Судья Галиуллин А.Р. УИД 16RS0039-01-2021-001026-66
Дело № 2-4652/2021
Дело № 33-1110/2022
Учет № 092 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 января 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Гиниатуллиной Ф.И.,
судей Мелихова А.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой Л.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Кудаевой А.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 1 октября 2021 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать бездействие Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившееся в необеспечении (больше двух месяцев с момента назначения) ФИО1, <дата> года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза), незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить ФИО1, <дата> года рождения, лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до момента отмены препарата лечащим врачом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Кудаевой А.Р., в поддержку доводов жалобы, пояснения представителя Заинской городской прокуратуры Республики Татарстан – Акчуриной К.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заинский городской прокурор Республики Татарстан, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с заявлением к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить лекарственным препаратом.
В обосновании исковых требований указано, что Заинской городской прокуратурой Республики Татарстан по обращению Мухамадиевой Г.В. в интересах ее дочери ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в сфере обеспечения лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, согласно справке МСЭ-2013 № 2175850 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан Минтруда России – бюро № 37» от 1 января 2015 года имеет статус ребенка-инвалида, ей установлен диагноз: Спинальная мышечная атрофия, аутосомно-рецессивный тип наследования-С12.1. Решением врачебной комиссии по назначению лекарственных средств Детской республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 14 января 2021 года ФИО1 назначен препарат Нусинерсен (Спинраза) из расчета 12 мг (5 мл) на одно введение (для интратекального введения), первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-ая доза через 35 дней после последнего введения, затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца – 6 флаконов в год. Как следует из протокола заседания врачебной комиссии от 14 января 2021 года № 21, на сегодняшний день данный препарат включен в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, прием которого на сегодняшний день врачебной комиссией не отменен, ребенок-инвалид продолжает нуждаться в терапии спинально-мышечной атрофии лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза) в объеме и дозировке, определенной медицинской организацией. Вместе с тем, в результате бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан, несовершеннолетний ребенок-инвалид ФИО1 не обеспечена жизненно необходимым лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза), что ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.
На основании изложенного истец просит признать бездействие Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившееся в необеспечении (больше двух месяцев с момента назначения) ФИО1, <дата> года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза), незаконным; обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить ФИО1, <дата> года рождения, лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза) в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией.
Представитель Заинской городской прокуратуры в судебном заседании требования поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Третьи лица, Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственное автономное учреждение здравоохранения «Заинская центральная районная больница», Государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан», Министерство финансов Российской Федерации, Фонд поддержки «Круг добра», ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ», в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.
Судом принято решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Кудаева А.Р. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что заболевание спинально-мышечная атрофия – не является орфанным и не включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403. Таким образом, ФИО1 к установленной категории граждан, имеющей право на безвозмездное обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджета Республики Татарстан, не относится. ФИО1 относится к льготной категории граждан федерального уровня ответственности, имеет статус ребенка-инвалида. В стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при спинальных мышечных атрофиях, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 1741н, указанный препарат не входит. Также указывает, что при рассмотрении настоящего дела, решение принято без оценки позиции Министерства финансов Российской Федерации в отношении спора. Согласно методике терапии и инструкции по медицинскому применению лекарственный препарат Спинраза (Нусинерсен) вводится непосредственно в спинной мозг пациента с помощью интратекальной инъекции специально обученными медицинскими работниками, обладающими опытом выполнения люмбальной пункции. Введение препарата осуществляется в условиях стационара с оказанием анестезиологического пособия и при участии врача анестезиолога-реаниматолога относится к видам высокотехнологичной медицинской помощи. Таким образом, данный препарат не может согласно инструкции по его применению применяться в амбулаторных условиях, данная манипуляция производится врачом в условиях стационара. В связи с изложенным, представитель ответчика считает, что министерство является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, заявитель указывает, что принятие министерством самостоятельных решений, приводящих к увеличению расходов бюджета, не предусмотренных законом о бюджете, недопустимо. Также указывает, что ФИО1 в условиях стационара ГАУЗ «ДРКБ М3 РТ» проводится терапия лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза). Факт введения препарата Нусинерсен (Спинраза) зафиксирован в истории болезни, законными представителями ФИО1 заполнено информированное согласие на терапию препаратом Нусинерсен (Спинраза) и подтверждена процедура введения лекарственного препарата. Таким образом, представитель ответчика считает, что нарушения прав ФИО1 по лекарственному обеспечению препаратом Нусинерсен (Спинраза) Министерством не имеется, все необходимые действия в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по организации необходимым лекарственным препаратом осуществлены, факт бездействия со стороны Министерства что организации лекарственного обеспечения ФИО1 отсутствует.
В своем возражении на апелляционную жалобу Заинский городской прокурор – Каримов Р.Р. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан» Садыкова А.Р. направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - Фонда поддержки «Круг добра» Ткаченко А.Е. в судебное заседание не явился, направил письменные пояснения с изложением правовой позиции, согласно которой считает, что Министерство здравоохранения Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере здравоохранения, обеспечивающим необходимые условия для оказания гражданам медицинской помощи в Республике Татарстан и не вправе отказывать в обеспечении медицинской помощи детям, в том числе в связи с созданием Фонда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Кудаева А.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Заинской городской прокуратуры Республики Татарстан – Акчурина К.Н. с доводами жалобы не согласилась.
Иные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, путем публикации информации о движении дела на официальном сайте Верховного Суда Республики Татарстан vs.tat.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»), на апелляционное рассмотрение дела не явились.
Судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Государства – участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года; далее – Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года. № 323-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, <дата> года рождения, имеет статус ребенка-инвалида, ей установлен диагноз – спинальная мышечная атрофия, аутосомно-рецессивный тип наследования-С12.1.
Решением врачебной комиссии по назначению лекарственных средств Детской республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 14 января 2021 года ФИО1 назначен препарат Нусинерсен (Спинраза) из расчета 12 мг (5 мл) на одно введение (для интратекального введения), первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-ая доза через 35 дней после последнего введения, затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца - 6 флаконов в год. Как следует из протокола заседания врачебной комиссии от 14 января 2021 года № 21, на сегодняшний день данный препарат включен в ЖНЛВП (Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты).
Заболевание, которое диагностировано у ФИО1 включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет» (www.rosminzdrav.ru), однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403.
Таким образом, как следует из медицинских заключений, лекарственный препарат «Спинраза» («Нусинерсен») назначен ФИО1 по жизненным показаниям в связи с наличием прогрессирующего заболевания как единственный препарат патогенетической терапии спинальной мышечной атрофии, зарегистрированный на территории Российской Федерации и замене не подлежит.
Спинальная мышечная атрофия является прогрессирующим неврологическим заболеванием генетической природы.
Отсутствие лечения лекарственным препаратом «Спинраза» («Нусинерсен») может привести к быстрому прогрессированию заболеванию и летальному исходу больного.
Истец, как инвалид в соответствии с федеральной и территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 года № 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
На сегодняшний день прием данного лекарственного препарата врачебной комиссией не отменен, ребенок-инвалид продолжает нуждаться в терапии спинально-мышечной атрофии лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза) в объеме и дозировке, определенной медицинской организацией.
Вместе с тем, в результате бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан, несовершеннолетний ребенок-инвалид ФИО1 не обеспечена жизненно необходимым лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза), что ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства, с учетом регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца, поскольку отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении несовершеннолетней ФИО1 вышеуказанным препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, которые сводятся к отсутствию оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению истца указанными лекарственными препаратами, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Статьей 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В Приложении № 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.
Так, в Разделе «Группы населения» указаны «дети-инвалиды в возрасте до 18 лет», а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства.
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года № 1052 (далее – Положение), Министерство здравоохранения Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД, медицинской помощи и медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Татарстан является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании (пункт 2 Положения).
В соответствии с абзацем 4 пункта 3.1 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан несет ответственность за осуществление основной функции по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно подпункту 3.3.6 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.
Пунктом 4.4 Положения установлена аналогичная обязанность Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
На основании пункта 3.3.21 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан осуществление функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренных на содержание Министерства здравоохранения Республики Татарстан и реализацию возложенных на него функций.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Разделом 5.2 названной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляются: обеспечение граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у несовершеннолетней ФИО1 права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза) по жизненным показаниям и возложении на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанности организовать обеспечение ребенка указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией.
