Судья –Байметов А.А. № 2-3444/2022
(суд первой инстанции)
№ 33-984/2023
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.
судей Донсковой М.А. и Козуб Е.В.
при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скачкова В. И. к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет пенсии, по апелляционной жалобе Скачкова В. И. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Скачков В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю (далее – ответчик, ОПФР по г. Севастополю), с учетом поступивших изменений просил суд признать незаконным решение ответчика № 32248/22 от 28.06.2022 об отказе в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика включить в страховой стаж истцу периоды работы в органах внутренних дел Украины в период времени с 01.01.1991 по 04.03.1998, произвести перерасчет размера пенсии и выплату с учетом указанных периодов с 24.03.2022.
Требования мотивированы тем, что решением ответчика от 28.06.2022 истцу отказано в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента - 23,4. Истец полагает, что ответчиком незаконно не включен в страховой стаж истцу период работы в органах внутренних дел Украины с 01.01.1991 по 04.03.1998. С учетом указанного периода истец имел бы право получать пенсию с 24.03.2022.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 декабря 2022 года в удовлетворении искового заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Скачковым В.И. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований.
В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Апеллянт полагает, что при назначении пенсии следует руководствоваться Соглашением от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», где пунктом 2 определено, что для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный не территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения; истец указывает, что с 01.01.1991 года по 04.03.1998 года проходил службу в органах внутренних дел МВД Украины, этому периоду предшествовал период с 01.10.1983 года по 01.01.1991 года службы в органах МВД СССР, который территориальный орган ПФ РФ засчитал в трудовой стаж истца на основании Соглашения от 1992 года, в настоящее время является гражданином Российской Федерации, проживает на территории РФ, а потому полагает, что приобрел право на назначение досрочной страховой пенсии с 24.03.2022 года, в связи с чем, имеет право на перерасчет пенсии.
Протокольным определением от 23.03.2023 произведена замена ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю на Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ответчика Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю Дыбова С.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала обжалуемое решение законным и обоснованным.
Судебная коллегия в соответствии с положениями с. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Дыбову С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, истец 24.03.2022 обратился к ответчику с заявлением № 32248/22 о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 28.06.2022 № 32248/22 истцу в назначении страховой пенсии по стрости в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» было отказано в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента — 23,4.
Из материалов пенсионного дела истца следует, что страховой стаж истца на 28.06.2022 составил 26 лет 4 месяца 24 дня и величина индивидуального пенсионного коэффициента составляла — 21.366: с 21.08.1978 по 18.10.1978 — работа, обычные условия (ИЛС); с 31.10.1978 по 11.02.1981 — служба в армии по призыву (ИЛС); с 28.04.1981 по 11.09.1981 - работа, обычные условия (ИЛС); с 01.10.1981 по 04.04.1983 - работа, обычные условия (ИЛС); с 01.10.1983 по 31.12.1990 — служба в МВД по контракту (ИЛС); с 23.05.2001 по 17.10.2001 - работа, обычные условия; с 08.04.2002 по 05.08.2013 - работа, обычные условия; с 05.08.2015 по 07.09.2015 - работа, обычные условия; с 12.08.2019 по 23.03.2022 - работа, обычные условия (ИЛС).
Ответчиком, отказано во включении в страховой стаж истца периода службы истца в МВД Украины с 01.01.1991 по 04.03.1998, со ссылкой на то, что это не предусмотрено нормами Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения».
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, подписанным: Республикой Армения, республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, пришел к выводу о том, что поскольку спорный период службы Истца пришелся после распада СССР, данный период службы Истца в органах внутренних дел Республик Украина не подлежит включению в страховой стаж, поскольку служба в силовом ведомстве Республики Украина не предусмотрена нормами законодательства Российской Федерации в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года и стороной Истца не представлено доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в период службы вы органах внутренних дел Украины, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с вышеуказанными выводами суда первой инстанции соглашается.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого Федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с абзацем 5 пункта "а" статьи 1 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 4 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных нормативных положений, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения названного выше Закона, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
В соответствии с пунктом 8 Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" при осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в статье 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, засчитываются в трудовой стаж.
В статье 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" период службы в органах внутренних дел не указан.
Во взаимосвязи норм Соглашения от 13 марта 1992 года и норм Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения общего трудового стажа, принимая приоритет международного права к нормам национального права, в целях обеспечения прав граждан, прибывших из стран - участников СНГ, в общий трудовой стаж могут быть включены периоды прохождения военной службы в объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых государств, что в отношении истца судом не установлено.
Письменными материалами дела установлено, что истец 24.03.2022 обратился к ответчику с заявлением № 32248/22 о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 28.06.2022 № 32248/22 истцу в назначении страховой пенсии по стрости в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» было отказано в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента — 23,4.
Ответчиком, отказано во включении в страховой стаж истца периода службы истца в МВД Украины с 01.01.1991 по 04.03.1998, со ссылкой на то, что это не предусмотрено нормами Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения».
Поскольку нормами Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» включение в страховой стаж периоды прохождения службы в МВД Украины, не предусмотрено, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о включении спорного периодов в страховой стаж, являются обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР.
В силу положений статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают Министерства внутренних дел Сторон.
Из системного толкования указанных норм права следует, что вышеуказанное Соглашение от 24 декабря 1993 года применяется в отношении граждан - сотрудников органов внутренних дел при назначении им пенсии за выслугу лет, однако истец обратился с заявлением о назначении пенсии на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку истец обратился с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для применения к данным правоотношениям вышеуказанного Соглашения от 24 декабря 1993 года, предметом которого, является назначение пенсии работникам внутренних дел за выслугу лет.
Ссылка апеллянта на информационное письмо министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 апреля 2022 г. "О пенсионном обеспечении на территории Российской Федерации лиц, вынужденно покинувших территории ДНР, ЛНР и Украины", как на основание для отмены обжалуемого решения является несостоятельной, поскольку указанное пиьсмо носит разъяснительный характер по применению Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения до 21 февраля 2022 г. и после указанной даты, а также Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в отношении лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение и вынужденно покинувших территории ЛНР, ДНР и Украины и временно размещенных на территории Российской Федерации.
17.02.2023 был принят Федеральный закон №17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", который устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Вместе с тем, истец, к указанной категории лиц, не относится, поскольку он выехал на территорию России в 2018г. и в 2019г. принял гражданство Российской Федерации и имеет постоянное место жительства в Российской Федерации.
Иные, предусмотренные законом основания, позволяющие включить в страховой стаж истца спорный период работы, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически основаны на несогласии ответчика с существом вынесенного решения, повторяют его позицию в суде первой инстанции, также были предметом рассмотрения и отклонены судом, о чем подробно изложено в обжалуемом решении. Выводы суда соответствуют нормам гражданского закона, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, правовые основания для отмены решения, по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скачкова В. И., без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: М.А. Донскова
Е.В. Козуб