Дело 2А-759/2020
УИД 23 RS 0001-01-2020-000916-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2020 года г.Абинск
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Сурмач Н.А.,
при секретаре Котовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Кузнецовой В.С. о взыскании задолженности по страховым взносам,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит взыскать с Кузнецовой В.С., ИНН № недоимку в общей сумме 3 364,49 рубля, в том числе:
по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 гг. в размере 795 рублей;
по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 56,47 рублей.
по земельному налогу с физических лиц за 2014-2016 гг. в размере 2 488 рублей;
по пени по земельному налогу с физических лиц в размере 211,38 рублей;
Свои исковые требования истец мотивирует тем, что на налоговом учёте в МИФНС России № 17 по Краснодарскому краю состоит в качестве налогоплательщика Кузнецова В.С., которая является плательщиком имущественных налогов физических лиц (в том числе земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц), на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними и государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы в соответствии с п. 4, п. 11 ст. 85 НК РФ. В соответствии со сведениями, поступившими из регистрирующих органов, Кузнецова В.С. в 2014-2016 гг. являлась собственником следующих объектов налогообложения: Земельный участок, адрес: 301365, РОССИЯ, <адрес>, Кадастровый №; Жилой дом, адрес: 301365, РОССИЯ, <адрес> 11а, Кадастровый №.
В связи с тем, что в установленные сроки, Кузнецовой В.С. исчисленные имущественные налоги не уплатила, на сумму недоимки, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени, согласно расчетам пени, включенной в требование.
Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области, в отношении Кузнецовой В.С. было выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 10.02.2017 г. № 14205, по состоянию на 20.02.2018 г. № 16087. Ответчиком требования Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области об уплате взыскиваемых денежных сумм в установленные сроки в добровольном порядке исполнены не были. Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты налогов, однако до настоящего времени добровольное погашение налогоплательщиком задолженности по уплате налогов в полном объеме не произведено. В настоящее время сумма задолженности Ответчика по первоначально заявленным требованиям Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области не оплачена, что подтверждается расшифровкой задолженности - Кузнецовой В.С..
С нарушением указанного срока Межрайонная ИФНС № 8 по Тульской области обратилась к мировому судье судебного участка № 1 г. Алексинского судебного района Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа от 31.08.2018 г. № о взыскании с Кузнецовой В.С. задолженности по имущественным налогам физических лиц (по виду платежа «налог» и «пени»).
Определением мирового судьи от 12.04.2019 г. в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Кузнецовой В.С. задолженности по имущественным налогам физических лиц (по виду платежа «налог» и «пени») отказано в связи с пропуском Межрайонная ИФНС № 8 по Тульской области срока на судебное взыскание обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства.
Исходящим письмом от 09.01.2020 г. за № 11-17/00010 Межрайонная ИФНС № 8 по Тульской области в связи с изменением места жительства Кузнецовой В.С. направила в адрес Инспекции определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Кузнецовой В.С..
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В качестве уважительной причины пропуска срока на судебное взыскание просим признать следующие обстоятельства: переход налоговой службы на централизованное программное обеспечение налогового администрирования, в связи с которым, происходят случаи сбоя программного контура; обширный документооборот и большой объем работы по взысканию налогов.
На основании вышеизложенного просят восстановить пропущенный срок на подачу искового заявления о взыскании с ответчика недоимки, поскольку до настоящего времени указанная выше сумма задолженности по страховым взносам в бюджет не поступила, в связи с чем Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Краснодарскому краю была вынуждена обратиться в суд с указанным выше административным исковым заявлением к ответчику.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Краснодарскому краю не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа.
Административный ответчик Кузнецова В.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» регламентирует, что налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О налоговых органах РФ» главными задачами налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.
Пунктом 9 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» установлено право налоговых органов взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3 ст. 48 НК РФ).
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю (далее - Инспекция) в качестве налогоплательщика состоит Кузнецова В.С., ИНН №, адрес места регистрации: 353311, РОССИЯ, <адрес>, который в соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Согласно п. 1 ст. 388, п. 11 ст. 396, ст. 400 НК РФ Кузнецовой В.С. является плательщиком имущественных налогов физических лиц (в том числе земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц), на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними и государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы в соответствии с п. 4, п. 11 ст. 85 НК РФ.
В соответствии со сведениями, поступившими из регистрирующих органов, Кузнецова В.С. в 2014-2016 гг. являлась собственником следующих объектов налогообложения: Земельный участок, адрес: 301365, РОССИЯ, <адрес>, Кадастровый №; Жилой дом, адрес: 301365, РОССИЯ, <адрес> 11а, Кадастровый №.
Статья 52 НК РФ закрепляет принцип, согласно которому налогоплательщик должен исчислять подлежащие уплате налоги самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных налоговым законодательством, - в этих случаях налоги исчисляются налоговым органом, а налогоплательщик обязан уплатить соответствующие суммы на основании получаемых уведомлений.
Пунктом 2 ст. 52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Так как Кузнецова В.С. ранее состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области, данная Инспекция, руководствуясь положениями НК РФ, исчислила в отношении имущества, принадлежащего Ответчику на праве собственности, имущественные налоги физических лиц и направила в адрес налогоплательщика единые налоговые уведомления на уплату имущественных налогов физических лиц. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Ответчиком суммы исчисленных имущественных налогов в установленные сроки уплачены не были.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В связи с тем, что в установленные сроки, Кузнецовой В.С. исчисленные имущественные налоги не уплатила, на сумму недоимки, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени, согласно расчетам пени, включенной в требование.
Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области, в отношении Кузнецовой В.С. было выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 10.02.2017 г. № 14205, по состоянию на 20.02.2018 г. № 16087. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Ответчиком требования Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области об уплате взыскиваемых денежных сумм в установленные сроки в добровольном порядке исполнены не были. Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты налогов, однако до настоящего времени добровольное погашение налогоплательщиком задолженности по уплате налогов в полном объеме не произведено.
В настоящее время сумма задолженности Ответчика по первоначально заявленным требованиям Межрайонной ИФНС № 8 по Тульской области не оплачена, что подтверждается расшифровкой задолженности - Кузнецовой В.С..
Согласно положениям п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С нарушением указанного срока Межрайонная ИФНС № 8 по Тульской области обратилась к мировому судье судебного участка № 1 г. Алексинского судебного района Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа от 31.08.2018 г. № 18573 о взыскании с Кузнецовой В.С. задолженности по имущественным налогам физических лиц (по виду платежа «налог» и «пени»).
Определением мирового судьи от 12.04.2019 г. в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Кузнецовой В.С. задолженности по имущественным налогам физических лиц (по виду платежа «налог» и «пени») отказано в связи с пропуском Межрайонная ИФНС № 8 по Тульской области срока на судебное взыскание обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства.
Исходящим письмом от 09.01.2020 г. за № Межрайонная ИФНС № 8 по Тульской области в связи с изменением места жительства Кузнецовой В.С. направила в адрес Инспекции определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Кузнецовой В.С..
Положениями ст. 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дела о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных и. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока на обращение в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока, которое подлежит рассмотрению судом. При наличии спора о праве налоговый орган вправе обратиться с административным иском непосредственно в районный суд. При этом может быть подано письменное ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд о взыскании недоимки, рассмотрение которого в рамках приказного производства не предусмотрено, административное дело по вышеуказанному иску подлежит рассмотрению в районном суде.
Ввиду того, что заявленное истцом требование не является бесспорным, Инспекция обращается с указанным административным исковым заявлением в Абинский районный суд Краснодарского края с ходатайством о восстановлении процессуального срока.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Часть 2 ст. 95 КАС РФ указывает, что заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы) (ч. 3 ст. 95 КАС РФ).
Положения ст. 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной суду законом свободы усмотрения и является оценочным (подлежит оценке судом применительно к конкретным обстоятельствам дела) (Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 №611-0).
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ и ст. 95 КАС РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока на обращение в суд.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, ст. 95 КАС РФ, Межрайонная ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю, просит восстановить пропущенный срок на подачу заявления о взыскании задолженности в судебном порядке.
В качестве уважительной причины пропуска срока на судебное взыскание просим признать следующие обстоятельства: переход налоговой службы на централизованное программное обеспечение налогового администрирования, в связи с которым, происходят случаи сбоя программного контура; обширный документооборот и большой объем работы по взысканию налогов.
На основании изложенного, суд считает необходимым, восстановить Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службе № 17 по Краснодарскому краю процессуальный срок на обращение в суд.
Удовлетворить заявленные требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Краснодарскому краю к Кузнецовой В.С. о взыскании недоимки в общей сумме 3364, 49 рублей.
Руководствуясь ст.180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службе № 17 по Краснодарскому краю процессуальный срок на обращение в суд.
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю к Кузнецовой В.С. о взыскании недоимки, удовлетворить.
Взыскать с Кузнецовой В.С. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю недоимки по в общей сумме 3364, 49 рублей, в том числе:
по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 гг. в размере 795 рублей;
по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 56,47 рублей.
по земельному налогу с физических лиц за 2014-2016 гг. в размере 2 488 рублей;
по пени по земельному налогу с физических лиц в размере 211,38 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Абинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судья Н.А. Сурмач