<номер>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2023 г. Куйбышевский районный суд города Иркутска
в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,
при секретаре Хахановой Т.С.,
с участием помощника военного прокурора Парфенова П.А., ответчика <ФИО>2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело<номер> по иску Министерства обороны Российской Федерации к <ФИО>2 о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к <ФИО>2, указав в обоснование, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к федеральной собственности и закреплен на праве собственности за Министерством обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны РФ от 07.05.2011№657 указанный жилой дом закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 13.12.2018 №942 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, в ходе проведения проверки сотрудниками территориального отдела «Иркутский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомлекс» установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, незаконно проживает <ФИО>2, при этом решения о предоставлении ей указанного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. На учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма ответчик в ФГАУ «Росжилкомлекс» не состоит.
В адрес ответчика направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации. Однако добровольно ответчик жилое помещение не освободила, продолжает незаконно проживать в спорном жилом помещении, в связи с чем подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. Незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное использование и распоряжение ведомственным жилищным фондом.
Учитывая данные обстоятельства, истец Министерство обороны РФ просит суд признать <ФИО>2 утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселить ответчика из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения и снять с регистрационного учета по указанному адресу; возложить на ответчика обязанность по сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установленным порядком, по акту с передачей ключей от жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Иркутский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.
Представитель истца Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствии, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик <ФИО>2 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, также указала, что последствия признания иска ей разъяснены и понятны, однако просила суд предоставить ей отсрочку исполнения решения суда до <дата> по причине преклонного возраста и тяжелого материального положения - единственным её доходом является пенсия, а также ей как очереднику предоставлено администрацией другое жилое помещение, но вселение в него возможно только в августе 2023 года, до указанного времени ей проживать негде, другого жилого помещения она не имеет.
Представитель третьего лица Территориального отдела «Иркутский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ по доверенности <ФИО>5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причина неявки неизвестна, ранее в судебном заседании исковые требования истца поддержала в полном объеме.
Представитель третьего лица ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ <ФИО>6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие.
Суд рассматривает дело в отсутствие представителя истца, представителей третьих лиц на основании частей 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ).
Выслушав ответчика, заслушав заключение военного прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется защита его прав и свобод. Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
При этом, согласно статье 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьи 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктом 1,2 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 1053 от 29 декабря 2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции, в числе иного, по предоставлению военнослужащим жилых помещений, в том числе, служебных помещений и помещений в общежитиях (подпункт «о» пункта 2 названного Постановления).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» определено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что предоставление специализированного жилого помещения носит временный характер, осуществляется в перечисленных в части 1 статьи 94 Жилищного кодекса РФ целях и не является мерой улучшения жилищных условий, поэтому граждане - военнослужащие, сохранение жилищных прав за которым прямо не закреплено законом, при увольнении с военной службы обязаны освободить служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что общежитие по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации.
Из представленных суду документов следует, что на основании приказа Министра обороны РФ от 07.05.2011 № 657 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ указанный объект закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Из ответа администрации города Иркутска от <дата> <номер> следует, что указанное жилое помещение к муниципальному жилищному фонду г. Иркутска не относится, в Реестре муниципального имущества г. Иркутска не значится.
Таким образом, в настоящее время правообладателем указанного жилого помещения является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
В соответствии с заключением Межведомственной комиссии <номер> от <дата>, назначенной постановлением администрации города Иркутска от <дата> <номер> «О межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, выявлены основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании вышеуказанного решения заместителем Министра обороны РФ был издан приказ <номер> от <дата> о признании жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ проведена проверка законности проживания граждан в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Так, Актом проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ от <дата> установлено, что в квартире <номер> указанного жилого дома без законных на то оснований проживает ответчик <ФИО>2 (с 1992 г. по дату проведения проверки – <дата>).
По данным паспорта серии <номер>, выданным Отделением милиции города Иркутск-35 <дата>г, ответчик <ФИО>2 зарегистрирована в спорном жилом помещении с <дата> по настоящее время.
<дата> по адресу проживания <ФИО>2 направлено Уведомление об освобождении жилого помещения <номер>, которое до настоящего времени не исполнено.
Как указала ответчик в судебном заседании, она, действительно, до настоящего времени проживает в квартире <номер>, так как иного жилья в собственности не имеет, идти ей некуда, а единственным источником дохода является её пенсия. Понимает о необходимости освободить спорное жилое помещение, которое она готова освободить, однако только в конце июля 2023 г., указала, что состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты в Иркутском городском специальном жилом доме, где ей должны предоставить жилье, в связи с чем, просит суд отсрочить исполнение решения суда до <дата>. Дополнительно пояснила, что спорное жилое помещение было предоставлено ей в 1992 году по причине трудовой деятельности в Войсковой части <номер>, где она работала штукатуром-маляром.
Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжки <ФИО>2, из которой следует: <дата> ответчик уволена из «Востсибтрансстрой» переводом в Войсковую часть <номер>; <дата> - принята в Войсковую часть <номер> на должность штукатура-маляра; <дата> - уволена по ст.29 КЗоТ РФ переводом в Войсковую часть <номер>, в связи с ликвидацией части; <дата> - принята в Войсковую часть <номер> на должность штукатура-маляра; <дата> - уволена по ст.31 КЗОТ РФ (по уходу за ребенком, до исполнения ему 14 лет); <дата> - принята на должность младшего воспитателя в детский сад при Войсковой части <номер>; <дата> - уволена по ст.31 КЗоТ РФ; <дата> - принята на работу в Домоуправление <номер> Войсковой части <номер> на должность маляра; <дата> Домоуправление № войсковой части <номер> с <дата>г. переименовано в Домоуправление <номер> Войсковой части <номер>, в связи организацией; <дата> - уволена, в связи с переводом в ООО «Зеленый Город».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> в ЕГРН отсутствуют сведения о правах <ФИО>2 на какие-либо объекты недвижимости.
Таким образом, судом в судебном заседании, бесспорно, установлено, что между сторонами сложились жилищные правоотношения, в этой связи, исходя из заявленных сторонами требований и их оснований, суд применяет к правоотношениям сторон положения жилищного законодательства РСФСР и РФ, нормы Гражданского кодекса РФ, федерального закона «О статусе военнослужащих», федерального закона «Об обороне», постановления Пленума Верховного суда РФ с учетом их действия во времени.
Согласно пунктам 1, 5 части 3 статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется судом путем признания жилищного права, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно требованиям статьи 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005), Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что жилищные правоотношения являются длящимися, то при разрешении настоящего спора подлежат применению как положения Жилищного кодекса РСФСР, так и положения Жилищного кодекса РФ.
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 01.03.2005 законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
Согласно статье 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 99 ЖК РФ следует, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Трудовые отношения, согласно трудовой книжке, между <ФИО>2 и войсковой частью <номер> прекращены <дата>, после этого она осуществляла трудовую деятельность, не связанную с Министерством обороны.
В настоящее время, ответчик в трудовых отношениях ни с войсковой частью, ни с организацией, относящейся к Министерству обороны Российской Федерации, не состоит.
Таким образом, суд считает, что предоставленное в 1992 г. ответчику <ФИО>2 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являлось служебным жилым помещением, и было предоставлено в целях обеспечения гражданского персонала войсковой части служебным жильем.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Между тем, согласно части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108, 110 ЖК РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ (то есть до 01.03.2005), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось статьей 108 ЖК РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 01.03.2005; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Таким образом, право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
С учетом вышеприведенных правовых норм по данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является наличие (отсутствие) оснований, предусмотренных частью 2 статьи 103 ЖК РФ, статьей 13 Вводного закона, исключающих возможность выселения <ФИО>2 из занимаемого ею жилого помещения без предоставления другого жилья.
Согласно ответу ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Иркутской области» от <дата> <ФИО>2 не находится в списках воинских частей и организаций, состоящих на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Иркутской области».
Согласно ответу администрации г. Иркутска от <дата> <ФИО>2 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации г. Иркутска не состоит, Департаментом жилищной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска малоимущей не признавалась. Однако, на основании приказа начальника Департамента жилищной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от <дата> <номер>, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты в Иркутском городском специальном жилом доме. В настоящее время учетный номер по общему списку – 4.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что ответчик <ФИО>2 не может быть отнесена к категориям лиц, перечисленных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения ввиду несоблюдения условия о состоянии на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Иных доказательств, подтверждающих факт законного предоставления и проживания в спорном жилом помещении, ответчиком не представлены и судом в ходе судебного разбирательства не добыты.
С учетом установленных обстоятельств, учитывая приведенные выше нормы права и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для сохранения за <ФИО>2 права пользования служебным жилым помещением не имеется. Ответчик занимает служебное жилое помещение Министерства обороны РФ самовольно, без соответствующего согласия собственника, в связи с чем оснований для отказа в восстановлении нарушенного права собственника жилого помещения Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ отсутствуют и ответчик подлежит выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Ответчик не относятся к категории лиц, которые не могут быть выселены из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
В силу требований статьи 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суд.
При таких обстоятельствах исковые требования Министерства обороны РФ к ответчику <ФИО>2 о признании ею утратившей право пользования служебным жилым помещением путем выселения без предоставления иного жилого помещения, возложении обязанности сдать в установленном порядке спорное жилое помещение по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования истца о снятии ответчика с регистрационного учета, суд исходит из следующего.
В соответствии с Правилами регистрации снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 регистрация лиц осуществляется по месту постоянного проживания.
Согласно пункта «е» статьи 7 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Принимая во внимание, что ответчик утратила право пользование служебным жилым помещением и выселена из спорного жилого помещения, настоящее решение суда является основанием для снятия её с регистрационного учета по месту жительства.
Поскольку при подаче искового заявления истец Министерство обороны РФ было освобождено от уплаты государственной пошлины, то таковая подлежит взысканию с ответчика в размере, исчисляемом в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.
В силу положений статьи 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу указанной правовой нормы, решение вопроса об отсрочке исполнения решения является правом суда, обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки исполнения судебного акта, должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка или рассрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Из пояснений ответчика <ФИО>2 следует, что она, как одинокая, малоимущая состоит на учете в администрации г. Иркутска, как нуждающаяся в жилом помещении для социальной защиты в Иркутском городском специальном жилом доме и ей как очереднику предоставлено администрацией жилое помещение в специальном жилом доме, но вселение в него возможно только в августе 2023 года, до указанного времени ей проживать негде, другого жилого помещения она не имеет.
Объективно доводы ответчика подтверждаются ответом администрации г. Иркутска от <дата>, согласно которого, на основании приказа начальника Департамента жилищной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от <дата> <номер>, <ФИО>2 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты в Иркутском городском специальном жилом доме. В настоящее время учетный номер по общему списку – 4.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание преклонный возраст ответчика, отсутствие у нее иных родственников, которые могли бы ей помочь в предоставлении временного жилья до получения жилого помещения в специальном жилом доме, суд приходит к выводу о необходимости предоставления ответчику <ФИО>2 отсрочки исполнения решения суда на срок до <дата>, при этом суд полагает, что предоставление указанного срока не повлечет за собой длительного затягивания исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>,<ФИО>2, <дата> года рождения.
Выселить <ФИО>2, <дата> года рождения, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать <ФИО>2, <дата> года рождения, сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Иркутский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.
Снять <ФИО>2, <дата> года рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Предоставить <ФИО>2, <дата> года рождения, отсрочку исполнения решения суда до <дата>.
Взыскать с <ФИО>2, <дата> года рождения, в бюджет г. Иркутска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме.
Председательствующий: Н.Н. Акимова
Мотивированный текст решения суда составлен <дата>.