ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-6685/18 | Председательствующий судья первой инстанции | Камынина В.Ф. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С.,
судей Рошка М.В., Хмарук Н.С.,
при секретаре Николаевой А.В.
по докладу судьи Аврамиди Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе частную жалобу представителя администрации г. Симферополя Республики Крым – Носковой <данные изъяты> на определение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 июня 2017 года о процессуальном правопреемстве по заявлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым о замене стороны должника по исполнительному производству – Исполнительного комитета Киевского районного совета г. Симферополя его правопреемником – Администрацией г. Симферополя Республики Крым,
УСТАНОВИЛА:
Решением Киевского районного суда города Симферополя АР Крым от 03.03.2014 года на исполнительный комитет Киевского районного совета города Симферополя возложена обязанность выдать Аметову <данные изъяты> удостоверение реабилитированного в соответствии со ст. 6 ЗУ «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине».
Указанное решение обращено к принудительному исполнению, 09.10.2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Республике Крым возбуждено исполнительное производство№-ИП.
25.05.2017 года судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым обратился в суд с заявлением о замене должника в исполнительном производстве - исполнительного комитета Киевского районного совета г. Симферополя на Администрацию г. Симферополя Республики Крым, ссылаясь на то, что исполнительный комитет ликвидирован и администрация г. Симферополя является его правопреемником.
Определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 июня 2017 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным определением суда, представитель администрации г. Симферополя подал на него частную жалобу, в которой ссылаясь на отсутствие функционального правопреемства между исполкомом и администрацией г. Симферополя по вопросу реабилитации жертв политических репрессий.
Одновременно подателем жалобы заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование определения суда.
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 августа 2017 года срок на подачу частной жалобы восстановлен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 октября 2017 года определение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 июня 2017 года оставлено без изменения, частная жалоба администрации г. Симферополя – без удовлетворения.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Крым от 20 июня 2018 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 октября 2017 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Крым в ином составе судей.
Согласно ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что частная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемое определение отмене, исходя из следующего.
Разрешая вопрос о процессуальном правопреемстве на стадии исполнения судебного акта, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 5 решения 7-й сессии 1 созыва Симферопольского городского совета от 04 декабря 2014 года №102 «О вопросах правопреемства» Администрация г. Симферополя выступает правопреемником исполнительного комитета Симферопольского городского совета по спорам с органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день её принятия в РФ, что стало основанием для удовлетворения заявления судебного пристава-исполнителя о замене стороны в исполнительном производстве.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Из анализа приведенных норм следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть когда права и обязанности правопредшественника переходят к его правопреемнику.
Как следует из материалов дела, постановлением Киевского районного суда г. Симферополя АР Крым от 03.03.2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского апелляционного административного суда от 4 августа 2014года, частично удовлетворен иск Аметова Э. к исполнительному комитету Киевского районного совета г. Симферополя, третьи лица Киевский районный совет г. Симферополя, Симферопольский городской совет, Исполнительный комитет Симферопольского городского совета о признании действий неправомерными, возложении обязанности выдать удостоверение реабилитированного.
Указанным судебным актом признаны неправомерными действия исполнительного комитета Киевского районного совета г. Симферополя по отказу предоставить Аметову Энверу удостоверение реабилитированного в соответствии со ст. 6 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине». На исполнительный комитет Киевского районного совета г. Симферополя возложена обязанность предоставить Аметову Энверу удостоверение реабилитированного в соответствии со ст. 6 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине». В остальной части иска отказано.
Указанное судебное решение обращено к исполнению. Выдан исполнительный лист листа № 2а/123/66/2014 от 02.10.2014 года, на основании которого 09.10.2014 года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Исполнительного комитета Киевского района г. Симферополя в пользу взыскателя Аметова Э. Предмет исполнения: обязать предоставить удостоверение реабилитированного в соответствии со ст.6 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине». (л.д.4-8)
До настоящего времени постановление Киевского районного суда г. Симферополя от 3 марта 2014года не исполнено.
Постановлением Верховной рады АР Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым, деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращена, их полномочия, имущество и денежные средства перешли к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.
Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе российской Федерации новых субъектов, подписанный в Москве 18 марта 2014 года.
В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого регулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым № 8 от 29.09.2014 года в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьей 40 Закона Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Симферопольский городской совет ликвидирован.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым № 31 от 31.10.2014 года ликвидирован Исполнительный комитет Киевского районного совета города Симферополя.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым № 102 от 04.12.2014 года постановлено, что правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам находящимся в стадии исполнения, выступает: 5.1 - Симферопольский городской совет Республики Крым - в части дел, по спорам в отношении нормативных правовых актов Симферопольского городского совета, действующего на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; 5.2 - Администрация города Симферополя Республики Крым - в отношении иных споров с органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Вместе с тем, в связи с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации на территории Республики Крым стало действовать законодательство Российской Федерации и вместе с этим изменилось правовое регулирование реабилитации жертв политических репрессий,, в том числе функции и компетенция органов государственной власти, органов местного самоуправления по указанному вопросу.
Согласно ст. 2 Закона Республики Крым №218-ЗРК от 18.02.2016 года «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий», предусмотрено, что Законодательство Республики Крым о социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и состоит из настоящего Закона, иных законов Республики Крым, нормативных правовых актов Совета министров Республики Крым.
Статьей 3 указанного закона предусмотрены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и порядок их предоставления, а также установлено, что документами, подтверждающими права реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, на меры социальной поддержки, указанные в части 1 настоящей статьи, являются соответственно справка о реабилитации и справка о признании лица пострадавшим от политических репрессий. Меры социальной поддержки, указанные в пунктах 7 и 8 части 1 настоящей статьи (льготный проезд), предоставляются также на основании удостоверения, выданного исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере межнациональных отношений и депортированных граждан на основании вышеуказанных справок.
Порядок выдачи удостоверений определяется Советом министров Республики Крым.
Как следует из содержания ст. 7 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», справка о реабилитации лицам, подвергшимся ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, выдается органами внутренних дел.
Такая справка выдана Аметову Э. Министерством внутренних дел по Республике Крым МВД России 25 июля 2014года (т. 2 л.д.65).
Согласно п. 2 Порядка выдачи удостоверений о праве на меры социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 30 октября 2017 года №568 удостоверение о праве на меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий выдается Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Таким образом, выдача документов, подтверждающих статус и права реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации не относится к компетенции органов местного самоуправления, то есть правопреемство по указанному вопросу у Администрации г. Симферополя отсутствует, что исключает возможность удовлетворения заявления судебного пристава-исполнителя о замене должника Исполнительного комитета Киевского районного совета г. Симферополя его на Администрацию г. Симферополя Республики Крым в исполнительном производстве №-ИП.
Сведений об обращении Аметова Э. с заявлением в Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий материалы дела не содержат.
Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.
Рассмотрение судом вопроса о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства осуществляется применительно к правилам, установленным статьей 440 ГПК РФ, в соответствии со статьей 358 КАС РФ, статьей 324 АПК РФ в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя, сторон исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника.
Таким образом, учитывая, что с заявлением о замене должника – Исполнительного комитета Киевского районного совета г. Симферополя правопреемником - Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым ни Аметов Э. ни судебный пристав-исполнитель в суд не обращались, на указанный орган, как на правопреемника в установленном порядке, лицами, которым законом предоставлено такое право не указано, основания для замены стороны в исполнительном производстве у суда апелляционной инстанции отсутствуют, что не исключает возможность разрешения указанного вопроса в установленном законом порядке после подачи соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, доводы частной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального права и отсутствии оснований для замены стороны в должника в исполнительном производстве на Администрацию г. Симферополя Республики Крым следует признать обоснованными, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 333, п. 2 ч. 1 ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 июня 2017 года отменить и разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым о замене стороны должника по исполнительному производству – Исполнительного комитета Киевского районного совета г. Симферополя его правопреемником – Администрацией г. Симферополя Республики Крым – отказать.
Председательствующий Т.С. Аврамиди
Судьи М.В. Рошка
Н.С. Хмарук