Дело № 2-1296/2024
64RS0048-01-2024-002958-13
Решение
Именем Российской Федерации
28 октября 2024 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Левиной З.А., при секретаре Стрелковой А.С., с участием представителя ответчика Корнеевой Е.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), Дириной Л.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилой квартал» к Корнеевой С.В. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «УК «Жилой квартал» (далее по тексту – ООО «УК «Жилой квартал») обратилось в суд с иском к Корнеевой С.В. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, и просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.07.2021 года по 31.06.2022 года в сумме 40083,79 руб., пени в размере 36992,13 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2512,28 руб. Свои требования основывает на следующем.
Ответчик Корнеева С.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: 410005, <адрес>. Управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляет ООО «УК «Жилой квартал» с 01.12.2012 года на основании протокола собрания собственников. Ответчик, как собственник жилого помещения обязана своевременно оплачивать коммунальные услуги, нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако, в нарушении действующего законодательства, ответчик систематически не вносит оплату за коммунальные услуги и содержания жилья, в связи с чем, за период с 01.07.2021 года по 31.06.2022 года образовалась задолженность в размере 40083,79 руб., а также были начислены пени за несвоевременную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 36992,13 руб.
Истец ООО «УК «Жилой квартал» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик Корнеева С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.
Представители ответчика Корнеева Е.И. и Дирина Л.И. в судебном заседании исковые требования не признали, указали на доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление. Пояснили, что расчет задолженности истца является необоснованным, представили расчет задолженности по коммунальным услугам, согласно которому задолженность за период с 01.07.2021 года по 31.06.2022 года составляет 12574,80 руб., пени за период с 01.07.2021 года по 31.06.2022 года – 5117,91 руб. Так же указали, что истцом общее имущество собственников жилья содержится не в надлежащем состоянии, на что неоднократно в различные инстанции были написаны, в том числе, коллективные жалобы. Решениями Арбитражного суда Саратовской области подтверждено необоснованное завышение тарифов при расчете платы за содержание, ремонт жилья, платы на ОДН, со стороны ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Информация о времени и месте рассмотрения дела гражданского дела размещена на официальном сайте Фрунзенского районного суда г. Саратова http://fr.sar.sudrf.ru/.
При таких обстоятельствах, поскольку извещение сторон произведено судом в соответствии с требованиями ст.ст. 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в их отсутствие, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
На основании ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Исходя из ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном ч. 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
К отношениям между сторонами применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1).
Как установлено судом, и следует из материалов дела, Корнеева С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: 410005, <адрес>.
Управление многоквартирным домом осуществляло в период с 01.07.2021 года по 31.06.2022 года ООО «УК «Жилой квартал», тарифы по оплате коммунальных услуг и содержания жилья установлены собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
На основании ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Решение собственников об установлении размера платы должно быть четким, ясным, исключая возможность двоякого толкования.
Согласно ч.ч. 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Так, согласно протоколу от 27.02.2016 года внеочередного собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном <адрес>, собственниками помещений принято решение об установлении платы на содержание общего имущества – 16,43 руб./кв.м., текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 2,00 руб./кв.м. с 1 апреля 2016 года, с последующей индексацией в соответствии с уровнем инфляции.
Согласно протоколу от 05.01.2017 года внеочередного собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном <адрес>, собственниками помещений принято решение об установлении платы на содержание общего имущества – 16,43 руб./кв.м., текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 2,00 руб./кв.м. с 1 апреля 2016 года, с последующей индексацией в соответствии с уровнем инфляции.
На основании протокола от 31.03.2018 года внеочередного собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном <адрес>, собственниками помещений принято решение об установлении платы на содержание и ремонт общего имущества в размере 23,38 руб., с последующей индексацией в соответствии с уровнем инфляции.
При этом, как усматривается из материалов дела, доводы стороны истца о том, что в расчете задолженности Корнеевой С.В., так же как и в платежных документах указан тариф (платы на содержание и ремонт общего имущества) в размере 23,38 руб. (20,88 + 2,50) на основании протокола от 31.03.2018 года, является необоснованным и противоречит представленным стороной ответчика платежным документам (л.д. 6-11).
В силу положений ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.10.2022 года (дело № А57-2432/2020) в удовлетворении заявления ООО «УК Жилой квартал» о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Саратовской области от 19.11.2019 года № 378-06-05 отказано. Названным решением установлено, что указывая на несогласие с предписанием ГЖИ Саратовской области ООО «УК Жилой квартал» в обосновании позиции ссылался на то, что начисление платы по статье «содержание жилья» с 01.01.2019 года в размере 16,43 руб./кв.м. с последующей индексацией с уровнем инфляции производится на основании протоколов общих собраний собственников от 05.01.2017 года, протокола общего собрания собственников от 14.01.2019 года, договоров управления от 14.01.2019 года.
О наличии протокола от 31.03.2018 года внеочередного собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме № 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова, которым собственниками помещений принято решение об установлении платы на содержание и ремонт общего имущества в размере 23,38 руб., с последующей индексацией в соответствии с уровнем инфляции, ООО «УК Жилой квартал» при рассмотрении дела № А57-2432/2020 не ссылался и не указывал о его наличии и применении указанного в нем тарифа при соответствующих расчетах и составлении платежных документов.
При рассмотрении настоящего дела, ответчиком, напротив, протокол общего собрания собственников от 14.01.2019 года предоставлен не был и не указано на тариф установленный таким собранием собственников помещений, несмотря на то, что такой протокол был составлен после 31.03.2018 года.
Так же, решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.10.2022 года установлено, что решением общего собрания от 14.01.2019 года условие об индексации не согласовано, сам договор управления и его условия также не согласованы. В материалы дела были представлены договоры управления к данному протоколу, имеющие различные редакции пункта 2.3.2. Таким образом, единого принятого решения об индексации собственниками помещений в многоквартирном доме не принято. Так же были представлены документы о размещении обществом в 2019 году в ГИС ЖКХ договора управления, в редакции которого отсутствовало условие об индексации с применением индекса потребительских цен РФ; пункт 2.3.2 договора не содержит формулировки об оплате содержания и текущего ремонта с применением индекса потребительских цен. Представлены договоры управления, подписанные со стороны общества и собственников помещений МКД, редакция п. 2.3.2 которых не содержит условия об оплате содержания и текущего ремонта с применением индекса потребительских цен в РФ. Договор в аналогичной редакции п. 2.3.2 представлен обществом в Кировский районный суд г. Саратова в качестве доказательства заключения договора управления на основании решения общего собрания собственников от 14.01.2019 года.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 05.07.2019 года № 307-ЭС19-2677, управляющая компания вправе изменять размер платы за содержание жилья, если порядок индексации и изменения такой платы определен в договоре управления МКД.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.01.2022 года (дело № А57-20455/2021) в удовлетворении заявления ООО «УК Жилой квартал» о признании незаконным предписания ГЖИ Саратовской области от 06.05.2021 года № 372-06-05 отказано. Решением от 13.01.2022 года так же установлено, что предписание ГЖИ Саратовской области в адрес УК, которым на ООО «УК «Жилой квартал» возложена обязанность в срок до 05.05.2021 исполнить следующее: прекратить начисление платы за жилищные услуги по статье «содержание жилья» в размере 16,71 руб./кв. м, включенные в платежные документы без принятия общим собранием собственников помещений дома N 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова решения об установлении размера индексации с учетом требований ч. 7 ст. 156 ЖК РФ; произвести перерасчет платы (снятие излишне начисленной платы) собственникам помещений многоквартирного дома N 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова с января 2019 года по статье «содержание жилья» до размера 16,43 руб./кв. м, установленной на общем собрании собственников жилых и нежилых помещений 27.02.2016 года, является законным и обоснованным, подлежащим исполнению.
По делу № А57-20083/2022 решением суда на ООО «УК «Жилой квартал» возложена обязанность исполнить предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 07.07.2021 года № 686-06-05, а именно: произвести перерасчет собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме № 43/55 по ул. Железнодорожная города Саратова в сторону уменьшения начисленной в платежных документах за апрель 2021 года платы по статье «содержание жилья» из расчета 16,43 руб./кв.м. площади занимаемого жилого/нежилого помещения; произвести перерасчет собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме № 43/55 по ул. Железнодорожная города Саратова в сторону уменьшения начисленной в платежных документах за апрель 2021 года платы по статье «текущий ремонт» из расчета 2,00 руб./кв.м. площади занимаемого жилого/нежилого помещения; произвести перерасчет собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме № 43/5 5 по ул. Железнодорожная города Саратова в сторону уменьшения начисленной в платежных документах начисленной в платежных документах с января по апрель 2021 года платы по статье «коммунальный ресурс э/энергий на содержание», в том числе в графе (столбце) «перерасчет», из расчета такой платы, равной в совокупности 2,72 руб./кв.м. площади занимаемого жилого/нежилого помещения (т.е. исходя из норматива потребления на эти нужды, в соответствии с площадью помещений, входящих в состав общего имущества, указанной в техническом паспорте многоквартирного дома); произвести перерасчет собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме № 43/55 по ул. Железнодорожная города Саратова в сторону уменьшения начисленной в платежных документах за апрель 2021 года платы по статье «коммунальный ресурс ХВС на содержание МКД» из расчета такой платы, равной 0,075 руб./кв.м. площади занимаемого жилого/нежилого помещения (т.е. исходя из норматива потребления на эти нужды, в соответствии с площадью помещений, входящих в состав общего, имущества, указанной в техническом паспорте многоквартирного дома); произвести перерасчет собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме № 43/55 по ул. Железнодорожная города Саратова в сторону уменьшения начисленной в платежных документах за апрель 2021 года платы по статье «коммунальный ресурс ГВС на содержание МКД», в том числе в графе (столбце) «перерасчет», из расчета такой платы, равной в совокупности 0,40 руб/кв.м. площади занимаемого жилого/нежилого помещения (т.е. исходя из норматива потребления на эти нужды, в соответствии с площадью помещений, входящих в состав общего имущества, указанной в техническом паспорте многоквартирного дома).
По делу № А57-19617/2022 на ООО «УК «Жилой квартал» решением суда возложена обязанность исполнить предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области № 372-06-05 от 06.05.2021 года и № 712-06-05 от 02.08.2021 года, а именно: обязать ООО «УК «Жилой квартал» произвести перерасчет собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном <адрес> в сторону уменьшения начисленной в платежных документах за январь 2021 года, февраль 2021 года, март 2021 года платы по статье «содержание жилья» из расчета 16,43 руб./кв.м. площади занимаемого жилого/нежилого помещения, установленной на общем собрании собственников жилых и нежилых помещений 27 февраля 2016 года; обязать ООО «УК «Жилой квартал» произвести перерасчет собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном <адрес> в сторону уменьшения начисленной в платежных документах за январь 2021 года, февраль 2021 года и март 2021 года платы по статье «текущий ремонт» из расчета 2,00 руб./кв.м. площади занимаемого жилого/нежилого помещения, установленной на общем собрании собственников жилых и нежилых помещений 27.02.2016 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости производить расчет платы за содержание общего имущества – 16,43 руб./кв.м., текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 2,00 руб./кв.м. за период с 01.07.2021 года по 31.06.2022 года в отношении собственника жилого помещения Корневой С.В.
Из материалов дела так же следует, что в платежных документах выделено в отдельную строку содержание и ремонт лифта (лифт), плата определена в сумме 96,92 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, платежи по содержанию общего имущества, обязанность по несению которых возлагается на всех собственников помещений, должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.
Пункт 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Таким образом, законодатель возлагает на собственников помещений первоочередную обязанность утверждения на общем собрании перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования посредством определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом предложений управляющей организации.
Как на то указано ранее, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, состоящую из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги (п. 2 ст. 154 ЖК РФ).
В силу положений ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно протоколу от 27.02.2016 года внеочередного собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном <адрес>, собственниками помещений принято решение о введении отдельных строк в платежных документах по оплате за содержание и текущий ремонт жилого помещения и предоставлении коммунальных услуг «лифт», «вывоз ТБО», «электроснабжение ИЛП», «газо-техническое обслуживание».
Услуги по содержанию лифтов являются обязательной составной частью содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, поскольку без оказания соответствующих услуг специализированными организациями невозможно использование многоквартирного дома по назначению. При этом, жилищным законодательством не установлено запрета самостоятельно определять собственникам помещений в многоквартирном доме размер и способы оплаты таких услуг, в том числе начисление услуг несколькими строками.
В силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
При таких обстоятельствах, само по себе выделение в квитанции отдельной строки «содержание и ремонт лифта» не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме и не приводит к увеличению расходов, так как не входит в расчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, определяя размер платы за коммунальные услуги, подлежит взысканию плата за лифт в размере 96,92 руб., обращение с ТКО – 158,42 руб. Двойная оплата такой услуги по делу не установлена.
Так же, решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2022 года (дело № А57-11353/2022) в удовлетворении заявления ООО «УК Жилой квартал» о признании незаконным предписания Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.02.2021 года № 14п/375, вынесенное в отношении ООО «УК «Жилой квартал». Решением суда установлено, что в соответствии с требованиями законодательства ПАО «Т Плюс» уведомило ГЖИ Саратовской области о расторжении с 01.09.2021 года договора теплоснабжения. Уведомление управляющей организации ООО «УК «Жилой квартал» было направлено по адресу места нахождения юридического лица (г. Саратов, ул. им. Разина С.Т., д. 80) 23.07.2021 года почтовым отправлением (заказная бандероль) с сопроводительным письмом от 21.07.2021 года № 71202-05-01189/1. В соответствии с информацией об отправлении ШПИ 80095962102851, заказная бандероль прибыла в место вручения 26.07.2021 года, 27.07.2021 года была произведена неудачная попытка вручения, 26.08.2021 года произведен возврат письма отправителю из-за истечения срока хранения. Таким образом, у управляющей организации ООО «УК «Жилой квартал» имелась возможность получения указанного заказной бандероли, содержащей, в том числе уведомление о расторжении с 01.09.2021 года договора теплоснабжения № 53290т). Уведомление управляющей организации ООО «УК «Жилой квартал» об одностороннем расторжении договора теплоснабжения № 53290т считается доставленным 26.08.2021 года. Уведомление Саратовским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, осуществлялось размещением информационного письма на подъездах указанных многоквартирных домов, в почтовые ящики потребителей, а также на официальном сайте компании.
Таким образом, ПАО «Т Плюс» (Саратовский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс») были соблюдены требования по уведомлению о расторжении в одностороннем порядке договора ресурсоснабжения. Учитывая изложенное, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ, договор, содержащий положения предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, и ресурсоснабжающей организацией ПАО «Т Плюс» (Саратовский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс») считается заключенными со всеми собственниками помещений в указанных многоквартирных домах одновременно с 01.09.2021 года. Начисление платы за отопление и горячее водоснабжение и выставление платежных документов должен осуществлять Саратовский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс».
Следует отметить, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2022 года по делу № А57-206104/2021 в удовлетворении исковых требований ООО «УК «Жилой квартал» (ОГРН №, ИНН №) к ПАО «Т Плюс» о признании незаконным одностороннего расторжения договора теплоснабжения № 53290т от 01.09.2014 года с 01.09.2021 года, отказано.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения обращений собственников помещений в указанных многоквартирных домах установлено, что Саратовский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» приступил к начислению платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению и направлению соответствующих платежных документов собственникам помещений с 01.09.2021 года. Вместе с тем, управляющая организация ООО «УК «Жилой квартал» в нарушение ст. 157.2 ЖК РФ в период с сентября по декабрь 2021 года производила начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению и выставление соответствующих платежных документов собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>. На
Таким образом, начисление истцом Корнеевой С.В. платы за горячее водоснабжение с 01.09.2021 года является незаконным и такая плата не подлежит включению в расчет задолженности по оплате коммунальных услуг с указанного периода.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.09.2021 года (дело № А57-1153), в удовлетворении заявления ООО УК «Жилой квартал» о признании незаконным предписания ГЖИ Саратовской области № 84-06-05 от 05.04.2021 года отказано. Установлено, что ГЖИ Саратовской области вынесено предписание № 16-06-05, согласно которому, Обществом допущены следующие нарушения: ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, п. 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 года № 25/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области». Обществу предписано в срок до 20.03.2020 года исполнить следующее: собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме № 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова: произвести перерасчет в сторону уменьшения начисленной с сентября 2019 года по настоящее время платы по статье «коммунальный ресурс электроэнергии на СОИ», в том числе в строке «перерасчет», а именно: определить размер платы за коммунальный ресурс электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из норматива потребления на эти нужды, в соответствии с площадью помещений, входящих в состав общего имущества, указанной в техническом паспорте многоквартирного дома.
В соответствии с п. 29 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Для многоквартирного <адрес> в <адрес>, согласно постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 года № 25/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области» применяется норматив 2,72 квт.ч. Таким образом, исходя из площади многоквартирного дома, согласно справки МУП «Городское БТИ» (общая площадь жилых и нежилых помещений 10437,4 кв.м., площадь мест общего пользования для расчета платы на СОИ э/э равна 2836,4 кв.м.), тариф на электрическую энергию с июля по декабрь 2019 года равный 3,55 руб., а также вышеуказанного норматива, тариф по статье «коммунальный ресурс э/энергии на СОИ» в период с июля 2019 года по декабрь 2019 года не может превышать 2,62 руб./кв.м.
ООО УК «Жилой квартал» собственникам помещений в многоквартирном <адрес> начисление платы за коммунальный ресурс электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отраженные в платежном документе отдельной строкой, произведено с нарушением вышеуказанных требований, выставлена плата на основании расчета стоимости потребленной электроэнергии и выставленной ресурсоснабжающей организацией по договору электроснабжения № 10119 от 06.11.2014 года.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Согласно пункту 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает начисление управляющей организацией собственникам платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в объеме, превышающем начисление такой платы исходя из нормативов потребления только при условии, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень и собственники помещений в многоквартирном доме приняли на общем собрании соответствующее решение.
Превышение минимального перечня в рамках проверки установлено не было. Минимальный перечень услуг и работ, установленный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 года № 290, подлежит применению к правоотношениям, вытекающим из договора управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Данный минимальный перечень необходим для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и применяется независимо от выбранного способа управления многоквартирного дома.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 года.
Таким образом, плата по нормативу ХВС на ОДН составит 3,69 руб., электроэнергия на ОДН – 133,82 руб., водоотведение на ОДН – 3,64 руб.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, или иных нормативных актов.
Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле
Следовательно, задолженность Корнеевой С.В. по оплате коммунальных услуг за период с 01.07.2021 года по 31.06.2022 года составит 18771,92 руб., из которых: июль 2021 года – 1527,44 руб., август 2021 года – 2030,60 руб., сентябрь 2021 года – 1528,16 руб., октябрь 2021 года – 1466,32 руб., ноябрь 2021 года – 1528,16 руб., декабрь 2021 года – 1528,16 руб., январь 2022 года – 1528,16 руб., февраль 2022 года – 1528,16 руб., март 2022 года – 1526,69 руб., апрель 2022 года – 1526,69 руб., май 2022 года – 1526,69 руб., июнь 2022 года – 1526,69 руб., которая подлежит взысканию с ответчика.
Доказательств наличия задолженности за жилищно-коммунальные услуги в ином размере, либо отсутствия таковой за спорный период, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, ответчиком в материалы дела не представлено.
До подачи истцом настоящего искового заявления, ответчик в управляющую организацию с заявлением об отсутствии фактически проживающих лиц по указанному адресу, соответствующему перерасчету платы за холодное водоснабжение, водоотведение, не обращалась.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика суммы пени в размере 36992,13 руб. за период с 01.07.2021 года по 23.02.2024 год.
В силу положений п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016 год) (вопрос № 3) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 года), при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Данные разъяснения распространяются на случаи, когда основной долг не погашен.
Таким образом, при добровольной уплате законной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату уплаты законной неустойки, от неуплаченной в срок суммы основного долга, а при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда по всему периоду просрочки подлежит применению ставка на день его вынесения.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.04.2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление № 424), которым предусмотрен мораторий на начисление исполнителями коммунальных услуг, поставщиками коммунальных ресурсов и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, неустоек за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ресурсы).
В силу п. 2 постановления № 424 положения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных в соответствии с п.п. 19, 21, 148(1) и 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», до 01.01.2021 года применяются в части, не противоречащей постановлению № 424.
Согласно п. 3 постановления № 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021 года.
Пункт 4 постановления № 424 также предусматривает, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 01.01.2021 года.
В соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей данной статьи – мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Абзацем 2 п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 года № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 - 2024 годах» установлено, что с 28.02.2022 года до 01.01.2025 года начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27.02.2022 года и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 497 «О введении моратория на возбуждении дел о банкротстве по заявлениям, подаваемыми кредиторами», на период с 01.04.2022 года введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, что означает, что на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 года № 497 с 01.04.2022 года на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении граждан.
В силу подп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым п. 1 ст. 63 названного закона.
В частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 года № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Мораторий вводится со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации не установлено иное (п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве, ч. 7 ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ч. 8 ст. 23 действовавшего ранее Федерального конституционного закона от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации») (п. 3).
Предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли) (п. 4).
Положения п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых распространяется мораторий (п. 6).
Таким образом, в период действия моратория возможность рассмотрения иска к должникам не исключается, однако в силу прямого указание закона в данный период не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
С учетом изложенного, по общему правилу, в период действия моратория финансовые санкции не начисляются только на требования, возникшие до введения моратория.
Поскольку в данном случае требование об оплате задолженности за коммунальные услуги возникло, как до, так и после введения моратория, неустойка за несвоевременную уплату задолженности, возникшей после введения моратория, подлежит начислению в обычном порядке без исключения мораторного периода.
Согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В соответствии с неоднократно выраженной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (в определениях от 21.12.2000 года № 263-О и № 277-О, от 14.03.2001 года № 80-О), гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Не ограничивая сумму устанавливаемых договором неустоек, ГК Российской Федерации вместе с тем управомочивает суд устанавливать соразмерные основному долгу их пределы с учетом действительного размера ущерба, причиненного стороне в конкретном договоре. Это является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е. на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а об его обязанности - установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (п. 1).
Если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в п. 1 настоящей статьи (п. 6).
В силу разъяснений, изложенных в абз. 3 п. 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам ст. 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований п. 6 ст. 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного п. 1 ст. 395 ГК РФ, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных п. 1 ст. 333 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности применения ст. 333 ГК РФ и снижения размера неустойки.
Согласно расчету неустойки представленной стороной ответчика (т. 2 л.д. 148-149), за период с 11.08.2021 года по 12.07.2022 года составит 5117,91 руб. исходя из суммы задолженности по уплате за ЖКУ 12574,80 руб.
Согласно расчету стороны истца неустойка за период с 01.07.2021 года по 23.02.2024 года составит 36992,13 руб. исходя из суммы задолженности по уплате за ЖКУ 40 083,79
При этом, сумма пени подлежит расчету за период с 11.08.2021 года по 23.02.2024 года и составит 7674,51 руб., исходя из расчета задолженности за каждый месяц по ставке рефинансирования в размере 9,5% годовых (6,5%, 6,75%, 7,5%, 8% и 8,5% в соответствующие периоды) (758,27 руб. + 961,57 руб. + 690,15 руб. + 628,99 руб. + 622,02 руб. + 593,73 руб. + 578,72 руб. + 569,53 руб. + 568,99 руб. + 568,99 руб. + 569,99 руб. + 564,56 руб.), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», пеня, установленная ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (п. 1 ст. 333 ГК РФ).
Принимая во внимание обстоятельства дела, окончательный размер задолженности, с учетом всех оплат, в соответствии с положением п. 1 ст. 333 ГПК РФ, суд признает несоразмерность последствиям нарушения обязательства и снижает размер взыскиваемых пени до 4100 руб. (исходя из расчета по ст. 395 ГПК РФ – 4068,03 руб.)
Учитывая изложенное, с Корнеевой С.В. в пользу ООО «УК «Жилой квартал» подлежат взысканию пени за просрочку оплаты жилищных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: 410005, <адрес>, в размере 4100 руб.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика понесенных им судебных расходов, а именно суммы уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 2512,28 руб. (платежное поручение т. 1 л.д. 5).
В соответствии ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Учитывая данные положения закона, наличие доказательств понесенных истцом судебных расходов, исходя из положений ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2512,28 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилой квартал» к Корнеевой С.В. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, пени, судебных расходов – удовлетворить частично.
Взыскать с Корнеевой С.В. (паспорт №) в пользу общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилой квартал» (ОГРН №) задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.07.2021 года по 31.06.2022 года в сумме 18771,92 руб., пени за период с 11.08.2021 года по 23.02.2024 года в сумме 4100 руб.
Взыскать с Корнеевой С.В. (паспорт №) в пользу общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилой квартал» (ОГРН №) в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 2512,28 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 08 ноября 2024 года.
Судья З.А. Левина