Дело №12-30/2024
УИД 24МS0119-01-2024-003095-17
РЕШЕНИЕ
<адрес> 11 декабря 2024 года
Судья Рыбинского районного суда Красноярского края – Песегова Т.В.,
с участием:
старшего помощника Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края Максимовой Е.В.,
заявителя ФИО1,
ее представителей ФИО6, ФИО7,
рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи судебного участка №119 в Рыбинском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым
ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, имеющая гражданство РФ, высшее образование, замужняя, работающая старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок МИФНС России № по <адрес>, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.6.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №119 в Рыбинском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок МИФНС России №8 по Красноярскому краю ФИО1 признана виновной в том, что ДД.ММ.ГГГГ., находясь по адресу: <адрес> (территориальное обособленное рабочее место в г. Заозерном МИФНС России №8 по Красноярскому краю), после проведения контрольного (надзорного) мероприятия – выездное обследование с проведением контрольной закупки в отношении ИП ФИО2, (№) и составления по его результатам акта контрольной закупки от 16.ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно которому ИП ФИО5 допущены нарушения обязательных требований, предусмотренных п.п.1,2 ст.1.2 и п.2 ст.5 Федерального Закона №54-ФЗ от 22.05.2003г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ», выразившихся в неприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов, не выдачи кассового чека в момент оплаты товара, в нарушение требований п.1 ч.2 ст.90 Федерального закона от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и п.40 Постановления Правительства РФ от 28.02.2022г. №272 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей», не выдала контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе, содержащее требование, произвести формирование кассового чека коррекции, за что привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.19.6.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить. Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления ею должностных обязанностей по заданию на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о контрольно-кассовой технике, в ходе проведения контрольной закупки (разовое неприменение ККТ), были выявлены нарушения Федерального закона №54-ФЗ в части неприменения ККТ и невыдачи чека на бумажном носителе. Было проведено контрольное (надзорное) действие - эксперимент. По проведенной ею контрольной закупке товар и денежные средства возвращены, то есть доход контролируемым лицом не получен. В данном случае ею не выявлялись нарушения порядка осуществления расчетов. Факты нарушения прав граждан, организаций, потребителей, угроза публичным интересам в части уплаты налогов, оборота товаров, ею также не выявлены. Мировым судьей в постановлении не указано, в чем заключалась реальная и конкретная угроза частным или публичным интересам, какие цели Федерального закона №54-ФЗ не были достигнуты, в результате не вынесения предписания. Поскольку она является государственной служащей и обязана в своей работе применять письма, разъяснения, направленные для использования в работе вышестоящими налоговыми органами, что ею и сделано. Для использования в работе Федеральной налоговой службой письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлен перечень обязательных требований законодательства РФ о применении ККТ, при нарушении которых, помимо акта контрольного (надзорного) мероприятия, выносится предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном письме ФНС России обозначила перечень случаев, при которых предписание не выносится, в том числе, и при нарушении п.2 ст.1.2 Федерального закона №54-ФЗ, в части невыдачи чека на бумажном носителе, то есть при наличии обстоятельств, применительно к проведенной ею проверке. Кроме того, не учтено, что письмо Минэкономразвития России от 09ДД.ММ.ГГГГ. №<адрес> было доведено до территориальных налоговых органов письмом Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от 16.06.2023г. №.23-№ то есть вышестоящим налоговым органом для использования в работе. Согласно положению о Министерстве экономического развития РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. №437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере оценочной деятельности. В соответствии с письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований должно быть выдано контрольным (надзорным) органом в случае выявления нарушений, которые не были устранены на момент завершения контрольного (надзорного) мероприятия и по своему существу могут быть устранены контролируемым лицом. В настоящем случае нарушение заключалось в неприменении ККТ и невыдаче кассового чека во время осуществления и в месте осуществления эксперимента (контрольной закупки). Данное нарушение не может быть устранено. По смыслу п.4 ст.4.3 Федерального закона №54-ФЗ чек коррекции оформляется в случае выполнения корректировки расчетов, которые были произведены ранее при осуществлении ранее пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства. Таким образом, пользователь, выявивший неприменение ККТ или отражение в кассовом чеке некорректных сведений, обязан самостоятельно принять меры к устранению таких нарушений. Между тем, в настоящем случае идет речь об имитации расчета в целях контроля пользователя. В указанном письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, доведенном до инспекции письмом Управления ФНС по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № сделан вывод, что факт невыдачи предписания образует в действиях проверяющего лица событие административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.6.1 КоАП РФ, только в случае, если выявленное нарушение по своему существу может быть устранено на момент завершения контролируемого мероприятия и нормативное правовое регулирование не исключает выдачу такого предписания. Фактически, в ходе проверки, по которой не было выдано предписание, выявлено нарушение, которое не могло быть устранено на момент завершения контрольного (надзорного) мероприятия, поскольку суть нарушения – неприменение контрольно-кассовой техники в момент расчета, не выдача кассового чека, то есть по своему существу не может быть устранено контролируемым лицом в дальнейшем. Учитывая изложенное, невыдача предписания в данном случае не только соответствует письму ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ. № но и согласуется с позицией Минэкономразвития России. Предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. Мировым судьей не дано надлежащей оценки ее доводам об отсутствии вины, угрозы общественным отношениям, состава правонарушения, также фактически не дано оценки обстоятельствам малозначительности правонарушения. Жалоба заявителем ФИО1 подана в установленный законом срок, путем личной подачи в приемную суда ДД.ММ.ГГГГ., при этом, копия обжалуемого постановления получена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании заявитель ФИО1, а также представители ФИО6, ФИО7 полностью поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Старший помощник Рыбинского межрайонного прокурора Максимова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы ФИО1, считая постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела в порядке ст.ст.30.2-30.9 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Согласно ст.7 Закона РФ от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе проводить проверки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, получать необходимые пояснения, справки, сведения и документы по вопросам, возникающим при проведении таких проверок, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В силу ст.12 Закона РФ от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Частью 4 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, обязанности по выдаче после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия, акта о проведенной проверке контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в случаях, предусмотренных законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, либо обязанности по осуществлению контроля за исполнением указанного предписания, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от дата № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан: выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля; при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Согласно ч.1 ст.67 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под контрольной закупкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям.
В силу ч.1 ст.87 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.87 Федерального закона 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Пунктами 36, 37 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 №272, предусмотрено, что должностными лицами контрольного (надзорного) органа по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт (п. 36). Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия (п. 37).
В силу п.4 ст.4.3 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены. Кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В нарушение требований п.4 ст.4.3 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, ИП ФИО5 кассовый чек коррекции не формировался и в Межрайонную ИФНС России №8 по Красноярскому краю по адресу: <адрес> – территориальное обособленное рабочее место в г. Заозерном МИФНС России №8 по Красноярскому краю, не предоставлялся.
Согласно п.40 Постановления Правительства РФ от 28.02.2022 №272 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей» в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований должностные лица контрольного (надзорного) органа после оформления акта выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения.
Как следует, из материалов дела старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок МИФНС России №8 по Красноярскому краю ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., находясь по адресу: <адрес> <адрес> (территориальное обособленное рабочее место в г. Заозерном МИФНС России №8 по Красноярскому краю), после проведения контрольного (надзорного) мероприятия – выездное обследование с проведением контрольной закупки в отношении ИП ФИО2 (№) и составления по его результатам акта контрольной закупки от ДД.ММ.ГГГГ. и №, согласно которому ИП ФИО5 допущены нарушения обязательных требований, предусмотренных п.п.1,2 ст.1.2 и п.2 ст.5 Федерального Закона №54-ФЗ от 22.05.2003г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ», выразившихся в неприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов, не выдачи кассового чека в момент оплаты товара, не выдала контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе, содержащее требование, произвести формирование кассового чека коррекции.
Учитывая, что товар и денежные средства в ходе проверки ИП ФИО2 возвращены продавцу, старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок МИФНС России №8 по Красноярскому краю ФИО1 после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия в виде контрольной закупки не обязана была выдать ИП ФИО2
По результатам проведенной контрольной закупки, товар и денежные средства возвращены продавцу, то есть доход контролируемым лицом не получен, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Таким образом, анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к убеждению о том, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.6.1 КоАП РФ, не нашла своего подтверждения.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных выше обстоятельствах, а также учитывая отсутствие доказательств бесспорно подтверждающих факт виновности ФИО1, суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка № 119 в Рыбинском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в виду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.6.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №119 в Рыбинском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок МИФНС России №8 по Красноярскому краю ФИО1, признанной виновной по ч.4 ст.19.6.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок МИФНС России №8 по Красноярскому краю ФИО1 по ч.4 ст.19.6.1 КоАП РФ прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения, но может быть обжаловано или опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Т.В. Песегова