Тот факт, что заболевание, диагностированное у ФИО1, не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403, а назначенный ей препарат не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, не является, в силу вышеприведенных норм права, как правильно указано судом первой инстанции, не может служить основанием для отказа в бесплатном обеспечении ФИО1, являющейся ребенком-инвалидом, страдающего редким (орфанным) заболеванием, лекарственным препаратом, назначенным ей решением консилиума врачей по жизненным показаниям.
Кроме того, суд при принятии решения, учитывал также тот факт, что назначение консилиумом врачей по жизненным показаниям лекарственного препарата Нусинерсен (Спинраза) – единственно возможный вариант лечения несовершеннолетнего ФИО1, и отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении ребенка этим препаратом нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Отсутствие денежных средств на приобретение лекарственного препарата не может послужить основанием для снижения уровня государственных гарантий по обеспечению ФИО1 необходимым для ее жизнедеятельности лекарственным препаратом. Переписка между публичными органами по поставленному вопросу не подтверждает предоставления ей лекарственных препаратов, назначаемых по жизненным показаниям в необходимом количестве.
Указание на то, что самостоятельными средствами на закупку дорогостоящих препаратов Министерство здравоохранения Республики Татарстан не располагает и не обладает полномочиями по заключению государственного контракта без выделения финансирования на конкретные цели, не может быть расценено в качестве основания для неисполнения возложенных законом функций. Отсутствие бюджетных денежных средств само по себе не должно умалять установленное законодательством Российской Федерации право лица, страдающего тяжелым заболеванием, на получение лечения необходимыми лекарственными препаратами в рамках установленных мер государственных гарантий. При этом пациенты, страдающие редкими заболеваниями, должны иметь право на такое же качество лечения, как другие пациенты.
Вопросы, связанные с финансированием закупа лекарственных препаратов, находятся вне компетенции суда. Министерство здравоохранения Республики Татарстан способны разрешить данный вопрос в пределах своей компетенции с учетом собственного правового статуса, места в системе органов государственной власти и межведомственного взаимодействия, получения субвенций из федерального бюджета, а также с применением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2021 № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра», обязанность по обеспечению лекарственными препаратами возложена на учредителя фонда Министерство здравоохранения Российской Федерации, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Основной целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в РФ, а также техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Учредителем Фонда от имени Российской Федерации является Минздрав России.
Деятельность Фонда и формирование его имущества будут осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время, на основании действующего законодательства, субъекты Российской Федерации не были освобождены от обязанности, возложенной на них по финансированию больных с указанными заболеваниями.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел представленные доказательства, в частности, уведомление ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» о том, что ФИО1 получает лечение препаратом Нусинерсен (Спинраза) свидетельствуют лишь о текущем ее обеспечении данным препаратом.
Однако заключением врачебной комиссии ФИО1 был назначен данный препарат из расчета 12 мг (5 мл) на одно введение, первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-ая доза через 35 дней после 3-го введения, затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца – 6 флаконов в год.
В ходе рассмотрения дела ответчику было предложено представить доказательства того, что в отношении ФИО1 было принято решение о ее обеспечении данным лекарственным препаратом на весь период лечения до отмены этого лечения лечащим врачом. Однако, каких-либо доказательств, из которых усматривалось бы, что лекарство ей назначено на весь курс лечения, суду первой инстанции не было представлено.
Отсутствие таких доказательств свидетельствует о том, что, несмотря на текущее лечение ФИО1 назначенным лекарственным препаратом, у нее отсутствуют гарантии продолжения лечения в течение всего курса, определенного врачебной комиссией, и это лечение в любой момент может быть прекращено по причине прекращения финансирования.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих об обеспечении ФИО1 лекарственным препаратом в течении всего назначенного ей курса лечения.
Доводы жалобы о том, что со стороны Министерства отсутствует бездействие, также являются неосновательными, поскольку как следует из уведомления ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» от 5 августа 2021 года, введение ФИО1 лекарственного препарата Нусинерсен (Спинраза) в условиях госпитализации было произведено лишь 22 июня 2021 года, то есть после обращения в суд прокурора с настоящим иском.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционных жалоб не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 1 октября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Кудаевой А.Р. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи