Дело № 2-220/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Петухово 2 июля 2018 года
Петуховский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Илюшиной А.А., при секретаре Андреевой Е.В., с участием помощника прокурора Петуховского района Курганской области Хайруллина А.М., истца Дьяченко И.А., представителя ответчика Администрации Петуховского района Курганской области Акопян Р.М., действующей по доверенности от 2 июля 2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Дьяченко И.А. к Администрации Петуховского района Курганской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петуховского района обратился с иском в интересах Дьяченко И.А. к Администрации Петуховского района Курганской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что Дьяченко (до брака ФИО13) И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района, поскольку ее мать ФИО1 решением Петуховского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведений об отце не имеется. В связи с отсутствием родительского попечения Дьяченко И.А. была передана под опеку ФИО11, ФИО8 МКУ «Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района Курганской области» №1 от 18.02.2013 ФИО4 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области.
В силу действующего правового регулирования, обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. ФИО4 на праве собственности жилья не имеет, жилой площадью, соответствующей санитарно-техническим требованиям, не обеспечена.
Просит суд возложить на Администрацию Петуховского района Курганской области обязанность предоставить Дьяченко И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Петухово, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м., приобретённое за счёт средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истец Дьяченко И.А. исковые требования поддержала и пояснила, что до настоящего времени жильем не обеспечена, нуждается в жилье, собственником, нанимателем жилого помещения не является. Зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает с супругом и ребенком в доме, принадлежащем его матери по адресу: <адрес>, намерена проживать в г. Петухово. О месте нахождения отца ей ничего не известно, не видела его более 10 лет.
Представитель ответчика Администрации Петуховского района Курганской области по доверенности Акопян Р.М., против удовлетворения требований не возражала, не оспаривала право истца на получение жилого помещения, пояснила, что в настоящее время на территории Петуховского района отсутствует свободный жилой фонд для предоставления по договорам специализированного найма. В соответствии со вступившими в силу изменениями в действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильём детей-сирот обеспечивается за счёт переданных им органами исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретённых и переданных в муниципальную собственность жилых помещений.
Представитель третьего лица МКУ «Управления по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно представленному в суд письменному отзыву оставил разрешение спора на усмотрение суда, указав при этом, что удовлетворение требований прокурора приведет к нарушению прав иных детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями ранее чем Дьяченко И.А., просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно представленному в суд письменному отзыву право истца на обеспечение жилым помещением не оспорил, при этом считает, что удовлетворение требований прокурора приведет к нарушению прав иных детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями ранее чем Дьяченко И.А., просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, с учётом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установлено, что Дьячено ( до брака ФИО13) И.А., родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её матерью является ФИО1, отцом – ФИО2 (копия справки о рождении).
03.10.2015 ФИО9 заключила брак с ФИО10 После заключения брака ФИО13 присвоена фамилия Дьяченко (копия свидетельства о заключении брака).
Решением Петуховского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Дьяченко И.А.
О месте нахождения отца истцу ничего не известно, не видела его более 10 лет.
В связи с отсутствием родительского попечения Постановлением Главы Петуховского района Курганской области от 14.09.2009 № Дьяченко И.А. назначены опекуны ФИО11, Л.А.
Постановлением Администрации г. Петухово № 108 от 19.05.2010 Дьяченко И.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
После чего приказом МКУ «Управления по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района Курганской области» №1 от 18.02.2013 Дьяченко И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области.
Согласно представленным в материалы дела сведениям жилых помещений в собственности, либо на основании договора социального найма истец не имеет.
В 2015 году Дьяченко И.А. окончила обучение в МБОУ «Петуховская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза К.Ф. Кухарова», что подтверждается справкой за подписью директора школы.
С 14.12.2009 Дьяченко И.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Из уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений в Едином государственном реестре недвижимости № от 03.04.2018 следует, что право собственности на указанное жилое помещение не зарегистрировано.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что она фактически проживает со своим супругом и ребенком по адресу: <адрес>. Также истец пояснила, что намерена проживать в г. Петухово.
Из уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений в Едином государственном реестре недвижимости № от 30.05.2018 следует, что Дьяченко И.А. в собственности жилья не имеет.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что истец до настоящего времени жильём не обеспечена, своего жилья в собственности не имеет. Нуждаемость Дьяченко И.А. в жилом помещении сторонами не оспаривалась.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» гражданам категории «дети-сироты», соответствующим установленным требованиям, органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме граждан категории «дети-сироты», достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область.
Пунктом 3 Порядка определено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт бюджета субъекта Российской Федерации.
Соответственно в части 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
На основании статьи 2 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот и детей из их числа, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению жилыми помещениями» передаются органам местного самоуправления в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону, в котором в том числе, поименовано муниципальное образование Петуховский район.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждён порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменён ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Исходя из указанного, суд считает, что обязанность обеспечения Дьяченко И.А. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Петуховского района Курганской области, поскольку действующим законодательством Курганской области возложена на администрацию муниципального района указанного субъекта обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в виде формирования списков и предоставления за счёт переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретённых и переданных в муниципальную собственность жилых помещений.
Поскольку истец соответствует всем условиям для обеспечения ее жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования являются обоснованными. При этом реализация права Дьяченко И.А. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Согласно положениям пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно, должно предоставляться на территории населённого пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Петуховской городской Думы от 23 декабря 2015 № 61 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде города Петухово в размере 18 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
С учётом изложенного, в отсутствие возражений со стороны представителя ответчика, суд считает, что Дьяченко И.А. должно быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Петухово в пределах нормы предоставления – не менее 18 кв. м. общей площади.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░ 2018 ░░░░ ░ 16 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░