Судья Лучина Н.Б. 24RS0002-01-2021-000046-14
Дело № 33-1357
А –2.209
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Деева А.В.
судей Макурина В.М., Беляковой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Юдиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к Администрации города Ачинска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска, Лелеко Галине Николаевне, Лелеко Владимиру Игоревичу, Шарец Ольге Александровне, Плотниковой Светлане Ивановне, Прокофьеву Николаю Николаевичу, Лелеко Галине Николаевне, действующих в интересах несовершеннолетнего Прокофьева Дмитрия Николаевича о понуждении к исполнению обязательств
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Ачинска – Майоровой С.П.
на заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 24 июня 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Ачинска, Лелеко Галину Николаевну, Лелеко Владимира Игоревича, Шарец Ольгу Александровну, Плотникову Светлану Ивановну, Прокофьева Николая Николаевича, Лелеко Галину Николаевну, действующих в интересах несовершеннолетнего Прокофьева Дмитрия Николаевича подготовить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. Х1Х в., расположенного по адресу: <адрес> в течение двух лет с даты вступления судебного решения суда в законную силу пропорционально занимаемым каждым собственником площадям.
Выполнить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. Х1Х в., расположенного по адресу: <адрес>, в течение четырех лет с даты вступления судебного решения суда в законную силу пропорционально занимаемым каждым собственником площадям.
В удовлетворении остальной части исковых требований, а также требований к КУМИ администрации г. Ачинска - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском к КУМИ администрации г. Ачинска, Лелеко Г.Н., Лелеко В.И., Шарец О.А., Плотниковой С.И., Прокофьеву Н.Н., Лелеко Г.Н., действующих в интересах несовершеннолетнего Прокофьева Д.Н., о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия. Требования мотивированы тем, что решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 г. № 345 объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», конц ХIХ в., расположенный по адресу: <адрес> (далее ОКН) принят на государственную охрану. На основании Приказа Минкультуры РФ от 13.11.2015 г. № 15390-р ОКН зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером 241410077750005. Ответчики являются собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме. На основании акта осмотра №58 от 28.09.2015 г. установлена необходимость проведения работы по сохранению объекта культурного наследия а именно: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта культурного наследия (срок выполнения - 31.12.2017); выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией (срок выполнения - 30.06.2019). Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 21.03.2016 № 154 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. На основании Приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 30.01.2020 № 39 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия. В 2020 году ОКН осмотрен, о проведенном осмотре составлен акт № 50 от 24.03.2020 г., которым установлено неисполнение собственниками ОКН обязательств по его сохранению. В связи с чем, истец просил обязать ответчиков в течение двух лет с даты вступления судебного решения в законную силу в солидарном порядке исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия: подготовить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой»., кон.Х1Х в. расположенного по адресу: <адрес>. согласно занимаемым площадям, а также выполнить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению указанного объекта культурного наследия регионального значения.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Ачинска, в качестве законных представителей ответчика Прокофьева Д.Н., 2009 г.р. - Прокофьев Н.Н., Лелеко Г.Н., третьего лица ООО «Управляющая организация Жилищно-Сервисная компания».
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации г. Ачинска – Майорова С.П. просит решение суда отменить. Указывает на отсутствие доказательств ненадлежащего состояния объекта культурного наследия и его нуждаемости в проведении работ по его сохранению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ООО «Управляющая организация Жилищно-Сервисная компания», извещался о рассмотрении дела заказным письмом (Т. 2 л.д. 74), не явился представитель Администрации г. Ачинска, извещался о рассмотрении дела лично (Т. 2 л.д. 75), не явился представитель КУМИ Администрации г. Ачинска, извещался о рассмотрении дела лично (Т. 2 л.д. 76), не явилась Лалеко Г.Н., извещалась о рассмотрении дела заказным письмом (Т. 2 л.д. 78), а также телефонограммой (Т. 2 л.д. 72), не явился Прокофьев В.Н., извещался о рассмотрении дела заказным письмом (Т. 2 л.д. 80), не явилась Шарец О.А., извещалась о рассмотрении дела заказным письмом (Т. 2 л.д. 84), а также телефонограммой (Т. 2 л.д. 72), не явился Лалеко В.И., извещался о рассмотрении дела заказным письмом (Т. 2 л.д. 86), не явился Прокофьев Д.Н., извещался о рассмотрении дела заказным письмом (Т. 2 л.д. 88), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края – Поповой М.Г., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особенности их владения, пользования и распоряжения ими, как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 40 Закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании п. 1 ст. 45 Закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в; реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Подпунктами 1 и 3, пунктом 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ установлено, что собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия обязан: обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона N 73-ФЗ.
Согласно статье 47.3 Закона N 73-ФЗ собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, обязан в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ст. 47.6 Закона охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в п. 11 настоящей статьи, в том числе по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона предписано, что в случае, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно п. 13 ст. 47.6 Закона в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, которыми установлено, что решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 № 345 объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. Х1Х в., расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану.
04.02.2016 г. утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия.
На основании Приказа Минкультуры РФ от 14.03.2016 №35142-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером 241410077750005.
Собственником кв. № является Прокофьев Д.Н., Лелеко В.И., Лелеко Г.Н. (по 1/3). Собственником квартиры № является Шарец О.А., квартиры № - Плотникова С.И.
Квартиры № находятся в муниципальной собственности г. Ачинска и составляют муниципальную казну.
На основании акта осмотра №58 от 28.09.2015 истцом установлена необходимость проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, поскольку установлено: разрушение кирпичей на цоколе, отслоение и многочисленные трещины штукатурного и окрасочного слоев на больших участках цоколя (пп. в п.2.2), отслоение окрасочного слоев наружных стен, следы замачивания обшивки, следы естественного старения древесины (пп. г п.2.2), нарушение целостности покрытия крыши на отдельных участках кровли пристроев, искроуловители на кирпичных трубах отсутствуют (пп.д п. 2.2.), трещины штукатурного слоя перекрытий (пп. б. п. 2.3.), выцветание и шелушение окрасочного слоя деревянных оконных блоков ( пп.е п.2.3).
Согласно приложению №1 к постановлению правительства красноярского края от 29.03.2019 №144-п спорный жилой дом был включен в список многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 г. В краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта не включался, взносы на капительный ремонт собственниками жилого помещения не уплачиваются.
На основании Приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 24.03.2020 № 151 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия.
В 2020 году объект культурного наследия осмотрен, о чем составлен акт №50 от 24.03.2020 г. В акте зафиксировано ненадлежащее состояние объекта. В разделе 5 акта указано, что состав (перечень) видов работ по сохранению объекта, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются на основании настоящего акта с учетом вида объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта (п.5.1 акта, л.д.96 т.1). План работ по сохранению объекта с составом (перечнем) видов работ и срокам (периодичностью) проведения таких работ направляется собственнику (законному владельцу) объекта в установленном порядке. В случае, если объект принадлежит нескольким правообладателям, работы по его сохранению выполняются согласно занимаемым площадям. Финансирование работ по сохранению объекта в отношении общего имущества правообладателей осуществляется пропорционально принадлежащим правообладателям долям в общем имуществе на основании договора между ним.
При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия оснований для возложения спорных обязанностей на управляющую организацию, поскольку они не входят в перечень работ и действий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.06.2020) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Таким образом, возможность возложения на управляющую компанию обязанности по выполнению охранного обязательства предусмотрена в отношении многоквартирных домов, все жилые помещения в котором находятся в частной собственности.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что квартиры № 8, 10, 12, 14, 17 находится в муниципальной собственности г. Ачинска, в связи с чем, указанные положения закона о возложении на управляющую организацию обязанности, не подлежат применению по настоящему делу, что исключает, наряду с указанными обстоятельствами, возможность возложения обязанности на ООО «Управляющая организация Жилищно-Сервисная компания».
Оценивая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на ответчиков, как собственников жилых помещений, обязанности по разработке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения.
Подлежат отклонению доводы жалобы об отсутствии доказательств ненадлежащего состояния объекта культурного наследия и его нуждаемости в проведении работ по его сохранению, поскольку ненадлежащее состояние ОКН подтверждено актами обследования от 28.09.2015 г., 24.03.2020 г., доказательства опровергающих указанные акты в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации г. Ачинска – Майоровой С.П. не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 24 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации г. Ачинска – Майоровой С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 01.02.2022 г.