Решение по делу № 12-90/2021 от 28.09.2021

Дело № 12-90/2021

43RS0010-01-2021-002056-69

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

18 ноября 2021 года                           г. Вятские Поляны

Судья Вятскополянского районного суда Кировской области Анисимов Д.Е.,

при секретаре Овсянниковой И.С.

с участием: представителя ООО «Сосновский водоканал» Сухих Е.Г.,

рассмотрев жалобу ООО «Сосновский водоканал» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ширяевой Н.А. -Ю от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания и представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ширяевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Сосновский водоканал»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ширяевой Н.А. -Ю от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Сосновский водоканал» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ширяевой Н.А. вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения: ООО «Сосновский водоканал» пренебрегло обязанностями, возложенными на природопользователя, по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении хозяйственной деятельности по добыче подземных вод на участках недр, предоставленных в пользование по лицензии на право пользования недрами КИР 00984 ВЭ.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ООО «Сосновский водоканал» Сухих Е.Г. обратилась в Вятскополянский районный суд Кировской области с жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить. В обоснование жалобы указала, что согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ обжалуемое постановление должно отвечать требованиям законности и обоснованности. В качестве правового обоснования наличия состава административного правонарушения в действиях ООО «Сосновский водоканал» инспектор указывает пп. 4 п. 6 Постановления Правительства РФ № 2398 от 31.12.2020 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» в котором указано, что критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, является осуществление на объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод. Таким образом, инспектор относит водозабор к объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, что не соответствует действительности. ООО «Сосновский водоканал» осуществляет добычу подземных вод по лицензии КИР 00984 ВЭ. Согласно лицензии на балансе предприятия имеется 5 водозаборов. Каждый из перечисленных объектов представляет собой огороженный 1 пояс зоны санитарной охраны питьевого водозабора с расположенными в ее пределах павильонами с артезианскими скважинами. Вода, поднятая из скважин, подается по герметичным трубопроводам в централизованную систему водоснабжения. Добыча подземных вод не превышает соответствующие объемы, установленные указанными лицензиями. На данных объектах отсутствуют стационарные источники выбросов в атмосферу, не осуществляются сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, а также отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, эксплуатация данных скважин также не образует отходов, подлежащих учету и размещению на соответствующих площадках в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Порядок представления заявки о постановке объекта HBOC на государственный учет определен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016№ 572 (далее — Правила). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (в ред. от 27.09.2016). Для объектов недропользования, отнесенных критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 к объектам III (п.5.4) и IV(n.7.10) категории, оказывающим незначительное HBOC в процессе использования природных ресурсов, невозможно использовать Правила и форму заявки, которые относятся к объектам хозяйственной деятельности. В частности, невозможно заполнить п. II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду», так как отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствуют выпуски и сбросы сточных вод, отсутствуют объекты размещения отходов производства и потребления. Пункт II не содержит сведения об объектах недропользования как об объектах негативного воздействия. Невозможно занести объект недропользования (скважины) (название, номер, геометрические параметры, географические координаты места нахождения), установленных в лицензии, так как нет таких разделов в форме заявки. Пункт 38 правил запрещает требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при постановке объекта на государственный учет, при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета: а)    представления сведений и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием с государственного учета объекта; б)    представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Исходя из ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрена плата за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления. Используемые ООО "Сосновский водоканал" подземные водозаборы (скважины) не оказывают ни один из перечисленных в ст. 16 Закона N 7-ФЗ видов негативного воздействия. Следовательно, объекты не являются объектами HBOC и не подлежат постановке на государственный учет в качестве таких объектов.

Представитель ООО «Сосновский водоканал» Сухих Е.Г. представила заявление о рассмотрении жалобы без ее участия.

Должностное лицо – государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ширяева Н.А. представила заявление, в котором просила жалобу ООО «Сосновский водоканал» рассмотреть без ее участия, указала, что ООО «Сосновский водоканал» осуществляет пользование участками недр, расположенными в <адрес>, с целью добычи подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в городе Сосновка на основании лицензии КИР 00984 ВЭ. Дата государственной регистрации лицензии 04.04.2006, срок окончания ее действия 04.04.2031. Доводы об отсутствии отходов от деятельности по добыче подземных вод является ошибочными, поскольку в ходе ремонта самих скважин, скважинного оборудования и водопроводов образуются отходы производства и потребления – металлолом, строительный мусор, различные вышедшие из строя элементы оборудования, кроме того, возможен сброс поднятых подземных вод на поверхность земельного участка (1-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов) при промывке скважинного оборудования. В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. В силу п.п. 1, 2, 3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п. 1 ст. 69.2), постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2), форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ст. 69.2). Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объекту НВОС относится объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра. Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572. В соответствии с п. 23 Правил при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии). Иных критериев отнесения объекта НВОС к той или иной категории действующим законодательством не предусмотрено. Постановка объектов, не соответствующих Критериям, на государственный учет не предусмотрена. Таким образом, в случае, если объект попадает под определение «объект НВОС» по ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и соответствует одному или нескольким критериям, он подлежит постановке на государственный учет объектов НВОС. Учитывая нормы законодательства об охране окружающей среды, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на участках недр, предоставленных по лицензии на пользование КИР 00984 ВЭ для добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического обеспечения водой объектов, подлежат постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объекты III категории. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.12.2015 № 554 (далее – Приказ № 554) утверждена форма заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (далее – Заявка), содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, достоверность которых подтверждается подписью и печатью (при наличии) руководителя организации или уполномоченного представителя руководителя на основании доверенности. В п. 1 раздела I формы Заявки «Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги» необходимо указать данные по суммарным объему и мощности добычи подземных вод в целом по участку недропользования в единицах измерения «куб. метры в сутки». Указание иных параметров и характеристик скважин формой Заявки не предусмотрено. Раздел II формы Заявки содержит сведения о воздействии объекта на окружающую среду – сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о выпусках и сбросах сточных вод, о размещении отходов производства и потребления. При отсутствии какого-либо воздействия на окружающую среду соответствующие пункты раздела II формы Заявки не заполняются. Артезианская скважина – это скважина, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод на основании лицензии на пользование недрами и находится на лицензионном участке недропользователя. Таким образом, объектом НВОС в данном случае является собственно артезианская скважина или куст скважин, при этом границы объекта НВОС могут быть определены как границы лицензионного участка, на котором недропользователь осуществляет добычу подземных вод. Таким образом, препятствий в подаче заявки на постановку объекта НВОС, в данном случае, не усматривается, также от предприятия не требуются сведения и документы, не предусмотренные нормативными правовыми актами, действующим на территории Российской Федерации. Состав административного правонарушения доказан и подтверждается материалами административного дела. Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ - невыполнение ООО «Сосновский водоканал» обязанности по подаче заявок на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче подземных вод на участках недр, предоставленных по лицензии на пользование недрами КИР 00984 ВЭ, доказано и подтверждено материалами административного дела. Из вышеизложенного следует, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 06-01/102-2021 от 02.08.2021 выдано обоснованно, следовательно является законным. При таких обстоятельствах Управление считает, что вынесенные постановление и представление сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Исследовав доводы жалобы и представленные материалы дела, заслушав участвующих лиц, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Данный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Исходя из ст.1 Закона N 7-ФЗ, под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

В силу пункта 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Пунктом 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно п.2 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении основанием для привлечения ООО «Сосновский водоканал» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении № 06-03/180-2021 от 13.07.2021 обстоятельства, согласно которым 29.06.2021 в ходе проведения плановой выездной проверки Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО «Сосновский водоканал» при осуществлении деятельности по добыче подземных вод не выполнило обязанность по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных в пределах участка недр, предоставленного по лицензии на право пользования недрами КИР 00984 ВЭ.

Лицензия КИР 00984 ВЭ выдана ООО «Сосновский водоканал» для добычи подземых вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического обеспечения водой объектов, зарегистрирована Территориальным фондом информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Кировской области ДД.ММ.ГГГГ , срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ. По лицензии КИР 00984 ВЭ ООО «Сосвский водоканал» предоставлены участки недр, расположенные в <адрес> включающий скважины: №

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в ведении ООО «Сосновский водоканал» имеется 18 водозаборных скважин: № проект зоны санитарной охраны на водозаборе ООО «Сосновский водоканал» соответствует государственным правилам и нормам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Ст.16 Закона N 7-ФЗ предусмотрена плата за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.

В материалах дела не представлено каких-либо сведений о том, что используемые ООО «Сосновский водоканал» подземные водозаборы (скважины) оказывают на окружающую среду перечисленные в ст.16 Закона №7-ФЗ виды негативного воздействия.

Согласно п.1 ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (п.2 ст.4.2 Закона №7-ФЗ).

В п.3 ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Согласно п.1 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Требование об обязательной постановке на государственный учет объектов НВОС, предусмотренное п.1 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", является лишь одним из требований в области охраны окружающей среды, соблюдение которого контролируется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках государственного экологического надзора. Помимо этого требования, предметом государственного экологического надзора является также исполнение иных установленных требований в области охраны окружающей среды (требования о лицензировании соответствующих видов деятельности, требования к организации и осуществлению производственного контроля и т.п.).

Таким образом, если объект государственного экологического надзора оказывает негативное воздействие на окружающую среду и соответствует Критериям №2398, в отношении такого объекта наряду с иными обязательными установленными требованиями в области охраны окружающей среды контролируется исполнение требования о постановке на государственный учет в качестве объекта НВОС. Критерии оказания негативного воздействия на окружающую среду являются лишь одним из условий отнесения к объектам, подлежащим государственному экологическому надзору.

Согласно п.8 ст.69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" используются критерии отнесения объектов НВОС к объектам федерального государственного экологического надзора или регионального государственного экологического надзора как критерия разграничения полномочий по ведению реестра таких объектов между федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Первичным для целей постановки таких объектов на государственный учет является отнесение их к объектам НВОС в соответствии с Критериями №1029.

Анализ видов деятельности, перечисленных в разделах I, II и IV Критериев №2389, позволяет сделать вывод о том, что эксплуатация ООО «Сосновский водоканал» подземных водозаборов (скважин) к этим категориям не относится.

Согласно п.5 Критериев № 2389 критерием отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах данного документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе данного документа.

В подпункте 4 пункта 6 Критериев № 2389 установлено, что критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа.

В соответствии с п.7 Критериев № 2389 для отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории необходимо наличие одновременно следующих критериев:

1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 настоящего документа);

2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Если объект хозяйственной деятельности не попадает ни под один из критериев, то такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст.69, 69.2 Закона №7-ФЗ.

Данные разъяснения содержатся в письмах Росприроднадзора от 31.10.2016 №АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», от 13.12.2016 №АС-03-04-36/25233 «Дополнительные разъяснения по вопросам, связанным с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет».

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые подземные водозаборы (скважины) не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, не подпадают ни под одну из предусмотренных критериями №2398 категорию (I, II, III или IV), следовательно, они не являются объектами НВОС и не подлежат постановке на государственный учет в качестве таких объектов. При этом, сам по себе факт отнесения подземных водозаборов (скважин) к объектам федерального государственного экологического надзора в связи с осуществлением на таких объектах деятельности, связанной с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения, либо к объектам регионального государственного экологического надзора (участки недр местного значения) не означает автоматического отнесения таких объектов к объектам НВОС.

Не доказано наличие у ООО «Сосновский водоканал» обязанности по постановке имеющихся у него водозаборов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении хозяйственной деятельности по добыче подземных вод на участках недр, представленных в пользование по лицензии на право пользования недрами КИР 00984ВЭ.

Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ – невыполнение ООО «Сосновский водоканал» обязанности по подаче заявок на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче подземных вод на участках недр, представленных по лицензии на пользование недрами КИР 00984 ВЭ, отсутствует.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие состава административного правонарушения, а также другие обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Как указано в статье 24.5 КоАП РФ отсутствие события правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ширяевой Н.А. -Ю от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания и представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ширяевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Сосновский водоканал» подлежат отмене, производство по делу прекращению по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку отсутствует событие административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. п.1 ч.1 ст.24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья    

РЕШИЛ :

Жалобу ООО «Сосновский водоканал» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ширяевой Н.А. -Ю от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания и представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ширяевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Производство по административному делу в отношении ООО «Сосновский водоканал» по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.Е. Анисимов

12-90/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ООО"Сосновский водоканал"
Суд
Вятскополянский районный суд Кировской области
Судья
Анисимов Дмитрий Евгеньевич
Статьи

8.46

Дело на сайте суда
vyatskopolyansky.kir.sudrf.ru
28.09.2021Материалы переданы в производство судье
18.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее