УИД: 59RS0004-01-2024-000962-19
Дело № 2-1739/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2024 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Ветелиной О.О.,
с участием представителя истца, третьего лица Леконцевой Т.М.,
представителя ответчика Мышкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску СНП к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности,
установил:
СНП, с учетом уточнения исковых требований, обратилась с иском к администрации г. Перми о возложении на ответчика обязанность провести капитальный ремонт следующих элементов конструкций и систем многоквартирного <Адрес>, расположенного по <Адрес>: замена наплавляемой кровли, весь «пирог» до перекрытия (ремонт кровли); наружная отделка фасада – ремонт межпанельных швов с заменой утеплителя и организацией герметизации, окраска фасада по цоколю (ремонт фасада); систем ГВС и ХВС (полная замена систем, в том числе бойлер и узел учета) (ремонт ВДС); отмостка (ремонт фасада, фундамента, подвала). Также истец просит взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.; судебную неустойку за неисполнение решения суда в сумме 500 руб. за каждый день просрочки не позднее 180 дней с момента вступления решения суда в законную силу с момента присуждения судебной неустойки до момента фактического исполнения судебного решения.
В обоснование требований указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>. Многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 1974 году. В техническом паспорте сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют. Многоквартирный дом находится в управлении ООО «Единая управляющая компания Орджоникидзевского района». На момент передачи помещений в собственность граждан муниципальное образование город Пермь в лице администрации г. Перми обязанность по проведению капитального ремонта не исполнило. В 2015 году за счет средств собственников НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» проведен капитальный ремонт кровли в соответствии с региональной программой капитального ремонта. В настоящее время многоквартирный дом нуждается в проведении капитального ремонта общего имущества (л.д. 4-7).
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 16.02.2024 в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Единая управляющая компания Орджоникидзевского района», НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (л.д. 1).
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в порядке, предусмотренном законом.
Представитель истца, третьего лица в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в 2015 году проведен капитальный ремонт крыши, который был проведен некачественно. После некачественно проведённого капитального ремонта крыша стала течь еще больше. Фонд не может найти подрядную организацию, которая производила ремонт крыши. Для выполнения работ по капитальному ремонту должен быть установлен обоснованный срок, 1 год является таковым, 3 года слишком большой срок. В случае каких-либо уважительных причин, ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы письменного отзыва на экспертное заключение. Дополнительно указала, что срок, указанный истцом для исполнения решения – 180 дней, недостаточный, просит его увеличить не менее чем до 3 лет. В материалы дела представлены письменные отзыв (л.д. 32-35), отзыв на заключение эксперта.
Третье лицо НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось в порядке, предусмотренном законом.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Статьей 141 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялось за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета (статья 149 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» наймодателем по договору жилищного найма выступал собственник государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо.
Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, бывший наймодатель обязан исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта, что не противоречит и нормам, содержащимся в действующей в настоящее время части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (то есть на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Согласно пункту 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 3 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень работ и (или) услуг в соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации включает:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2019 № 577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Исходя из этого Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.
В судебном заседании установлено, что СНП на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения по адресу: <Адрес> (л.д. 8-12).
Управление многоквартирным домом по адресу: <Адрес> осуществляет управляющая организация ООО «Единая управляющая компания <Адрес> (л.д. 18-19).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, имеет фундамент из железобетонных свай с железобетонным раствором, панельные наружные стены и перегородки, чердачные и междуэтажные перекрытия из сборных железобетонных многопустотных плит, крышу плоскую с мягкой рулонной вентилируемой кровлей по железобетонному основанию, дощатые в жилых помещениях полы, бетонные в сан.узлах и лестничных клетках, двустворные оконные проемы, филенчатые дверные проемы, центральное отопление, электричество с закрытой проводкой, центральный водопровод, центральную канализацию, центральное горячее водоснабжение, центральное газоснабжение, приточно-вытяжную вентиляцию (л.д. 53-80).
Из копии технического паспорта на домовладение следует, что капитальный ремонт многоквартирного дома не производился (л.д. 53-80).
Из справки ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о проведении капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <Адрес> не имеется. В правовой части инвентарного дела имеется договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ (ранняя дата договора) (л.д. 52 оборот).
Истцом представлен акт осмотра технического состояния общего имущества многоквартирного дома ООО «Единая управляющая компания Орджоникидзевского района» от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что в неудовлетворительном состоянии находятся: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, крыша, фасад (л.д. 14-17).
Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «ЭКСПЕРТ-Р» (л.д. 47-48).
Согласно заключению эксперта № Э-20240715/1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-147), многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, нуждался в проведении капитального ремонта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата первой приватизации), по следующим конструктивным элементам и инженерному оборудованию (определено расчетным методом):
1. замена направляемой кровли весь «пирог» до перекрытия (ремонт кровли);
2. замена входных дверей подъездов с утеплением (ремонт фасада);
3. наружная отделка фасадов – ремонт межпанельных швов с заменой утеплителя и организацией герметизации, окраска фасада по цоколю (ремонт фасада);
4. внутренняя отделка стен в местах общего пользования – окраска стен, побелка потолка в местах общего пользования (не предусмотрена статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации);
5. системы ХВС и ГВС (полная замена систем) (ремонт ВДС);
6. отмостка (ремонт фасада, фундамента, подвала).
Элементы, которые подлежали капитальному ремонту (замене) по физическому износу (согласно ВСН 53-86), но ранее минимального срока постановки на капитальный ремонт по сроку службы (согласно ВСН 58-88)
7. система газоснабжения (полная замена системы) (ремонт ВДС) физический износ 90%;
8. ремонт подвальных помещений (на дату первой приватизации согласно Приложению 7 ВСН 58-88 ремонт подлежал проведению в рамках текущего (планово-предупредительного) ремонта, однако на дату проведения экспертизы данный ремонт предусмотрен статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр. как один из видов работ по ремонту фундаментов (пункт 1) и Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (пункт 3), следовательно подлежит ремонту в рамках капитального ремонта в части спуска в подвал, помещений подвала относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.
Также эксперты пришли к выводу, что необходимость проведения капитального ремонта, предусмотренного статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из ответа на первый вопрос, сохраняется по настоящее время (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), с учетом фактически проведенных ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома по адресу <Адрес>, по следующим конструктивным элементам и инженерным сетям, коммуникациям общедомового имущества:
1. замена направляемой кровли весь «пирог» до перекрытия (ремонт кровли);
2. наружная отделка фасадов – ремонт межпанельных швов с заменой утеплителя и организацией герметизации, окраска фасада по цоколю (ремонт фасада);
3. системы ХВС и ГВС (полная замена систем, втом числе бойлер и узел учета) (ремонт ВДС);
4. отмостка (ремонт фасада, фундамента, подвала).
Элементы, которые подлежали капитальному ремонту (замене) по физическому износу (согласно ВСН 53-86), но ранее минимального срока постановки на капитальный ремонт по сроку службы (согласно ВСН 58-88)
5. ремонт подвальных помещений (на дату первой приватизации согласно Приложению 7 ВСН 58-88 ремонт подлежал проведению в рамках текущего (планово-предупредительного) ремонта, однако на дату проведения экспертизы данный ремонт предусмотрен статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр. как один из видов работ по ремонту фундаментов (пункт 1) и Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (пункт 3), следовательно подлежит ремонту в рамках капитального ремонта в части спуска в подвал, помещений подвала относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.
Экспертами установлено, что общий срок эксплуатации здания без проведения капитального ремонта на момент даты первой приватизации составляет 18 лет. Расчетным методом определена величина физического износа здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 27%, при которой конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно для данной стадии.
При определении нуждаемости дома в проведении капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ эксперты применяли два расчетных метода: исходя из сравнения минимальной нормативной продолжительности эффективной эксплуатации конструкций здания до капитального ремонта (замены) с фактическим сроком службы на дату приватизации (анализ приведен в таблице 6) и путем расчета физического износа конструктивных элементов и здания в целом на дату первой приватизации (таблица 3,4). Результаты аналитических данных таблиц сведены в таблицу 8.
Согласно таблице 6 на дату первой приватизации с учетом ВСН 58-88(р) нуждались в проведении капитального ремонта кровля (полная замена кровли), дверные проемы (полная замена заполнений проемов по ВСН 58-88), наружная отделка (расчистка, замена заполнений швов, герметизация швов) (очистка, полная перекраска с подготовкой поверхностей), внутренняя отделка (полная перекраска с подготовкой поверхности), холодное водоснабжение (полная замена труб и приборов), горячее водоснабжение (полная замена труб и приборов), газоснабжение, отмостка (л.д. 108-109).
Согласно таблице 7 в проведении капитального ремонта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нуждались кровля (полная замена кровли), двери (полная замена по ВСН58-88 постановка на капитальный ремонт через 10 лет эксплуатации от начала эксплуатации), наружная отделка (расчистка, замена заполнений швов, герметизация швов) (полная перекраска с подготовкой поверхности), внутренняя отделка (полная перекраска с подготовкой поверхности), холодное водоснабжение (полная замена системы), горячее водоснабжение (полная замена системы), газоснабжение, отмостка (л.д. 110-112).
Согласно таблице 8 в проведении капитального ремонта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нуждались кровля направляемая (полная замена кровли), двери входные в подъезд (полная замена), наружная отделка (полная замена заполнений (утеплителя и изоляции) межпанельных швов с подготовкой поверхности) (полная перекраска с фасада по цоколю), внутренняя отделка в подъездах (штукатурка/окраска) (полная перекраска с подготовкой поверхности), холодное водоснабжение (полная замена системы), горячее водоснабжение (полная замена системы), газоснабжение, отмостка (л.д. 113-114).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание частичное проведение ремонтных работ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части, поскольку на момент начала приватизации, дом истца нуждался в проведении капитального ремонта и бывший собственник дома, которым являлся город Пермь в лице органов местного самоуправления, не производил капитальный ремонт.
При этом суд учитывает, что доказательств, подтверждающих проведение капитального ремонта спорного многоквартирного дома с момента сдачи в эксплуатацию жилого дома и до начала приватизации, ответчиком не представлено кроме капитального ремонта крыши.
Заключением судебной экспертизы установлена нуждаемость жилого дома в проведении капитального ремонта его элементов на момент первой приватизации жилых помещений с учетом срока их эксплуатации.
Заключение эксперта ООО «Эксперт-Р» судом принимается в качестве допустимого доказательства. Ответчиком заключение судебной экспертизы в установленном порядке не оспорено, как и не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта, а также свидетельствующих о том, что исследование проведено неполно или необъективно.
Согласно заключению эксперта, межпанельные швы стен имеют явные признаки локальных ремонтов, местами швы утратили свою герметизацию, следовательно, и утеплитель швов также устарел (требуется расчистка швов, обеспыливание, обработка биозащитными составами, заполнение швов утеплителем, герметизация швов). Повсеместно торчит монтажная пена. Со слов жильцов в зимний период существенные промерзания из-за ненормативного состояния швов. На странице 29 заключения эксперты указывают, что потребность в проведении капитального ремонта наружной отделки фасада в части ремонта межпанельных швов с заменой утеплителя и организацией герметизации (л.д. 118). На основании чего суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта фасада в части ремонта межпанельных швов с заменой утеплителя и организацией герметизации.
Оснований для возложения на администрацию г. Перми обязанности по проведению капитального ремонта наружной отделки фасада в части окраски фасада по цоколю суд не усматривает, ввиду того, что согласно приложению к Методическим рекомендациям по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденное Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, цоколь подлежит капитальному ремонту только в части утепления.
Относительно систем водоснабжения ГВС, ХВС в заключении экспертов указано, что трубопровод частично заменён с металла на полипропилен, стояки заменены частично на аварийных участках и силами собственников помещений. Магистральные и разводящие трубопроводы ХВС заменены в 2008 году, ГВС заменены в 2009 году. Ввода ГВС и ХВС заменены. Стояки менялись частично по заявкам и на аварийных участках. Ранее заменённые участки трубопровода ХВС имеют существенный физический износ, морально и физически устарели. Согласно строительным нормам трубопроводы подлежат замене каждые 15 лет. В связи с изложенным выше, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта систем ГВС, ХВС с полной заменой.
Отмостка подлежит капитальному ремонту (замене) после 10 лет от даты введения здания в эксплуатацию, то есть на ДД.ММ.ГГГГ требовался капитальный ремонт отмостки. Повсеместно бетонная отмостка здания вдоль всего фасада имеет разрушения, поперечные температурно-осадочные трещины (деформационные швы), усматривается повсеместные трещины в местах сопряжения (стыка) отмостки и стен (цоколя) здания, отрыв отмостки. Дефекты отмостки расположены на более 60%. Локально отмостка утрачена полностью, что приводит к ускоренному физическому износу цоколя, фундамента и подвала. Отмостка подлежит восстановительному ремонту с укреплением и уплотнением гротов, восстановлением гидроизоляционного покрытия мест примыкания к стенам грунтов. Состояние отмостки оценено как недопустимое. На странице 28 заключения эксперты указывают, что потребность в проведении капитального ремонта отмостки сохраняется, с восстановлением шва примыкания к стене дома (л.д. 117). Суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта отмостки с восстановлением шва примыкания к стене дома.
Также в заключении эксперта указано, что присутствуют локальные участки разрушения кровельного покрытия. Ремонт кровли произведён в 2015-2016 году, при этом работы выполнены некачественно. Люк на кровлю организован не по нормативу, не представляется возможным выход на кровлю, так как люки в полной мере не открываются. Кровля имеет повсеместные разрушения, отслоения, стояния воды, что свидетельствует о ненормативном и недопустимом состоянии кровли. Происходят постоянные заливы с кровли. В некоторых местах проведения работ по закреплению капельников с их заменой, заизолировать межпанельные швы примыкания карнизных плит крыши. Техническое состояние кровли оценено как ограничено-работоспособное, имеются признаки аварийности. Эксперты пришли к выводу, что потребность в проведении капитального ремонта кровли сохраняется.
Вместе с тем, согласно письму НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края. Фондом в рамках договора № от ДД.ММ.ГГГГ с подрядной организацией ООО «Стройпрогресс» проведен капитальный ремонт крыши (л.д. 51).
Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» возложена обязанность устранить допущенные в ходе капитального ремонта кровли некачественно выполненные работы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес>, не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 23-25).
Таким образом, принимая во внимание, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению ремонта кровли, поскольку такая обязанность возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
В удовлетворении требований в части ремонта подвальных помещений следует, отказать, поскольку подвальные помещения на дату первой приватизации согласно Приложению 7 ВСН 58-88 нуждались в текущем ремонте, в капитальном ремонте повальные помещения на дату первой приватизации не нуждались.
Таким образом, на администрацию города Перми следует возложить обязанность по проведению капитального ремонта следующих конструктивных элементов и систем многоквартирного <Адрес> в <Адрес>: наружной отделки фасада – ремонт межпанельных швов с заменой утеплителя и организацией герметизации; полной замене систем ХВС и ГВС; отмостки.
Доводы представителя ответчика, что определенные по физическому износу работы не подлежат включению в перечень по ремонту, являются несостоятельными, поскольку наймодатель несет обязанность по проведению капитального ремонта исходя из фактического состояния элементов конструкции дома и его реальной потребности в ремонте на дату первой приватизации независимо от истечения нормативных сроков проведения ремонта, поскольку закон не связывает такую обязанность только с истечением таких сроков.
Таким образом, то обстоятельство, что на дату приватизации первого помещения в доме нормативный срок эксплуатации не истек, при том, что экспертом установлена необходимость проведения работ ввиду значительного износа, не могут являться основанием для исключения этих видов работ.
Порядок организации, проведения и финансирования работ по капитальному ремонту, предусмотренные статьей 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, в совокупности с положениями статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не исключают обязанности органа местного самоуправления, а именно администрации г. Перми, по проведению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока суд учитывает возможность ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить такой срок.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание, объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях проведения капитального ремонта многоквартирного дома, суд находит разумным установить срок исполнения возложенной на администрацию г. Перми обязанности – 12 (двенадцать) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Рассматривая требования о взыскании судебной неустойки суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданского кодекса Российской Федерации, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
При установленных обстоятельствах, исходя из того, что на ответчика возложена обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда по указанному делу провести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании судебной неустойки также подлежат удовлетворению.
Поскольку судебная неустойка призвана стимулировать должника к исполнению обязательств, но не должна приводит к неосновательному обогащению взыскателя, суд полагает, с учетом приведенных обстоятельств, объема, вида и характера обязательств, исполненных и подлежащих исполнению в натуре, принимая во внимание принципы разумности и соразмерности, а также недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, определить размер судебной неустойки в сумме 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, по истечению срока, установленного судом для исполнения решения суда, до фактического его исполнения.
Истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. при подаче искового заявления, которые подлежат возмещению ответчиком. Факт уплаты государственной пошлины подтвержден чеком-ордером от 31.01.2024 (л.д. 3).
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460) в порядке ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда провести капитальный ремонт следующих конструкций и систем многоквартирного <Адрес> в <Адрес>:
- наружная отделка фасада – ремонт межпанельных швов с заменой утеплителя и организацией герметизации;
- полная замена системы ХВС и ГВС;
- отмостка.
В удовлетворении оставшейся части требований отказать.
Взыскать с муниципального образования «город Пермь» в лице администрации города Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460) в пользу СНП (<данные изъяты>) расходы по оплате государственной пошлины – 300 руб., судебную неустойку по 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, по истечению срока, установленного судом для исполнения решения суда, до фактического его исполнения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
(мотивированное решение изготовлено 15.08.2024)
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева