ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0011-01-2018-000346-59
номер дела № 33-1316/2022 поступило <...> года
судья Максимов А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2022 года город Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., при секретаре Дармаеве Ж.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации МО ГП «Селенгинское» об обязании принять меры по строительству очистных сооружений по частной жалобе Администрации МО ГП «Селенгинское» на определение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 7 февраля 2022 года, которым заявление Администрации МО ГП «Селенгинское» об отсрочке исполнения решения суда оставлено без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Администрация МО ГП «Селенгинское» просила предоставить отсрочку исполнения решения Кабанского районного суда Республики Бурятия от 9 апреля 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации МО ГП «Селенгинское» об обязании принять меры по строительству очистных сооружений на срок до 31 декабря 2022 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что Администрация МО ГП «Селенгинское» не имеет возможности самостоятельно без выделения субсидий из средств федерального бюджета разработать проектно-сметную документацию. Кроме того, необходимо наличие заключения положительной государственной экспертизы сметной стоимости, заключения о достоверности определения сметной стоимости, поскольку без указанных документов администрация не может обратиться с заявкой в установленном порядке.
Судом первой инстанции в предоставлении отсрочки отказано.
В частной жалобе Глава-руководитель Администрации МО ГП «Селенгинское» Бурьян В.Н. просит определение суда первой инстанции отменить, предоставив отсрочку исполнения решения суда на срок до 31 декабря 2022 года, ссылаясь на те же обстоятельства, что и в заявлении о предоставлении отсрочки. Кроме того, указывает, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2020 года Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия была предоставлена отсрочка исполнения настоящего решения суда на срок до 31 декабря 2022 года. Определение суда мотивировано необходимостью разработки Администрацией МО ГП «Селенгинское» проектно-сметной документации, которая фактически имеется в Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и в адрес администрации не направляется. При этом определением суда от 3 декабря 2020 года Администрации МО ГП «Селенгинское» по указанным основаниям была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2021 года. До настоящего времени финансирование на выполнение ряда мероприятий в рамках исполнения указанного решения суда не поступало, без участия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия исполнить решение суда не представляется возможным.
В отзыве на частную жалобу Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор решение вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставил на усмотрение суда.
С учетом положений частей 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.
Проверив материалы, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства РФ и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Вместе с тем, при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, суд вправе решить вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. К числу указанных обстоятельств могут быть отнесены в том числе тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 9 апреля 2018 года исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации МО ГП «Селенгинское» удовлетворены. Постановлено обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в срок до 1 декабря 2018 года принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по строительству объекта коммунальной инфраструктуры - новых очистных сооружений п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия путем предоставления Администрацией муниципального образования городское поселение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия документов, предусмотренных п. 3.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490, рассмотрения указанных документов Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, направления сводной бюджетной заявки по результатам рассмотрения документов в Министерство экономики Республики Бурятия в порядке пункта 3.2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490, обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в срок до 1 января 2021 года осуществить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры - новых очистных сооружений п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия, обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в срок до 01.12.2018 г. организовать водоотведение в соответствии с установленными требованиями законодательства путем:
согласования с органами Роспотребнадзора проекта нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект реку Селенга для очистных сооружений пгг.Селенгинск;
обеспечению в постоянном режиме профилактических, в том числе дезинвазионных мероприятий на очистных сооружениях п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия;
обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия в реку Селенга с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Селенга».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 4 июля 2018 года указанное решение оставлено без изменения.
Определением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 23 апреля 2019 года заявление Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2020 года определение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 20 ноября 2019 года отменено, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения в части возложения обязанности на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в срок до 1 декабря 2018 года принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по строительству объекта коммунальной инфраструктуры - новых очистных сооружений п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия, на срок до 31 декабря 2022 года.
Определением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 3 декабря 2020 года Администрации МО ГП «Селенгинское» предоставлена отсрочка исполнения решения суда в части возложения обязанности на Администрацию МО ГП «Селенгинское» в срок до 1 декабря 2018 года принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по строительству объекта коммунальной инфраструктуры – новых очистных сооружений в п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия, осуществления в срок до 1 января 2021 года ввода в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры – новых очистных сооружений в п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия на срок до 31 декабря 2021 года.
Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе отсутствие необходимых финансовых средств не освобождает должника от обязанности исполнить решение суда, кроме того, заявителем не представлено ни одного доказательства в подтверждение приведенных им доводов, в том числе о принятых им мерах для исполнения решения в течение периода времени более чем один год предоставленной ему отсрочки исполнения решения суда.
С указанными выводами районного суда нельзя согласиться в силу следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке).
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае.
Как следует из представленной суду апелляционной инстанции информации Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, по заключенному ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» государственному контракту от 20.10.2014 ООО <...> разработана проектно-сметная документация.
Между тем, по сведениям Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия с 2020 года возникла необходимость её корректировки ввиду принятия приказа Минприроды России от 21.02.2020 № 83 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал».
На цели корректировки разработанной проектно-сметной документации в соответствии с Законом Республики Бурятия от 23.12,2021 № 1932-VI «О республиканском бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» из бюджета республики выделены денежные средства в размере <...> рублей.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок торги проведены, 29 апреля 2022 года между ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» и АО «Байкалводпроект» заключен государственный контракт на выполнение работ по корректировке проекта объекта «Очистные сооружения п. Селенгинск в Кабанском районе Республики Бурятия» со сроком выполнения – 10 декабря 2022 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности Администрацией МО ГП «Селенгинское» исполнить решение суда ранее указанного срока.
Таким образом, поскольку имеются обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению решения суда, а также наличие реальной возможности исполнения ответчиком судебного решения в будущем при условии предоставления ему отсрочки исполнения, частная жалоба подлежит удовлетворению.
При этом, предоставление заявителю отсрочки до 31 декабря 2022 года будет способствовать исполнению вступившего в законную силу судебного акта, отвечать требованиям справедливости и обеспечивать баланс прав и законных интересов сторон.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 334, 335 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 7 февраля 2022 года отменить.
Заявление Администрации МО ГП «Селенгинское» удовлетворить.
Предоставить Администрации МО ГП «Селенгинское» отсрочку исполнения решения Кабанского районного суда Республики Бурятия от 9 апреля 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации МО ГП «Селенгинское» об обязании принять меры по строительству очистных сооружений на срок до 31 декабря 2022 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: В.А. Иванова