Дело №12-34/2020
УИД 21MS0032-01-2020-000809-51
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
04 августа 2020 года г. Шумерля
Судья Шумерлинского районного суда Чувашской Республики Сливницына Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации ........................ Республики по жалобе старшего инспектора БДД ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» Илларионова Сергея Зиновьевича на постановление мирового судьи судебного участка № ___________ ........................ Республики от "___" ___________ г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № ___________ ........................ Республики от "___" ___________ г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации ........................ Республики прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо – старший инспектор БДД ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» Илларионов С.З., составивший протокол об административном правонарушении, принес жалобу.
Жалоба мотивирована тем, что согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Данные требования КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации г.Шумерля Чувашской Республики мировым судьей не выполнены. Суд первой инстанции прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.28 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении администрации г.Шумерля Чувашской Республики основываясь на то, что по п.52 Административного регламента МВД России №380 от 30.03.2015г. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований безопасности является основанием для проведения внеплановой проверки и возникшие при этом дальнейшие обстоятельства дела.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 (далее по тексту - Положение о Госавтоинспекции), Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 (далее - Положение), на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекцией осуществляется самостоятельно, без привлечения специалистов и экспертов.
Предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами -участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Федеральный надзор (согласно Положению «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 г. №716, а также Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2015 № 380), направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия - предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п.п. 81, 82 Административного регламента (утв. Приказом МВД России от 30.03.2015 № 380), надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
В соответствии с требованиями раздела 17 административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 года № 380, по результатам исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог принимаются решения: о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, о возбуждении дела об административном правонарушении, о выдаче требования о прекращении противоправных действий, о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкций, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, о внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.
В соответствии с требованиями п. 102 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 02.03.2009 № 186дсп, при заступлении на пост, маршрут патрулирования наряд ДПС производит осмотр поста или маршрута патрулирования.
При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, сотрудник докладывает о них дежурному, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и действует по указанию дежурного.
При выявлении вышеупомянутых обстоятельств, предусмотренных Наставлением, составляются соответствующие протокол, акт.
Лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор административного регламента, согласно оп.5 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 года № 380 должностными, являются также сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание, старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора. Таким образом, Госавтоинспекция обладает достаточными полномочиями по выявлению тех или иных нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения самостоятельно без привлечения других специалистов и экспертов и является непрерывной обязанностью для каждого сотрудника, имеющего специальное звание.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) данный Федеральный закон устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона № 294-ФЗ под мероприятием по контролю понимаются действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами -грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона № 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Из смысла вышеуказанного, а также из целей проверок, порядка их организации и проведения следует, что требования Федерального закона № 294-ФЗ не распространяются на функции государственного контроля (надзора) Госавтоинспекции за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, определенных в Административном регламент (утв. Приказом МВД России от 30.03.2015 № 380), поскольку надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, повседневно. Контроль (надзор) за условиями дорожного движения относится к мероприятию по контролю, при осуществлении которого не требуется непосредственное взаимодействие административного органа с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и на последних не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Госавтоинспекции в процессе осуществления указанных мероприятий.Согласно п.82 Административного регламента при надзоре за дорожным движением осуществляется получение информации о выполнении требований о прекращении противоправных действий, выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований безопасности.
Информация о невыполнении предписания ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» № ___________ полученная 18.03.2020г. в рамках осуществления надзора за дорожным движением, послужила основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.28 ст.19.5 КоАП РФ, при этом основания для проведения внеплановой проверки в соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ отсутствовали.
Просит: отменить постановление мирового судьи судебного участка № ___________ ........................ Республике по делу об административном правонарушении № ___________ от "___" ___________ г. в отношении администрации ........................ Республики.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший инспектор БДД ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» - Илларионов С.З. не явился.
Представитель администрации ........................ Республики Кириллов А.П., действующий в суде на основании доверенности, просил жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав представителя администрации ........................ Республики, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме.
На основании статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Часть 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи, устанавливающей ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом в обязательном порядке должна проверяться законность вынесенного предписания.
Исходя из положений пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 2 и подпункта "з" пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, в том числе должностными лицами Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
В силу подпункта "б" пункта 12 Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Как следует из протокола об административном правонарушении от "___" ___________ г., администрация ........................ Республики не выполнила в установленный срок предписание № ___________ от "___" ___________ г. органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) в области безопасности дорожного движения - ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский».
Ранее, "___" ___________ г. администрация ........................ Республики привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение по части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно материалов дела, в ходе проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог ОГИБДД были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, а именно около ........................ имелась яма шириной 1 м 20 см, длиной 2 м 40 см, глубиной 20 см.
"___" ___________ г. ОГИБДД в адрес Администрации ........................ вынесено предписание № ___________ с требованием ликвидировать дефекты проезжей части около ......................... Срок выполнения предписания был установлен 12 суток.
Однако Администрация в установленный срок требования, изложенные в предписании, не выполнила.
Как установлено мировым судьей, администрация о том, что будет осуществлена проверка исполнения предписания № ___________, не уведомлялась, при его составлении представитель администрации не присутствовал.
В соответствии с абзацем 2 п.52 Регламента № ___________ истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований безопасности является основанием для проведения внеплановой проверки.
Согласно п.54 Регламента № ___________ при наличии оснований для проведения внеплановой проверки, указанных в абзацах втором и четвертом пункта 52 настоящего Административного регламента, осуществляется подготовка к проведению проверки в порядке, определенном пунктами 40 - 46 настоящего Административного регламента.
Пункты 40 - 46 Регламента № ___________ устанавливают обязательные требования к порядку проведения проверки. Так, основанием для проведения проверки является распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Сотрудник, уполномоченный на проведение проверки, оформляет уведомление о проведении проверки. Подписанное и зарегистрированное уведомление о проведении проверки с приложением надлежаще оформленной копии приказа (распоряжения) о проведении проверки направляется субъекту проверки либо в органы прокуратуры.
Приходя к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, мировой судья указал, что в нарушение указанных выше норм, распоряжение либо приказ о проведении проверки не издавались; администрация о проведении проверки не уведомлялась, представитель администрации при проверке исполнения предписания № ___________ от "___" ___________ г. не участвовал.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи.
Согласно п.11.2 Регламента № ___________ при проведении проверки сотрудники не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Регламент № ___________ не предусматривает иной порядок осуществления функции государственного надзора (контроля) за исполнением выданного предписания, в том числе в ходе систематического наблюдения за исполнением обязательных требований безопасности.
В соответствии с ч.3 ст.26.2 КРФ об АП не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Поскольку акт выявленных недостатков от "___" ___________ г. составлен с нарушением требований закона, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что данный акт доказательством по делу не является.
Иных доказательств, подтверждающих факт неисполнения администрацией предписания, в материалах дела не имеется.
В соответствии с ч.3, 4 ст.1.5 КРФ об АП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, мировой судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях администрации ........................ Республики состава административного правонарушения, предусмотренного ч.28 ст.19.5 КРФ об АП.
В соответствии со ст.24.5 КРФ об АП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Данные выводы мирового судьи сделаны в соответствии с законом, являются правильными.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не доказаны обстоятельства, на основании которых было прекращено производство по данному делу об административном правонарушении, какими – либо объективными данными не подтверждаются.
Между тем, принципом административной ответственности является презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № ___________ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» изложена правовая позиция, согласно которой при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В связи с изложенным, мировым судьей сделаны правильные выводы об отсутствии в действиях администрации ........................ Республики состава административного правонарушения, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иных доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи, в жалобе не приведено, нарушений норм материального и процессуального права мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В силу изложенного, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № ___________ ........................ Республики от "___" ___________ г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации ........................ Республики на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, а жалобу старшего инспектора БДД ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» Илларионова С.З.– без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его оглашения.
Судья Н.В. Сливницына