Решение по делу № 2-280/2023 (2-6655/2022;) от 04.10.2022

УИД - 23RS0059-01-2022-009927-80

К делу № 2-280/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи     17 января 2023 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Сочи обратилась в Центральный районный суд города Сочи с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии с кадастрового учета земельного участка.

В обоснование своего требования администрация города Сочи указывает, что согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , площадью 352 кв.м., с видом разрешенного использования – земли под домами индивидуальной жилой постройки, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус «актуальный, ранее учтенный». Право собственности на указанный земельный участок принадлежит муниципальному образованию город-курорт Сочи в силу Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Уведомлением от 16.09.2022 № /4 Управления Росреестра по Краснодарскому краю отказало в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , поскольку земельный участок не является преобразуемым, не подлежит снятию в порядке 72 Закона о регистрации, исключение сведений о земельном участке возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. Таким образом, у администрации города Сочи отсутствует возможность снятия с государственного кадастрового учета «актуального, ранее учтенного» земельного участка с кадастровым номером в административном порядке. В судебном заседании истец администрация города Сочи не явился о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в адресованных к суду заявлениях просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В судебное заседание представитель администрация города Сочи – Гишева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивала.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Новойдарская А.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения.

Третье лицо Иванова Л.А. поддержала позицию истца администрации города Сочи, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Суд, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером площадью 352 кв.м., с видом разрешенного использования – земли под домами индивидуальной жилой постройки, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус «актуальный, ранее учтенный».

На данном земельном участке находится жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, принадлежащий на праве собственности Ивановой Л.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности на указанный земельный участок принадлежит муниципальному образованию город-курорт Сочи в силу Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Краснодарскому краю администрации города Сочи отказано в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205030:137, поскольку земельный участок не является преобразуемым, не подлежит снятию в порядке 72 Закона о регистрации, исключение сведений о земельном участке возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Так, администрацией города Сочи представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, а также Уведомление об отказе государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД/4 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

При этом основанием к отказу в удовлетворении заявления администрации города Сочи является то, что, поскольку земельный участок не является преобразуемым, не подлежит снятию в порядке 72 Закона о регистрации, исключение сведений о земельном участке возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.

Удовлетворяя требование администрации города Сочи, суд учитывает, что в соответствии с положениями статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками из государственной собственности возложены на орган местного самоуправления – в данном случае на администрацию города Сочи.

В силу статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Часть 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает, что в случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя, уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Гражданского кодекса РФ, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса, а именно от имени муниципальных образовании своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ).

Статьей 70 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации. Закон о регистрации аналогично Федеральному закону oт 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 6 статьи 27 Закона о кадастре).

Как указано в преамбуле Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, в отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом о кадастре временный характер, часть 7 статьи 72 Закона о регистрации содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в Порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены на ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя, уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод по сложившемуся спору о наличии пробела в законодательстве, регулирующем порядок снятия с государственного кадастрового учета ранее учтенных земельных участков.

Согласно ст. 6 ГК РФ, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки.

В данном случае имеет место законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также при отсутствии иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленными участками (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).

То есть, из совокупности изложенного следует, что администрация города вправе обратиться в суд с настоящим иском, и данный иск подлежит удовлетворению, поскольку в ином порядке разрешить данный вопрос администрация города Сочи лишена возможности.

При этом, удовлетворяя настоящий иск органа местного самоуправления, настоящий суд принимает во внимание, что данным решением суда ничьи интересы не нарушаются и не ущемляются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации города Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета – удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета «актуальный, ранее учтенный» земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья    Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 19.01.2023 года.

«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»

"Согласовано"

2-280/2023 (2-6655/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация города Сочи
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Другие
Иванова Людмила Александровна
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Шевелев Николай Сергеевич
Дело на сайте суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
04.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2022Подготовка дела (собеседование)
17.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.12.2022Предварительное судебное заседание
15.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.01.2023Предварительное судебное заседание
17.01.2023Судебное заседание
19.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее