Решение по делу № 33-1485/2024 от 07.05.2024

УИД 89RS0004-01-2023-004490-18

дело № 33-1485/2024

в суде 1 инст. № 2-274/2024                                                                  

Судья Шафоростова О.Ю.

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Салехард                                                                            21 мая 2024 года                                                                                                        

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Башковой Ю.А.,

судей коллегии                         Старовойтова Р.В., Шошиной А.Н.,

при секретаре                            Бибиковой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Переславского районного суда Ярославской области гражданское дело по иску Козыркиной Ольги Владимировны, Шебанова Станислава Евгеньевича к администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по бесплатному предоставлению земельного участка

по апелляционной жалобе Козыркиной Ольги Владимировны, Шебанова Станислава Евгеньевича на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 февраля 2024 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Башковой Ю.А., представителя истца Миронова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Козыркина О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, Шебанов С.Е. обратились в суд с иском к администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включения его в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей; возложении обязанности сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включить его в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей и предоставить его семье истцов во внеочередном порядке в собственность бесплатно.

Требования мотивированы тем, что семья истцов является многодетной, с 04.04.2013 состоит на учёте в целях бесплатного получения земельного участка для ИЖС в первоочередном порядке, номер очереди 1. Истцы полагают, что с момента постановки семьи на учёт прошел значительный период времени, при этом имеются свободные территории, которые могут быть выделены под рассматриваемые цели, однако ответчик бездействует в части формирования таких земельных участков и предоставления многодетным семьям (том 1 л. д. 4-11).

Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласились истцы.

В апелляционной жалобе представитель истцов Миронов А.А. ставит вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что администрация допустила незаконное бездействие, доказательств обратного ответчиком не представлено. Информация ответчика об отсутствии свободных земельных участков, которые могли бы быть предоставлены многодетным семьям, не соответствует действительности.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу была заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, третьи лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Козыркиной О.В., как многодетная семья состоит на учете граждан, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность в первоочередном порядке согласно её заявлению от 05 марта 2013 года (том 1 л. д. 217).

Приказом начальника МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» от 15.05.2017 № 131 «О снятии заявителей с учёта граждан» истец Козыркина О.В., её бывший супруг Васимов Э.С. и их несовершеннолетние дети сняты с учёта в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность (том 1 л. д. 218).

Апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2021 вышеназванный приказ от 15.05.2017 № 131 «О снятии заявителей с учёта граждан» признан незаконным (том 1 л. д. 102-112).

Приказом от 01.07.2022 № 666 МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» Козыркина О.В. и члены её многодетной семьи: Васимов Э.С., Васимов С.Э., ФИО1, ФИО2 восстановлены на учёте граждан в целях бесплатного предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «город Новый Уренгой», номер в очереди 1 (том 1 л. д. 115).

В 2023 году Козыркина О.В., Васимов С.Э., ФИО1 ФИО2 Шебанова Е.Е., Шебанова А.Е. прошли перерегистрацию и признаны соответствующими условиям, установленным ст. 7 Законом ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (том 1 л. д. 117).

На момент обращения в суд истцы состоят в очереди под номером № 1 в Списке № 2 на получение в первоочередном порядке в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой в связи со статусом многодетная семья.     

Основанием для обращения с иском послужило непредставление семье истцов до настоящего времени земельного участка, при этом истцы полагают, что органом местного самоуправления не предпринимаются меры по поиску и формированию земельных участков.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Козыркиной О.В., Шебанова С.Е., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 39.1, 39.5, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 7-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО», приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, исходил из того, что бездействие администрации города Нового Уренгоя по непредставлению земельных участков многодетным семьям не доказано, земельные участки для передачи в собственность многодетной семье истцов у администрации города Нового Уренгоя отсутствуют, в связи чем пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.     

Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Подпунктом «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности до 01.03.2015 были урегулированы ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в п. 2 которой было указано о том, что предоставление земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Вместе с тем, в абз. 2 названной статьи (введен в действие Федеральным законом от 14.06.2011 № 138-ФЗ) было предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ (действующей с 01.03.2015) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется в порядке, который установлен органом государственной власти субъекта РФ.

Субъект Российской Федерации, предусматривая право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).

Во исполнение предоставленных полномочий, законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» (далее по тексту также - Закон ЯНАО № 39-ЗАО).

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО (в редакции от 24.05.2012, действовавшей на дату постановки истцов на учет) предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением случаев предоставления земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества гражданам, имеющим трех и более детей, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет.

Согласно ч. 10 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО (в редакции от 24.05.2012, действовавшей на дату постановки истцов на учет) в первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства, либо для дачного строительства, либо ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, не имеющим в собственности либо на праве аренды земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), или личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома), при условии:

1) обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования;

2) обеспеченности жилыми помещениями, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции;

3) отсутствия на праве собственности или в пользовании по договору социального найма жилых помещений.

В ныне действующей редакции ч. 1 ст. 7 закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» от 19.06.2009 № 39-ЗАО указано, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания на территории автономного округа гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее - социальная выплата), указанное в ч. 2 ст. 7-1 названного Закона;

В соответствии с пп. 1, 3 ч. 1 ст. 7, земельный участок предоставляется в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и их детей (ч. 2 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО).

В силу части 5 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО, порядок постановки граждан в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО и отдельных категорий граждан на учет граждан, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении устанавливаются ст.ст. 7-1, 7-2 и 7-3 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7-1 названного законав редакции, введенной в действие Законом N 122-ЗАО от 01.12.2015, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 названного Закона, и отдельным категориям граждан, состоящим на учете граждан, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, включенных в Перечни земельных участков, предназначенных для предоставления земельного участка в собственность граждан бесплатно на территории автономного округа (далее - Перечни земельных участков).

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства и земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, предоставляемые в собственность бесплатно, должны быть обеспечены объектами инженерной и транспортной инфраструктур (дорогами V категории и электроснабжением), образованы и поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 данной статьи предоставление земельного участка в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО, и отдельным категориям граждан осуществляется в следующем порядке:

1) подача гражданами в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО, и отдельными категориями граждан или их представителями заявления и прилагаемых к нему документов в орган муниципального округа, городского округа или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) постановка заявителей на учет граждан в порядке, предусмотренном ст. 7-2 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО;

3) формирование, утверждение Перечней земельных участков, а также их опубликование в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в средствах массовой информации и размещение на официальном сайте муниципального округа, городского округа в автономном округе и официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.yanao.ru).

Суд первой инстанции, приходя к выводу о том, что со стороны администрации города Нового Уренгоя отсутствует незаконное бездействие в части принятия мер по формированию и предоставлению земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, и, указывая в решении суда на то, что за период с 05.03.2013 по дату рассмотрения дела администрацией города Нового Уренгоя проведены мероприятия по постановке на государственный кадастровый учёт 130 земельных участков, расположенных восточнее микрорайона Восточного, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального строительства, данные земельные участки предоставлены гражданам, указанной категории, положения приведенных выше норм права фактически не применил, в связи с чем пришел к выводам, несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, а также подтверждается дополнительными доказательствами, представленными ответчиком суду апелляционной инстанции, формирование и утверждение Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, производилось ответчиком в 2017, 2018, 2019 и последний раз в 2020 году. Всего за указанный период в Перечни было включено 142 земельных участка.

Вместе с тем, ответчиком не представлено суду сведений о том, что с 2021 по 2024 год им производилось формирование и утверждение Перечня земельных участков для предоставления земельных участков многодетным семьям.

Столь длительное неформирование Перечня земельных участков безусловно указывает о бездействии со стороны ответчика и о нарушение права многодетной семьи, находящейся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающейся в особой заботе со стороны государства и общества.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 27 декабря 2023 года на учете граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства по Списку №1 состоит 226 семей, по Списку №2 (в первоочередном порядке) - 10 семей, среди которых семья истца значится под №1.

Суду не представлено каких-либо достоверных сведений о том, что Администрацией Нового Уренгоя на протяжении всего периода с постановки семьи Козыркиной на учет принимались действенные меры для формирования соответствующего Перечня либо доказательства наличия причин, по которым не представилось возможным его сформировать.

Бездействие органа местного самоуправления нарушает жилищные права многодетной семьи Козыркиной, относящей к льготной категории граждан, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод, и является незаконным.

