, что М., как лицо, страдающее тяжелой формой хронического расстройства, при котором, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, а также право на дополнительную площадь. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что М. признана малоимущей и поставлена Администрацией МО «город Северобайкальск» на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, правло на дополнительную жилую площадь
Право М. на дополнительную площадь установлено в ходе рассмотрения дела по существу и в апелляционной жалобе не оспаривается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обеспечение М. жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям Администрации МО «город Северобайкальск», на территории которого она проживает.
В абз.2 ст.5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010г. № 1734-III сказано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.п. 3 и 5 ст. 14 ЖК РФ).
В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом МО «город Северобайкальск» к вопросам местного значения относятся, в частности обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005г., и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, следует исходить из норм жилищного законодательства.
В соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, т.е. на Администрацию МО»город Северобайкальск».
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению несовершеннолетней Малыгиной А.Т. жилого помещения лежит на субъекте Российской Федерации – Республике Бурятия, несостоятельны, не согласуются с указанными выше положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия возлагает на Администрацию города Северобайкальск обязанность предоставить М., ... года рождения, отдельное жилое помещение в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
Поскольку, только М. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, истец Шабленко Е.Д. таким правом не обладают, поэтому в удовлетворении требований Шабленко Е.Д. по обеспечению ее жилым помещением судебная коллегия отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 12 июля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым обязать Администрацию МО «город Северобайкальск» предоставить М., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади с учетом положений части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом права М. на дополнительную площадь, в размере не менее 36 кв.м.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий:
Судьи: