Дело № 2-655/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 13 октября 2016 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре судебного заседания Ю.Б. Рахимовой,
с участием представителя ответчика - ГУ-УПФ России в г. Костомукша РК (межрайонное) Грамович М.Д., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по исковому заявлению Исидоровой Юлии Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и возложении обязанности по перерасчету пенсии,
у с т а н о в и л:
Исидорова Ю.А. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) (далее по тексту - ответчик, ГУ-УПФ России в г. Костомукша РК (межрайонное) о признании незаконным решения ответчика от 21 апреля 2016 г. № 34 об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости на основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В обоснование исковых требований истец указала, что с 14 июня 2003 года является получателем пенсии по старости. В период с 01 сентября 1969 года по 20 июля 1970 года обучалась в ГПТУ № 5 пос. Рабочеостровска. В период обучения проходила практику, работая на Кемском лесопильном заводе пос. Рабочеостровска, то есть в районе Крайнего Севера, на деревообрабатывающих станках, получала заработную плату, была членом профсоюза, вносила членские взносы. С решением ГУ-УПФ России в г. Костомукша РК (межрайонное) от 21 апреля 2016 года она не согласна. Считает, что факт работы в указанный период в пос. Рабочеостровске дает ей право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера. Просит суд признать незаконным решение ГУ-УПФ России в г. Костомукша РК (межрайонное) от 21 апреля 2016 года № 34 об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии по старости.
В судебное заседание истец Исидорова Ю.А. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ-УПФ России в г. Костомукша РК (межрайонное) Грамович М.Д. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что решением от 21 апреля 2016 года истцу отказано в перерасчете размера пенсии на основании того, что истец не предоставила документы, подтверждающие работу в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера в течение полного рабочего дня. Просит суд в удовлетворении искового заявления отказать.
С учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь ст.ст. 6.1, 154, 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие истца.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 39 Конституции РФ определено, что государственные пенсии устанавливаются законом.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 3935 рублей в месяц.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Из ч. 6 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Анализ указанных норм Федерального закона № 400-ФЗ, позволяет суду прийти к выводу о том, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является осуществление истцом трудовых обязанностей в особых климатических условиях - местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что истцу Исидоровой Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена трудовая пенсия по старости.
При назначении пенсии фиксированный базовый размер страховой части пенсии установлен как за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с наличием стажа в указанной местности не менее 15 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера базовой пенсии в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ России в г. Костомукша РК (межрайонное) от 21 апреля 2016 г. № 34 Исидоровой Ю.А. отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ и перерасчете страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием доказательств работы истца в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера.
Оспаривая отказ в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и перерасчете размера пенсии, Исидорова Ю.А. ссылается на то обстоятельство, что в период обучения в ГПТУ № 5 с 01 сентября 1969 года по 20 июля 1970 года, при прохождении практики она работала на Кемском лесопильном заводе пос. Рабочеостровска.
Суд не соглашается с данным доводом истца в силу следующего.
Одним из основных условий для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ за работу в районах Крайнего Севера является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера.
При отнесении территории к районам Крайнего Севера или к приравненным к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (с последующими изменениями), которым предусмотрено, что Кемский район Республики Карелия относится к районам Крайнего Севера.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно записям №№ 1 и 2 трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ и аттестата №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Исидорова Ю.А. с 01 сентября 1969 года по 20 июля 1970 года проходила обучение в ГПТУ № 5 пос. Рабочеостровска по специальности «станочника».
Записей о работе истца на Кемском лесопильном заводе пос. Рабочеостровска на деревообрабатывающих станках трудовая книжка не содержит.
В архивной справки МБУ «Архив» Кемского муниципального района от 14 марта 2016 г. № 1.12/79 указано, что в документах по личному составу Кемского лесопильного завода (лицевые счета, приказы по личному составу) за период с 1969 года по 1970 год девичья фамилия истца (ФИО8) с инициалами «Ю.А.» и отчеством «ФИО2» не обнаружена.
Материалы пенсионного дела на имя Исидоровой Ю.А. не содержат сведений об осуществлении ею трудовой деятельности и получении в заявленном периоде заработной платы. Дополнительных доказательств этому обстоятельству истцом суду не представлено.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО5 и ФИО6 подтвердили, что обучались вместе с истцом в ГПТУ № 5. Во время обучения проходили производственную практику, работая на Кемском лесопильном заводе, и получали заработную плату.
Показания данных свидетелей не могут быть признаны судом допустимым доказательством, поскольку характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Кроме того, в материалах дела отсутствуют письменные доказательства, которые бы подтверждали факт осуществления свидетелями трудовой деятельности в спорный период на Кемском лесопильном заводе.
Поскольку представленными документами не подтверждается работа истца в районах Крайнего Севера, носящая стабильный и постоянный характер, суд считает решение ГУ-УПФ России в г. Костомукша РК (межрайонное) от 21 апреля 2016 г. № 34 об отказе Исидоровой Ю.А. в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и перерасчете размера пенсии законным.
При таких обстоятельствах, при отсутствии у истца права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, исковые требования истца о признании незаконным решения от 21 апреля 2016 г. № 34 об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и возложении обязанности о перерасчете пенсии удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Исидоровой Юлии Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и возложении обязанности по перерасчету пенсии на основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Копия верна: судья Е.С. Бехтерев
М.П.