Вывод суда первой инстанциио том, что в силу особенностей природной зоны, в которой расположен город Новый Уренгой, ответчик в силу объективных причин лишён возможности по осуществлению тех или иных работ, направленных на формирование и включение новых земельных участков в перечень, является необоснованным, какими-либо доказательствами не подтвержден.

Само по себе отсутствие в настоящее время у администрации города Нового Уренгоя земельного участка для передачи в собственность многодетной семье истцов не может являться законным основанием для длительного неисполнения возложенных на неё законом обязанностей и не свидетельствует о принятии администрацией исчерпывающих мер, которые можно признать достаточными для вывода о соблюдении прав многодетной семьи в рассматриваемой сфере.

Суд первой инстанции оставил без должного внимания доводы истцов о том, что факт предоставления администрацией 130 семьям земельных участков свидетельствует о нарушении прав семьи истца, поскольку земельные участки предоставлялись, в том числе многодетным семьям, которые принимались на учет позднее семьи Козыркиной О.В.

Данное обстоятельство подтверждено предоставленным ответчиком списком граждан, имеющих трех и более детей, которым за период с 5 марта 2013 года были предоставлены в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства (т.2 л.д. 135-150). Незаконное снятие ответчиком Козыркиной О.В. и членов её семьи с учета повлекло за собой неблагоприятные последствия для последних, в результате которых истцы были лишены возможности получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в порядке очередности по Списку №2 исходя из даты постановки на учет.

Доводы возражений ответчика об отсутствии у истцов права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения. Кроме того, доказательств непрохождения истцами перерегистрации в 2024 году и исключения их из списка №2 суду не представлено.

Ссылка ответчика в возражениях на апелляционную жалобу на необходимость соблюдения прав иных категорий граждан (участников СВО) на получение земельного участка, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство на правоотношения с истцом никаким образом не влияет, доказательств отсутствия возможности соблюдения ответчиком наравне прав всех категорий граждан на получение земельного участка суду не представлено.

Ссылку ответчика на то, что семья Козыркиной О.В. была уведомлена о возможности предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственной бесплатно, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство какого-либо юридического значения в отсутствии согласия истца на обеспечение её прав таким способом не имеет.

Ввиду изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции является незаконным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Козыркиной Ольги Владимировны, Шебанова Станислава Евгеньевича к Администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по бесплатному предоставлению земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Нового Уренгоя в непринятии мер по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включения его в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей.

Возложить на Администрацию города Нового Уренгоя (ИНН 8904028004, ОГРН 1028900627172) обязанность сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включить его в Перечень земельных участков для состоящих на учете граждан, имеющих трех и более детей, и предоставить указанный земельный участок Козыркиной Ольге Владимировне, Шебанову Станиславу Евгеньевичу и несовершеннолетним ФИО1, ФИО2 в первоочередном порядке в собственность бесплатно.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

УИД 89RS0004-01-2023-004490-18

дело № 33-1485/2024

в суде 1 инст. № 2-274/2024                                                                  

Судья Шафоростова О.Ю.

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Салехард                                                                            21 мая 2024 года                                                                                                        

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Башковой Ю.А.,

судей коллегии                         Старовойтова Р.В., Шошиной А.Н.,

при секретаре                            Бибиковой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Переславского районного суда Ярославской области гражданское дело по иску Козыркиной Ольги Владимировны, Шебанова Станислава Евгеньевича к администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по бесплатному предоставлению земельного участка

по апелляционной жалобе Козыркиной Ольги Владимировны, Шебанова Станислава Евгеньевича на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 февраля 2024 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Башковой Ю.А., представителя истца Миронова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Козыркина О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, Шебанов С.Е. обратились в суд с иском к администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включения его в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей; возложении обязанности сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включить его в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей и предоставить его семье истцов во внеочередном порядке в собственность бесплатно.

Требования мотивированы тем, что семья истцов является многодетной, с 04.04.2013 состоит на учёте в целях бесплатного получения земельного участка для ИЖС в первоочередном порядке, номер очереди 1. Истцы полагают, что с момента постановки семьи на учёт прошел значительный период времени, при этом имеются свободные территории, которые могут быть выделены под рассматриваемые цели, однако ответчик бездействует в части формирования таких земельных участков и предоставления многодетным семьям (том 1 л. д. 4-11).

Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласились истцы.

В апелляционной жалобе представитель истцов Миронов А.А. ставит вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что администрация допустила незаконное бездействие, доказательств обратного ответчиком не представлено. Информация ответчика об отсутствии свободных земельных участков, которые могли бы быть предоставлены многодетным семьям, не соответствует действительности.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу была заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, третьи лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Козыркиной О.В., как многодетная семья состоит на учете граждан, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность в первоочередном порядке согласно её заявлению от 05 марта 2013 года (том 1 л. д. 217).

Приказом начальника МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» от 15.05.2017 № 131 «О снятии заявителей с учёта граждан» истец Козыркина О.В., её бывший супруг Васимов Э.С. и их несовершеннолетние дети сняты с учёта в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность (том 1 л. д. 218).

Апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2021 вышеназванный приказ от 15.05.2017 № 131 «О снятии заявителей с учёта граждан» признан незаконным (том 1 л. д. 102-112).

Приказом от 01.07.2022 № 666 МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» Козыркина О.В. и члены её многодетной семьи: Васимов Э.С., Васимов С.Э., ФИО1, ФИО2 восстановлены на учёте граждан в целях бесплатного предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «город Новый Уренгой», номер в очереди 1 (том 1 л. д. 115).

В 2023 году Козыркина О.В., Васимов С.Э., ФИО1 ФИО2 Шебанова Е.Е., Шебанова А.Е. прошли перерегистрацию и признаны соответствующими условиям, установленным ст. 7 Законом ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (том 1 л. д. 117).

На момент обращения в суд истцы состоят в очереди под номером № 1 в Списке № 2 на получение в первоочередном порядке в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой в связи со статусом многодетная семья.     

Основанием для обращения с иском послужило непредставление семье истцов до настоящего времени земельного участка, при этом истцы полагают, что органом местного самоуправления не предпринимаются меры по поиску и формированию земельных участков.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Козыркиной О.В., Шебанова С.Е., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 39.1, 39.5, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 7-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО», приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, исходил из того, что бездействие администрации города Нового Уренгоя по непредставлению земельных участков многодетным семьям не доказано, земельные участки для передачи в собственность многодетной семье истцов у администрации города Нового Уренгоя отсутствуют, в связи чем пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.     

Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Подпунктом «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности до 01.03.2015 были урегулированы ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в п. 2 которой было указано о том, что предоставление земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Вместе с тем, в абз. 2 названной статьи (введен в действие Федеральным законом от 14.06.2011 № 138-ФЗ) было предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ (действующей с 01.03.2015) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется в порядке, который установлен органом государственной власти субъекта РФ.

Субъект Российской Федерации, предусматривая право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).

Во исполнение предоставленных полномочий, законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» (далее по тексту также - Закон ЯНАО № 39-ЗАО).

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО (в редакции от 24.05.2012, действовавшей на дату постановки истцов на учет) предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением случаев предоставления земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества гражданам, имеющим трех и более детей, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет.

Согласно ч. 10 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО (в редакции от 24.05.2012, действовавшей на дату постановки истцов на учет) в первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства, либо для дачного строительства, либо ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, не имеющим в собственности либо на праве аренды земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), или личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома), при условии:

1) обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования;

2) обеспеченности жилыми помещениями, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции;

3) отсутствия на праве собственности или в пользовании по договору социального найма жилых помещений.

В ныне действующей редакции ч. 1 ст. 7 закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» от 19.06.2009 № 39-ЗАО указано, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания на территории автономного округа гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее - социальная выплата), указанное в ч. 2 ст. 7-1 названного Закона;

В соответствии с пп. 1, 3 ч. 1 ст. 7, земельный участок предоставляется в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и их детей (ч. 2 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО).

В силу части 5 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО, порядок постановки граждан в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО и отдельных категорий граждан на учет граждан, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении устанавливаются ст.ст. 7-1, 7-2 и 7-3 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7-1 названного законав редакции, введенной в действие Законом N 122-ЗАО от 01.12.2015, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 названного Закона, и отдельным категориям граждан, состоящим на учете граждан, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, включенных в Перечни земельных участков, предназначенных для предоставления земельного участка в собственность граждан бесплатно на территории автономного округа (далее - Перечни земельных участков).

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства и земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, предоставляемые в собственность бесплатно, должны быть обеспечены объектами инженерной и транспортной инфраструктур (дорогами V категории и электроснабжением), образованы и поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 данной статьи предоставление земельного участка в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО, и отдельным категориям граждан осуществляется в следующем порядке:

1) подача гражданами в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО, и отдельными категориями граждан или их представителями заявления и прилагаемых к нему документов в орган муниципального округа, городского округа или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) постановка заявителей на учет граждан в порядке, предусмотренном ст. 7-2 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО;

3) формирование, утверждение Перечней земельных участков, а также их опубликование в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в средствах массовой информации и размещение на официальном сайте муниципального округа, городского округа в автономном округе и официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.yanao.ru).

Суд первой инстанции, приходя к выводу о том, что со стороны администрации города Нового Уренгоя отсутствует незаконное бездействие в части принятия мер по формированию и предоставлению земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, и, указывая в решении суда на то, что за период с 05.03.2013 по дату рассмотрения дела администрацией города Нового Уренгоя проведены мероприятия по постановке на государственный кадастровый учёт 130 земельных участков, расположенных восточнее микрорайона Восточного, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального строительства, данные земельные участки предоставлены гражданам, указанной категории, положения приведенных выше норм права фактически не применил, в связи с чем пришел к выводам, несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, а также подтверждается дополнительными доказательствами, представленными ответчиком суду апелляционной инстанции, формирование и утверждение Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, производилось ответчиком в 2017, 2018, 2019 и последний раз в 2020 году. Всего за указанный период в Перечни было включено 142 земельных участка.

Вместе с тем, ответчиком не представлено суду сведений о том, что с 2021 по 2024 год им производилось формирование и утверждение Перечня земельных участков для предоставления земельных участков многодетным семьям.

Столь длительное неформирование Перечня земельных участков безусловно указывает о бездействии со стороны ответчика и о нарушение права многодетной семьи, находящейся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающейся в особой заботе со стороны государства и общества.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 27 декабря 2023 года на учете граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства по Списку №1 состоит 226 семей, по Списку №2 (в первоочередном порядке) - 10 семей, среди которых семья истца значится под №1.

Суду не представлено каких-либо достоверных сведений о том, что Администрацией Нового Уренгоя на протяжении всего периода с постановки семьи Козыркиной на учет принимались действенные меры для формирования соответствующего Перечня либо доказательства наличия причин, по которым не представилось возможным его сформировать.

Бездействие органа местного самоуправления нарушает жилищные права многодетной семьи Козыркиной, относящей к льготной категории граждан, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод, и является незаконным.

Вывод суда первой инстанциио том, что в силу особенностей природной зоны, в которой расположен город Новый Уренгой, ответчик в силу объективных причин лишён возможности по осуществлению тех или иных работ, направленных на формирование и включение новых земельных участков в перечень, является необоснованным, какими-либо доказательствами не подтвержден.

Само по себе отсутствие в настоящее время у администрации города Нового Уренгоя земельного участка для передачи в собственность многодетной семье истцов не может являться законным основанием для длительного неисполнения возложенных на неё законом обязанностей и не свидетельствует о принятии администрацией исчерпывающих мер, которые можно признать достаточными для вывода о соблюдении прав многодетной семьи в рассматриваемой сфере.

Суд первой инстанции оставил без должного внимания доводы истцов о том, что факт предоставления администрацией 130 семьям земельных участков свидетельствует о нарушении прав семьи истца, поскольку земельные участки предоставлялись, в том числе многодетным семьям, которые принимались на учет позднее семьи Козыркиной О.В.

Данное обстоятельство подтверждено предоставленным ответчиком списком граждан, имеющих трех и более детей, которым за период с 5 марта 2013 года были предоставлены в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства (т.2 л.д. 135-150). Незаконное снятие ответчиком Козыркиной О.В. и членов её семьи с учета повлекло за собой неблагоприятные последствия для последних, в результате которых истцы были лишены возможности получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в порядке очередности по Списку №2 исходя из даты постановки на учет.

Доводы возражений ответчика об отсутствии у истцов права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения. Кроме того, доказательств непрохождения истцами перерегистрации в 2024 году и исключения их из списка №2 суду не представлено.

Ссылка ответчика в возражениях на апелляционную жалобу на необходимость соблюдения прав иных категорий граждан (участников СВО) на получение земельного участка, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство на правоотношения с истцом никаким образом не влияет, доказательств отсутствия возможности соблюдения ответчиком наравне прав всех категорий граждан на получение земельного участка суду не представлено.

Ссылку ответчика на то, что семья Козыркиной О.В. была уведомлена о возможности предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственной бесплатно, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство какого-либо юридического значения в отсутствии согласия истца на обеспечение её прав таким способом не имеет.

Ввиду изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции является незаконным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Козыркиной Ольги Владимировны, Шебанова Станислава Евгеньевича к Администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по бесплатному предоставлению земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Нового Уренгоя в непринятии мер по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включения его в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей.

Возложить на Администрацию города Нового Уренгоя (ИНН 8904028004, ОГРН 1028900627172) обязанность сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включить его в Перечень земельных участков для состоящих на учете граждан, имеющих трех и более детей, и предоставить указанный земельный участок Козыркиной Ольге Владимировне, Шебанову Станиславу Евгеньевичу и несовершеннолетним ФИО1, ФИО2 в первоочередном порядке в собственность бесплатно.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

УИД 89RS0004-01-2023-004490-18

дело № 33-1485/2024

в суде 1 инст. № 2-274/2024                                                                  

Судья Шафоростова О.Ю.

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Салехард                                                                            21 мая 2024 года                                                                                                        

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Башковой Ю.А.,

судей коллегии                         Старовойтова Р.В., Шошиной А.Н.,

при секретаре                            Бибиковой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Переславского районного суда Ярославской области гражданское дело по иску Козыркиной Ольги Владимировны, Шебанова Станислава Евгеньевича к администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по бесплатному предоставлению земельного участка

по апелляционной жалобе Козыркиной Ольги Владимировны, Шебанова Станислава Евгеньевича на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 февраля 2024 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Башковой Ю.А., представителя истца Миронова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Козыркина О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, Шебанов С.Е. обратились в суд с иском к администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включения его в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей; возложении обязанности сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включить его в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей и предоставить его семье истцов во внеочередном порядке в собственность бесплатно.

Требования мотивированы тем, что семья истцов является многодетной, с 04.04.2013 состоит на учёте в целях бесплатного получения земельного участка для ИЖС в первоочередном порядке, номер очереди 1. Истцы полагают, что с момента постановки семьи на учёт прошел значительный период времени, при этом имеются свободные территории, которые могут быть выделены под рассматриваемые цели, однако ответчик бездействует в части формирования таких земельных участков и предоставления многодетным семьям (том 1 л. д. 4-11).

Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласились истцы.

В апелляционной жалобе представитель истцов Миронов А.А. ставит вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что администрация допустила незаконное бездействие, доказательств обратного ответчиком не представлено. Информация ответчика об отсутствии свободных земельных участков, которые могли бы быть предоставлены многодетным семьям, не соответствует действительности.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу была заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, третьи лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Козыркиной О.В., как многодетная семья состоит на учете граждан, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность в первоочередном порядке согласно её заявлению от 05 марта 2013 года (том 1 л. д. 217).

Приказом начальника МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» от 15.05.2017 № 131 «О снятии заявителей с учёта граждан» истец Козыркина О.В., её бывший супруг Васимов Э.С. и их несовершеннолетние дети сняты с учёта в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность (том 1 л. д. 218).

Апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2021 вышеназванный приказ от 15.05.2017 № 131 «О снятии заявителей с учёта граждан» признан незаконным (том 1 л. д. 102-112).

Приказом от 01.07.2022 № 666 МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» Козыркина О.В. и члены её многодетной семьи: Васимов Э.С., Васимов С.Э., ФИО1, ФИО2 восстановлены на учёте граждан в целях бесплатного предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «город Новый Уренгой», номер в очереди 1 (том 1 л. д. 115).

В 2023 году Козыркина О.В., Васимов С.Э., ФИО1 ФИО2 Шебанова Е.Е., Шебанова А.Е. прошли перерегистрацию и признаны соответствующими условиям, установленным ст. 7 Законом ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (том 1 л. д. 117).

На момент обращения в суд истцы состоят в очереди под номером № 1 в Списке № 2 на получение в первоочередном порядке в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой в связи со статусом многодетная семья.     

Основанием для обращения с иском послужило непредставление семье истцов до настоящего времени земельного участка, при этом истцы полагают, что органом местного самоуправления не предпринимаются меры по поиску и формированию земельных участков.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Козыркиной О.В., Шебанова С.Е., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 39.1, 39.5, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 7-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО», приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, исходил из того, что бездействие администрации города Нового Уренгоя по непредставлению земельных участков многодетным семьям не доказано, земельные участки для передачи в собственность многодетной семье истцов у администрации города Нового Уренгоя отсутствуют, в связи чем пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.     

Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Подпунктом «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности до 01.03.2015 были урегулированы ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в п. 2 которой было указано о том, что предоставление земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Вместе с тем, в абз. 2 названной статьи (введен в действие Федеральным законом от 14.06.2011 № 138-ФЗ) было предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ (действующей с 01.03.2015) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется в порядке, который установлен органом государственной власти субъекта РФ.

Субъект Российской Федерации, предусматривая право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).

Во исполнение предоставленных полномочий, законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» (далее по тексту также - Закон ЯНАО № 39-ЗАО).

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО (в редакции от 24.05.2012, действовавшей на дату постановки истцов на учет) предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением случаев предоставления земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества гражданам, имеющим трех и более детей, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет.

Согласно ч. 10 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО (в редакции от 24.05.2012, действовавшей на дату постановки истцов на учет) в первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства, либо для дачного строительства, либо ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, не имеющим в собственности либо на праве аренды земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), или личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома), при условии:

1) обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования;

2) обеспеченности жилыми помещениями, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции;

3) отсутствия на праве собственности или в пользовании по договору социального найма жилых помещений.

В ныне действующей редакции ч. 1 ст. 7 закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» от 19.06.2009 № 39-ЗАО указано, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания на территории автономного округа гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее - социальная выплата), указанное в ч. 2 ст. 7-1 названного Закона;

В соответствии с пп. 1, 3 ч. 1 ст. 7, земельный участок предоставляется в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и их детей (ч. 2 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО).

В силу части 5 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО, порядок постановки граждан в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО и отдельных категорий граждан на учет граждан, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении устанавливаются ст.ст. 7-1, 7-2 и 7-3 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7-1 названного законав редакции, введенной в действие Законом N 122-ЗАО от 01.12.2015, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 названного Закона, и отдельным категориям граждан, состоящим на учете граждан, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, включенных в Перечни земельных участков, предназначенных для предоставления земельного участка в собственность граждан бесплатно на территории автономного округа (далее - Перечни земельных участков).

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства и земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, предоставляемые в собственность бесплатно, должны быть обеспечены объектами инженерной и транспортной инфраструктур (дорогами V категории и электроснабжением), образованы и поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 данной статьи предоставление земельного участка в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО, и отдельным категориям граждан осуществляется в следующем порядке:

1) подача гражданами в случаях, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО, и отдельными категориями граждан или их представителями заявления и прилагаемых к нему документов в орган муниципального округа, городского округа или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) постановка заявителей на учет граждан в порядке, предусмотренном ст. 7-2 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО;

3) формирование, утверждение Перечней земельных участков, а также их опубликование в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в средствах массовой информации и размещение на официальном сайте муниципального округа, городского округа в автономном округе и официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.yanao.ru).

Суд первой инстанции, приходя к выводу о том, что со стороны администрации города Нового Уренгоя отсутствует незаконное бездействие в части принятия мер по формированию и предоставлению земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, и, указывая в решении суда на то, что за период с 05.03.2013 по дату рассмотрения дела администрацией города Нового Уренгоя проведены мероприятия по постановке на государственный кадастровый учёт 130 земельных участков, расположенных восточнее микрорайона Восточного, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального строительства, данные земельные участки предоставлены гражданам, указанной категории, положения приведенных выше норм права фактически не применил, в связи с чем пришел к выводам, несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, а также подтверждается дополнительными доказательствами, представленными ответчиком суду апелляционной инстанции, формирование и утверждение Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, производилось ответчиком в 2017, 2018, 2019 и последний раз в 2020 году. Всего за указанный период в Перечни было включено 142 земельных участка.

Вместе с тем, ответчиком не представлено суду сведений о том, что с 2021 по 2024 год им производилось формирование и утверждение Перечня земельных участков для предоставления земельных участков многодетным семьям.

Столь длительное неформирование Перечня земельных участков безусловно указывает о бездействии со стороны ответчика и о нарушение права многодетной семьи, находящейся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающейся в особой заботе со стороны государства и общества.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 27 декабря 2023 года на учете граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства по Списку №1 состоит 226 семей, по Списку №2 (в первоочередном порядке) - 10 семей, среди которых семья истца значится под №1.

Суду не представлено каких-либо достоверных сведений о том, что Администрацией Нового Уренгоя на протяжении всего периода с постановки семьи Козыркиной на учет принимались действенные меры для формирования соответствующего Перечня либо доказательства наличия причин, по которым не представилось возможным его сформировать.

Бездействие органа местного самоуправления нарушает жилищные права многодетной семьи Козыркиной, относящей к льготной категории граждан, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод, и является незаконным.

Вывод суда первой инстанциио том, что в силу особенностей природной зоны, в которой расположен город Новый Уренгой, ответчик в силу объективных причин лишён возможности по осуществлению тех или иных работ, направленных на формирование и включение новых земельных участков в перечень, является необоснованным, какими-либо доказательствами не подтвержден.

Само по себе отсутствие в настоящее время у администрации города Нового Уренгоя земельного участка для передачи в собственность многодетной семье истцов не может являться законным основанием для длительного неисполнения возложенных на неё законом обязанностей и не свидетельствует о принятии администрацией исчерпывающих мер, которые можно признать достаточными для вывода о соблюдении прав многодетной семьи в рассматриваемой сфере.

Суд первой инстанции оставил без должного внимания доводы истцов о том, что факт предоставления администрацией 130 семьям земельных участков свидетельствует о нарушении прав семьи истца, поскольку земельные участки предоставлялись, в том числе многодетным семьям, которые принимались на учет позднее семьи Козыркиной О.В.

Данное обстоятельство подтверждено предоставленным ответчиком списком граждан, имеющих трех и более детей, которым за период с 5 марта 2013 года были предоставлены в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства (т.2 л.д. 135-150). Незаконное снятие ответчиком Козыркиной О.В. и членов её семьи с учета повлекло за собой неблагоприятные последствия для последних, в результате которых истцы были лишены возможности получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в порядке очередности по Списку №2 исходя из даты постановки на учет.

Доводы возражений ответчика об отсутствии у истцов права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения. Кроме того, доказательств непрохождения истцами перерегистрации в 2024 году и исключения их из списка №2 суду не представлено.

Ссылка ответчика в возражениях на апелляционную жалобу на необходимость соблюдения прав иных категорий граждан (участников СВО) на получение земельного участка, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство на правоотношения с истцом никаким образом не влияет, доказательств отсутствия возможности соблюдения ответчиком наравне прав всех категорий граждан на получение земельного участка суду не представлено.

Ссылку ответчика на то, что семья Козыркиной О.В. была уведомлена о возможности предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственной бесплатно, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство какого-либо юридического значения в отсутствии согласия истца на обеспечение её прав таким способом не имеет.

Ввиду изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции является незаконным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Козыркиной Ольги Владимировны, Шебанова Станислава Евгеньевича к Администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по бесплатному предоставлению земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Нового Уренгоя в непринятии мер по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включения его в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющих трех и более детей.

Возложить на Администрацию города Нового Уренгоя (ИНН 8904028004, ОГРН 1028900627172) обязанность сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой, включить его в Перечень земельных участков для состоящих на учете граждан, имеющих трех и более детей, и предоставить указанный земельный участок Козыркиной Ольге Владимировне, Шебанову Станиславу Евгеньевичу и несовершеннолетним ФИО1, ФИО2 в первоочередном порядке в собственность бесплатно.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-1485/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шебанов Станислав Евгеньевич
Козыркина Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация МО
Другие
Васимов Эрик Салаватович
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
07.05.2024Передача дела судье
21.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2024Передано в экспедицию
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее