Дело № 2а-380/2021 УИД 47RS0007-01-2021-000730-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2021 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Мицюк В.В.,
при секретаре Баталовой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного ответчика Кингисеппской городской прокуратуры - помощника Кингисеппского городского прокурора Потапкина В.А., представителя административного ответчика прокуратуры Ленинградской области - Потапкина В.А., действующего на основании доверенности № от 20 июля 2021 года сроком действия одни год, представителя заинтересованного лица Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» - Прокопчик Н.В., действующей на основании доверенности № от 26 июля 2021 года сроком действия три года,
административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Управляющая компания» к Кингисеппской городской прокуратуре, Кингисеппскому городскому прокурору Егорову Максиму Анатольевичу, Прокуратуре Ленинградской области о признании предписания незаконным и его отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Акционерное общество «Управляющая компания» с учетом уточнения обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области к Кингисеппской городской прокуратуре с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене в полном объеме представления об устранении нарушений законодательства о персональных данных от 20.01.2021 №ж-2020, вынесенного заместителем городского прокурора г.Кингисеппа ФИО1 В обоснование заявленных требований указав, что Кингисеппской городской на основании обращения администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» проведена проверка исполнения требований законодательства о персональных данных. По результатам проверки административным ответчиком установлено, что АО «Управляющая компания» прекратило выдачу собственникам, членам их семей и другим пользователям жилых помещений, управление которыми не осуществляется АО «Управляющая компания» карточек регистрации (форма №), поквартирных карточек (форма №) и справок о характеристиках жилого помещения (форма №). В ходе проверки прокуратура на основе анализа норм Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» пришла к выводу, что содержащаяся в карточках регистрации (форма №), поквартирных карточках (форма №) и справках о характеристиках жилого помещения (форма №) информация о собственниках, членах их семей и других пользователях жилых помещений относится к персональным данным, а АО «Управляющая компания» осуществляет их обработку, являясь их оператором. По мнению прокуратуры АО «Управляющая компания» в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обязана предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту. На основании изложенного административный ответчик пришёл к выводу о том, что отказ от выдачи вышеуказанных справок является незаконным и влечёт нарушение права граждан на получение информации. По результатам проведенной проверки заместителем городского прокурора ФИО1 внесено оспариваемое представление, которое истец считает незаконным, нарушающим права и законные интересы истца, а также не соответствует действующему законодательству и возлагает на АО «Управляющую компанию» дополнительную функцию по выдаче справок информационного характера населению, которую вправе исполнять только государственные органы.
Пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, установлено, что ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации. К таким лицам Перечнем отнесены, в том числе собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации. Порядок передачи данных по регистрационному учету граждан в органы регистрационного учета до 17.04.2018 регулировался Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 N 288. Обязанность хранения карточек регистрации и поквартирных карточек возлагалась на лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, которыми являлись управляющие организации и товарищества собственников жилья (пункт 84 Регламента N 288). Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2018 N АКПИ 17-1007 положение пункта 84 Регламента N 288, признано недействующим. С 17.04.2018 Регламент N 288 утратил силу. С указанной даты действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2017 N 984.
В связи с отменой Регламента N 288, утратили силу и следующие поименованные в нем формы документов: поквартирная карточка (форма N 10); домовая (поквартирная) книга (форма N 11); карточка регистрации (форма N 9). С 17.04.2018 управляющие организации не являются организациями, оказывающими государственные услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, на них возложена обязанность только по приемке документов от граждан и последующей их передачей в орган регистрационного учета. Таким образом, с 17.04.2018 на управляющую организацию не возлагается обязанность по хранению информации о регистрационном учете граждан (базы данных). Органами, уполномоченными на предоставление услуг по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, согласно части 3 статьи 1 Федерального закона 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжениям Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р (пункт 50 приложения N 1 к нему) и от 25 апреля 2011 г. N 729-р (пункт 47 утвержденного им перечня услуг), являются соответствующие государственные органы (учреждения) субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления. Роль управляющей организации в оказании гражданам услуги регистрационного учета сводится лишь к приему документов от граждан и последующей передаче в орган регистрационного учета. Управляющая организация не может быть наделена функциями субъекта РФ или органа местного самоуправления по осуществлению государственной функции. Справки о характеристике жилого помещения, о регистрации по месту жительства, ос составе семьи и иные подобные справки управляющая компания выдавать не может в соответствии с законом, а требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении являются незаконными, равно как и требование о предоставлении выписок из документов, которые управляющими компаниями не ведутся.
Таким образом, вывод должностного лица прокуратуры о нарушении истцом действующего законодательства, выразившемся в прекращении АО «Управляющая компания» выдачи собственникам, членам их семей и другим пользователям жилых помещений, управление которыми не осуществляется АО «Управляющая компания» карточек регистрации (форма №), поквартирных карточек (форма №) и справок о характеристики жилого помещения (форма №), противоречит требованиям действующего законодательства, в частности, Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральному закону 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (л.д.2-7, 67).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качества административного соответчика привлечен заместитель Кингисеппского городского прокурора ФИО1 (л.д. 51-52), впоследствии произведена замена ответчика заместителя Кингисеппского городского прокурора ФИО1 на Кингисеппского городского прокурора Егорова М.А. (л.д.72-73).
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.102, 104, 117).
Представитель административных ответчиков Кингисеппской городской прокуратуры, прокуратуры Ленинградской области в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, полагая, что предписание вынесено в соответствие с действующим законодательством, оснований для признания его незаконным не имеется. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано, что в январе 2021 года из Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» поступило обращение по факту отказа АО «Управляющая компания» с 01.12.2020 в выдаче собственникам и пользователям индивидуальных жилых домов г.Кингисепп карточек регистрации (форма №), поквартирных карточек (форма №) и справок о характеристиках жилого помещения (форма №). В результате проверки установлено, что выдача указанных документов и их форма предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288. в настоящее время Регламент № утратил силу в соответствии с приказом Министра внутренних дел РФ от 31.12.2017 № 984, утвердившим Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Новый регламент не предусматривает выдачу карточек регистрации (форма №), поквартирных карточек (форма №) и справок о характеристиках жилого помещения (форма №). В тоже время при проведении проверки прокуратурой учитывалась позиция Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в решении от 09.02.2018 № АКПИ17-1007, из которого усматривается, что лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, являются операторами по обработке персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в карточке регистрации (форма №), поквартирных карточках (форма №) защищены законом. В ходе проверки и истца запрошены и получены перечень жилых жомов, собственникам помещений в которых АО «Управляющая компания» прекращена выдача указанных документов, а также сведения о том, что техническая документация на данные дома и документы, содержащие сведения о собственниках и пользователях помещений в них, другим лицам не передавались. Также у генерального директора АО «Управляющая компания» получены объяснения, из которых следует, что на момент назначения на должность в организации уже имелись техническая документация на индивидуальные жилые дома и документы, содержащие сведения о собственниках и пользователях помещений в них. Указанные документы и сведения предоставлялись гражданами самостоятельно при обращении за получением карточек регистрации (форма №), поквартирных карточек (форма №) и справок о характеристиках жилого помещения (форма №). В соответствии с ч.3 ст. 20 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту персональных данных. АО «Управляющая компания» с неустановленного момента времени до 01.12.2020 осуществляло сбор у собственников и пользователей помещений в индивидуальных жилых домах документов и сведений, содержащих персональные данные, запись таких данных, их накопление, хранение и периодическое уточнение, то есть осуществляло обработку персональных данных, вследствие чего добровольно взяло на себя обязательства оператора персональных данных, в том числе предоставлять безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту персональных данных.довод административного истца о том, что оспариваемое представление возлагает обязанность выполнять функции субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления не соответствует действительности. Выдача карточек регистрации (форма №), поквартирных карточек (форма №) и справок о характеристиках жилого помещения (форма №) не является государственной или муниципальной функцией, поскольку указанные документы после утраты силы Регламента № не относятся к официальным, а является формой обеспечения права граждан как субъектов персональных данных на ознакомление с относящимися к ним персональным данным, имеющимися у АО «Управляющая компания» как оператора персональных данных. Несмотря на утрату силы Регламента №, цели обработки персональных данных, содержащихся в карточках регистрации (форма №), поквартирных карточках (форма №) и справках о характеристиках жилого помещения (форма №) не утрачены: указанные документы необходимы гражданам для получения государственных и муниципальных услуг, предоставляются ими в качестве доказательств в суд. возможность получения гражданами данных документов в органах внутренних дел РФ, на которых действующим законодательством возложено осуществление регистрационного учета граждан или в органах местного самоуправления отсутствует, поскольку как признает сам истец, документы, содержащие сведения на основе которых АО «Управляющая компания» выдавала собственникам и пользователям помещений в индивидуальных жилых домах карточек регистрации (форма №), поквартирных карточек (форма №) и справок о характеристиках жилого помещения (форма №), органам государственной власти и местного самоуправления не передавались (л.д. 121-125).
Административный ответчик Кингисеппский городской прокурор Егоров М.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 96).
Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебном заседании поддержала позицию прокуратуры, указав, что АО «Управляющая компания» располагает персональными данными граждан за несколько десятилетий. До настоящего времени база данных не передана в администрацию, архив и отказывала в выдаче сведений гражданам. Пояснила, что по домам, где АО «Управляющая компания» не является управляющей компанией, но располагает персональными данными о составе семьи, личными данными граждан, взимает плату за предоставление сведений, то есть той проблемы, которая была в декабре 2020 года, в настоящее время нет. Отметила, что с того момента как АО «Управляющая компания» отказывала в выдаче сведений, она продолжает получать сведения от регистрирующих органов, УФМС, то есть не имеет права удерживать полученные сведения. Считает, что представление вынесено законно и обоснованно.
Заинтересованное лицо генеральный директор АО «Управляющая компания» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 103).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев надзорное производство № оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2,7 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что 29.06.2009 утвержден Устав АО «УК». Согласно данному Уставу АО «УК» создано в результате реорганизации путем преобразования Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению имуществом МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 23.11.2007 №-р, Протоколом № заседания комиссии по вопросам приватизации муниципального имущества МО «Кингисеппское городское поселение» от 22.11.2007. Зарегистрировано МИФНС № 3 по Ленинградской области 14.01.2008 (л.д. 26-38).
Целями деятельности АО «УК» являются удовлетворение общественных потребностей по повышению качества обслуживания населения путем управления жилищным фондом, упорядочения расчетов, учета и сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, в том числе с учетом мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, регистрационного учета граждан на территории МО «Кингисеппское городское поселение», а также извлечения прибыли (п.3.1 Устава).
Для достижения целей деятельности АО «УК», указанной в п. 3.1 Устава, АО «УК» вправе осуществлять в установленном законодательством РФ порядке, виды деятельности, в том числе: регистрационный учет граждан; формирование, обобщение и ведение единой базы данных по регистрационному учету населения МО «Кингисеппское городское поселение»; другие виды деятельности, приносящие доход и прибыль, не противоречащие действующему законодательству (п.3.2.8, 3.2.10, 3.2.22).
В ноябре 2020 года АО «УК» на имя Главы Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» направило письмо, в котором довела до сведения, что АО «УК» в настоящий момент оказывает услуги паспортного стола населению, проживающему на территории Кингисеппского района Ленинградской области в жилом фонде, деятельность по управлению которым АО «УК» не осуществляет. Выдача справок и выписок, регистрационный учет собственником помещений в многоквартирных домах относится к категории услуг, предоставляемых управляющей организацией. Управляющая компания собирает, обрабатывает, систематизирует и хранит информацию о потребителях, фактически проживающих в жилых помещениях многоквартиных домов, находящихся в ее управлении. Таким образом, АО «УК» считает нецелесообразным дальнейшее несение расходов по предоставлению вышеописанных услуг. Дальнейшее предоставление услуг паспортного стола возможно исключительно на возмездной основе. Стоимость услуг по регистрационно-паспортному обслуживанию составляет 100 руб. в месяц за обслуживание одного абонента. В связи с вышеизложенным, АО «УК» с 01.12.2020 прекращает безвозмездное оказание услуг по паспортному обслуживанию населения зарегистрированного по адресам, указанным в приложении (л.д. 3, 22-74 надзорного производства №).
Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район», рассмотрев данное обращение, предложила отменить принятое решение до середины января 2021 года и вернуться к его рассмотрению проведя совместное совещание. До указанной даты, в целях компенсации затрат, предложено оказывать услугу на платной основе по разовым платежам, либо по договору оказания услуг заключенному с каждым обратившимся (л.д.4 надзорного производства №).
АО «УК» повторно предложило Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» определить источник финансирования паспортных услуг населению, проживающему в домах, не включенных в лицензию АО «УК» (л.д. 5,7 надзорного производства №).
Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» предложила отменить принятое решение до середины января 2021 года и вернуться к его рассмотрению проведя совместное совещание. До указанной даты, в целях компенсации затрат, предложено оказывать услугу на платной основе по разовым платежам, либо по договору оказания услуг заключенному с каждым обратившимся. В случае несогласия оказывать услугу на основании договора оказания услуг, предложено передать базу данных паспортного стола по частному сектору в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» с соблюдением требований действующего законодательства РФ (л.д.6 надзорного производства №).
В декабре 2020 года Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» обратилась к начальнику отдела в г.Кингисеппе Управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с просьбой взять на контроль передачу картотеки паспортного стола частного сектора от АО «УК» в Администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» (л.д.8 надзорного производства №).
Как установлено из объяснений представителя Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» ответа из отдела в г.Кингисеппе Управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не поступало.
В январе 2021 года Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» обратилась в Кингисеппскую городскую прокуратуру с обращением, в котором просил провести проверку законности отказа АО «УК» в предоставлении гражданам информации и сведений, касающихся зарегистрированных граждан в жилом помещении (в том числе архивных данных) и других сведений, отказа в передаче базы данных «паспортного стола» по частному сектору в Администрацию и принять меры прокурорского реагирования в защиту интересов неопределенного круга лиц (л.д. 1-2 надзорного производства №).
По данному обращению Кингисеппской городской прокуратурой проведена проверка, по результатам которой 20.01.2020 в адрес генерального директора АО «УК» Гулевича О.А. вынесено представление №, в котором прокуратура требует: безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; рассмотреть настоящее представление с участием представителя Кингисеппской городской прокуратуры, о чем заранее письменно уведомить Кингисеппского городского прокурора; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работника, виновного в допущенном нарушении закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению выявленных нарушений сообщить городскому прокурору в письменной форме в месячный срок с момента получения представления, с предоставлением подтверждающих документов. Также было разъяснено, что умышленное не исполнение законных требований прокурора, вытекающего из его полномочий, предоставленных федеральным законом, влечет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ (л.д. 9-11).
Разделом 22 Устава АО «УК» предусмотрен порядок хранения обществом документов, предоставления обществом информации (л.д. 37оборот-38). Так, в перечне данного раздела отсутствуют документы, содержащие персональные данные собственников, членов их семей жилых помещений.
В ответ на запрос суда АО «УК» сообщило, что документы (регламент, инструкции) на основании которых производится выдача справок Ф9, Ф7, Ф10 собственникам, членам их семей и иным пользователям жилых помещений многоквартирных домов, которые не находятся под управлением АО «УК» не представляется возможным в виду их отсутствия (л.д. 25).
В соответствии со статьей 3 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая). Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.6).
Пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, установлено, что ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
К таким лицам Перечнем отнесены: должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда (1), собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (2), уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами (3), уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг (4).
Порядок передачи данных по регистрационному учету граждан в органы регистрационного учета до 17.04.2018 регулировался Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 N 288.
Согласно п. 84 данного Регламента карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
Согласно п. 99 данного регламента сотрудник органа регистрационного учета истребует у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, карточку регистрации по месту жительства по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту).
Таким образом, было предусмотрено, что документы по форме № и № передаются в регистрирующий орган.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2018 N АКПИ 17-1007 признано недействующим со дня вступления решения в законную силу положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288, в той мере, в какой хранение карточек регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирных карточек по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту), оформляемых при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установлено данным регламентом.
Апелляционными определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2018 года N АПЛ18-144 решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2018 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования города Братска и Министерства внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
С 17.04.2018 Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 N 288 утратил силу.
С указанной даты действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2017 N 984.
Согласно п. 1 Административного регламента от 31.12.2017 N 984 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи (п.24 Регламента № 984).
До передачи в орган регистрационного учета документов ответственные лица: Проверяют в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте, паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; Удостоверяют подписи заявителя и лица, предоставившего жилое помещение, в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета; Представляют в орган регистрационного учета заявления о регистрации, формы федерального статистического наблюдения, заполненные при наличии технической возможности с применением программных средств, использующих технологию автоматизированного формирования и распознавания машиночитаемой информации. Передают в срок не позднее трех календарных дней со дня приема заявления по описи в орган регистрационного учета заявления о регистрации и документы, предусмотренные пунктами 41, 44 - 47, 49 - 51 Административного регламента (п.93 Регламента № 984).
Опись, предусмотренная подпунктом 93.4 пункта 93 Административного регламента, составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается в орган регистрационного учета, где подшивается в дело и хранится в течение 5 лет, второй экземпляр с подписью (с расшифровкой фамилии) и датой приема заявления и документов передается лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (п.94 Регламента № 984).
Таким образом, у истца остается только опись с подписью (с расшифровкой фамилии) и датой приема заявления и документов регистрирующего органа.
В оспариваемом представлении заместитель городского прокурора указал, что отказ АО «Управляющая компания» от выдачи собственникам жилых помещений и членам их семьи карточек регистрации (форма №), поквартирных карточек (форма №) и справок о характеристиках жилого помещения (форма №), является незаконным и влечет нарушение прав граждан на получение информации в связи с чем потребовал, в том числе безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
В связи с отменой Регламента № 288, утратили силу и следующие поименованные в нем формы документов: поквартирная карточка (форма №); домовая (поквартирная) книга (форма N 11); карточка регистрации (форма №).
Следует отметить, что формой № согласно Регламенту № 288 являлся адресный листок убытия (приложение N 4 к Регламенту), а не как указано в оспариваемом представлении – справка о характеристиках жилого помещения. Регламент № 288 не предусматривал таких справок как справка о характеристиках жилого помещения.
А Регламентом № 984 предусмотрены выдача свидетельств о регистрации по месту жительства и свидетельства о регистрации по месту пребывания (форма №, форма №) (Приложение №, 3).
Таким образом, оспариваемым представлением прокуратура требует рассмотреть вопрос о выдаче АО «Управляющая компания» тех форм справок, которые не предусмотрены к выдаче действующим законодательством.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что представление об устранении нарушений требований законодательства о персональных данных представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление прокурорского надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки, которое должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение представлением определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов. Также суд исходит из того, что согласно ст.5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей, а хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных.
Кроме того, представление не содержит описания действий АО «Управляющая компания» по устранению допущенных нарушений закона, то есть носят неопределенный характер, отсутствует также указание способа устранения, выявленных в ходе проверки нарушений, в связи с чем налицо не соответствие требованию законодательства об исполнимости.
В с вязи с чем суд приходит к выводу о признании незаконным представление № от 20 января 2021 года об устранении нарушений законодательства о персональных данных, вынесенное заместителем Кингисеппского городского прокурора ФИО1 и обязании Кингисеппского городского прокурора отменить указанное представление, о чем в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда сообщить суду и административному истцу, что предусмотрено ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 8, 62, 84, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Акционерного общества «Управляющая компания» удовлетворить.
Признать незаконным представление № от 20 января 2021 года об устранении нарушений законодательства о персональных данных, вынесенное заместителем Кингисеппского городского прокурора ФИО1.
Обязать Кингисеппского городского прокурора отменить указанное представление, о чем в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда сообщить суду и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Мотивированное решение составлено 06 августа 2021 года.
Судья