№ 3а-23/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2016 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретаре Макаршиной А.А.,
с участием прокурора Иовлева Д.С., представителя администрации Прионежского муниципального района Волковой А.А., представителя Правительства Республики Карелия Бира О.И., представителя Совета Шуйского сельского поселения Базышен Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании пунктов 4, 27, 42, 51, 70, 71 приложения № 7 к постановлению Правительства Республики Карелия № 257-П от 14 августа 2015 г. «О разграничении имущества между Прионежским муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе» недействующими,
УСТАНОВИЛ:
Приложением № 7 к постановлению Правительства Республики Карелия № 257-П от 14 августа 2015 г. «О разграничении имущества между Прионежским муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе» (далее – постановление № 257-П) утвержден «Перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Шуйского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Прионежского муниципального района», в состав которого включены жилые помещения.
В соответствии с постановлением № 257-П право собственности на указанное имущество у Прионежского муниципального района возникает со дня вступления в силу настоящего постановления.
Администрация Прионежского муниципального района (далее – администрация) обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 4, 27, 42, 51, 70, 71 приложения № 7 к постановлению № 257-П, ссылаясь на противоречие данного правового регулирования ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 03 июля 2008 г. № 1212-ЗРК «О реализации ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и, соответственно, нарушающими права административного истца как собственника имущества.
Административный иск обоснован тем, что указанные в п.п. 4, 27, 42, 51, 70, 71 жилые помещения фактически таковыми не являются, поскольку отсутствуют как объекты.
В судебном заседании представитель администрации Прионежского муниципального района Волкова А.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила признать постановление Правительства Республики Карелия в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству и Закону Республики Карелия.
Представители Правительства Республики Карелия Бира О.И. и Совета Шуйского сельского поселения Базышен Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, считали, что постановление принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и не противоречат ему.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства по делу не просили.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить административный иск без удовлетворения, суд приходит к следующему.
Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) определяет перечень вопросов местного значения.
Часть 3 ст.14 указанного выше Федерального закона в действующей редакции к вопросам местного значения сельского поселения относит вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи.
Статья 15 указанного Федерального закона определяет вопросы местного значения муниципального района, к которым относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Федеральный закон в редакции, действовавшей до 27 мая 2014 г., относил к вопросам местного значения городских, сельских поселений обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
На администрацию в соответствии с действующим законодательством возложены обязанность по обеспечению проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.
Пунктом 11.1 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом № 131-ФЗ.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает перечень имущества, которое может находиться в собственности у муниципального образования.
Таким образом, во исполнение положений действующего законодательства администрация Шуйского сельского поселения обязана была передать жилищный фонд, находящийся в муниципальной собственности поселения администрации района.
Порядок передачи установлен Законом Республики Карелия от 03 июля 2008 г. № 1212-ЗРК «О реализации части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с указанным Законом Республики Карелия решение о разграничении имущества между муниципальными образованиями оформляется постановлением Правительства Республики Карелия.
В силу п.1 ст.1 Закона Республики Карелия от 05 февраля 2013 г. № 1679-ЗРК «О Правительстве Республики Карелия», Правительство Республики Карелия является постоянно действующим высшим органом государственной власти Республики Карелия.
Постановления Правительства Республики Карелия относятся в соответствии со ст.4 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» к числу нормативных правовых актов Республики Карелия.
Правительство Республики Карелия постановлением № 257-П от 14 августа 2015 г. «О разграничении имущества между Прионежским муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе» утвердила «Перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Шуйского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Прионежского муниципального района».
Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14 августа 2015 г.
Таким образом, суд установил, что оспариваемое постановление принято Правительством Республики Карелия в пределах его компетенции, в форме и виде, установленном действующим законодательством.
Приложением № 7 к постановлению № 257-П утвержден «Перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Шуйского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Прионежского муниципального района» (далее - Перечень).
В указанный перечень вошел муниципальный жилой фонд, в том числе в муниципальную собственность администрации района было передано следующее имущество: пос. Шуя, ул. Садовая, д. 6, квартиры № 1, 2, пос. Шуя, ул. Восточная, д. 2, квартиры № 1, 2, 3, 4, ст. Шуйская, ул. Привокзальная, д. 12б, квартира № 3, ст. Шуйская, ул. Кондопожское шоссе, д. 13а, квартиры № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12, пос. Шуя, ул. Садовая, д. 9а, квартира № 2, жилой дом пос. Шуя, ул. Совхозная, д. 1а.
Процедура принятия нормативного правового акта предусмотрена ст.11.1 ст.154 Федерального закона № 122-ФЗ и предусматривает порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.3 Закона Республики Карелия № 1212-ЗРК для принятия данного постановления муниципальные образования направляют в орган по управлению государственным имуществом документы: решение органа местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого имущество подлежит передаче, об утверждении перечня передаваемого имущества с приложением указанного перечня; решение органа местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится имущество, о согласовании перечня передаваемого имущества с приложением указанного перечня; решение органа местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится имущество, об отказе в согласовании отдельных объектов, включенных в перечень передаваемого имущества, с приложением перечня отдельных объектов, в согласовании которых отказано, - в случае принятия такого решения.
Проверяя процедуру принятия нормативного правового акта, суд не нашел нарушений требований законодательства.
Так, судом установлено, что представительными органами местного самоуправления Шуйского сельского поселения и Прионежского района, к которым относятся соответственно Совет Шуйского сельского поселения (Устав Шуйского сельского поселения) и Совет Прионежского муниципального района (Устав муниципального образования Прионежского муниципального района) приняты решения: Решение ХII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 17 марта 2015 г. № 8 Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности Шуйского сельского поселения в муниципальную собственность Прионежского муниципального района, а также Решение XV сессии III созыва Совета Шуйского сельского поселения от 27 марта 2015 г. № 04 О согласовании перечня имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности Шуйского сельского поселения в муниципальную собственность Прионежского муниципального района.
В данный перечень были включены объекты недвижимости: пос. Шуя, ул. Садовая, д. 6, квартиры № 1, 2, пос. Шуя, ул. Восточная, д. 2, квартиры № 1, 2, 3, 4, ст. Шуйская, ул. Привокзальная, д. 12б, квартира № 3, ст. Шуйская, ул. Кондопожское шоссе, д. 13а, квартиры № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12, пос. Шуя, ул. Садовая, д. 9а, квартира № 2, жилой дом пос. Шуя, ул. Совхозная, д. 1а.
При этом в материалах дела отсутствует решение об отказе в согласовании передачи отдельных объектов.
Таким образом, включение спорных объектов в перечень имущества, подлежащего передаче в собственность района, не противоречит приведенным выше нормам права.
Между тем, административный истец, оспаривая указанный нормативный правовой акт в части, считает его противоречащим требованиям ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 03 августа 2008 г. № 1212-ЗРК «О реализации ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в ноябре 2015 г. комиссия в составе ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и инженера по проведению инвентаризации зданий администрации Прионежского муниципального района установили, что указанные выше жилые помещения являются непригодными для проживания, ввиду их фактического отсутствия, либо находящимися в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, что, по мнению административного истца, противоречит также ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает ее права как собственника.
В соответствии с постановлением № 257-П, право собственности на муниципальное имущество у администрации возникло со дня вступления постановления в силу, то есть с 14 августа 2015 г.
Вместе с тем, суд, оценивая представленные административным истцом доказательства отсутствия объектов недвижимости, и как, следствие этого, ошибочное их включение в перечень передаваемого ей имущества, в соответствии со ст.ст.59-61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), приходит к выводу о том, что администрация их не представила.
В соответствии со ст.59 КАС РФ суд принимает доказательства только, если они соответствуют действующему КАС РФ или иным федеральным законам. Представленные стороной истца доказательства этим требованиям не отвечают.
Суд не принимает во внимание акты осмотра спорных объектов недвижимости, из которых следует, что переданных в собственность домов нет или они находятся в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, не позволяющим их использовать по назначению, поскольку данные документы не могут служить доказательством гибели недвижимого имущества.
В соответствии с п.1 ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации гибель имущества или его уничтожение являются основанием для прекращения права собственности на объект недвижимости. Правовым последствием данного факта является снятие объекта недвижимости с кадастрового учета (ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В судебном заседании фактов снятия спорных объектов с кадастрового учета на день принятия постановления № 257-П не установлено.
Также не представлено административным истцом достоверных доказательств возникновения недостатков имущества до вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта.
Ненадлежащее санитарно-техническое состояние переданного жилого фонда не может являться основанием для удовлетворения требований, поскольку Федеральный закон № 122-ФЗ не предусматривает возможности отказа принять передаваемый фонд. Данная норма является императивной.
Кроме того, с учетом обстоятельств настоящего дела и особенностей производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, вышеуказанные доводы не могут повлечь признание нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Оценивая в совокупности доводы, изложенные администрацией в административном иске и в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что фактически оспаривается право собственности на спорные объекты недвижимости. Такие требования подлежат разрешению в ином судебном порядке.
Суд считает, что принятое постановление не ограничивает права и законные интересы администрации, которая не лишена возможности разрешить спор в ином судебном порядке.
С учетом вышеизложенного, судом не установлено нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, касающихся не только полномочий Правительства Республики Карелия, но и установленной процедуры принятия, формы, в которой Правительство вправе принимать нормативные правовые акты, а также предусмотренных правил введения его в действие.
Таким образом, п.п. 4, 27, 42, 51, 70, 71 приложения № 7 к постановлению Правительства Республики Карелия № 257-П от 14 августа 2015 г. «О разграничении имущества между Прионежским муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе» суд считает соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Республики Карелия «О реализации ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ, суд принимает решение об отказе в удовлетворении, если оспариваемый полностью или частично нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах административные требования администрации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4, 27, 42, 51, 70, 71 ░░░░░░░░░░ № 7 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 257-░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2015 ░. «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░ 2016 ░.