РЈРР”16RS0036-01-2019-003677-97
Подлинник решения приобщён к административному делу № 2а-454/2020
Альметьевского городского суда Республики Татарстан
РЕШЕНРР•
именем Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
17 февраля 2020 года г. Альметьевск, РТ
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибиева Р.Р.,
при секретаре Трифоновой Г.Ю.,
с участием:
представителя административного истца, адвоката Гайнутдиновой Л.Н.,
представителя заинтересованного лица, ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, Шайхутдинова Р.Р.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административный РёСЃРє Муратшина Р.Рђ. РѕР± оспаривании решения Палаты земельных Рё имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РѕР± отказе РІ перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка Рё заключить соглашение Рѕ перераспределении земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Муратшин Р.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РѕР± оспаривании действий (бездействия) исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее РїРѕ тексту – исполком Альметьевского района). Р’ обоснование требований указано, что административный истец является собственником участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 905 РєРІ.Рј, кадастровый номер <данные изъяты>, Рё расположенного РЅР° нём жилого РґРѕРјР°, кадастровый номер <данные изъяты>, общей площадью 190 РєРІ.Рј, находящихся РїРѕ адресу: <адрес>.
03 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° Муратшин Р.Рђ. обратился Рє административному ответчику СЃ заявлением Рѕ перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка площадью 1173 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, образованного РёР· земельного участка площадью 905 РєРІ.Рј, принадлежащего ему РЅР° праве собственности, Рё земельного участка площадью 268 РєРІ.Рј, находящегося РІ муниципальной собственности, предоставив РІСЃРµ необходимые документы РІ соответствии СЃ требованиями Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Ответом Палаты земельных Рё имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 14 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° в„– 7216/203 РІ предоставлении земельного участка Муратшину Р.Рђ. отказано. Административный истец полагает, что данный отказ нарушает его права Рё законные интересы, РЅРµ соответствует закону Рё РЅРµ обоснован.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, административный истец РїСЂРѕСЃРёР» признать незаконным отказ исполкома Альметьевского района, выраженный РІ РїРёСЃСЊРјРµ в„– 7216/203 РѕС‚ 14 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° Рё обязать исполком РђРњР РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения РїРѕ данному делу РІ законную силу утвердить схему расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории в„– 03-11-18 РЎРљ, общей площадью 1173 РєРІ.Рј, образуемого путём перераспределения земельного участка, находящегося РІ муниципальной собственности площадью 268 РєРІ.Рј Рё земельного участка, находящегося РІ частной собственности СЃ кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 905 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РІ соответствии СЃ каталогом координат указанным РІ схеме расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером, Рё заключить СЃ Муратшиным Р.Рђ. соглашение Рѕ перераспределении земельного участка СЃ кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 905 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: Р Рў<адрес>, Рё земельного участка площадью 267 РєРІ.Рј РёР· земель, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена. Так Р¶Рµ РїСЂРѕСЃРёР» взыскать СЃ административного ответчика государственную пошлину РІ возврат РІ размере 300 рублей, уплаченную РёРј РїСЂРё подаче административного РёСЃРєР°.
Р’ судебном заседании представитель административного истца, Гайнутдинова Р›.Рќ., заявленные требования поддержала РїРѕ основаниям, изложенным РІ административном РёСЃРєРµ, просила удовлетворить. Пояснила, что испрашиваемый Муратшиным Р.Рђ. земельный участок необходим ему для садоводства Рё огородничества.
Представители административных соответчиков, исполкома Альметьевского района, и Палаты земельных и имущественных отношений извещены, не явились.
Представитель заинтересованного лица, ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, Шайхутдинов Р.Р. решение оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица, ОАО «Сетевая компания», извещён, не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, просил отказать в удовлетворении административного иска, поскольку предоставление административному истцу испрашиваемого земельного участка затруднит доступ к расположенной вблизи КТП-261.
Представители заинтересованных лица РћРћРћ «Газпром трансгаз Казань», ГУП Р Рў В«Рлектрические сети» Рё МБУ «Управление капитального строительства» извещены, РЅРµ явились.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В связи с этим, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при отсутствии сторон, извещённых надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца и представителя заинтересованного лица, изучив материалы административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объёме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2. соблюдены ли сроки обращения в суд; 3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
РР· объяснений сторон Рё материалов дела следует, что Муратшин Р.Рђ. является собственником земельного участка СЃ кадастровый номер <данные изъяты>, Рё расположенного РЅР° нём жилого РґРѕРјР° СЃ кадастровый номер <данные изъяты>, общей площадью 190 РєРІ.Рј, находящихся РїРѕ адресу: <данные изъяты> (Р».Рґ. 11-12).
03 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° Муратшин Р.Рђ. обратился СЃ заявлением Рѕ перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка площадью 1173 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, образованного РёР· земельного участка площадью 905 РєРІ.Рј, принадлежащего ему РЅР° праве собственности, Рё земельного участка площадью 268 РєРІ.Рј, находящегося РІ муниципальной собственности.
Ответом Палаты земельных Рё имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 14 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° в„– 7216/203 РІ предоставлении земельного участка Муратшину Р.Рђ. было отказано. Р’ качестве обоснования отказа указано, что ранее РЅР° аналогичное обращение заявителю были ответы в„– 13072/203 РѕС‚ 12 декабря 2017 РіРѕРґР° Рё в„– 17123/203 РѕС‚ 24 декабря 2018 РіРѕРґР°. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, повторно разъяснено, что РїРѕ Генеральному плану микрорайона «Дружба» РЅР° территории запроектировано три самостоятельных земельных участка. Перераспределение земельных участков РЅРµ должно приводить Рє значительному увеличению площади земельного участка, находящегося РІ частной собственности, Р° призвано помочь устранить недостатки РІ землепользовании. Р’ этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, Р° РЅРµ целью перераспределения. Также указано, что решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 29 апреля 2016 РіРѕРґР° в„– 64 «О нормах предоставления земельных участков РЅР° территории Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» РЅРѕСЂРјС‹ для индивидуального жилищного строительства РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселениях установлены РІ размере РѕС‚ 0,04 РґРѕ 050 РіР° включительно. Площадь земельного участка, находящегося РІ частной собственности Муратшина Р.Рђ., составляет 905 РєРІ.Рј. РљСЂРѕРјРµ того, основанием отказа послужило то обстоятельство, что СЂСЏРґРѕРј СЃ земельным участком РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ линии электропередачи Р’Р›Р-0,4 РєР’ РѕС‚ РљРўРџ-262, ВЛЗ-10 РєР’ Р Рџ-8 РљРўРџ-261, расположено РљРўРџ-262, земельный участок обременён охранными зонами (Р».Рґ. 13-14).
Также установлено, что ранее Муратшин Р.Рђ. неоднократно обращался РІ органы местного самоуправления СЃ аналогичными заявлениями, РЅР° что ему давались аналогичные ответы 24 декабря 2018 РіРѕРґР° Рё 12 декабря 2017 РіРѕРґР°, которые административным истцом РЅРµ оспаривались (Р».Рґ. 19-21).
РР· заключения кадастрового инженера РћРћРћ «Сигма» РѕС‚ 23 апреля 2019 РіРѕРґР° в„– 036/1 следует, что площадь испрашиваемого земельного участка, свободная РѕС‚ охранной Р·РѕРЅС‹, составляет 267 РєРІ.Рј. Участок, свободный РѕС‚ охранной Р·РѕРЅС‹, имеет неправильную геометрическую форму, разрывы Рё вкрапления. РџРѕ мнению кадастрового инженера, использование земельного участка РІ целях индивидуального жилищного строительства повлечёт Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ нарушение требований Постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24 февраля 2009 РіРѕРґР° в„– 160 «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ установления охранных Р·РѕРЅ объектов электросетевого хозяйства Рё особых условий использования земельных участков, расположенных РІ границах таких Р·РѕРЅВ» (Р».Рґ. 30).
Р’ соответствии СЃРѕ сведениями, содержащимися РІ разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, Рё предоставленным Муратшину Р.Рђ. РІ ответе МБУ «Управление архитектуры Рё градостроительства Альметьевского муниципального района» РѕС‚ 17 июля 2019 РіРѕРґР° согласно проекту планировки территории РјРєСЂ. «Дружба» перераспределяемый земельный участок площадью 268 РєРІ.Рј попадает РїРѕРґ территорию, запроектированную РїРѕРґ самостоятельный земельный участок (Р».Рґ. 41).
Данные сведения сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Филиалом РћРђРћ «Сетевая компания» Альметьевские электрические сети согласно решению в„– Рљ/0/03/17-23114 РѕС‚ 08 декабря 2017 РіРѕРґР° Муратшину Р.Рђ. было отказано РІ согласовании индивидуального жилищного строительства РЅР° РґРІСѓС… самостоятельных участках, частично занятых трансформаторной подстанцией Рё Р’Р›-0,4-10РєР’ (Р».Рґ. 42).
Согласно письму Минэкономразвития России от 24 августа 2018 года № Д23и-4640 «О перераспределении земель и нескольких земельных участков» перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами Земельного кодекса Российской Федерации.
Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
РРЅРѕРµ толкование положений Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ перераспределении земель или земельных участков, находящихся РІ государственной или муниципальной собственности, Рё земельных участков, находящихся РІ частной собственности, обесценивает требования Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ предоставлении земельных участков РЅР° торгах.
РџСЂРё этом РёР· материалов дела Рё объяснений сторон усматривается, что земельный участок Муратшина Р.Рђ. имеет правильную геометрическую форму, Рё площадь земельного участка составляет 905 РєРІ.Рј, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, нет препятствий для использования его РїРѕ целевому назначению.
Р’ то Р¶Рµ время, административным истцом РЅРµ представлены доказательства того, что оспариваемым решением нарушены его права, поскольку оспариваемый ответ в„– 7216/203 РѕС‚ 14 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° РЅРµ препятствует Муратшину Р.Рђ. пользоваться принадлежащим ему участком РІ соответствии СЃ РІРёРґРѕРј его разрешённого использования.
Намерение увеличить площадь земельного участка не должно приводить к подмене установленного законом порядка приобретения земельных участков, поскольку, согласно материалам дела земельный участок, о перераспределении которого просит административный истец, сформирован как самостоятельный земельный участок.
Требования же административного истца направлены на обход существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
РќР° основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения административного РёСЃРєР° Муратшина Р.Рђ. РЅРµ имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административный РёСЃРє Муратшина Р.Рђ. РѕР± оспаривании решения Палаты земельных Рё имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РѕР± отказе РІ перераспределении земельного участка путём утверждения схемы расположения земельного участка Рё возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка Рё заключить соглашение Рѕ перераспределении земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: Р.Р. Сибиев
Мотивированное решение составлено 17 февраля 2020 года.
Копия верна:
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан Р.Р. Сибиев
Решение вступило в законную силу:
В«______В» _____________ 2020 Рі.
РЎСѓРґСЊСЏ