Дело № 2а-3741/2018
Изготовлено 16.10.2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
21 сентября 2018 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова О.Ю. к департаменту образования мэрии города Ярославля об оспаривании заключения о невозможности гражданина быть опекуном,
У С Т А Н О В И Л :
Смирнов О.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту образования мэрии города Ярославля, указав в иске, что он приходится двоюродным братом ФИО2 Он обратился в департамент образования мэрии города Ярославля с заявлением об установлении попечительства в отношении ФИО2 Однако в заключении департамента образования мэрии города Ярославля указано, что он не может быть признан кандидатом в попечители несовершеннолетнего ФИО2 в связи с отсутствием документов с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и иных документов, подтверждающих его доход. С заключением департамента он не согласен. Он является самозанятым гражданином, оказывая посреднические услуги через сеть Интернет. Оплата его услуг производится в безналичном порядке. Справку о движении счетов, иллюстрирующую его доходы, он предоставил.
Административный истец просит признать незаконным заключение департамента образования мэрии города Ярославля о невозможности назначения его опекуном несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать департамент образования мэрии города Ярославля назначить его опекуном несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены несовершеннолетний ФИО2 и его временный попечитель Ракутина О.С.
В судебном заседании административный истец Смирнов О.Ю. требования административного иска поддержал.
Заинтересованные лица ФИО2, Ракутина О.С. административный иск поддержали, просили требования Смирнова О.Ю. удовлетворить.
Представитель административного ответчика департамента образования мэрии города Ярославля по доверенности Филиппова Н.А. возражала против удовлетворения административного иска, считала, что представленные Смирновым О.Ю. документы нельзя считать подтверждением его дохода за последние 12 месяцев, помимо этого полагала, что требование о возложении обязанности назначить Смирнова О.Ю. опекуном (попечителем) несовершеннолетнего ФИО2 заявлены преждевременно.
Заслушав участников судебного заседания, суд находит требования административного иска подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со смертью со своего попечителя ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ остался без попечения.
Приказом департамента образования мэрии города Ярославля от 22.12.2017 г. над ФИО2 установлено предварительное попечительство, которое продлено до 22.08.2018 г. приказом департамента образования мэрии горда Ярославля от 22.06.2018 г. Временным попечителем ФИО2 являлся его двоюродный брат Смирнов О.Ю.
Смирнов О.Ю. выразил желание стать попечителем несовершеннолетнего ФИО2, для чего представил в департамент образования мэрии города Ярославля ряд документов, в том числе: выписку из домовой книги квартиросъемщика, акт обследования жилищных условий, сведения об отсутствии судимости, заключение МУ Центр «Доверие» о готовности оформить опеку, результаты медицинского освидетельствования, свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, справки Сбербанка России о состоянии вкладов за периоды с 21.06.2017 г. по 20.02.2018 г., с 26.12.2017 по 15.05.2018 г., с 15.06.2017 г. по 03.07.2017 г., выписку по контракту клиента ВТБ (ПАО) за период с 03.05.2017 г. по 30.11.2017 г.
По результатам изучения документов 19.06.2018 г. департаментом образования мэрии города Ярославля оформлено Заключение о невозможности гражданина быть опекуном, в котором указано, что департамент образования мэрии города Ярославля считает, что Смирнов О.Ю. не может быть признан кандидатом в попечители несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с отсутствием документов с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иных документов, подтверждающих его доход.
В соответствии с ч.1 ст.145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч.2 ст.145 СК РФ опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
В соответствии с ч.ч.2,6 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее-Федеральный закон № 48-ФЗ) опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.
Согласно ч.6 ст.11 Федерального закона № 48-ФЗ основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
Согласно ч.1 ст.10 Федеральный закон № 48-ФЗ требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.2,3 ст.35 ГК РФ опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.
На основании ч.2 ст.10 Федерального закона № 48-ФЗ в целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 №927 утверждены «Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (далее-Правила).
Согласно п.4 Правил гражданин, выразивший желание стать опекуном, за исключением граждан, указанных в пункте 4(1) настоящих Правил, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
а) заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов";
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения);
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
и) документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);
к) автобиография.
Согласно п.8 Правил в целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет, за исключением граждан, указанных в пункте 4(1) настоящих Правил, орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт об обследовании условий жизни гражданина).
В соответствии с п.9 Правил орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктами 4 или 4(1) настоящих Правил, и акта об обследовании условий жизни гражданина принимает решение о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном) с указанием причин отказа.
Согласно п.10 Правил на основании заключения о возможности заявителя быть опекуном орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня подписания указанного заключения вносит сведения о заявителе в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.
В рассматриваемой ситуации административным ответчиком принято заключение о невозможности Смирнова О.Ю. быть кандидатом в попечители конкретного несовершеннолетнего –ФИО2.
Административный истец считает данное заключение незаконным, препятствующим его назначению попечителем ФИО2
Суд с учетом оснований отказа – непредставление Смирновым О.Ю. сведений о работе и доходе за 12 месяцев, предшествующих обращению в департамент образования мэрии города Ярославля, считает, что безусловных оснований для признания заключения незаконным не имеется.
Суд считает, что подпунктом «б» пункта 4 Правил предусмотрен период подтверждения дохода – 12 месяцев не только для трудоустроенных лиц, но и для лиц, не состоящих в трудовых отношениях.
Смирнов О.Ю. в трудовых отношениях не состоит, по его объяснениям, является самозанятым гражданином, оказывает платные услуги в сети Интернет посетителям игровых сайтов. Оплата его услуг производится безналичным путем.
Из представленных к административному иску материалов следует, что в департамент образования мэрии города Ярославля Смирновым О.Ю. была представлена информация о движении по имеющимся у него счетам менее чем за 12 месяцев.
Кроме того, департаментом образования мэрии города Ярославля сделан вывод о том, что движение по счетам Смирнова О.Ю. не подтверждает наличие у него дохода.
Следует отметить, что пункт 4 Правил не предусматривает конкретных средств доказывания дохода потенциального попечителя, предъявляет лишь требование к его форме- письменной («иной документ»). Подтверждает, или нет тот или иной документ доход претендента– вопрос оценки.
С учетом изложенного, суд считает, что оснований для признания оспариваемого заключения незаконным отсутствуют.
Вместе с тем, суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, исходя из интересов несовершеннолетнего ФИО2, с учетом мнения временного попечителя Ракутиной О.С., считает, что на департамент образования мэрии города Ярославля следует возложить обязанность выдать Смирнову О.Ю. заключение о возможности Смирнова О.Ю. быть попечителем несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Суд исходит из следующих обстоятельств.
По объяснениям административного истца, его доход является стабильным и достаточным. Пояснения Смирнова О.Ю. подтверждают ФИО2 и Ракутина О.С.
В дело Смирновым О.Ю. представлены справки о состоянии счетов, движение по счетам, информация из КИВИ-кошелька, которые позволяют согласиться с доводами административного истца о наличии у него стабильного дохода на протяжении более чем 12 месяцев.
Иных предусмотренных законом препятствий к назначению Смирнова О.Ю. попечителем ФИО2 не усматривается.
При этом суд соглашается с возражениями представителя административного ответчика о том, что требование о возложении обязанности назначить Смирнова О.Ю. попечителем ФИО2 заявлено преждевременно. Решение об отказе в назначении Смирнова О.Ю. попечителем ФИО2 департаментом образования мэрии города Ярославля не принималось. Для восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в разумный срок, каковым являются 10 дней с момента вступления решения в законную силу, выдать Смирнову О.Ю. заключение о возможности его быть опекуном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Руководствуясь ст.ст. 175,177-180 КАС РФ, суд
решил:
Возложить на департамент образования мэрии города Ярославля обязанность в срок не позднее десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу выдать заключение о возможности Смирнова О.Ю. быть попечителем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья |
И.Н.Бабикова |