Судья Горшкова Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
19 октября 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Павлова Ивана Павловича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/03 от 14 июня 2022 года и решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 сентября 2023 года, вынесенные в отношении Павлова Ивана Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/84 от 4 октября 2021 года Павлов И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 10 декабря 2021 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/84 от 4 октября 2021 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 февраля 2022 года решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 10 декабря 2021 года отменено, дело направлено в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 12 апреля 2022 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/84 от 4 октября 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июня 2022 года решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 12 апреля 2022 года 2021 года оставлено без изменения.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/03 от 14 июня 2022 года Павлов И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Павлов И.П. подал жалобу в Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики. Одновременно с жалобой Павлов И.П. заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления.
Решением судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 сентября 2023 года Павлову И.П. восстановлен процессуальный срок для подачи жалобы, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/03 от 14 июня 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Павлов И.П. просит отменить вышеуказанные решения. Считает, что он привлечен по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, неоднократно наказан за одно и то же правонарушение, просит прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела, проверив дело в полном объеме, выслушав Павлова И.П., поддержавшего жалобу, мнение представителей административного органа Игнатьева А.Ф. и Андреева А.А. об обоснованном привлечении Павлова И.П. к административной ответственности, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Павлова И.П. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Использование земель сельскохозяйственного назначения и его особенности установлены в статьях 78, 79 ЗК РФ.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации установлены Постановлением Правительства от 18.09.2020 № 1482.
В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Таким образом, невыполнение собственником земельного участка, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, в 10 часов 00 минут 29 июля 2021 года администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики № от 3 июня 2021 года, установлено нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации, допущенное Павловым И.П., а именно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 65,8007 га, расположенном на территории <адрес>
Павлову И.П. согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № № от 10 июля 2021 года, принадлежит на праве собственности с 24 июля 2018 года земельный участок с кадастровым номером №, площадью 65,8007 га, расположенном на территории <адрес>, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
29 июля 2021 года при осмотре вышеуказанного земельного участка установлено, он закочкарен и зедернован, на всей площади отсутствуют следы проведения обязательных агротехнических мероприятий и возделывания сельскохозяйственных культур. Земельный участок зарос сорной растительностью (пижма, вейник, ромашка, полынь и другие). На земельном участке не проводятся мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородной почвы, не выполняются установленные земельным законодательством требования по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Таким образом, бездействием Павлова И.П. по невыполнению обязательных требований, выразившимся в неиспользовании, зарастании сорной растительностью земельного участка, непроведении обязательных агротехнических, фитосанитарных работ и других мероприятий по борьбе с сорной растительностью и вводу земельного участка в севооборот в соответствии с системой земледелия были нарушены требования статьи 12, частьи 1 статьи 13, статей 42, 78, 79 ЗК РФ, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», постановления Правительств от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации».
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения Павлова И.П. к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения Павловым И.П. административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается: актом проверки № 5 от 29 июля 2021 года, фототаблицей, предписанием об устранении выявленного нарушения земельного законодательства Российской Федерации № 3 от 29 июля 2021 года, протоколом об административном правонарушении от 9 сентября 2021 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № от 10 июля 2021 года, решением о проведении внеплановой выездной проверки № от 3 июня 2021 года, актом проверки от 29 июля 2021 года, актом осмотра земельного участка № от 29 июля 2021 года с фототаблицей, иными.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом, а также судьей районного суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу, не допущено.
Вопреки доводам заявителя Павлова И.П., приведенным в судебном заседании в суде второй инстанции, постановление о привлечении к административной ответственности должностным лицом вынесено на основании допустимых доказательств – внеплановая выездная проверка проведена 27 июля 2021 года уполномоченными должностными лицами органа муниципального земельного контроля - администрации Чебоксарского района в соответствии со статьей 72 ЗК РФ, постановление администрации Чебоксарского района от 29.10.2020 № 1352 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Чебоксарского района».
О проводимой внеплановой проверке Павлову И.П. направлено уведомление от 7 июня 2021 года по адресу его места жительства, которое им получено 16 июня 2021 года (том 1, л.д. 80- 82).
Результаты данной проверки являются допустимыми доказательствами и обоснованно приняты во внимание при рассмотрении дела должностным лицом.
Отсутствие осмотра земельного участка непосредственно должностным лицами, в чьем производстве находилось дело об административном правонарушении, не влечет недопустимость доказательств, полученных органом муниципального земельного контроля в рамках внеплановой выездной проверки.
Довод заявителя о наличии препятствий к использованию земельного участка по целевому назначению (проведении обязательных мероприятий для земель сельскохозяйственного назначения) из-за скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 21:№:86, тщательно проверен должностным лицом и обосновано опровергнут.
Указанный скотомогильник в реестре используемых и неиспользуемых скотомогильников отсутствует,.
В соответствии с пунктом 32 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, на территории скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы запрещается пасти скот, косить траву, перемещать землю и гумированный остаток за пределы скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы.
Вместе с тем земельный участок с кадастровым номером № является самостоятельным и находится вне территории принадлежащего Павлову И.П. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 65,8007 га, исходя из режима территории санитарно-защитной зоны в разделе V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» объективных препятствий для выполнения обязательных мероприятий по защите земель не имелось.
Административное наказание назначено Павлову И.П. в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Доводы заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности обоснованно отклонен судьей районного суда.
События, послужившие основанием для привлечения Павлова И.П. к административной ответственности, имели место 29 июля 2021 года.
Постановление о привлечении Павлова И.П. к административной ответственности вынесено должностным лицом 14 июня 2022 года в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, который для данной категории дел составляет один год.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как правильно указано судьей районного суда, оснований пролагать, что Павлов И.П. привлечен дважды за одно и то же правонарушение, отсутствуют. Отменное судом постановление должностного лица от 4 октября 2021 года и решения судов по жалобам на это постановлении не свидетельствует о двойной ответственности заявителя за одно и то же правонарушение.
Оснований для признания совершенного Павловым И.П. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
При новом рассмотрении дела должностным лицом 14 июня 2022 года правила подведомственности и при рассмотрении 11 сентября 2023 года жалобы на постановление судьей Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики правила территориальной подсудности рассмотрения жалобы соблюдены.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области № 05-ЧР/03 от 14 июня 2022 года и решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 сентября 2023 года, вынесенные в отношении Павлова Ивана Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Павлова И.П. - без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев