именем Российской Федерации
п. Сернур |
19 марта 2018 года |
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., с участием представителей истца администрации МО «Казанское сельское поселение» Логиновой О.П., Тымбаева А.А., представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Мамаева С.А., при секретаре Рычаговой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Казанское сельское поселение» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл о снятии с государственного кадастрового учета границ ранее учтенного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Казанское сельское поселение» обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл о возложении обязанности по снятию с государственного кадастрового учета границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, указывая, что в собственности истца находится <данные изъяты> земельных долей из <данные изъяты> ранее образованных из землепользования бывшего СХА «<данные изъяты>» и выданных участникам общей долевой собственности. В связи с необходимостью выделения земельного участка в счет зарегистрированных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, сельским поселением были заказаны кадастровые работы. Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл» были приняты решения о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с тем, что границы вновь образованного контура многоконтурного земельного участка № пересекают границы других ранее учтенных земельных участков. При автоматической проверке «пространственный анализ» обнаружена ошибка: полное вхождение образующихся земельных участков в исходный участок. При детальном изучении кадастровых сведений истцом было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером № стоит на государственном кадастровом учете уже с существующими нарушениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - многочисленные наложения на ранее учтенные земельные участки, что влечет невозможным для всех участников общей долевой собственности выдел из указанного участка в счет принадлежащих им земельных долей. В соответствии с кадастровой выпиской на земельный участок с кадастровым номером № граница земельного участка пересекает границы <данные изъяты> земельных участков, среди которых уже присутствуют участки, указанные в решениях о приостановлении кадастрового учета. Истец вместо составления межевого плана по образованию земельного участка в счет принадлежащих земельных долей вынужден заниматься исправлением реестровых ошибок, которые содержатся в государственном кадастре недвижимости, допущены ранее и совершены не по вине Казанской сельской администрации, кадастрового инженера при осуществлении кадастровых работ, о чем свидетельствуют 11 решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и 1 решение об отказе в его проведении. Также спорный земельный участок накладывается на объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности – земельные участки, входящие в государственный лесной фонд, и на объекты недвижимости, находящиеся в республиканской собственности: один из контуров, входящих в заявленный земельный участок (кадастровый №), полностью накладывается на ранее учтенный многоконтурный земельный участок с кадастровым номером № – участок автомобильной дороги д. <адрес>, (кадастровый №) на участок автомобильной дороги <адрес> Один из контуров, входящих в заявленный земельный участок (кадастровый №), частично накладывается на нежилое здание, принадлежащее ЗАО «Марийское». В результате наличия множественных пересечений границ смежных земельных участков участники общей долевой собственности, собственники зданий, земельных участков не могут провести технический, кадастровый учет объектов недвижимости, уточнить границы принадлежащих земельных участков. Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 16 июня 2006 года, является ранее учтенным. Наличие пересечений границ смежных земельных участков является свидетельством наличия реестровой ошибки. Спорный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников земельных долей, расположенных на территории бывшего СХА «<данные изъяты> Исправление существующих реестровых ошибок не входит в полномочия общего собрания собственников земельных долей. В связи с наличием на государственном кадастровом учете земельного участка с указанным кадастровым номером ущемляются права собственников земельных долей, расположенных на территории землепользования бывшего СХА «<данные изъяты>», ограничивается право в выборе местоположения земельного участка, образуемого в счет принадлежащих земельных долей, нарушаются права собственности третьих лиц, создаются значительные сложности в управлении и распоряжении общей долевой собственностью. Снятие с государственного кадастрового учета границ ранее учтенного земельного участка не повлечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированных прав на объект недвижимости, не причинит никому вреда. Считает, что границы земельного участка с кадастровым номером № установлены с нарушениями и не соответствуют действующему законодательству о государственном кадастре недвижимости. Просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл снять с государственного кадастрового учета границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №.
Из отзыва на исковое заявление, предоставленного ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее – Управление Росреестра по Республике Марий Эл), следует, что считают себя ненадлежащим ответчиком, поскольку Управление является субъектом административных правоотношений, в гражданские правоотношения с заявителями не вступают, соответственно на него не может быть возложена какая-либо обязанность, связанная с защитой нарушенного или оспариваемого гражданского права или охраняемого законом интереса при вынесении решения по делу, рассматриваемому в порядке искового производства. Полагают, что из содержания искового заявления усматривается, что наличие спора о праве собственности между истцом и ответчиком не установлено. Управление не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Управление в материально-правовых отношениях с истцом не состоит, каких-либо действий, нарушающих права и интересы истца, не совершало. Истец требований о признании незаконными действий ответчика не предъявляет. Прямой юридической заинтересованности в исходе данного дела ответчик не имеет. Указывает, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № установлено посредством определения координат характерных точек таких границ. Границы указанного земельного участка пересекают границы других земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Отмечают, что действующим законодательством не установлена допустимая величина пересечения границ земельных участков, а исключение из ЕГРН сведений об описании местоположения границ земельного участка не предусмотрено законом о регистрации. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2016 года № Ф06-6711/2016, исключение из ЕГРН сведений о границах земельного участка предполагает прекращение существования земельного участка как объекта права. Действия, связанные с осуществлением государственного кадастрового учета, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи. В связи с этим аннулирование записи о кадастровом учете земельного участка приведет к тому, что он утратит свои индивидуализирующие характеристики и прекратит существование как объект права. Реестровая ошибка, состоящая в пересечении границ земельных участков, выражается в несоответствии фактического местоположения границ земельного участка сведениям, содержащимся в ЕГРН. При этом, указанная ошибка может быть выявлена только при выполнении кадастровых работ уполномоченным лицом (кадастровым инженером). Реестровая ошибка – это не ошибка, допущенная органом регистрации права. Исходя из определения реестровой ошибки, орган регистрации прав не может совершить такую ошибку. Исправление реестровой ошибки, состоящей в пересечении границ земельных участков возможно следующими способами: в рамках административной процедуры (заявление о государственном кадастровом учете изменений и межевой план) при согласии (отсутствии возражения) всех заинтересованных правообладателей земельного участка; по решению суда при несогласии хотя бы одного из заинтересованных правообладателей. Полагают, что обращение истца с настоящим иском не было вызвано незаконностью действий Управления либо фактами нарушения им прав истца. Просят исключить Управление Росреестра по Республике Марий Эл из числа ответчиков и перевести в число третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в случае несогласия истца на исключение Управления из числа ответчиков в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель истца администрации МО «Казанское сельское поселение» Логинова О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске. Пояснила, что фактически не согласны с описанием границ местоположения спорного земельного участка, в ЕГРН содержатся недостоверные сведения о границах данного участка. Считает, что имеется спор о границах земельного участка с правообладателями смежных земельных участков, поскольку имеются наложения границ. С заявлением об учете изменений местоположения границ спорного земельного участка к ответчику не обращались. Действия органа кадастрового учета ими не оспариваются. В дальнейшем пояснила, что спора по фактическим границам земельного участка нет.
Представитель истца администрации МО «Казанское сельское поселение» Тымбаев А.А. в судебном заседании иск поддержал, просил заявленные требования удовлетворить. Пояснил, что на основании сведений, содержащихся в выписке из ЕГРН о пересечении границ земельных участков, установлено наличие ошибки, которая квалифицирована ими как реестровая, поскольку технической ошибкой не является. При составлении межевого плана вновь образуемого земельного участка в счет выделяемых земельных долей в 2016 году кадастровым инженером указанная ошибка не была выявлена, узнали о возможных кадастровых ошибках из решений о приостановлении кадастрового учета. Указанные ошибки допущены не вине истца, не должны исправляться за его счет. Считает, что снятие с кадастрового учета границ спорного земельного участка приведет к восстановлению нарушенных прав. Спора по фактическим границам земельного участка с правообладателями смежных земельных участков не имеется. Обращались к ответчику лишь с заявлением о снятии с кадастрового учета границ спорного земельного участка.
Представитель ответчикаУправления Росреестра по Республике Марий Эл Мамаев С.А. в судебном заседании исковые требования не признал, привел доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл, представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, представитель третьего лица ЗАО «Марийское», третьи лица Пирогова Н.Л., Матвеева Л.Г., Шабалина В.Л., Швалева Н.Б., Марышев В.Л., Актубаева Л.А., Камаев В.Г., Евдокимов А.Г., Актуганова Н.В., Капитонова Л.А., Актуганова В.А., Мамаева Л.А., Антонов Ю.И., Антонова Р.П., Матвеев Н.А., Пушкарев С.Д., Пушкарева Р.В., Степанова Л.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третьи лица Киткаева А.П., Перевизник А.Т., о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
От третьих лиц Матвеевой Л.Г., Матвеева Н.А., Капитоновой Л.А., Актугановой В.А., Актугановой Н.В., Антоновой Р.П., Антонова Ю.И., Киткаевой А.П., Мамаевой Л.А., Пушкарева С.Д., Пушкаревой Р.В., Перевизник А.Т., Степановой Л.Ю. в суд поступили заявления об отсутствии возражений, в которых просили исковые требования Казанской сельской администрации о снятии с государственного кадастрового учета границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № удовлетворить.
Суд в соответствии с нормами ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившихся лиц, использовавших по своему усмотрению предусмотренное ст. 35 ГПК РФ право на участие в судебном разбирательстве.
Выслушав представителей истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившим в законную силу с 01 августа 2007 года, в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно положениям ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), действующего с 01 января 2017 года, государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).
Сущность кадастрового учета заключается в фиксации сведений об объекте недвижимого имущества, а кадастровый учет фактически является способом систематизации данных об объектах недвижимого имущества в целях создания федерального государственного информационного ресурса.
Вопреки доводам ответчика в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 01 января 2017 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к исключительной компетенции органа регистрации - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, которым на территории Республики Марий Эл является Управление Росреестра по Республике Марий Эл.
На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к основным характеристикам объекта недвижимости отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.
В силу ч. 8 ст. 22 указанного Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Аналогичные положения воспроизводились в ч. 7, 8 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года). При этом предусматривалось, что местоположение отдельных частей границ земельного участка также могло устанавливаться посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Исходя из содержания приведенных норм закона, одной из уникальных характеристик такого объекта недвижимости как земельный участок является описание местоположения его границ; координаты границ земельного участка являются сведениями, позволяющими определить участок в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Следовательно, границы земельных участков согласовываются в установленном порядке с правообладателями земельных участков, являющихся смежными, по общим границам, и если сведения о таких границах внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование), площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», расположен по адресу: <адрес>.
Правообладателями земельного участка с кадастровым номером № являются муниципальное образование «Казанское сельское поселение», ЗАО «Марийское», Пирогова Н.Л., Киткаева А.П., Матвеева Л.Г., Шабалина В.Л., Перевизник А.Т., Швалева Н.Б., Марышев В.Л., Актубаева Л.А., Камаев В.Г., Евдокимов А.Г., Актуганова Н.В., Капитонова Л.А., Актуганова В.А., Мамаева Л.А., Антонов Ю.И., Антонова Р.П., Матвеев Н.А., Пушкарев С.Д., Пушкарева Р.В., Степанова Л.Ю. Спорный земельный участок принадлежит указанным лицам на праве общей долевой собственности.
Согласно выписке из ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером № (дата присвоения кадастрового номера – 16 июня 2006 года) пересекает границы других земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. В состав спорного земельного участка входят земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № №, № № №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № 12:10:0050102:54, №, №, №, № №, №.
Решениями Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл от 20 июля 2016 года №, от 20 июля 2016 года №, от 26 июля 2016 года № приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка), в отношении которого представлено заявление, на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с тем, что границы вновь образованного контура многоконтурного земельного участка №) пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Также границы образуемого контура многоконтурного земельного участка № пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №, границы образуемого многоконтурного земельного участка №) пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, контур №) пересекают границы земельного участка №, границы № пересекают границы земельного участка №, а границы образуемого №) пересекают границы земельного участка №, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Для устранения причин приостановления рекомендуется уточнить координаты местоположения границ образуемого земельного участка. Возможной причиной пересечения границ указанных объектов недвижимости является кадастровая ошибка в определении местоположения границ вышеуказанных земельных участков (л.д. 10, 11, 12).
Решениями Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл от 01 августа 2016 года №, от 04 августа 2016 года № приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка), в отношении которого представлено заявление, поскольку необходимые для государственного кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. При автоматической проверке «Пространственный анализ» обнаружена ошибка: полное вхождение образующихся в исходный. Для устранения причин приостановления рекомендуется уточнить местоположение границ и координаты характерных точек границ образуемого земельного участка (л.д. 13).
11 августа, 16 августа 2016 года Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) приостановлено в связи с тем, что границы вновь образованного контура многоконтурного земельного участка № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. Необходимые для государственного кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. При автоматической проверке «Пространственный анализ» обнаружена ошибка: полное вхождение образующихся в исходный. Для устранения причин приостановления рекомендуется уточнить координаты местоположения границ образуемого земельного участка. Возможной причиной пересечения границ указанных объектов недвижимости является кадастровая ошибка в определении границ вышеуказанных земельных участков (л.д. 15, 16).
Решениями указанного органа от 24 августа 2016 года №, от 06 сентября 2016 года № приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка), в отношении которого представлено заявление, поскольку необходимые для государственного кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. При автоматической проверке «Пространственный анализ» обнаружена ошибка: полное вхождение образующихся в исходный. Для устранения причин приостановления рекомендуется уточнить местоположение границ и координаты характерных точек границ образуемого земельного участка (л.д. 17,18).
14 сентября, 21 сентября 2016 года Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл отказано в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) в связи с тем, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. При автоматической проверке «Пространственный анализ» обнаружена ошибка: полное вхождение образующихся в исходный (л.д. 19, 20).
Решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл от 20 октября 2016 года № истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка. Основанием для отказа явилось истечение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета, не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (л.д. 21).
В силу п. 2, п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей в период вынесения вышеуказанных решений (до 01 января 2017 года), государственный кадастровый учет приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями (то есть со сведениями государственного кадастра недвижимости, которые не имеют временного характера) пересекает одну из границ другого земельного участка, за исключением случая, если последний из указанных земельных участков является преобразуемым; если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Статья 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» дает право органу кадастрового учета отказать в осуществлении кадастрового учета в случае, в том числе, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения.
Согласно предоставленным Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл схемам пересечения границ земельного участка, обособленные земельные участки, входящие в единое землепользование с кадастровым номером №, пересекают другие, смежные земельные участки.
Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путем исправления реестровой (кадастровой) ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или о границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка.
Согласно ответу Управления Росреестра по Республике Марий Эл на письмо от 29 января 2018 года в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, который представляет собой единое землепользование, дата присвоения кадастрового номера – 08 апреля 2008 года. Местоположение границ земельного участка установлено посредством определения координат характерных точек таких границ. Границы указанного земельного участка пересекают границы других земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Реестровая ошибка, состоящая в пересечении границ земельных участков, выражается в несоответствии фактического местоположения границ земельного участка сведениям, содержащимся в ЕГРН. При этом указанная ошибка может быть выявлена только при выполнении кадастровых работ уполномоченным лицом. Исправление реестровой ошибки, состоящей в пересечении границ земельных участков, возможно в рамках административной процедуры (заявление о государственном кадастровом учете изменений и межевой план) при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка; и по решению суда при несогласии хотя бы одного из заинтересованных правообладателей (л.д. 205-207).
С учетом позиции представителей истца о том, что спора по фактическому землепользованию, границам земельного участка со смежными землепользователями как такового не имеется, а в сведениях ЕГРН допущена реестровая ошибка в части описания границ спорного земельного участка, следует отметить, что для внесения изменений в ЕГРН в отношении основных характеристик объекта недвижимости предусмотрен административный порядок.
В силу ч. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Исправление реестровой ошибки по сути представляет собой замену одних сведений в ЕГРН на другие, будь то значение координат характерных (поворотных) точек, вид разрешенного использования или адрес расположения объекта.
В случае отсутствия оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 61 указанного Федерального закона, возможно внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка в административном порядке с представлением заявления об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости и приложением межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании данного закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Заявление о кадастровом учете изменений местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки, к ответчику согласно материалам дела не поступало.
Доказательств того, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № была допущена реестровая (кадастровая) ошибка, либо совершены какие-либо незаконные действия со стороны органа кадастрового учета, в материалах дела также не имеется.
В силу ст. 56 ГПК РФ, обращаясь в суд с иском, истец должен доказать нарушение права и обосновать, каким образом этот способ защиты ведет к восстановлению его прав.
Требования истца о снятии с кадастрового учета границ спорного земельного участка ввиду наличия реестровой ошибки фактически направлены на установление границ земельных участков, поскольку истец не согласен с описанием местоположения границ земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом.
По смыслу ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда РФ от 07 октября 2015 года № 305-КГ15-7535, в случае, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из разъяснений, содержащихся в п. 52, 53, 56 указанного Постановления, следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
В силу положений п. 3 ст. 6, ст. 64 Земельного кодекса РФ, ч. 8, 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ч. 7, 8, 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в редакции до 01 января 2017 года спор о местоположении границ земельного участка разрешается судом посредством установления границ. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета. В случае признания судом незаконными действий органа кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет требование о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета подлежит удовлетворению, если не имеется препятствий к такому снятию, например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки и др. (п. 28, п. 29 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 года).
Таким образом, при наличии спора относительно установления координат характерных точек границ земельного участка, требования должны быть предъявлены к правообладателям смежных земельных участков.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривает возможность исключения из ЕГРН сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения границ земельного участка, имеющего статус «ранее учтенный», без установления его границ.
В случае возникновения спора о правильности описания границ, основанием для внесения необходимых изменений в сведения ЕГРН о местоположении земельного участка, будет являться решение суда об установлении спорных границ участка в конкретных координатах.
Требования об установлении границ спорного земельного участка в конкретных координатах истцом не заявлено, доказательств, подтверждающих иное местоположение такого участка, не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Кроме того, кадастровый учет объекта недвижимости, находящегося в долевой собственности, осуществляется на основании заявления всех его собственников. Сведений о согласии правообладателей ЗАО «Марийское», Пироговой Н.Л., Шабалиной В.Л., Швалевой Н.Б., Марышева В.Л., Актубаевой Л.А., Камаева В.Г., Евдокимова А.Г. снять границы спорного земельного участка не имеется.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования о снятии с государственного кадастрового учета границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодека РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления администрации муниципального образования «Казанское сельское поселение» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл о снятии с государственного кадастрового учета границ ранее учтенного земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: Д.Г. Попова
Мотивированное решение составлено 20 марта 2018 года.