Решение по делу № 2-346/2018 от 15.01.2018

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

12 февраля 2018 года                   город Воркута

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего Старовойтовой Н.Г.

при секретаре Шелыгиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-346/2018 по Бялькина А.И. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми об обязании выдать государственный жилищный сертификат на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера без уменьшения социальной выплаты,

установил:

Бялькин А.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что он является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Письмом Минстроя Республики Коми от 14.11.2017 истцу сообщено, что размер причитающейся ему жилищной субсидии подлежит уменьшению на стоимость отчужденных жилых помещений по адресам: <адрес>. Бялькин А.И. с уменьшением размера субсидии не согласен, поскольку денежные средства от реализации жилых помещений им не получены. Просит обязать Минстрой Республики Коми и администрацию МО ГО «Воркута» выделить истцу государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью на получение жилья за пределами Районов крайнего севера по категории «инвалиды» с первоначальной даты подачи заявления 28.05.1997 без уменьшения размера социальной выплаты.

В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 26.06.2017 № 55 «О некоторых вопросах совершенствования структуры органов исполнительной власти Республики Коми» с 20.11.2017 Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми разделено на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 28.08.2017 № 456 Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (Минстрой Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, включая граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (п.1), правопреемником Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в части функций, переданных Министерству.

В судебное заседание истец не явился.

Представитель истца по ордеру Троцан А.Г. исковые требования своего доверителя поддержал.

Ответчики администрация МО ГО «Воркута», Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в представленных суду письменных возражениях иск не признали, полагая его необоснованным, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Третьи лица Бялькина Н.М., Родионова О.П., Родионов Я.Д. в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не сообщивших об уважительных причинах неявки в судебное заседание.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С 28.05.1997 Бялькин А.И. состоял на учете граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.

Членом семьи Бялькина А.И. является его супруга Бялькина Н.М. (л.д....).

Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда от 01.12.2011 Родионова О.П. (дочь супруги) и ее сын Родионов Я.Д., <дата> г.р. признаны членами семьи Бялькина А.И. и включены в число лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата (л.д. ...).

В заявлении на имя Главы МО ГО «Воркута» от 21.02.2007 о включении в состав участников названной подпрограммы Бялькин А.И. указал, что с условиями участия в подпрограмме, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность ознакомлен и обязуется их выполнять (л.д....).

Из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республики Коми от 17.10.2017, 13.11.2017 сведений следует и не оспаривалось сторонами, что:

за истцом Бялькиным А.И. на праве собственности была зарегистрирована квартира, расположенная по адресу <адрес>, в период с 03.04.1996 по 03.10.2017 (основание приобретения права- договор о продаже квартиры от <дата>, прекращения права- договор купли-продажи квартиры от <дата>);

за Бялькиной Н.М. (супруга), Родионовой О.П. (дочь супруги), Родионовым Я.Д. (внук) была зарегистрирована на праве собственности (по 1/3 доли в праве) квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в период с 06.02.2013 по 29.09.2017 (основания приобретения права- договор на передачу квартиры в долевую собственность от <дата>, прекращения права- договор купли-продажи квартиры от <дата>);

за Бялькиной Н.М. (супруга), была зарегистрирована на праве квартира, расположенная по адресу г<адрес> в период с <дата> по <дата> (основания приобретения права- договор продажи квартиры от <дата> прекращения права - договор дарения квартиры от <дата>);

Бялькин А.И. и Бялькина Н.М. состоят в браке с 23.06.1989, соответственно в силу ст. 34 СК РФ приобретенное по возмездным сделкам имущество является их совместной собственностью, независимо от того, кто из супругов является титульным собственником.

19.12.2017 Бялькин А.И. уведомлен администрацией МО ГО «Воркута» о том, что он включен в сводный список граждан- получателей сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по Республике Коми по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности)» с составом семьи 4 человека (л.д....).

В заявлении от <дата> на имя руководителя администрации МО ГО «Воркута» истец указал, что он не согласен с уменьшением социальной выплаты на сумму кадастровой стоимости отчужденных квартир по адресу <адрес>, принадлежащих ему и членам его семьи, поскольку кадастровая стоимость указанных квартир необоснованно завышена (л.д....).

Минстрой Республики Коми письменно 14.11.2017 известило истца о том, что ему отказано в выдаче ГЖС выпуска 2018 года в связи с его несогласием с уменьшением величины социальной выплаты на кадастровую стоимость указанных жилых помещений в порядке ст.6 Федерального закона, предложено разрешить спор в судебном порядке.

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

На момент обращения истца в вышеуказанным заявлением о включении его в состав участников Подпрограммы 21.02.2007 (л.д....) статья 6 в первоначальной редакции Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ предусматривала, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат (ч.1). Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли- продажи (ч.4).

Истец в своем заявлении подтвердил свое согласие с установленными законом условиями такого участия.

В силу ч. 2 ст. 6 ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона в редакции от 07.06.2017, введенной в действие с 18.06.2017 и действующей на момент совершения истцом и членами его семьи сделок по отчуждению жилых помещений, в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

Поскольку сделки по отчуждению жилых помещений, принадлежащих истцу и членам его семьи, были совершены после волеизъявления Бялькина А.И. на участие в Подпрограмме и признании его участником, в период действия части 4 ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 119-ФЗ, у Минстроя Республики Коми имелись основания для уменьшения размера субсидии на величину кадастровой стоимости жилых помещений, превышающей цену договора.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости истцом и членами его семьи в установленном порядке не оспаривалась.

Сделки по отчуждению указанных жилых помещений являлись возмездными.

Доводы стороны истца о том, что денежные средства от реализации указанных жилых помещений продавцами фактически получены не были, опровергаются содержанием договоров, из которых следует, что расчет между сторонами произведен полностью до подписания договоров (абз. 2 п. 5-л.д.13 оборот, абз.2 п.4- л.д.19). Указанные договоры не расторгались, не изменялись, недействительными не признавались, данных о наличии судебных споров между участниками сделок относительно исполнения условий договора не имеется.

При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Кроме того, полномочиями по выдаче государственных жилищных сертификатов и установлению размера социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета наделено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, п. 12 Правил, утв. этим Постановлением, Постановление Правительства Республики Коми от 07.11.2014 № 433). Администрация МО ГО «Воркута» таких полномочиями не имеет, соответственно, не может отвечать по заявленным истцом требованиям. Нарушения прав истца администрацией МО ГО «Воркута» не допущено.

Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 24.10.2013 № 1626-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в

удовлетворении иска.

Иск к указанному ненадлежащему ответчику удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Бялькина А.И. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме- <дата>.

Председательствующий Н.Г. Старовойтова

2-346/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Бялькин Анатолий Иванович
Бялькин А.И.
Ответчики
Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми
Администрация МО ГО "Воркута"
Минстрой Республики Коми
Другие
Родионова О.П.
Родионова Олеся Павловна
Бялькина Н.М.
Бялькина Надежда Мартыновна
Родионов Ярослав Дмитриевич
Родионов Я.Д.
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
15.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2018Передача материалов судье
17.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2018Судебное заседание
16.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее