Дело № 2а-45/2018 мотивированное решение
изготовлено 05 февраля 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2018 года г. Ростов Ярославской обл.
Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего Захаровой С.И.
при секретаре Леоновой Н.Ю.
рассмотрев в предварительном открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романычевой Елены Павловны к Администрации городского поселения Ростов Ярославской области об оспаривании решений, суд
УСТАНОВИЛ:
Решениями Администрации городского поселения Ростов №032, 033, 034, 035, 036, 037, 042 от 04.08.2017 года согласовано переустройство (замена инженерных сетей) жилых помещений по адресу <адрес> соответственно <адрес>.
Собственниками жилых помещений по адресу <адрес> являются - Авдышева Ирина Владимировна; <адрес> – Лузина Валентина Александровна, Лузин Александр Сергеевич, Лузина Наталия Александровна; <адрес> – Кибирева (Кукина) Ольга Геннадьевна, Кукина Надежда Сергеевна:, <адрес> – Зорина Надежда Константиновна; <адрес> – Шкарев Алексей Игоревич, Шкарева Светлана Викторовна, <адрес> – Махов Александр Сергеевич, <адрес> – Ильчева Наталья Гурьевна, Ильчев Александр Валентинович.
Романычева Е.П., являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных решений Администрации г.п. Ростов, указав, что решения незаконны, нарушают ее права.
В судебном заседании истица и участвующая в качестве ее представителя адвокат Карасева Е.С. заявленные требования поддержали.
Карасева Е.С. пояснила, что нарушением прав истицы является увеличение платы за услугу по отоплению в связи с переходом части жилых помещений в доме на индивидуальное отопление, отсутствие согласия всех собственников жилых помещений дома, в том числе и Романычевой Е.П., на переход, кроме этого, существует реальная угроза нарушения ее права на безопасное пользование жилым помещением в связи с несоответствием проектов переустройства требованиям законодательства. Решения незаконны, т.к. схемой теплоснабжения переход на индивидуальное топление отдельных помещений в доме по адресу <адрес> не предусмотрен.
Романычева Е.П. пояснила, что отключение отдельных квартир от системы центрального теплоснабжения приведет к ряду негативных последствий не только для неё, как собственника жилого помещения, но и для остальных собственников квартир, не перешедших на индивидуальное отопление, которые заключаются в следующем: возрастет плата за отопление, так как значительная часть тепла расходуется не на отопление квартир, а на подвод к ним тепла через подвалы. В их доме установлен счетчик тепла, и при отключении отопительных приборов отдельных квартир показания уменьшатся, а делить их придется на оставшиеся квартиры. Увеличение количества квартир, перешедших на индивидуальное отопление, будет способствовать росту затрат остальных жителей многоквартирного дома на транспортировку тепла и отоплению мест общего пользования.
Поскольку собственники, переустроившие жилые помещения, не будут использовать внутридомовые сети отопления и горячего водоснабжения, они вправе требовать уменьшения платы за техническое обслуживание и капитальный ремонт тепловых сетей, эти значительные расходы также понесет она, а также остальные собственники жилых помещений.
Далее, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку система центрального отопления дома относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, то, реконструкция этого имущества путем его уменьшения возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, к заявлениям на отключение центральной системы отопления должно быть приложено письменное согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Она согласия на изменение системы отопления не давала.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функции водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и др. или функций обеспечения безопасности. В силу ч.2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Проект на переустройство жилого помещения (квартиры) с переводом его на индивидуальное отопление, в соответствии с требованиями Свода правил 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 г. N 780, Свода правил 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе», одобренного для применения Письмом Госстроя России N ЛБ-2011/9 от 26 марта 2004 г., Правилами безопасности 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 г. №9; постановления Правительства РФ от 16.02.2008г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» должен содержать, в том числе: проект на отключение квартиры от внутридомовой системы отопления, заключение о том, что отключение квартиры (части квартиры) не приведет к нарушению баланса теплоснабжения, не повлияет на систему отопления в целом; проект на монтаж системы индивидуального отопления квартиры; проект на установку и монтаж внутриквартирного газового оборудования (при этом собственник жилого помещения обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового и внутриквартирного оборудования с обязательным заключением со специализированными организациями договора о содержании и ремонте указанного газового оборудования); проект (техническая документация) на устройство забора воздуха; проект на устройство дымохода и вентиляции (следует отметить, что п. 6.3 СП 41-108-2004 запрещается устройство дымоходов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоквартирного жилого здания).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
Считает, что применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире. Перевод существующих многоквартирных домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов допускается при полной проектной реконструкции систем дома-системы теплоснабжения, системы газоснабжения, системы дымоудаления и т.д.
Перевод на автономное отопление части квартир в доме приведет к увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны.
Кроме того, демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия не продолжает потребляться, поскольку энергия передается в дом и распределяется через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом как единую конструкцию.
Предстатель ответчика по доверенности Горбаченко А.Е. против удовлетворения исковых требований возражала, настаивала на законности принятых решений, пояснив, что оснований для отказа в согласовании перехода на индивидуальное топление не имелось.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц - участники долевой собственности на жилые помещения, перешедшие по решению ответчика на индивидуальное отопление Ильчев А.В., Махов А.С., Шкарев А.И., Авдышева И.В., Кибирева О.Г., Лузина В.А., Лузин А.С., Парусова Н.А. о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили.
Принимающие участие в судебном заседании в качестве заинтересованных лиц Ильичева Н.Г., Шкарева С.В., Кукина Н.С., Зорина Н.К. возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что основной целью переустройства было создание благоприятных условий для проживания их семей в любое время года независимо от начала отопительного сезона.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 219 КАС иск об оспаривании решений, действий может быть подан в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Романычева Е.П. 01 ноября 2017 года обратилась в суд с иском об оспаривании решений органа местного самоуправления от 04 августа 2017 года. Срок обращения не пропущен.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Администрацией городского поселения Ростов 04 августа 2017 года приняты решения о согласовании переустройства -переустройства системы отопления, собственникам жилых помещений многоквартирного дома в соответствии с предоставленным проектом.
Основаниями для принятия оспариваемых решений послужили обращения Лузиной В.А., Лузина А.С., Парусовой Н.А., Кукиной Н.С., Кибиревой О.Г., Ильчевой Н.Г., Ильчева А.В. с соответствующими заявлениями. К заявлениям приложен пакет документов: свидетельство о государственной регистрации прав на жилое помещение, проект ООО « Куполстрой» на отключение приборов отопления от центральной системы отопления, проект ООО «Куполстрой» на газоснабжение квартиры, копия паспорта жилого помещения, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, кроме того, уведомление управляющей компании, согласование с ресурсоснабжающей организацией.
Установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения по смыслу ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ представляют собой переустройство жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и необходимые документы, перечень которых определен законом (ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ).
К числу подлежащих предоставлению в порядке требований ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ документов отнесены правоустанавливающих документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать предоставление иных документов.
В соответствии со ст. 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что проекты устройства индивидуального отопления квартир, в отношении которых ответчиком согласован переход на индивидуальное топление не соответствуют требованиям законодательства.
По делу установлено, что квартиры в отношении которых ответчиком принято решение о переходе на индивидуальное отопление ранее были подключены к централизованной внутридомовой системе отопления. Существующая централизованная внутридомовая система отопления по адресу <адрес> однотрубная с разводкой подающей магистрали и обратной магистрали по техническому подполью; существующие лежаки однотрубные горизонтальные.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. На это указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015 г. N АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.
В ст. 2 федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ дано понятие схемы теплоснабжения, в соответствии с которым, схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Утверждение схемы теплоснабжения относится к полномочиям органа местного самоуправления поселений (ст. 6 Федерального закона №190 ФЗ).
Постановлением правительства РФ №1254 от 22.02.2012 года утверждены Требования к схемам теплоснабжения и Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации. Соблюдение указанных требований обязательно.
Схема теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты ее утверждения подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении схемы теплоснабжения на официальных сайтах. Требованиями определены данные, в отношении которых схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации. Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. (п. п.19, 22, 23 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).
На официальном сайте администрации городского поселения Ростов Ярославской области на день рассмотрения спора судом опубликовано две схемы теплоснабжения - схема, утвержденная постановлением администрации РМР №693 от 18.04.2013 года об утверждении схемы теплоснабжения до 2027 года, и утверждаемая часть актуализированной схемы теплоснабжения на 2016 год. Актуализированная схема теплоснабжения на 2018 год не опубликована.
Ответчик, ссылаясь на то, что актуализированной схемой теплоснабжения на 2018 года предусмотрено индивидуальное отопление квартир, в отношении которых 04.08.2017 года были приняты оспариваемые решения, предоставил в распоряжение суда в подтверждение своих доводов постановление администрации городского поселения Ростов № 619 от 31.07.2017 года «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения городского поселения Ростов на 2018 год» (т. 2 л.д. 61). При этом пояснил, что на официальном сайте поселения актуализированная схема теплоснабжения на 2018 год не опубликована. Предоставил в распоряжение суда ксерокопию газеты «Провинция» №30 от 02.08.2017 года в подтверждение своих доводов о публикации актуализированной схемы в средстве массовой информации. Однако, в газете «Провинция» опубликована не схема теплоснабжения, а текст постановления главы администрации городского поселения Ростов № 619 от 31.07.2017 года.
Таким образом, доводы истца о том, что актуализированная схема теплоснабжения на 2018 года не опубликована на официальном сайте, следовательно, не влечет никаких правовых последствий, заслуживают внимания.
Кроме того, ни размещенной в сети «Интернет» актуализированной схемой теплоснабжения на 2018 год, ни схемами теплоснабжения, опубликованными на сайте ответчика, не определены случаи перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, а также конкретные адреса многоквартирных жилых домов, в которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Согласно п.41 Требований к схемам теплоснабжения определение условий организации индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления должно содержаться в предложениях по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии. В соответствии с п. 27 Требований к схемам теплоснабжения описание случаев (условий) применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должно содержаться в разделе «Тепловые нагрузки потребителей тепловой энергии, групп потребителей тепловой энергии в зонах действия источников тепловой энергии".
Тепловые нагрузки потребителей тепловой энергии, групп потребителей тепловой энергии в зонах действия источников тепловой энергии приведены в таблице 1.2.3. обозначенных выше схем теплоснабжения. Ни в указанной таблице, ни в п.п. 2.2.-описание существующих источников тепловой энергии, ни в п.2.3. –описание существующих и перспективных зон действия индивидуальных источников тепловой энергии не содержится информации об индивидуальном отоплении в отдельных квартирах многоквартирных домов.
Принимая во внимание изложенное, суд делает вывод, что схемой теплоснабжения городского поселения Ростов не предусмотрен переход отдельных помещений в многоквартирном доме, который подключен к системе центрального отопления, на индивидуальные источники тепла. Доказательств обратного ответчик суду не представил.
Доводы ответчика о том, что возможность перехода на индивидуальное отопление отдельных квартир предусмотрена составной частью схемы теплоснабжения - обосновывающими материалами (т.2 л.д. 63), которые никогда не публикуются, не основаны на законе.
Согласно п. 3 Требований к схемам теплоснабжения схема теплоснабжения состоит из разделов, разрабатываемых в соответствии с пунктами 4 - 17 настоящего документа, и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения, разрабатываемых в соответствии с пунктами 18 - 49 настоящего документа. В соответствии с п. 18 обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения являются ее неотъемлемой частью. А в соответствии с Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения схема теплоснабжения подлежит размещению на официальном сайте в полном объеме.
Допрошенный по ходатайству ответчика в качестве свидетеля ФИО17 – специалист по теплоэнергетике Администрации городского поселения Ростов, подтвердил доводы ответчика, показав, что ежегодно после актуализации публикуется в сети «Интернет» только утверждаемая часть схемы теплоснабжения поселения, обосновывающие материалы, которыми предусмотрена возможность перехода на индивидуальное отопление отдельных помещений в многоквартирных домах, не публикуются. Основанием для включения отдельных помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии в схему теплоснабжения служат только заявления собственников указанных помещений.
С учетом изложенного не имеет значения тот факт, что уставленные в квартирах лиц, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, индивидуальные источники тепловой энергии не подпадают под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах в соответствии с пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307.
Далее, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функции водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и др. или функций обеспечения безопасности. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. (ст. 36 Федерального закона №384-ФЗ).
Согласно технических условий на изменение внутренней системы газоснабжения квартир АО «Газпром газораспределение Ярославль» п. 4 Основных требований (т.1 л.д. 118, т. 1 л.д. 151, т. 1 л.д. 177, т. 1 л.д. 206, т. 1 л.д. 241, т. 2 л.д. 19, т. 2 л.д. 48) система дымоотвода и дымоудаления должна быть выполнена согласно СП 41-108-2004. В соответствии с п. 6.3 СП 41-108-2004"СП 41-108-2004. «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе" (одобрен для применения Письмом Госстроя РФ от 26.03.2004 N ЛБ) устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается. Между тем, как видно их проектов газоснабжения квартир отвод продуктов сгорания от газового котла осуществляется через существующий дымоход в стене. Вентиляция кухни осуществляется через вентканал в стене и форточку. Забор воздуха осуществляется через воздуховод с улицы (п. 8 Общих указаний, (т. 1 л.д. 122, 154, 180, 209, 244, т. 2 л.д. 21, 51) план газопровода (т. 1 л.д. 123, 155, 181, 210, 245, т. 2 л.д. 22, 52). На планах газопровода видно, что для обеспечения вентиляции помещений при устройстве системы отопления газовых котлов индивидуально от каждого котла предусматривается устройство вентиляционного отверстия в наружной стене дома, поскольку теплогенератор должен иметь закрытую камеру сгорания с забором воздуха на горение снаружи здания.
Отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Тот факт, что такое согласие получено не было, сторонами по делу не оспаривался.
Кроме того, из проектной документации на переустройство квартир, выполненной ООО «Куполстрой» не усматривается, что при разработке проектов были произведены: расчеты влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления здания в целом; оценка влияния отключения обогревающих элементов на теплогидравлический режим системы теплоснабжения здания в целом; расчет теплопотерь через стояки; расчет остаточного теплопотребления отключенными помещениями. Таким образом, нет уверенности в том, что данное переустройство не приведет к разрегулировке внутридомовой системы отопления, к нарушению гидравлики, неправильному распределению тепла, перегреву и недогреву помещений и как следствие к нарушению прав потребителей тепловой энергии в многоквартирном доме. На сегодняшний день из 36 квартир в доме двенадцать квартир перешли на индивидуальное отопление.
Суд делает выводы о том, что имеющиеся в материалах дела проекты ООО «Куполстрой» не согласованы с теплоснабжающими и энергоснабжающими организациями и органом государственного энергетического надзора, как затрагивающий общедомовые инженерные системы отопления и общедомовые электрические сети, не содержит расчета влияния отключаемых отопительных приборов на систему отопления дома в целом, при том, что отопление каждого жилого помещения проектируется в условиях обеспечения регулирования и учета расхода теплоты на отопление каждой квартирой, гидравлической и тепловой устойчивостью (СНиП 41-01-2003.Отопление, вентиляция и кондиционирование"), следовательно, не соответствуют строительным нормам и правилам проектирования. Указанные обстоятельства не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что предлагаемое переустройство путем корректировки системы отопления, отвечает требованиям закона. Доказательств обратного ответчик суду не представил.
Помимо всего прочего индивидуальные системы отоплений будут подключены к системам газоснабжения и водоснабжения многоквартирного дома, являющимся общим имуществом собственников помещений в доме, и потребуют увеличения объема подаваемых по указанным сетям коммунальных ресурсов, что так же требует согласия 100% собственников жилых помещений дома. Не исключается ухудшение или нарушение работы инженерных систем многоквартирного дома и установленного в нем оборудования. В материалы дела не представлены доказательства того, что увеличение объема подаваемых на жилой дом газа и воды в связи с подключением к инженерным коммуникациям дома индивидуальных систем отопления не окажет на них негативного влияния.
С учетом изложенного перевод квартиры на индивидуальное газовое отопление возможен лишь при переводе всего многоквартирного дома с отключением дома от системы центрального отопления при наличии согласия всех собственников помещений в жилом доме.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что схемой теплоснабжения городского поселения Ростов не предусмотрена техническая возможность перехода на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, следовательно, согласованные ответчиком проекты переустройства изначально не соответствуют требованиям законодательства. Это нарушает право истицы на безопасное проживание в жилом помещении, поскольку не исключена возможность нарушения прочности и разрушения несущих конструкций здания, нарушения в работе инженерных систем, ухудшения сохранности и внешнего вида фасада.
При этом доводы истицы о том, что после перехода на индивидуальное отопление возросла плата за отопление, не нашли своего подтверждение, поскольку до последнего времени отопление всем владельцам жилых помещений в доме начислялось по нормативу и только с начала отопительного сезона начисляется с применением прибора учета, установленного на вводе в дом. Кроме того, наличие в части квартир индивидуальной системы отопления не исключает обязательства владельцев таких квартир по оплате услуги централизованного отопления, поскольку плата за эту услугу вносится совокупно без разделения на плату за потребление такой услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. (ст. 158 Жилищного Кодекса РФ, п.п. «е» п. 4, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года).
Доводы заинтересованных лиц об изоляции труб отопления в подвальном помещении дома сами по себе правового значения не имеют, т.к. наличие изоляции не исключает возможности потери тепла, возможности потери тепла в иных общих помещениях дома - подъездах и т.п.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Романычевой Елены Павловны в полном объеме, признав незаконными решения администрации городского поселения Ростов Ярославской области от 04 августа 2017 года № 032, 033, 034, 035, 036, 037, 042 о согласовании переустройства (замена инженерных сетей) жилых помещений по адресу г. <адрес> соответственно <адрес>.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Яроблсуд через Ростовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Захарова