Решение по делу № 2а-390/2020 от 28.01.2020

К делу № 2а-390\2020                                            УИД № 23RS0051-01-2019-001840-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерацииг. Тимашевск                                                                          10 марта 2020 года

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:председательствующего – судьи Ломака Л.А.,при секретаре судебного заседания Тагиной Ю.Е.,с участием представителя административного истца Темир Е.В.,

представителя административного ответчика Николаева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рябчун Юлии Викторовны к Администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района о признании недействующим решения об установлении санитарно-защитной зоны, признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, признании незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,

У С Т А Н О В И Л:

Рябчун Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, указав в обоснование своих доводов, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 312 кв.м. с кадастровым номером <№>, предназначен для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: РФ <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

05.07.2019 года Рябчун Ю.В. обратилась в администрацию Тимашевского городского поселения с заявлением о выдаче ей уведомления о соответствии указанном в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.

Вместе с заявлением она предоставила административному ответчику уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального строительства – жилого дома, выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок и копию паспорта.

Однако 11 июля 2019 года ей было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, в котором указано, что согласно ст. 12.2 п.3 правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района Краснодарского края не допускается на территории санитарно-защитных зон размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома. Из отзыва на административное исковое заявление административного ответчика, административному истцу стало известно, что площадь принадлежащего ей земельного участка на основании правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года № 302 (с изменениями от 27.03.2019 года № 363) была включена в границы ориентировочной СЗЗ, установленной для неких промышленных объектов и принадлежит защитной зоне предприятия ООО «Изумруд-2». Истец указывает что в установленном законом порядке размер санитарно-защитной зоны не рассчитывался и не устанавливался, поскольку таковая в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» подлежит утверждению Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации либо его заместителем, а не исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Административным ответчиком со ссылкой на установленную санитарно-защитную зону административному истцу Рябчун Ю.В. было отказано в получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома, тогда как собственники соседних участков, обратившиеся за получением разрешений на строительство до введения в действие оспариваемых Правил, такие разрешения получили. В связи, с чем она вынуждена обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель административного истца уточнила заявленные административные исковые требования, указала, что Рябчун Ю.В. является собственником указанного участка с кадастровым номером <№> расположенного по адресу: РФ <адрес>, площадь которого на основании оспариваемых Правил была включена в границы ориентировочной СЗЗ, установленной для предприятия «Изумруд 2», тогда как в установленном порядке размер санитарно-защитной зоны не рассчитывался и не устанавливался, поскольку таковая в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» подлежит утверждению Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации либо его заместителем, а не исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Пояснила, что в связи с установлением границ СЗЗ ее доверителю было отказано в получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома, тогда как собственники соседних участков, обратившиеся за получением разрешений на строительство до введения в действие оспариваемых Правил, такие разрешения получили. Представитель указала также, что на дату приобретения ее доверителем земельного участка, ни в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости не имеется записей о наличии каких-либо обременений. Указала, что 02.08.2013 года Администрацией Тимашевского городского поселения было вынесено постановление № 469 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: г. <адрес>». Данное постановление не отменено. На основании указанного градостроительного плана 11 октября 2013 года административным ответчиком была утверждена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения строящегося объекта – жилого дома и было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на этом же земельном участке площадью 312 кв.м. с кадастровым номером <№>, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: РФ <адрес>. Соответственно, оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права Рябчун Ю.В., как собственника земельного участка с кадастровым номером <№>, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: РФ <адрес> и она вынуждена обращаться в суд с административным иском, в котором так же просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Решение совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года № 302 «Об утверждении правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района» с изменениями от 17.12.2014 года № 27, от 18.02.2016 года № 120, от 24.08.2016 года № 207, от 01.12.2017 года № 239, от 31.05.2017 года № 276, от 27.03.2019 года № 363) в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <№>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> в связи с тем, что Решение совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года № 302 «Об утверждении правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района» с изменениями от 17.12.2014 года № 27, от 18.02.2016 года № 120, от 24.08.2016 года № 207, от 01.12.2017 года № 239, от 31.05.2017 года № 276, от 27.03.2019 года № 363) не соответствует федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях и указал, что 11.07.2019 года Рябчун Ю.В. направлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с нахождением земельного участка в санитарно-защитной зоне. Согласно п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) генеральный план поселения содержит материалы по обоснованию генерального плана в виде отображения на карте: зоны с особыми условиями использования территорий. Информация о санитарно-защитных зонах на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района содержится в генеральном плане, утвержденном решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 27 мая 2011 года № 148 (с изменениями от 31 мая 2017г. № 275) (далее генеральный план) и размещенном на сайте администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района. Правила землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, утвержденные решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года №302 (с изменениями от 27.03.2019 № 363) (далее Правила) разработаны на основании генерального плана. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в санитарно-защитной зоне промышленных объектов. В соответствии с пунктом 5.1. Приложения «2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома. В соответствии с пунктом 3.3 вышеуказанного приложения границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности. Земельный участок, вокруг границ которого, установлена санитарно-защитная зона относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов. Административным истцом не предоставлены доказательства обращения о прекращении существования санитарно-защитных зон в отношении данного земельного участка и принятые решения.

До настоящего времени санитарно-защитная зона не изменена.

                 Допрошенная в предыдущем судебном заседании представитель третьего лица – главный специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации МО Тимашевский район Шолль И.Г. пояснила, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», Законом Краснодарского края от 5 августа 2016 г. № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», администрация Тимашевского городского поселения выполняет свои полномочия по вопросам местного значения на территории Тимашевского городского поселения самостоятельно. Пунктом 26 статьи 16 Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия муниципального, городского округа: направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов и др. Отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Тимашевский район предоставляет муниципальные услуги в части градостроительства в отношении объектов, находящихся на территории сельских поселений Тимашевского района. На территории Тимашевского городского поселения данные услуги предоставляет отдел архитектуры, земельных и имущественных отношений Тимашевского городского поселения Тимашевского района. Просила принять решение на усмотрение суда.

                 Представитель заинтересованного лица – заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском, Каневском районах по доверенности Чевганов М.В. пояснил суду, что 27.12.2019г. вышел Федеральный закон №455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ», в частности изменения, внесенные в часть 13 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ, установил, что с 01 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные расчетные предварительные санитарно-защитные зоны прекращают существование. Далее, ограничение использования земельных участков в них не действует. Собственники зданий, сооружений в отношении которых были определены понятия ориентировочные расчетные предварительные санитарно-защитные зоны до 01 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон с заявлением об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении таковых, то есть в органы Роспотребнадзора до 01 октября 2021г. Мы сейчас с Вами не знаем, предприятие ООО «Био Свитс» может быть в настоящий момент они сейчас заключили договор и разрабатывают проект санитарно-защитной зоны, где они установят их до 01.10.2021г. Предприятию ООО «Био Свитс» определена рекомендуемая санитарно-защитная зона, он не знает, где расположен их участок, потому, что по кадастровой карте номера нет, участок не отмежеван.

               Если не входит земельный участок административного истца 50 метров от ООО «Тоги» и 100 метров от границы участка, это в проекте должно быть прописано, от предприятия непосредственно от стен или от земельного участка будет устанавливаться, это мы не знаем. Но по закону срок у предприятия есть до 01.10.2021г. С 2018 года, после того, как установили санитарно-защитные зоны, должны зарегистрировать в Управлении Росреестра, Росреестр должен нанести на карту. Предприятию ООО «Тога» уже установил Роспотребнадзор не ориентировочную, а окончательную санитарно-защитную зону 50 метров. Решение представлено суду в материалы дела. Ориентировочная зона– это расчетная, которая проектом определяется, а потом уже после окончания лабораторных исследований делается окончательная. На этот проект дается санитарно-эпидемиологическое заключение. На сегодняшний день не установлены санитарно-защитные зоны в отношении предприятия ООО «Био Свитс».

          Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела и все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, исходя из предмета и оснований заявленных требований, руководствуясь положениями действующего законодательства суд считает, что требования Рябчун Ю.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

            В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч 3. ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.

Как установлено судом, в территориальной части Правил землепользования и застройки, отражена ориентировочная санитарно-защитная зона и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в санитарно-защитной зоне промышленных объектов.

Также судом установлено, что административный истец Рябчун Ю.В. является собственником земельного участка площадью 312 кв.м. с кадастровым номером <№>, предназначен для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: РФ <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРН.

Из названной выписки следует, что участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», и обременений в отношении него не зарегистрировано. Согласно представленному истцом градостроительному плану указанного земельного участка, он расположен в границах санитарно-защитных зон, где в соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке от года 11 июля 2019 административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по оформлению разрешительной документации на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером <№>, поскольку было установлено, что участок находится в границах СЗЗ.

Соответственно, оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права Рябчун Ю.В., как собственника земельного участка с кадастровым номером <№>, и она вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.

Проверяя в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ полномочия администрации Тимашевского городского поселения на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности по вопросу градостроительного зонирования и территориального планирования.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. В свою очередь ч. 2 ст. 63 названного Кодекса предусмотрено, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные ч. 3 ст. 8 настоящего Кодекса (в том числе утверждение правил землепользования и застройки), осуществляются органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила землепользования и застройки субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 4.1 ст. 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суд находит, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии Правила землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, утвержденные решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года №302 (с изменениями от 27.03.2019 № 363) законодательству, имеющему большую юридическую силу, в части распространения санитарно-защитной зоны на земельный участок с кадастровым номером <№> суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются, среди прочего, санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Рассматриваемый вопрос установления санитарно-защитных зон не урегулирован градостроительным законодательством, в связи с чем, к нему правомерно применение законодательства о санитарном благополучии населения.

Правилами землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, утвержденные решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года №302 (с изменениями от 27.03.2019 № 363) предусмотрено, что в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (с изм. и доп. N 1, 2, 3, 4), на территории Тимашевского городского поселения установлены границы санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, отображенные на соответствующей тематической карте настоящих Правил. В границах указанных зон действуют ограничения использования, предусмотренные вышеназванными правилами и нормами.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, в п. 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН).

В соответствии с п. 2.1 СанПиН, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера СЗЗ, который должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п. 2.2. СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Исключений из правил, установленных пп. 2.1 и 2.2 СанПиН, не предусмотрено.

Согласно пунктам 4.1 и 4.3 СанПиН установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Как следует из ответа на запрос Управления Росптребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Приморско-Ахтарском, Каневском районах предприятие, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу <адрес> имеет установленную санитарно-защитную зону размером 50 метров. Информацией о предоставлении в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проекта санитарно-защитной зоны предприятия, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу <адрес> территориальный отдел не располагает.

Согласно схемы земельных участков, подготовленной кадастровым инженером Демчук И.С. расстояние от земельного участка истца с кадастровым номером <№> до земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу <адрес> имеющего установленную санитарно-защитную зону размером 50 метров, составляет 117,81 м.

Согласно части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.

По смыслу приведенных норм вопросы установления конкретных размеров и границ санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств отнесены исключительно к полномочиям Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, установленные с соблюдением требований законодательства в названной сфере.

Как следует из письменных возражений административного ответчика, информация о санитарно-защитных зонах на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района содержится в генеральном плане, утвержденном решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 27 мая 2011 года № 148 (с изменениями от 31 мая 2017г. № 275) (далее генеральный план) и размещенном на сайте администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района. Правила землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, утвержденные решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года №302 (с изменениями от 27.03.2019 № 363) (далее Правила) разработаны на основании генерального плана.

Однако, расчетов по показателям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, ЭМП и др.), не проводилось.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 были утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. В соответствии с п. 2 названного постановления, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением (то есть проект санитарно-защитной зоны, экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны), в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Между тем, как было установлено судом, ни по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта, ни по состоянию на дату разрешения административного спора, в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, соответствующее заявление с приложением к нему проекта СЗЗ, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы от правообладателей земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу <адрес> не поступало. Как следствие, размеры и границы СЗЗ для данного объекта Главным государственным санитарным врачом или его заместителем не утверждались.

Соответственно, как на момент принятия оспариваемого уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № 73 от 11.07.2019 года, так и на момент разрешения административного спора, установление в Правилах землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района Краснодарского края санитарно-защитной зоны на земельном участке с кадастровым номером <№> не соответствует нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца в той части, в которой указанная санитарно-защитная зона распространяется на принадлежащий административному истцу земельный участок.

Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что спорная санитарно-защитная зона установлена на основании генерального плана, в связи с чем Правила землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, утвержденные решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года №302 (с изменениями от 27.03.2019 № 363) (далее Правила) разработанные на основании генерального плана не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку, как указывалось выше, исключений из правил, установленных пп. 2.1 и 2.1 СанПиН не предусмотрено, а последние устанавливают определенную процедуру разработки проекта СЗЗ, которая установлена только в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу <адрес> имеет установленную санитарно-защитную зону размером 50 метров, а в отношении другого земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу <адрес> указанная процедура фактически не начиналась.

Таким образом, размеры ориентировочной санитарно-защитная зоны не могут быть самостоятельно определены администрацией Тимашевского городского поселения Тимашевского района, поскольку размеры, в том числе ориентировочной зоны, утверждаются уполномоченным должностным лицом органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, чему предшествует проведение соответствующих исследований и измерений.

Доводы административного ответчика о том, что ориентировочные санитарно-защитные зоны как устанавливающие ограничения по использованию находящихся в их пределах земельных участков подлежат обязательному отображению в Правилах землепользования и застройки города Тимашевского городского поседения Тимашевского района со ссылкой на положения ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой с 01.01.2020 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют, являются несостоятельными, поскольку указанные нормативные положения были введены в действие с 04.08.2018 г., то есть после начала действия оспариваемых Правил.

В силу ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, административное исковое заявление подлежит удовлетворению, а Решение совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года № 302 «Об утверждении правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района» с изменениями от 17.12.2014 года № 27, от 18.02.2016 года № 120, от 24.08.2016 года № 207, от 01.12.2017 года № 239, от 31.05.2017 года № 276, от 27.03.2019 года № 363) в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <№>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: РФ <адрес> подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уведомление о соответствии выдается органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельного участка только в предусмотренных законом случаях.

В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 ГК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

В соответствии с п.3 ч.9 ст.51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче уведомления о соответствии планируемого объекта ИЖС установленным параметрам.

Пункт 5 ст.85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Таким образом, для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии с положениями ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Аналогичные права собственника земельного участка закреплены в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельных участков только в предусмотренных законом случаях.

Исходя из смысла ст.ст. 2, 18, 51 Градостроительного Кодекса РФ, п. 4 ст. 85 Земельного Кодекса РФ возведение индивидуального жилого дома возможно только при наличии уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, выдаваемого уполномоченными органами, в рассматриваемом случае административным ответчиком – администрацией Тимашевского городского поселения.

Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в выписке из Единого государственного реестра недвижимости на спорный земельный участок площадью 312 кв.м. с кадастровым номером <№> предназначен для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: РФ <адрес>.

Исходя из изложенного оснований к выдаче уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не имелось.

Данный вывод суд основывает и на том, что оспариваемое уведомление о несоответствии нарушает права административного истца, предусмотренные ст. 209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению административным истцом его прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.

Между тем вопрос о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и размещения объекта ИЖС на земельном участке, является компетенцией административного ответчика в соответствии с законом и подлежит разрешению с учетом требований действующего законодательства, в связи с чем восстановлением нарушенного права Рябчун Ю.В. должно быть повторное рассмотрение ее заявления в соответствии с нормами права, регулирующими правоотношения по соблюдению прав собственника земельного участка.

Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ и п. 6 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, административному истцу за счет администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района Краснодарского края подлежат возмещению судебные расходы в размере оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Рябчун Юлии Викторовны к Администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района о признании недействующим решения об установлении санитарно-защитной зоны, признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Решение совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17.12.2013 года № 302 «Об утверждении правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района» с изменениями от 17.12.2014 года № 27, от 18.02.2016 года № 120, от 24.08.2016 года № 207, от 01.12.2017 года № 239, от 31.05.2017 года № 276, от 27.03.2019 года № 363) в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <№>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: РФ <адрес>.

Признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В остальной части административного иска – отказать.

Взыскать с администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района Краснодарского края в пользу Рябчун Юлии Викторовны понесенные судебные расходы в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам краснодарского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тимашевский районный суд.

Председательствующий

Полный текст решения изготовлен 13.03.2020 года.

Председательствующий

2а-390/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рябчун Юлия Викторовна
Ответчики
Администрация Тимашевского городского округа
Другие
Темир Елена Владимировна
ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах
Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Тимашевский район
Суд
Тимашевский районный суд Краснодарского края
Судья
Ломака Людмила Александровна
Дело на сайте суда
timashevsky.krd.sudrf.ru
28.01.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
29.01.2020Передача материалов судье
30.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2020Судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
10.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее