<данные изъяты>
№ 2-689/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 28 июня 2016 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего – судьи Ахмедшиной А.Н.,
с участием старшего помощника Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области – Шайкиной А.М.,
при секретаре – Кобелевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал гражданского дела № 2-689/2016 по заявлению Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Ялуторовский межрайонный прокурор, выступая в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Свои требования мотивировал тем, что Ялуторовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также зконодательства о противодействии незаконному обороту наркотических, психотропных и иных ограниченных в обороте веществ, алкоголя, противодействия терроризму, экстремизму, в ходе которой осуществлен мониторинг сайтов сети «Интернет». С использованием поискового ресурса «Яндекс» был введен запрос для поиска: продажа алкоголя на дом. Среди результатов поиска получена ссылка на сайт: «<данные изъяты>», которая содержит сведения о продаже алкогольной продукции в городе Тюмени в ночное время дистанционным способом. Информация размещена в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>/.
Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.
Для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет»), является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной. Законодателем предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть Интернет в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов. Ссылаясь на ст. 12 ГК РФ, ч. 1 ст. 45, 262, 264 ГПК РФ просит признать указанную выше информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Прокурор Шайкина А.М. в судебном заседании поддержала требование, по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО – Югра и ЯНАО, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Полагают возможным признание информации размещенной в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Заслушав мнение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Ялуторовского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 вышеуказанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 вышеуказанного Закона к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной Ялуторовской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления мероприятий по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции путем мониторинга, размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, выявлена страница «Доставка алкоголя на дом». Данная страница содержит сведения о продаже алкогольной продукции в городе Челябинске в ночное время дистанционным способом. Информация размещена в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>/. Учитывая установленные по делу обстоятельства, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд исходил из того, что беспрепятственный доступ к Интернет-сайтам по доставке алкоголя дистанционным способом нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствуют достоверные сведения о безопасности соответствующей продукции, в связи с чем создается угроза причинения вреда здоровью потребителя данной продукции и нарушается принцип государственного регулирования оборота этилового спирта, направленный на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного требования.
Из ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" следует, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно вышеуказанному Закону не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя (п. 2 ст. 16).
В соответствии с ч. 5 ст. 16 вышеуказанного Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 вышеуказанного Федерального закона запрещается (п. 1 ст. 26).
Статьей 6.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Кроме того, ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ и ст. 151.1 УК РФ установлена административная и уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции.
Учитывая вышеизложенные нормы права, суд полагает, что размещенная в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>/ информация, направлена на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ сайт <данные изъяты>/ в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не значится, что подтверждается скриншотом официального сайта Роскомнадзора России <данные изъяты>/.
Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений, либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависмости от возраста либо профессии.
Принимая во внимание изложенное суд пришел к выводу о том, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о розничной продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом, за что законодателем предусмотрена административная ответственность, с использованием информационно-телекоммунакацмионных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 данных Правил создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В силу п. 3 вышеуказанных Правил, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и вступившие в законную силу решения судов о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Учитывая изложенное, и установив, что на странице сайта <данные изъяты> размещена информация, о продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом и то, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, представляющим собой опасность общественным интересам, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся на Интернет-странице с адресом<данные изъяты>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию «Доставка алкоголя на дом», распространенную в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение суда составлено 04 июля 2016 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.Н. Ахмедшина