Решение по делу № 2-277/2023 от 05.07.2023

Дело № 2-277/2023

УИД 11RS0014-01-2023-000370-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2023 года                                                                                          с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием истца Микушева А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Микушева Алексея Геннадиевича к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

установил:

Микушев А.Г. обратился в суд с заявлением к администрации МР «Корткеросский» о признании за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма. В обоснование указал, что проживает в спорном жилом помещении совместно с Микушевой З.И. и Макаровым Ю.Н. При этом, проживая в муниципальной квартире, содержал ее, оплачивал коммунальные услуги. Администрацией истцу отказано в заключении договора социального найма в отношении спорного жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Микушева З.И., Макаров Ю.Н.

Истец Микушев А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик администрация МР «Корткеросский», третьи лица Микушева З.И., Макаров Ю.Н. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Суд с учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав истца, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

В соответствии со стст. 8, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ от 29.12.2004 (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Ст. 7 ЖК РФ закреплено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Ч. 1 ст. 49, ч. 4 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В соответствии со стст. 60, 63 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Из данных паспорта истца следует, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> с 07.04.1981 по настоящее время.

Согласно акту приемки-передачи основных средств от 28.02.1997 АООТ «Парма» передала безвозмездно Микушеву А.Г. квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 30 кв.м. в личное пользование.

В настоящее время помимо истца в квартире зарегистрированы: жена Микушева З.И., пасынок Макаров Ю.Н.

Копиями похозяйственных книг за период 1993-2023 гг. в отношении данного хозяйства подтверждается, что Микушев А.Г. проживает в данной квартире и учитывается в ней по настоящее время, то есть до введения в действие ЖК РФ.

Также из материалов дела следует, что спорное жилое помещение ранее принадлежало Сторожевскому Леспромхозу, которое перешло впоследствии АООТ «Парма», где был трудоустроен истец.

Судом установлено, что на основании решения Комитета по управлению имуществом Республики Коми № 293 от 19.07.1994 об утверждении плана приватизации и учредительных документов государственного предприятия «Сторожевский леспромхоз» учреждено АООТ «Парма». В соответствии с уставом АООТ «Парма» общество создано путем преобразования Сторожевского леспромхоза и является его правопреемником.

23.09.1998 АООТ «Парма» решением Арбитражного суда Республики Коми признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.11.2000 № А29-1898/98Б конкурсное производство, связанное с ликвидацией АООТ «Парма», завершено.

В соответствии с чч. 4, 5 ст. 104 Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшего до 02.12.2002, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.

Согласно акту приема-передачи основных средств от 06.05.2000 жилой фонд, числящийся на балансе АООТ «Парма», передан в эксплуатацию МО «Корткеросский район», в том числе дом № 10 кв. 1, 1958 года постройки, расположенный по ул. Строительная, п. Подтыбок.

Администрацией МР «Корткеросский суду не представлены документы о принятии в муниципальную собственность спорного жилого дома (жилых помещений в нем) после передачи его из АООТ «Парма».

Между тем, на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 05.04.2010 № 136-р «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами» муниципального образования муниципального района «Корткеросский», передаваемого в собственность муниципального образования сельского поселения «Подтыбок» спорное жилое помещение - <адрес> передано в собственность СП «Подтыбок».

На основании распоряжения Правительства Республики Коми № 134-р от 30.04.2020 жилое помещение – <адрес> вновь включено в реестр муниципальной собственности МР «Корткеросский».

Таким образом, вышеуказанными документами подтверждается, что спорное жилое помещение в настоящее время находится в муниципальной собственности МР «Корткеросский».

При этом право муниципальной собственности на указанное жилое помещение истцом не оспаривается.

Таким образом, судом установлено, что с 1981 г. по настоящее время истец фактически проживает и зарегистрирован в спорном жилом помещении, предоставленном ему и членам его семьи в соответствии с действовавшим на тот период законодательством до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), а также, что спорное жилое помещение по настоящее время находится в муниципальной собственности. Обратное не доказано.

Стст. 10, 28, 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено право граждан РСФСР на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями на основании ордера.

Из положений ст. 18 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР» N 4199-1 от 23.12.1992 следует, что при передаче государственных предприятий в иную форму собственности, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.

Администрацией не оспаривается факт проживания истца и членов его семьи с 1981 г. по настоящее время в спорном жилом помещении. Из материалов дела не усматривается, что данное жилое помещение находится во временном пользовании истца, а потому суд приходит к выводу, что оно предоставлено в бессрочное пользование.

Доказательств самовольного занятия истцом и членами его семьи спорного жилого помещения ответчиком не представлено, учитывая, что истец зарегистрирован и проживает в нем на протяжении длительного времени, как по месту жительства.

При этом, не оспаривалось ответчиком, что с истцом каким-либо образом его право пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности, до настоящего времени оформлено. После вселения и прописки в спорном жилом помещении истец продолжил проживать в квартире совместно с членами семьи, содержал ее, оплачивал коммунальные услуги. Собственники жилого помещения - органы местного самоуправления, как сельского поселения, так и муниципального района права Микушева А.Г. на пользование квартирой и проживание в ней не оспаривали, требований об освобождении жилого помещения не предъявляли.

Между тем отсутствие надлежащего оформления права пользования истцом спорным жилым помещением препятствует реализации ее прав в области жилищных правоотношений.

Подтверждено в ходе рассмотрения дела, что истцу при его обращении о заключении договора социального найма было отказано ввиду отсутствия у него статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий и отсутствия документа о предоставлении жилого помещения.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч.1 ст. 7, ст. 18; чч. 1 и 2 ст. 19).

В настоящее время ЖК РФ предусмотрено право пользования гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма, договора найма специализированных жилых помещений, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

При этом спорное жилое помещение не относится к специализированному жилому помещению, как и жилому помещению фонда социального использования.

Доводы о том, что истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, не состоит на соответствующем учете, не могут быть приняты во внимание.

Применение положений стст. 49 - 59 ЖК РФ, регламентирующих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, при котором учитывается такой критерий, как признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением им на условиях социального найма другого жилого помещения из числа свободных жилых помещений, невозможно, поскольку в рассматриваемом случае имеют место другие правоотношения по оформлению договора социального найма уже занятых гражданами жилых помещений на законных основаниях.

При изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении на законных основаниях, само по себе не свидетельствует о предоставлении им вновь жилого помещения как нуждающимся в улучшении жилищных условий, а является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от нахождения на учетах по улучшению жилищных, поскольку объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, ранее предоставленные гражданам на законных основаниях.

Спорная квартира на момент вселения в нее истца относилась к общественному жилищному фонду, условия пользования этим жилым помещением в силу ЖК РСФСР были аналогичны условиям пользования в домах государственного жилищного фонда, то есть носили бессрочный характер, несмотря на смену собственника дома, права и обязанности нанимателя помещения не изменились и в настоящее время она сохраняет право пользования данным жильем на условиях, аналогичных условиям договора социального найма, а следовательно, собственник дома сохраняет обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на прежних условиях.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о фактическом существовании между сторонами отношений, возникающих из договора социального найма спорного жилого помещения. А потому суд считает требования Микушева А.Г. о признании за ним права пользования жилым помещением, расположенном по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, п. Подтыбок, Строительная, д. 10, кв. 1, на условиях социального найма, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.198 ГПК, суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать за Микушевым Алексеем Геннадиевичем, <дата> г.р., право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                         М.В. Федотова

В окончательной форме решение изготовлено 25.09.2023.

2-277/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Микушев Алексей Геннадиевич
Ответчики
Администрация МР "Корткеросский"
Другие
Микушева Зоя Ивановна
Макаров Юрий Николаевич
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Федотова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
05.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2023Передача материалов судье
12.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее