№ 2а-159/2020
42RS0023-01-2019-002300-96
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новокузнецк 30 января 2020 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Коптевой А.Г.
при секретаре Грошевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Солововой Натальи Викторовны к административному ответчику- администрации Новокузнецкого муниципального района о признании бездействий незаконными, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
У С Т А Н О В И Л:
Соловова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику - администрации Новокузнецкого муниципального района о признании бездействий, заключающиеся в непредоставлении истцу на подписание договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> незаконными, обязании заключить договор купли-продажи данного участка.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Соловой и ответчиком был заключен договор аренды указанного выше земельного участка. В соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным на основании ст.34 ЗК РФ, данный участок предоставлен Соловой в собственность за плату, при этом, на КУМИ Новокузнецкого района возложена обязанность по заключению договора, а на Соловову - обеспечение его государственной регистрации. Поскольку по настоящее время договор купли-продажи ответчиком истцу не представлен, КУМИ Новокузнецкого района ликвидировано, а администрацией Новокузнецкого муниципального района Соловой отказано в заключении договора, административный истец обратился в суд с данным иском.
Административный истец Соловова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель Краева Л.П. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что с 2006 года по настоящее время ответчиком не представлен истцу на подписание договор купли-продажи земельного участка. Поскольку КУМИ Новокузнецкого района было ликвидировано, обязанность по его заключению возлагается на администрацию Новокузнецкого муниципального района. В данном случае подлежат применению нормы Земельного кодекса, действовавшие в 2006 году. В период с 2006 года и до 2016 года, Соловова из-за юридической неграмотности с письменным требованием о заключении договора купли-продажи земельного участка, ни в КУМИ, ни в администрацию Новокузнецкого муниципального района не обращалась.
Представитель административного ответчика – администрации Новокузнецкого муниципального района Мацко Е.И. административные исковые требования не признал. Суду пояснил, что действительно распоряжением КУМИ Новокузнецкого района от ДД.ММ.ГГГГ Солововой в собственность за плату был предоставлен спорный земельный участок, однако, обязанность по заключению с Соловой договора купли-продажи участка в силу п.3 распоряжения, была возложена на КУМИ, которое было ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, без перехода прав и обязанностей. Кроме того установлено, что на спорном участке расположено самовольное строение - жилой дом, в признании права собственности на который Солововой отказано по решению суда. На основании ч.4 ст.39.19 ЗК РФ, предоставление участка, на котором расположено строение, без проведения торгов, невозможно, в связи с чем истцу было отказано с заключении договора.
Представитель заинтересованного лица – Красулинского сельского поселения в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 34 ЗК РФ (в редакции от 04.12.2006 действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривался порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч.1)
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (ч.2)
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч.3)
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его (ч.4)
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ (ч.5)
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (ч.6).
Судом установлено, что администрацией Ильинского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № о передаче Солововой Н.В. в аренду сроком на 1 год земельного участка, расположенного в <адрес>.
Распоряжением администрации Ильинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Солововой Н.В. предоставлен этот же земельный участок в аренду сроком на 11 мес.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого района от ДД.ММ.ГГГГ № Солововой Н.В. в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю», в собственность за плату предоставлен земельный участок, ранее предоставленный в аренду, площадью 1500 кв.м, расположенный в <адрес>, для использования под личное подсобное хозяйство.
Пунктом 3 данного распоряжения предусмотрена обязанность КУМИ Новокузнецкого района заключить договор купли-продажи, а Соловой - обеспечить государственную регистрацию права собственности на участок (п.4 распоряжения).
КУМИ Новокузнецкого района ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.
Положения ст.34 ЗК РФ утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из пояснений представителя истца Соловова с период с 2006 года (с даты издания распоряжения о предоставлении ей земельного участка за плату) до ДД.ММ.ГГГГ, когда ст.34 ЗК РФ утратила силу, с требованием заключить с ней договор купли-продажи не обращалась, кадастровый план земельного участка в соответствии с ч.6 ст.34 ЗК РФ не предоставляла.
В настоящее время действие ст. 34 ЗК РФ утратило силу и не позволяет администрации Новокузнецкого муниципального района заключить договор купли-продажи спорного участка.
В настоящее время предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. 39.1 - 39.20 ЗК РФ.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса).
Статьей 39.3 Земельного кодекса предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Статьей 39.20 Земельного кодекса определены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением
Судом установлено, что на спорном земельном участке расположен жилой дом, в удовлетворении требований о признании права собственности на который Солововой отказано на основании вступившего в законную силу решения Новокузнецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Соловова не представила допустимые доказательства, подтверждающие ее право собственности на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, у администрации Новокузнецкого района отсутствовали основания для предоставления ей земельного участка без проведения торгов.
На основании изложенного суд не усматривает наличие незаконных бездействий административного ответчика по не предоставлению Солововой на подписание договора купли-продажи земельного участка, а также в обязании ответчика заключить с Солововой соответствующий договор, в чем административному истцу, отказывает в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Солововой Натальи Викторовны к административному ответчику - администрации Новокузнецкого муниципального района о признании бездействий незаконными, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.Г.Коптева