Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-218/2024 (2-5529/2023)
43RS0001-01-2023-007601-45
29 января 2024 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Макаровой Л.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района города Кирова Скопина Н.П.,
представителя ответчика Шестакова Ю.В.,
при секретаре Поповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску Прокурора Свечинского района Кировской области в интересах Королевой Т. Н., Долгова В. Н., Демидовой В. И., Мальцевой Л. Г. к НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свечинского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах Королевой Т. Н., Долгова В. Н., Демидовой В. И., Мальцевой Л. Г. НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. В обоснование иска указано, что по обращению собственников дома {Адрес изъят}, прокуратурой проведена проверка соблюдения НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» требований жилищного законодательства в части своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В ходе проверки установлено, что дом {Адрес изъят} имеет 4 жилых помещения, в связи с чем, подлежит исключению из областной программы по капитальному ремонту. При введении в действие Закона Кировской области от 01.11.2022 № 118-ЗО закреплено, что начисление собственникам помещений в доме, в котором менее пяти квартир, ежемесячных взносов на капитальный ремонт прекращается с {Дата изъята}. Этим же законом предусмотрено, что в случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате уже оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества, начисление ежемесячных взносов будет прекращено с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая задолженность будет полностью погашена. При указанных обстоятельствах указанный многоквартирный дом из региональной программы не исключен, собственникам жилых помещений продолжается начисление взносов на капитальный ремонт в целях возмещения ответчику расходов на изготовление проектной документации на капитальный ремонт крыши, фасада и фундамента дома. Согласно данным, размещенным на официальном сайте НКО «Фонд капитального ремонта Кировской области», по состоянию на {Дата изъята} собственниками жилых помещений названного дома внесены взносы на капитальный ремонт в размере 100 923 руб. 44 коп.. Согласно информации Фонда, данной в прокуратуру района от {Дата изъята}, дом будет исключен из программы по возмещению понесенных Фондом расходов в размере 108 024,28 рублей. Вместе с тем, действия Фонда нарушают жилищные права собственников жилых помещений указанного дома. В ходе проверки установлено, что согласно предложению Фонда капитального ремонта Кировской области на 2020 год собственникам дома {Адрес изъят} предложено проведение капитального ремонта крыши, фундамента, фасада на общую сумму 1 089 266 руб. При этом, предложение, так же, как и региональная программа, не выделяют изготовление проектной документации в отдельный вид капитального ремонта и не предусматривают проведение капитального ремонта отдельными периодами. В целях проведения данных видов ремонтных работ (ремонт фасада, фундамента, крыши) в 2020 году Фондом капитального ремонта Кировской области был объявлен аукцион по отбору подрядчика на разработку проектной документации на ремонт крыши, фасада и фундамента. По результатам проведенного аукциона был заключен договор {Номер изъят}/П от {Дата изъята} между НО «Фонд капитального ремонта Кировской области» и ООО «ГарантПроект». Согласно договору стоимость работ по разработке проектной документации на указанные виды ремонтных работ составила 108 024 рубля 18 копеек. Работы по данному договору были выполнены. Акт приемки выполненных работ {Номер изъят} от {Дата изъята} подписан представителями заказчика, подрядчика, органа местного самоуправления и одним из собственников жилых помещений указанного дома. Капитальный ремонт направлен на восстановление, замену изношенных конструкций (в том числе несущих) или изменение параметров здания. Приняв решение о проведении капитального ремонта крыши, фундамента, фасада в указанном доме, ответчик принял на себя обязательство именно по восстановлению, замене изношенных конструкций крыши, фасада, фундамента. Исключение 4-х квартирных домов из региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов не является основанием для прекращения исполнения обязанности по привлечению к выполнению работ подрядной организации, поскольку первый обязательный этап по изготовлению проектной документации выполнен, а нормы Закона Кировской области от 01.11.2022 № 118-30 «О внесении изменений в Закон Кировской области «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» не содержат требований о прекращении исполнения Фондом обязанностей по обязательствам в отношении домов, в которых менее 5 квартир, по которым проведение ремонтных работ организовано на момент вступления в силу названного Закона (в данном случае изготовлена проектная документация). Просит возложить на НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» обязанность привлечь для оказания выполнения работ по капитальному ремонту крыши, фундамента, фасада многоквартирного дома – {Адрес изъят} - подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также, обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный а свой счет и своими силами.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Кирова Скопин Н.П. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Истцы Королева Т.Н., Долгов В.Н., Демидова В.И., Мальцева Л.Г. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Допрошенные ранее исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», действующий на основании доверенности Шестаков Ю.В. исковые требований не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Из которого следует, что областной программой « Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 г № 254/210, капитальный ремонт крыши, фасада и фундамента МКД по адресу: {Адрес изъят}, запланирован в 2020-2022 г. Фондом. В рамках полномочий, предоставленных ст. 182 ЖК РФ принимались меры по организации капитального ремонта МКД в объеме и сроки, предусмотренные программой. {Дата изъята} с ООО « Гарант Проект» заключен договор {Номер изъят}-П на выполнение работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта МКД, в рамках которого Подрядчиком выполнены проектные работы, принятые по акту приема {Дата изъята}, стоимость которых составила 108 024,28 руб. Впоследствии, проведено 14 электронных аукционов для заключения договоров на проведение работ, которые не состоялись ввиду отсутствия заявок подрядной организации. В связи с этим сроки переносились на 2020-2021 годы. С учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ, Закона Кировской области от 01.11.2022 № 118-ЗО внесены изменения в подпункт «б» пункта 1 части 1 ст.2 Закона Кировской области от 02.07.2013 г. № 298-ЗО « О реализации отдельных положений Жилищного Кодекса Российской Федерации в сфере реализации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области », в соответствии с которыми в Программу включаются дома, в которых имеется не менее 5 квартир. С учетом указанных изменений, на основании п. 3.1.3 Порядка разработки и утверждения краткосрочных планов реализации Программы, утвержденной постановление Правительства области от 21.03.2014 г. № 254/210, распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 30.12.2022 № 169 внесены изменения в краткосрочный план на 2020-2022 г., согласно которым МКД исключен из указанного плана. Учитывая, что в силу ч.1 ст. 182 ЖК РФ фонд должен обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, проведение капитального ремонта в вышеуказанном доме противоречит законодательству и влечет нецелевое расходование средств собственников помещений в других МКД, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Просит в иске отказать.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Свечинского района Кировской области, ГЖИ Кировской области, Управления Федерального казначейства по Кировской области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом. Администрация Свечинского района Кировской области, Управление Федерального казначейства по Кировской области направили отзывы на исковое заявление.
С учетом мнения сторон, суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :
Как следует из материалов дела, по обращению собственников дома {Адрес изъят} проведена проверка соблюдения НКО ««Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области»» требований жилищного законодательства в части своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В ходе проверки установлено, что согласно региональной программе, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210 4-х квартирный жилой дом по адресу: {Адрес изъят} включен в плановый период 2020-2022 годов для проведения капитального ремонта: ремонт крыши, фундамента, фасада, системы холодного водоснабжения и электроснабжения. Областной программой по капительному ремонту, в соответствии с краткосрочным периодом реализации программ в течение периода 2020-2022 в указанном доме планировалось проведение работ по капитальному ремонту крыши, фасада, фундамента. В связи с вступлением в действие с 12.11.2022 Закона Кировской области от 01.11.2022 № 118-ЗО «О внесении изменений в подпункт «б» пункта 1 части 1 ст. 2 Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-30 «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в территории Кировской области» жилой дом по адресу: {Адрес изъят} подлежит исключению из программы капитального ремонта, т.к. в доме менее чем 5 квартир, после возмещения расходов в размере 108 024,28 рублей, затраченных на НКО «Фонд капитального ремонта Кировской области» на оплату услуг ООО «ГарантПроект» по договору {Номер изъят} {Дата изъята} на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта жилого дома. Изготовление проектной документации не является самостоятельной услугой по проведению капитального ремонта жилого дома. Обязанность НКО «Фонд капитального ремонта {Адрес изъят}» по привлечению к выполнению работ подрядной организации для выполнения капитального ремонта жилого дома по адресу: {Адрес изъят} в период с 2020 по 2022, по мнению прокурора не выполнена, чем нарушены права собственников жилых помещений.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и другими полномочиями. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На территории Кировской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Кировской области от 02.07.2013 N 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области", который согласно статье 1 данного закона регулирует отношения, связанные с обеспечением своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области", принято постановление Правительства Кировской области от 21.03.2014 N 254/210 "Об областной программе "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" и "Порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации областной программы "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области").
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области" государственная программа по капитальному ремонту подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» является региональным оператором по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В силу положений статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; осуществить иные предусмотренные жилищным законодательством действия.
По смыслу положений жилищного законодательства, региональный оператор осуществляет свою деятельность в рамках региональной программы капитального ремонта.
Так, согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения капитального ремонта многоквартирных домов собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором.
Частью 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют, что постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210 утверждена Областная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», в соответствии с которой 4-х квартирный дом по адресу: {Адрес изъят} включен в программу капительного ремонта, по которой в период 2020-2022 гг. запланирован ремонт крыши, фундамента, фасада.
При актуализации краткосрочного плана сроков капитального ремонта МКД в рамках трехлетнего периода Программы переносились на 2021 и 2022 г.г.
{Дата изъята} между НКО «Фонд капитального ремонта Кировской области» и ООО «ГарантПроект» заключен договор {Номер изъят} на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества жилого дома по адресу: {Адрес изъят} в рамках которого Подрядчиком выполнены проектные работы, принятые по акту приемки от {Дата изъята}. Стоимость работ составила 108 024,28 руб.
{Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята},{Дата изъята}, {Дата изъята}, {Дата изъята} НКО «Фонд капитального ремонта Кировской области» на сайте электронной торговой площадки размещались извещения о проведении электронных аукционов по привлечению подрядных организаций для выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Кировской области, в том числе 4-х квартирный дом по адресу: {Адрес изъят} и аукционная документация.
Между тем, как следует из материалов дела, капитальный ремонт дома по адресу: {Адрес изъят} не проведен, в связи с тем, что все электронные аукционы были признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от подрядных организаций.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир.
Законом Кировской области от 01.11.2022 № 118-ЗО «О внесении изменений в подпункт «б» пункта 1 части 1 ст. 2 Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-30 «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в территории Кировской области» установлено, что Региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, в которых имеется менее чем пять квартир.
Согласно п. 3.13. Порядка разработки и утверждения краткосрочных планов реализации областной программы "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области", утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 N 254/210 "Об областной программе "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" основаниями для внесения изменений в краткосрочный план является наличие у Фонда информации о выявлении многоквартирных домов, в которых имеется менее чем пять квартир и подлежащих исключению из Программы при очередной ее актуализации.
Распоряжением Министерства энергетики и коммунального хозяйства Кировской области от 30.12.2022 № 169 внесены изменения в краткосрочной план на 2020-2022 г.г.
С учетом указанных изменений жилой дом по адресу: {Адрес изъят} исключен из программы капитального ремонта.
Согласно ч. 5 прим.2 Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области" многоквартирные дома исключаются из региональной программы при ее актуализации при условии, что на дату актуализации у собственников помещений в указанных многоквартирных домах прекращена обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 182 ЖК РФ на регионального оператора возложена обязанность по подготовке задания и при необходимости подготовки проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту.
В силу положений ст. 166 ЖК РФ ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; фасада, крыши входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта включает в себя разработку проектной документации (в случае, если ее разработка требуется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно договору {Номер изъят} от {Дата изъята}, заключенному между НКО «Фонд капитального ремонта Кировской области» и ООО «ГарантПроект» стоимость работ по оценке технического состояния дома, разработке проектной документации на ремонт крыши, фундамента, фасада 4-х квартирный дом по адресу: {Адрес изъят} составила 108 024 рубля 18 копеек.
Выполнение работ по договору {Номер изъят} от {Дата изъята} ООО «ГарантПроект» подтверждается актом приемки выполненных работ № с1 от 08,10.2020, подписанным представителем собственников- старшей по дому Королевой Т.Н., представителем управляющей организации Анфилатовым Е.Г., представителем органа местного самоуправления- зам.главы администрации Кротовой Т.В.
Из статьи 174 ЖК РФ следует, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также, для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
В соответствии с пунктом 1 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Приложение N 8), к капитальному ремонту отнесено обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ).
Оценивая действия Регионального оператора, суд приходит к выводу, что последний своевременно приступил к исполнению своих обязанностей по организации проведения капитального ремонта жилого дома по адресу: {Адрес изъят} в рамках исполнения региональной программы капитального ремонта, заключив {Дата изъята} договор на выполнение работ по оценке технического состояния общего имущества дома и на разработку проектно-сметной документации и произведя оплату работ на счет средств фонда капитального ремонта.
Поскольку, в соответствии с Примерным перечнем работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда - приложение N 8 к постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" обследование жилых зданий отнесено к работам по капитальному ремонту, оснований полагать, что подготовка проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту не является самостоятельной услугой, не имеется.
Согласно размещенным в государственных информационных системах ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора принято собственниками дома по адресу: {Адрес изъят} {Дата изъята}.
По данным НО «Фонд капитального ремонта Кировской области» за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} на счет регионального оператора собственниками дома перечислено 107 160,48 руб. Остаток задолженности составляет 863,80 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Кировской области от 01.11.2022 N 118-ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области в случае если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в котором имеется менее чем пять квартир, предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, начисление собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором имеется менее чем пять квартир, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая задолженность будет полностью погашена.
Таким образом, исключение жилого дома по адресу: {Адрес изъят} из Региональной программы не освобождает собственников жилых помещений оплачивать предоставленную услугу по оценке технического состояния дома, разработке проектной документации на капитальный ремонт.
То обстоятельство, что многоквартирный дом нуждается в капитальном ремонте на момент его исключения из Региональной программы, само по себе не влечет обязанность НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» выполнить капитальный ремонт общего имущества данного дома.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168).
В силу п. 2 ст. 2 Закона Кировской области от 02.07.2013 г № 298-ЗО « О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» региональная программа формируется на срок 30 лет, при ежегодной актуализации продлевается на каждый последующий год.
В случае исключения многоквартирного дома из региональной ( областной программы) капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Кировской области, в том числе в целях ее приведения в соответствие с требованиями п. 1 ч.2 ст. 2 настоящего закона, средства фонда капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме подлежат возврату на основании решения общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме в течение шести месяцев после получения фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области или владельцем специального счета копии соответствующего решения.
Обстоятельств, при которых ремонт жилого дома по адресу: {Адрес изъят} должен осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта судом не установлен, оснований для удовлетворения искровых требований Прокурора Свечинского района Кировской области, действующего в интересах Королевой Т.Н., Долгова В.Н., Демидовой В.И., Мальцевой Л.Г. о возложении на НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» обязанности выполнить капитальный ремонт общего имущества дома не имеется.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Свечинского района Кировской области в интересах Королевой Т. Н., Долгова В. Н., Демидовой В. И., Мальцевой Л. Г. к НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома-оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 06 февраля 2024 года.
Судья Л.А. Макарова