Судья Романов С.Н. Дело № 33а-526/2022
(номер дела в суде первой Категория 020а
инстанции 2а-3326/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 марта 2022 года город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи | Исаева С.Н., |
судей | Орловой С.В., Бояриновой Е.В., |
при секретаре | Марушевской Т.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО, действующей в интересах несовершеннолетнего сына ФИО 1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Исаева С.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
ФИО, действующая в интересах несовершеннолетнего сына ФИО 1, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просила признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 02.08.2021 года №№ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м.; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО 1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м.
В обоснование доводов заявленных требований истец указала на то, что на земельном участке, расположеном по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м., находится жилой дом, находящийся в долевой собственности истца. Испрашиваемый земельный участок соответствует функциональному назначению его использования.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года исковые требования ФИО 1 удовлетворены.
Признан незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 02.08.2021 года №№ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м.
Обязано Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть по существу заявление ФИО 1 в лице законного представителя ФИО от 20.04.2021 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м.
Возложена на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность сообщить суду об исполнении решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На данное решение представителем административного ответчика подана апелляционная жалоба, в ней ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции как постановленного при неправильном определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что административный истец обратился к Департаменту с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м.
Решением Департамента, оформленным письмом от 02.08.2021 № №, административному истцу отказано в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 08.07.2021 № испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует действующей градостроительной документации. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне незастроенных территорий, в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично расположен в границах красных линий (территория общего пользования).
Учитывая вышеизложенное, административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги на основании п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 16.12.2016 №-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Указанные основания для отказа в предоставлении государственной услуги соотнося с п. 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» от 19.01.2017 года № 549-РДЗ.
Департамент считает отказ, выраженный в письме от 02.08.2021 № № законным и обоснованным, следовательно, требование об обязании Департамента повторно рассмотреть по существу заявление административного истца не подлежит удовлетворению.
На данную апелляционную жалобу возражения не поступили.
Административный истец и административный ответчик в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не направили, документы об уважительной причине неявки не представили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, неявка в судебное заседание указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела в порядке ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что 22.04.2021 года ФИО, действующая в интересах несовершеннолетнего сына ФИО 1 через МФЦ обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 796 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, из земель, находящихся в государственной собственности.
Решением №№ от 02.08.2021 года административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги, согласно п. 1 ст. 2 Закона г. Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», то есть, в связи с несоответствием испрашиваемого вида использования земельного участка функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, с целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления, поскольку указанный в Законе города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» перечень оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не подлежит применению после 1 января 2020 года.
С данным решением суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно п. 2 данной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Частью 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Часть 2 ст. 12 Закона № 46-ЗС устанавливает, что предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
Согласно положениям ч. 7 ст. 12 Закона № 46-ЗС заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей может быть подано не позднее 1 января 2023 г.
Частью 6 ст. 12 Закона № 46-ЗС установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Частью 5 ст. 12 Закона № 46-ЗС предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.
Пунктом 10 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП (далее - Постановление Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП), установлено, что при наличии обстоятельств, указанных в ч. 6 ст. 12 Закона № 46-ЗС уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждения схемы.
Как следует из материалов дела, в том числе выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года № 4114, испрашиваемый ФИО 1 земельный участок расположен частично в зоне незастроенных территорий; в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично расположен в границах красных линий.
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).
Факт частичного расположения участка, испрашиваемого административным истцом в границах красных линий улично-дорожной сети достоверно установлен в ходе рассмотрения дела и административным истцом не опровергнут.
Таким образом, имеет место несоответствие целевого назначения испрашиваемого земельного участка Генеральному плану города Севастополя, фактически являющемуся действующей градостроительной документацией в условиях отсутствия иных актов, принятых в целях регулирования градостроительной деятельности на территории города Севастополя, вследствие чего Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя правомерно принял оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом отсутствие в оспариваемом решении ссылки на ч. 6 ст. 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку фактические обстоятельства дела дают основания считать указанное решение правомерным ввиду действительного несоответствия вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
При этом судебная коллегия отмечает, что иные основания для отказа, действительно не мотивированы и не указанно, каким образом и на основании какого нормативного правового акта данные обстоятельства препятствуют передаче земельного участка в собственность, но с учетом наличия иных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги данное обстоятельство основанием для признания незаконными оспариваемого решения в отношении указанного земельного участка, являться не может.
Однако, судом первой инстанции указанному обстоятельству надлежащая оценка не дана.
В связи с чем, судебной коллегией установлено, что обжалуемое решение административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя соответствует закону.
Таким образом, признавая выводы суда об удовлетворении административного иска ошибочными, не основанными на законе и противоречащими фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия, руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, отменяет решение районного суда и принимает по административному делу новое решение, которым отказывает в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года отменить, принять по административному делу новое решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи