Дело № 2-747/2019г.
УИД 42RS0001-01-2019-000898-36
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Степанцовой Е.В.,
при секретаре Бунаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
07 июня 2019 года
гражданское дело по иску Слезко С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. Требования мотивировала тем, что с 01.09.1992 года она занимается лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С целью реализации своего права на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости 14.02.2019 года обратилась к ответчику. Решением УПРФ в г. Анжеро-Судженск (межрайонное) № от 06.03.2019 года ей отказано в назначении страховой пенсии по причине невключения в ее специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 01.03.2002г. по 15.04.2002г., 17.05.2006г. по 14.06.2006г., 03.10.2011г. по 29.10.2011г., 14.09.2015г. по 30.11.2015г., 21.12.2015г. по 22.12.2015г., 12.09.2016г. по 22.10.2016г., период прохождения обучения в клинической ординатуре с 01.09.1992г. по 30.06.1993г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21.12.1995г. по 18.10.1998г.
С данным решением не согласна по следующим основаниям:
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст.7 ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержанием которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ устанавливаются законом.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002г.
В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со ст.26 Федерального закона РФ «Об образовании» дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Исходя из смысла ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Прохождение обучения в клинической интернатуре на дневном (очном) отделении на бюджетной основе с 01.09.1992г. по 30.06.1993г. по специальности «Терапия» должно быть учтено в специальном стаже для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12.01.1982г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20.01.1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача- специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей- специалистов, может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.
В соответствии с пп. 2 и пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" до 01.01.2015г. в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывались период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (к такому периоду относится отпуск по беременности и родам) и период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности.
Согласно положения пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ", п. 22 Постановления Правительства от 24 июля 2002г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", положения информационного письма Минтруда России и ПФР от 4 ноября 2002г. N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067, указывающего, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 №173- ФЗ.
Таким образом, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21.12.1995г. по 18.10.1998г. также должен быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Просила суд признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) № от 06.03.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
обязать ответчика включить в специальный стаж:
- период прохождения обучения в клинической ординатуре с 01.09.1992г. по 30.06.1993г.,
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 01.03.2002г. по 15.04.2002г., 17.05.2006г. по 14.06.2006г., 03.10.2011г. по 29.10.2011г., 14.09.2015г. по 30.11.2015г., 21.12.2015г. по 22.12.2015г., 12.09.2016г. по 22.10.2016г.,
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21.12.1995г. по 18.10.1998г.;
обязать ответчика назначить страховую пенсии на основании п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ № 400 «О страховых пенсиях» с момента возникновения права - с 14.02.2019г.
В судебное заседание истец не явилась, просила суд рассматривать иск в ее отсутствие с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца – Слезко С.Е., действующий на основании доверенности № 42/85-н/42-2018-1-144 от 12.02.2018г., исковые требования поддержал, суду пояснил, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации надлежит включать в специальный стаж в льготном исчислении, просил суд иск удовлетворить полностью.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) Колмакова В.А., действующая на основании доверенности № 01 от 01.07.201г., в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в решении, суду пояснила, что пенсионным органом спорные периоды работы истца не могут быть включены в специальный стаж, поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец фактически по своей основной профессии не работала, в сведениях индивидуального лицевого счета истца спорные периоды не имеют отметки о специальном стаже, период интернатуры включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии не подлежит, поскольку истец не являлась специалистом, отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж до октября 1992г. Считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что истец 14.02.2019г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях». Решением УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью требуемого специального стажа, в специальный стаж истца не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 01.03.2002г. по 15.04.2002г., 17.05.2006г. по 14.06.2006г., 03.10.2011г. по 29.10.2011г., 14.09.2015г. по 30.11.2015г., 21.12.2015г. по 22.12.2015г., 12.09.2016г. по 22.10.2016г., период прохождения обучения в клинической ординатуре с 01.09.1992г. по 30.06.1993г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21.12.1995г. по 18.10.1998г.
Согласно диплому (л.д. 22), выданному 27.06.1992 года, истец окончила Кемеровский государственный медицинский институт по специальности лечебное дело.
Согласно сведениям трудовой книжки, истец 01.09.1992г. зачислена в интернатуру по специальности терапевт, 30.06.1993г. отчислена в связи с окончанием обучения, с 01.09.1993г. по 05.11.1994г. работала в Ижморском ТМО врачом-терапевтом, 08.11.1994г. принята на должность участкового врача-терапевта Яйского РТМО, 01.06.2000г. Яйское РТМО переименовано в МУЗ «Яйская ЦРБ», 01.01.2012г. МУЗ «Яйская ЦРБ» переименовано в МБУЗ «Яйская центральная районная больница», 03.12.2012г. принята врачом-терапевтом участковым в МБУЗ «Ижморская центральная районная больница», где работает по настоящее время.
Из справки ГАУЗ КО «Ижморская районная больница» № 166 от 21.03.2019 года (л.д. 14-15) следует, что истец находилась на повышении квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы по основному месту работы с 14.09.2015г. по 30.11.2015г. (приказ № от 10.09.2015г.), с 21.12.2015г. по 22.12.2015г. (приказ № от 15.12.2015г.), с 12.09.2016г. по 22.10.2016г. (приказ № от 09.09.2016г.)
Из справки ГАУЗ КО «Яйская районная больница» № от 26.02.2019 года (л.д. 16) следует, что истец с 01.03.2002г. по 15.04.2002г. проходила сертификационный цикл в г. Кемерово с отрывом от производства (приказ № от 05.03.2002г.), 17.05.2006г. по 14.06.2006г. проходила сертификационный цикл в г. Анжеро-Судженска с отрывом от производства (приказ №к от 17.05.2006г.), 03.10.2011г. по 29.10.2011г. находилась на усовершенствовании в г. Анжеро-Судженске с отрывом от производства (приказ №к от 29.09.2011г.).
Согласно свидетельству о повышении квалификации (л.д. 27), истец повышала квалификацию с 14.03.2002г. по 16.04.2002г. в Кемеровской государственной медицинской академии по специальности «терапевт».
Согласно свидетельству о повышении квалификации (л.д. 29), истец повышала квалификацию с 17.05.2002г. по 14.06.2006г. в Кемеровской государственной медицинской академии по программе «терапия для участковых терапевтов».
Согласно свидетельству о повышении квалификации (л.д. 30), истец повышала квалификацию с 13.10.2011г. по 29.10.2011г. в Кемеровской государственной медицинской академии по специальности «терапевт».
Согласно диплому о профессиональной переподготовке (л.д. 31), выданному 22.12.2015 года, истец прошла профессиональную переподготовку в ГБОУ ВПО Кем ГМА Минздрава России с 14.09.2015г. по 22.12.2015г. по специальности «кардиология».
Согласно удостоверению о повышении квалификации (л.д. 45), выданному 22.10.2016 года, истец прошла повышение квалификации в ФГБОУ ВО КемГМУ России с 12.09.2016г. по 22.10.2016г. по специальности «терапия».
Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствуется следующим:
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. N 400 «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона РФ от 16 июля 1999г. N 165 «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона РФ от 15 декабря 2001г. N 167«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 1 апреля 1996г. N 27«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013г. N 400 «О страховых пенсиях», страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии указаны в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013г. N 400 «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством РФ принято Постановление от 16 июля 2014г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Как следует из содержания пункта 3 указанного постановления, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из приведенных нормативных положений следует, что страховые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет и в сельской местности не менее 25 лет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством РФ. При этом, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона РФ от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464
(с изменениями от 27 августа 1992г., 22 сентября 1993г.) «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения…, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 (с изменениями от 27 августа 1992 г., 22 сентября 1993 г.).
Согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 (с изменениями от 27 августа 1992г., 22 сентября 1993г.) «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991г. N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предоставлено врачам-специалистам всех наименований (кроме врачей-статистиков).
Согласно ст. 25 закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.06.1992г.,
послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, и при обучении в форме ассистентуры-стажировки в указанных образовательных учреждениях, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.
Впоследствии вопросы послевузовского профессионального образования отрегулированы Федеральным законом РФ от 22 августа 1996г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, в котором предусмотрено, что освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца (пункт 7 статьи 6).
Лица, обучающиеся в интернатуре медицинских высших учебных заведений, являются слушателями учреждений системы послевузовского профессионального образования. По окончании интернатуры слушателям присваивается квалификация врача-специалиста (пункт 1 статьи 18).
Согласно п. 8 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Минздрава СССР от 11.01.1982г. № 44, руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности.
После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста.
Базовое учреждение здравоохранения в течение всего периода прохождения специалистом - интернатуры выплачивает ему зарплату, размер которой установлен действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 9 Положения).
На врачей-интернов распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения (п. 16 Положения).
В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей и провизоров соответствующих специальностей (п. 25).
Заработная плата интернам, проходящим интернатуру в базовых учреждениях здравоохранения, выплачивается за счет этих учреждений по должностям интернов и в соответствии с Единой тарифной сеткой (п. 27).
Следовательно, между интерном и работодателем (учреждением здравоохранения) возникают трудовые отношения.
Таким образом, врач-интерн становится врачом-специалистом только после окончания интернатуры, о чем выдается соответствующий документ. Период прохождения интернатуры - это период послевузовского профессионального образования.
Факт трудовых отношений истца и осуществление ею специальной лечебной деятельности в государственном учреждении здравоохранения подтверждается материалами дела: трудовой книжкой истца (л.д. 11), справками № 347 от 02.04.2019г., № б/н от 30.09.2015г., № 12 от 02.04.2019г. (л.д. 19-21) ФГБОУВО «Кемеровский государственный медицинский университет».
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что период трудовой деятельности истца за период с 01.09.1992г. по 30.06.1993г. в должности врача-интерна, поскольку истец в этот период находилась в трудовых отношениях с лечебным учреждением и выполняла трудовые функции врача-терапевта. Кроме того, в законодательстве, действующем на момент работы истца в должности врача-интерна, а также на момент обращения истцом к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости нет прямого указания закона на невключение данного периода работы в специальный стаж для назначения страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Поэтому период работы истца с 01.09.1992г. по 30.06.1993г. в должности врача-интерна подлежит включению в специальный страховой стаж и должен быть учтен, как просит истец, в календарном исчислении - 10 месяцев и 00 дней.
Разрешая заявленные требования о включении в специальный стаж для назначения страховой пенсии периодов повышения квалификации (усовершенствования) в календарном исчислении, суд руководствуется следующим:
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При этом, на основании ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Также трудовым законодательством – ст. 167 Трудового Кодекса РФ предусмотрено сохранение за работником места работы (должности) и среднего заработка при направлении его в служебную командировку.
Аналогичные положения содержались в КЗоТ РСФСР.
Материалами дела подтверждается, что истец в период работы в МУЗ «Яйская центральная районная больница», ГБУЗ Кемеровской области «Ижморская районная больница» с 01.03.2002г. по 15.04.2002г., 17.05.2006г. по 14.06.2006г., 03.10.2011г. по 29.10.2011г., 14.09.2015г. по 30.11.2015г., 21.12.2015г. по 22.12.2015г., 12.09.2016г. по 22.10.2016г., находилась на курсах повышения квалификации (усовершенствования) с отрывом от работы с сохранением средней заработной платы по основному месту работы, с которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. Уплата страховых взносов в указанные периоды представителем ответчика не оспаривалось.
Кроме того, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации является обязательной частью трудовой деятельности истца, что следует из положений ст. ст. 72, 73 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ч.1 ст.54).
В спорные периоды времени истец была направлена на курсы повышения квалификации на основании приказов руководителя в целях повышения ее квалификации, для усовершенствования навыков работы, с целью использования полученных знаний и навыков в дальнейшей работе, нахождение на курсах повышения квалификации являлось необходимым условием подтверждения квалификационной категории, как работника, осуществляющего лечебную деятельность, и продолжением работы по указанной должности (профессии).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, прохождение данных курсов в силу специфики деятельности является для истца обязательным, соответственно, данные периоды включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
При этом, суд приходит к выводу, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации (усовершенствования) подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении в пределах заявленных истцом требований.
Доводы ответчика о том, что в сведениях индивидуального лицевого счета истца спорные периоды не имеют отметки о специальном стаже суд во внимание не принимает, поскольку право на социальные гарантии гражданина не может быть поставлено в зависимость от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению данных о застрахованном лице в Пенсионный фонд.
Разрешая заявленные требования в части включения в специальный страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21.12.1995г. по 18.10.1998г., суд руководствуется следующим:
Включение времени нахождение женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года в общий и непрерывный стаж работы, а также в специальный стаж работы, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда без каких-либо ограничений, предусматривалось ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи Государственной помощи семьям, имеющим детей» установлены частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. На основании данного нормативного акта Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.11.1982 года в ст.167 КЗоТ РСФСР были внесены соответствующие изменения. При этом в силу ч.3 ст.167 КЗоТ РСФСР дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства» в ст.71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде внесены изменения, согласно которым женщинам по их желанию при наличии общего трудового стажа не менее одного года предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора с выплатой за эти периоды пособий по государственному социальному страхованию. Кроме этого, отпуска женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранен6ия заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений к КЗоТ РСФСР», вступившим в законную силу с 6 октября 1992 года, в ст. 167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения, согласно которым отпуска по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Такие же ограничения предусмотрены в ч.5 ст. 256 Трудового Кодекса РФ, где также указано, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условия).
Между тем ни Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 516, ни Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года № 781, ни Федеральный закон № 173 не содержат норм, запрещающих засчитывать в специальный стаж для досрочной пенсии периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 6.10.1992г.
Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие в РФ закона или иного нормативного правового акта, содержащих нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до его введения, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Ст. 424 ТК РФ также предусматривает, что настоящий Кодекс применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Правила, применяющиеся в настоящее время при назначении пенсии на льготных условиях, не содержат указания на то, что они имеют обратную силу.
Из смысла норм, гарантированных статьями 2,18,39 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, следует, что суды, рассматривая дела данной категории, обязаны истолковывать положения законодательства в их системной взаимосвязи в интересах личности.
Нормы главы 6, в том числе ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», декларируют сохранение права на льготную пенсию, что указывает на преемственность законодательства. Поэтому суд считает, что при подсчете специального стажа должны применяться те правила исчисления стажа и периодов работы, которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.
Поскольку истец находилась в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы после 6.10.1992 г., т.е. после вступления в силу Закона РФ № 3543-1, периоды использованных ею отпусков не подлежат включению в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 21.12.1995г. по 18.10.1998г. не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Как следует из решения УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) № от 25.05.2018 года ответчиком приняты периоды работы истца, дающие право на назначение пенсии в соответствии с п.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» – 22 года 05 месяцев 27 дней, спорные периоды:
- с 01.09.1992г. по 30.06.1993г. в должности врача-интерна, составляет 10 месяцев 00 дней;
- нахождения истца на курсах повышения квалификации (сертификационный цикл, усовершенствование) с 01.03.2002г. по 15.04.2002г., 17.05.2006г. по 14.06.2006г., 03.10.2011г. по 29.10.2011г., 14.09.2015г. по 30.11.2015г., 21.12.2015г. по 22.12.2015г., 12.09.2016г. по 22.10.2016г., составляют 7 месяцев 10дней.
Таким образом, специальный стаж для назначения пенсии на день обращения истца за назначением к ответчику составит 23 года 11 месяцев 07 дней, при требуемом 25 лет, и оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости на дату обращения за ней не имеется.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Слезко С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости – удовлетворить частично:
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области (межрайонное) № от 06.03.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения Слезко С.В.:
- периода работы в должности врача-интерна с 01.09.1992г. по 30.06.1993г.;
- периодов нахождения на курсах повышения квалификации (сертификационный цикл, усовершенствование) с 01.03.2002г. по 15.04.2002г., 17.05.2006г. по 14.06.2006г., 03.10.2011г. по 29.10.2011г., 14.09.2015г. по 30.11.2015г., 21.12.2015г. по 22.12.2015г., 12.09.2016г. по 22.10.2016г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2014 года «О страховых пенсиях в РФ»;
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) ОГРН 1164205068488, ИНН 4246020766, дата регистрации в качестве юридического лица – 01.07.2016г., расположенное по адресу: пер. Электрический, 12, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, 652470, включить Слезко С.В., <дата>, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2014 года «О страховых пенсиях в РФ»:
- период работы в должности врача-интерна с 01.09.1992г. по 30.06.1993г.;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации (сертификационный цикл, усовершенствование) с 01.03.2002г. по 15.04.2002г., 17.05.2006г. по 14.06.2006г., 03.10.2011г. по 29.10.2011г., 14.09.2015г. по 30.11.2015г., 21.12.2015г. по 22.12.2015г., 12.09.2016г. по 22.10.2016г. в календарном исчислении, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2014 года «О страховых пенсиях в РФ»;
В удовлетворении остальной части требований – отказать полностью.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) в пользу Слезко С.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 12 июня 2019 года.