Судья Новикова Н.А. № 33-2566/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Ванюхина Н.Н.,
судей: Грымзиной Е.В., Колгановой В.М.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молоканова В.С. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области о включении в специальный стаж периодов работы для назначения досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Молоканова В.С.
на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 25 декабря 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Молоканова В.С. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области о понуждении государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области включить в специальный стаж: период работы монтером пути на участке с интенсивным движением поездов Борисовской дистанции пути с 24 мая 1990 года по 18 марта 1991 года 09 месяцев 25 дней, период работы водителем пожарной машины Котовской ПЧ 11-ОГПС с 9 февраля 2007 года по 31 декабря 2008 года стаж 01 год 10 месяцев 23 дня, которые засчитать в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначении Молоканову Владимиру Сергеевичу пенсии с момента обращения в УПФР в Котовском районе – отказать.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., объяснения Молоканова В.С. и его представителя по доверенности Л.И.., поддержавших доводы жалобы, представителя УПФР в Котовском районе Волгоградской области по доверенности Р.Ю.., возражавшей в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Молоканов В.С. обратился в суд с иском к УПФР в Котовском районе Волгоградской области о включении в специальный стаж периодов работы для назначения досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что решением УПФР в Котовском районе Волгоградской области от 21 ноября 2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, требуемого для определения права на досрочную страховую пенсию.
При этом ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды работы монтером пути на участке с интенсивным движением поездов Борисовской дистанции пути и водителем пожарной машины Котовской ПЧ 1 1-ОГПС.
С решением пенсионного фонда Молоканов В.С. не согласен, полагает его нарушающим право истца на досрочное пенсионное обеспечение.
Просил суд обязать УПФР в Котовском районе Волгоградской области включить ему в специальный стаж период работы монтером пути на участке с интенсивным движением поездов Борисовской дистанции пути с 24 мая 1990 года по 18 марта 1991 года, а так же период работы водителем пожарной машины Котовской ПЧ 11-ОГПС с 9 февраля 2007 года по 31 декабря 2008 года, засчитать в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости указанные периоды работы и назначить пенсию с момента обращения в УПФР в Котовском районе.
Котовским районным судом Волгоградской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Молоканов В.С. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичная норма содержалась в п. 5 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 года.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272 утвержден список профессий рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте. В списке указана профессия - монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года № 286, дано понятие интенсивного движения поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках - более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.
Таким образом, при определении права на назначение досрочной страховой (трудовой) пенсии лицам, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда, обязательным и единственным основанием является соблюдение требований, содержащихся в ФЗ «О страховых пенсиях» и Постановлений Правительства РФ, изданных в целях реализации указанного федерального закона.
Для того чтобы приобрести право на досрочную страховую пенсию по старости необходимо, чтобы работа имела место в производствах, на работах и в условиях, предусмотренных соответствующим списком и одновременно в указанных в этом списке должностях. В противном случае право на такую пенсию отсутствует. Это общее правило, которое применяется ко всем спискам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением УПФР в Котовском районе № 575128/18 от 21 сентября 2018 года в назначении пенсии Молоканову В.С. было отказано по причине отсутствия специального стажа, требуемого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости.
При этом ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды его работы с 24 мая 1990 года по 18 марта 1991 года в должности монтера пути 2 разряда Борисовской дистанции пути и с 9 февраля 2007 года по 31 декабря 2008 года в должности водителя Котовской ПЧ 11-ОГПС.
Отказывая в удовлетворении требований Молоканова В.С. о возложении на пенсионный фонд обязанности включить в специальный стаж период его работы с 24 мая 1990 года по 18 марта 1991 года в должности монтера пути 2 разряда Борисовской дистанции пути, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что этот период не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, поскольку условия и характер труда истца не соответствовали критериям, установленным в названных выше Списках.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Так, согласно трудовой книжке, истец принят в Борисовскую дистанцию пути Белорусской ордена Ленина железной дороги монтером пути 24 мая 1990 года, уволен 18 марта 1991 года.
Вместе с тем, документального подтверждения занятости истца на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов представлено не было.
В ответе на запрос пенсионного фонда о предоставлении справки в подтверждение льготного характера работы истца, Минское отделение Белорусской железной дороги Борисовской дистанции пути указало, что согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 года № 536 периоды работы с особыми условиями труда засчитываются в специальный стаж, согласно Списку № 1 и Списку № 2, с 1 января 1992 года. В связи с изложенным, представить справку в отношении Молоканова В.С. для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2 (уточняющую льготный характер работы) оснований не имеется.
При этом согласно сообщению Минского отделения Белорусской железной дороги Борисовской дистанции пути в Отдел перевозок УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» в дистанции пути имеются справки УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» об интенсивности движения поездов на участках, обслуживаемых Борисовской дистанцией пути с 1992 года.
Таким образом, в период работы истца с 24 мая 1990 года по 18 марта 1991 года в должности монтера пути 2 разряда Борисовской дистанции пути не подтверждается интенсивное движение поездов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе Молоканову В.С. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода его работы с 24 мая 1990 года по 18 марта 1991 года в должности монтера пути 2 разряда Борисовской дистанции пути.
Соглашается судебная коллегия и с выводом суда об отказе истцу в удовлетворении требований о включении в его специальный стаж периода работы водителем пожарной машины Котовской ПЧ 11-ОГПС с 9 февраля 2007 года по 31 декабря 2008 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 437 от 18 июня 2002 года утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором поименованы водители (шоферы) автомобиля (пожарного).
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Поскольку сведения об условиях труда не содержатся в трудовой книжке, администрация предприятия (организации) представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов того периода, когда производились работы, а также подтверждает, что указанные работы выполнялись в течение полного рабочего дня, что закреплено пунктом «а» части 12 Перечня документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года № 958н, а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
В абз. 5 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обращено внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Из материалов дела следует, что в трудовой книжке Молоканова В.С. отсутствуют сведения о том, что истец в спорный период работал в должности водителя пожарного автомобиля. Не представлено таких сведений и в ходе судебного разбирательства. Документов, подтверждающих факт работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, истцом не представлено.
Более того, статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлены правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Так, согласно части 1 статьи 14 названного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как видно из материалов дела, Молоканов В.С. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 28 января 1998 года.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорный период работы Молоканова В.С. в должности водителя Котовской ПЧ 11 - ОГПС, отражен без указания кода льготных условий труда.
Таким образом, работодатель при представлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Молоканова В.С. документально не подтвердил его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у пенсионного органа законных оснований для включения в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии спорных периодов его работы является обоснованным, поскольку основан на правильном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Котовского районного суда Волгоградской области от 25 декабря 2018 года по гражданскому делу по иску Молоканова В.С. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области о включении в специальный стаж периодов работы для назначения досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии, оставить без изменения, апелляционную жалобу Молоканова В.С. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: