САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33а-6637/2020 Судья: Карсакова Н.Г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 26 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Чуфистова И.В., |
судей |
Ивановой Ю.В., Есениной Т.В. |
при секретаре |
З.Н.А. |
рассмотрела в судебном заседании административное дело № 2а-8857/2019 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 21 ноября 2019 года по административному иску И.Е.О. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
И.Е.О. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра по Санкт-Петербургу), в котором просила признать незаконным решение Управления от <дата> №... о приостановлении государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом <адрес>.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права И.Е.О. просила суд возложить на Управление Росреестра по Санкт-Петербургу обязанность произвести государственную регистрацию права собственности истца на указанное жилое помещение.
В обоснование административного иска И.Е.О. ссылалась на то обстоятельство, что обратилась в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом <адрес>, расположенный на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №..., однако решением государственного регистратора осуществление регистрационных действий было приостановлено.
По утверждению И.Е.О., обжалуемое решение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу является незаконным, поскольку, согласно техническому плану строения <адрес> и заключению кадастрового инженера, строение представляет собой индивидуальный (одноквартирный) жилой дом блокированной застройки, который соответствует параметрам, указанным в разрешении на строительство №..., Проекте №..., Градостроительном плане №... земельного участка, в связи с чем, утверждение стороны ответчика, что жилой дом является домом блокированной застройки в том виде, как это описано в части 2 статьи 49 Градостроительного Кодекса, не основано на содержании документов, представленных государственному регистратору.
По мнению И.Е.О., представленные для регистрации документы подтверждали постройку индивидуального, но не многоквартирного жилого дома.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 21 ноября 2019 года, административный иск И.Е.О. удовлетворён - признано незаконным решение Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от <дата> №... (№...) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Этим же решением на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу возложена обязанность в течение 1 (одного) месяца с даты вступления решения суда в законную силу, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> на основании заявления И.Е.О. от <дата> №... и приложенных к нему документов.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Санкт-Петербургу просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Стороны и заинтересованные лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством электронной почты; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просили; административный истец направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям, внесённым в ЕГРН, И.Е.О. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка.
<дата> И.Е.О. через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Петроградского района Санкт-Петербурга обратилась в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом <адрес> (т. 1 л.д. 11, 102-107).
В качестве документов, являющихся основанием для осуществления регистрационных действий, И.Е.О. были представлены (л.д. 123-177):
договор о внесении паевых взносов в ЖСК «<...>» от <дата> №...;
дополнительное соглашение от <дата> к указанному договору;
справка от <дата> о полной выплате паевых взносов;
акт приёма-передачи индивидуального жилого дома от <дата>;
акт приёма-передачи индивидуального жилого дома по договору от <дата> №... от <дата>;
технический план здания;
градостроительный план земельного участка №..., пояснительная записка №...
проект строительства 33 индивидуальных (одноквартирных) жилых домов, с земельными участками не менее 150 кв.м;
квитанции об оплате госпошлины от <дата>.
<дата> Управление Росреестра по Санкт-Петербургу уведомило И.Е.О. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой дом по основанию, предусмотренному пунктами 5, 7, 22, 23 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; созданный объект недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан; земельный участок, на котором создан объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта (л.д. 12-15).
Государственным регистратором в обоснование названных выше причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в уведомлении приведены следующие обстоятельства:
исходя из представленного технического плана, заявитель ходатайствует о постановке на кадастровый учет индивидуального (одноквартирного) жилого дома блокированной застройки, однако, <дата> в ЕГРН были внесены изменения относительно вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов)» на «блокированная жилая застройка»;
согласно инвестиционному договору №... от <дата>, жилой дом, подлежащий возведению силами застройщика и за счет инвестора, определен в договоре как комплекс блокированных жилых домов – 33 индивидуальных (одноквартирных) жилых дома, таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, в силу части 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимо разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, которые будут являться основанием для такого учета. Указанные документы представлены не были;
из ответа администрации Приморского района Санкт-Петербурга от <дата> №... на межведомственный запрос следует, что расположение объектов строительства, указанных в разрешении на строительство №..., не соответствует схеме планировочной организации земельного участка, представленной заявителем при получении разрешения на строительство;
размер государственной пошлины за регистрацию права собственности на жилые дома блокированной застройки составляет для физических лиц – 2000 рублей;
согласно выписке из ЕГРЮЛ, ЖСК «<...>» был создан как юридическое лицо <дата>, и соответственно, привлекая денежные средства граждан, кооператив обязан был руководствоваться положениями Закона № 214-ФЗ. В данном случае ЖСК «<...>» застройщиком не является, также как и собственником земельного участка, и, таким образом, не может привлекать денежные средства граждан для строительства блокированных жилых домов.
Удовлетворяя административный иск И.Е.О., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что названные в оспариваемом решении Управления Росреестра по Санкт-Петербургу обстоятельства не могли служить основанием для приостановления государственной регистрации права собственности, поскольку из представленных при рассмотрении спора документов следует, что административным истцом, как членом жилищно-строительного кооператива, осуществлено финансирование строительства в соответствии с выданным разрешением на строительство индивидуального жилого дома блокированной застройки, поэтому, как указал суд в постановленном по делу решении, на регистрацию был представлен достаточный комплект документов для проведения регистрации права собственности на жилой дом.
Приведённые в решении суда первой инстанции выводы следует признать обоснованными.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о государственной регистрации недвижимости), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Таковыми, в частности, в силу пунктов 5, 7, 22, 23 Закона о государственной регистрации недвижимости являются:
отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав;
несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации;
созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений;
земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу пункта 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно разрешению на строительство №..., выданному администрацией Приморского района Санкт-Петербурга <дата> во исполнение постановления Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №..., ЗАО «<...>» разрешено строительство объектов индивидуального жилищного строительства: 33 индивидуальных (одноквартирных) жилых домов со следующими технико-экономическими показателями: общая площадь земельного участка – 9 193 кв.м, общая площадь – 7 000 кв.м, этажность – 3 этажа, высота домов – 15 м, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 171).
Из содержания постановлений Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №... и по делу №... следует, что в силу Закона Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года № 728-99 «О генеральном плане Санкт-Петербурга» принадлежащий ЗАО «<...>» земельный участок относится к функциональной зоне 1ЖД – зоне застройки односемейными (индивидуальными) домами (отдельно стоящими и/или блокированными) с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанной с обслуживанием данной зоны. Пунктом 1.2 градостроительного плана, принадлежащий заявителю земельный участок отнесен к территориальной зоне Т1Ж2-1 – жилая зона индивидуальных (одноквартирных) жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных) с участками не менее 150 квадратных метров, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры. Выданный Обществу градостроительный план прямо закрепляет возможность строительства на спорном земельном участке индивидуальных (одноквартирных) жилых домов как отдельно стоящих, так и блокированных.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами, установлено, что ЗАО «<...>» вправе было осуществлять на принадлежащем ему земельном участке строительство индивидуальных жилых блокированных домов.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации выделены такие виды объектов капитального строительства, экспертиза проектной документации которых не производится, как: объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи; жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Так, из пояснительной записки к проекту строительства №... тридцати трёх индивидуальных (одноквартирных) жилых домов с земельными участками не менее 150 кв.м следует, что на участке проектирования размещены индивидуальные (одноквартирные) жилые дома (блокированные) с участками не менее 150 квадратных метров, каждый из которых рассчитан на проживание одной семьи. Каждый индивидуальный жилой дом размещается на отдельном земельном участке (п.2.4) – т. 1л.д. 163.
Из договора №... о внесении паевых взносов в ЖСК «<...>» от <дата>, заключенного между ЖСК «<...>» и И.Е.О. (пайщик), следует, что пайщик вносит в кооператив паевой и иные взносы, являющиеся условием членства в кооперативе и основанием получения пайщиком в собственность индивидуального (одноквартирного) жилого дома в строящемся комплексе блокированных жилых домов, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Основные характеристики жилого дома и комплекса указаны в пункте 1.4 Договора: тип дома – ИЖД; номер дома по генеральному плану – 01; общая площадь дома – 252,9 кв.м; количество этажей – 3; площадь земельного участка – не менее 150 кв.м. (т. 1 л.д. 123-131).
Из акта приема-передачи от <дата> следует, что ЗАО «<...>» (застройщик) в соответствии с пунктом 4.2.7 инвестиционного договора №... от <дата> передал, а ЖСК «<...>» (инвестор) принял индивидуальный (одноквартирный) жилой дом (блокированный), расположенный по адресу: <адрес>. По результатам технической инвентаризации тип дома – индивидуальный (одноквартирный) жилой дом (блокированный) - (т. 1 л.д. 135).
Построенный спорный объект недвижимости - индивидуальный (одноквартирный) жилой дом (блокированный), расположенный по адресу: <адрес>, передан по акту приема-передачи административному истцу <дата> (т. 1 л.д. 134).
Для государственной регистрации прав на недвижимое имущество И.Е.О. <дата> ЖСК «<...> выдана справка о полном расчете пайщиков по договору №... от <дата>, из которой следует, что приобретенный членом ЖСК жилой дом имеет следующие характеристики: тип дома – индивидуальный жилой дом (одноквартирный); адрес дома: <адрес>; количество этажей – 3.
Из заключения кадастрового инженера в техническом плане здания от <дата>, ситуационного плана, приложенного к данному техническому плану, следует, что строение представляет собой индивидуальный (одноквартиный) жилой дом блокированной застройки, расположенный в блоке из 10-ти индивидуальных (одноквартирных) жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи. Указанный жилой дом не имеет помещений, расположенных над помещениями других жилых домов; не имеет общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий; имеет самостоятельные системы отопления и вентиляции, индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение); имеет собственные стены, не примыкающие к стенам соседних домом; расположен на отдельном земельном участке.
Решением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от <дата> №..., индивидуальному жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: <адрес>, присвоен адрес: <адрес> (т. 1 л.д. 172).
Согласно Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221, к заявлению прилагаются следующие документы, в том числе: а) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации; в) разрешение на строительство объекта адресации (при присвоении адреса строящимся объектам адресации) и (или) разрешение на ввод объекта адресации в эксплуатацию (пункт 34). Согласно пункту 11 Правил, в случае присвоения адреса многоквартирному дому осуществляется одновременное присвоение адресов всем расположенным в нем помещениям.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции, что спорный жилой дом обладает всеми признаками индивидуального жилого дома, что соответствует выданному разрешению на строительство (этажность строения: наземная – 3, высота – 12,5 м).
Жилой дом выполнен независимо от других жилых домов, не имеет общих строительных конструкций, в том числе общих стен со смежными домами. Рассматриваемый индивидуальный (одноквартирный) жилой дом блокированной застройки соответствует параметрам, указанным в разрешении на строительство №... от <дата>, Проекте №..., Градостроительном плане №... от <дата>. Технический план, подготовленный кадастровым инженером Т.В.В., являющейся членом СРО «Кадастровые инженеры», содержит описание возведенного строения именно как индивидуального жилого дома, не имеющего общей стены с соседним домом.
Доказательств обратному в суде апелляционной инстанции не представлено.
С учетом представленных при рассмотрении спора доказательств, не имеется оснований для признания неверным вывода суда первой инстанции, что построенный административным истцом объект является частью многоквартирного жилого дома блокированной застройки.
Доводы административного ответчика о том, что для постановки на учет и государственной регистрации требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое стороной истца в Управление Росреестра не представлено, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В данном случае, при постановке на учет и государственной регистрации права спорного объекта недвижимости, который является индивидуальным жилым домом административного истца, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не могло быть предоставлено и не требовалось при изготовлении технического плана в силу прямого указания, содержащегося в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ.
Довод представителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу о допущенном ЖСК <...>» нарушении требований пункта 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации в части владения земельным участком, на котором ведется строительство, а также на отсутствие у названного ЖСК разрешения на строительство, которое должно быть получено застройщиком согласно Федеральному закону от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", правомерно отвергнуты судом первой инстанции, так как часть 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет право членам жилищно-строительного кооператива своими средствами участвовать в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Из содержания договора №... о внесении паевых взносов в ЖСК «<...>» от <дата>, заключенного между ЖСК «<...>» и И.Е.О., следует, что в соответствии с условиями данного договора пайщик вносит в кооператив паевой и иные взносы, являющиеся условием членства в кооперативе и основанием получения пайщиком в собственность индивидуального (одноквартирного) жилого дома в строящемся комплексе блокированных жилых домов (п.1.1).
Следовательно, у государственного регистратора не имелось правовых оснований для приостановления государственной регистрации права со ссылкой на несоблюдение истцом пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости. Иных оснований для приостановления государственной регистрации ответчиком в оспариваемом решении не названо.
На основании изложенного, судом первой инстанции правильно сделан вывод о незаконности решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от <дата> №... о приостановлении государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом <адрес>.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое <дата> по административному делу №...а-8857/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: