Дело № 2-599/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.
при секретаре Чевтаевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 23 июля 2019 года гражданское дело по иску Шматовой И. Д. к МУП «Горводоканал», администрации МР «Печора» о предоставлении услуги по водоснабжению и водоотведению надлежащего качестве, возложении обязанности осуществить подвоз питьевой воды до устранения недостатков по водоснабжению,
У С Т А Н О В И Л:
Шматова И.Д. обратилась в суд с иском к МУП «Горводоканал», администрации МР «Печора» о предоставлении услуги по водоснабжению и водоотведению надлежащего качестве, возложении обязанности осуществить подвоз питьевой воды до устранения недостатков по водоснабжению, указывая в обоснование иска, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: **********, коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению в данный дом осуществляет МУП «Горводоканал», на протяжении нескольких лет в квартире из-за недостаточного напора воды не включается газовая колонка, из-за чего отсутствует возможность нормально мыть посуду, осуществлять гигиенические процедуры, кроме того, вода имеет посторонние примеси (тину, окалину), а также запах сероводорода, что делает невозможным использовать ее для приготовления пищи, диспетчер организации заявки на ненадлежащее оказание услуг принимать отказывается, в связи с чем последовало обращение в суд с настоящими исковыми требованиями.
Истец просит суд обязать МУП «Горводоканал» предоставить услугу по водоснабжению и водоотведению надлежащего качества с учетом положений СанПиН 2.1.4.1074-01 и Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, обязать администрацию МР «Печора» осуществить подвоз питьевой воды до устранения недостатков по водоснабжению.
**.**.** в суд поступило заявление об уточнении исковых требований Шматовой И.Д., в которых истец просила обязать МУП «Горводоканал» предоставить услугу по водоснабжению и водоотведению надлежащего качества с учетом положений СанПиН 2.1.4.1074-01 и Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, обязать администрацию МР «Печора» осуществить подвоз питьевой воды до устранения недостатков по водоснабжению во двор многоквартирного ********** к подъезду №..., взыскать с МУП «Горводоканал» уплаченные денежные средства истцом за проведение экспертизы в сумме 5692,06 рублей.
Дело слушалось в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенной о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Шматов О.В., действующий на основании доверенности №... от **.**.**, уточнил исковые требования, просил суд обязать МУП «Горводоканал» осуществлять поставку холодной воды надлежащего качества, соответствующей требованиям СанПиН на вводе в ********** в **********, на остальных исковых требованиях настаивал
Определением Печорского городского суда от **.**.** производство по делу по иску Шматовой И.Д. к МУП «Горводоканал» о возложении обязанности предоставить услугу по водоотведению надлежащего качества с учетом положений СанПиН 2.1.4.1074-01 и Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 на вводе в ********** в ********** прекращено в связи с отказом представителя истца от иска в указанной части.
Представитель ответчика МУП «Горводоканал» Гудзоватый Д.И., действующий на основании доверенности №... от **.**.**, уточненные исковые требования не признал.
Представитель ответчика администрации МР «Печора» Родионова Т.А., полномочия которой подтверждены доверенностью №... от **.**.**, уточненные исковые требования не признала.
Представитель третьего лица начальник Государственной жилищной инспекции по ********** Сверчкова И.С., действующая на основании доверенности, заявленные в отношении ответчика МУП «Горводоканал» поддержала, исковые требования в отношении администрации МР «Печора» не поддержала.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ без участия представителя третьего лица ООО «Жилкомстрой-жилье», который надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Частью 4 статьи 3 ЖК Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В судебном заседании установлено:
Шматова И.Д. является собственником **********, расположенной в ********** в **********, право собственности зарегистрировано **.**.**, что следует из выписки, предоставленной Филиалом ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ********** (л.д.58-60).
Управляющей компанией ********** в ********** является ООО «Жилкомстрой-жилье».
МУП «Горводоканал» является ресурсоснабжающей организацией и эксплуатирует магистральные сети холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 вышеуказанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей электро, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, граница эксплуатационной ответственности между управляющей организацией ********** в ********** – ООО «Жилкомстрой-жилье» и ресурсоснабжающей организацией МУП «Горводоканал» по сетям холодного водоснабжения и водоотведения является стена данного многоквартирного дома.
Из материалов дела усматривается, на основании обращений лиц, проживающих в спорном доме, по вопросу ненадлежащего качества холодной воды в их квартирах, органом государственного контроля (надзора) Государственной жилищной инспекцией по ********** были проведены внеплановые выездные проверки, в том числе, в ********** (**** этаж, собственник Шматова И.Д.), по результатам которой составлен акт от **.**.** о выявлении нарушений обязательных требований, установлено, что вода в водоразборный кран в данную квартиру поступает слабым напором, тонкая струйка, давление воды (холодной) на вводе в дом составляет **** КГС/см?, **** литр набран за **** сек., температура + ****°С, визуально в холодной воде установлено наличие осадка, вода мутная, присутствует запах «сероводорода» (л.д.26).
В результате выявленных нарушений Государственной жилищной инспекцией по ********** в адрес МУП «Горводоканал» внесено представление №... от **.**.** с требованием – выполнить мероприятия по приведению давления холодной воды в квартирах №... жилого ********** в ********** и на вводе в данный жилой дом в соответствие с требованиями п.1.3 раздела I Приложения №1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п.2.26 СНиП 2.04.02-84?, СНиП 2.04.01-85 в срок до **.**.** (л.д.24).
В рамках рассмотрения настоящего дела определением Печорского городского суда от **.**.** была назначена судебная экспертиза по определению качества поставляемой холодной воды в ********** в **********.
Из экспертного заключения Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ********** в **********» №...-э от **.**.** следует:
Согласно протоколу лабораторных исследований №... от **.**.**, исследованный образец холодной питьевой воды из централизованной системы холодного водоснабжения до поступления в жилой дом по адресу: **********, отобранный **.**.** в ****.:
- по исследованному органолептическому показателю – запах при температуре ****° С, составил **** балла при гигиеническом нормативе **** балла, а по исследованному органическому показателю – запах при температуре ****° С, составил **** балла при гигиеническом нормативе **** балла, что не соответствует требованиям п.3.1 и п.3.5 раздела 3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- концентрация химического вещества – железо, с учетом погрешности, составила **** мг/дм? при гигиеническом нормативе **** мг/дм?, что не соответствует требованиям п.3.1. и п.3.2. раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п.555 ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;
- по исследованным органолептическим показателям: цветность, мутность; химическим показателям: марганец соответствует требованиям п.3.1. и п.3.2. раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Согласно протоколу лабораторных исследований №... от **.**.**, исследованный образец холодной питьевой воды из Водопроводной сети централизованной системы холодного водоснабжения в жилом доме по адресу: ********** **********, отобранный **.**.** в **** мин.:
- по исследованному органолептическому показателю – запах при температуре 60° С, составил 3 балла при гигиеническом нормативе 2 балла, что не соответствует требованиям п.3.1 и п.3.5 раздела 3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- концентрация химического вещества – железо, с учетом погрешности, составила **** мг/дм? при гигиеническом нормативе **** мг/дм?, что не соответствует требованиям п.3.1. и п.3.2. раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п.555 ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;
- по исследованным органолептическим показателям: запах при температуре ****° С, цветность, мутность; химическим показателям: марганец соответствует требованиям п.3.1. и п.3.2. раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (л.д.96-102).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (пункт 3).
Согласно статье 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества ".
Отношения в сфере предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, что соответствует ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.
Согласно п. п. "в", "г" ч. 3 Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу п. "а" ч. 4 Правил потребителю, в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее Правила N 354), установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Поскольку МУП «Горводоканал», являясь гарантирующей организацией оказывающей услуги населению по бесперебойной подаче холодной воды на вводе в ********** в **********, нарушило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (потребителям) в части подачи в жилые помещения, в том числе, в квартиру истца, коммунальных ресурсов (холодной воды) в необходимом для потребителей давлении в трубопроводе и надлежащего качества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требования истца о возложении на МУП «Горводоканал» обязанности предоставить услугу по водоснабжению надлежащего качества с учетом положений СанПиН 2.1.4.1074-01 и Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 на вводе в ********** в **********, подлежит удовлетворению.
Доводы представителя МУП «Горводоканал» о том, что до ввода в дом услуга по водоснабжению оказывается предприятием надлежащего качества, в связи с чем ответственность за ненадлежащее водоснабжение квартирах потребителей должна нести управляющая организация судом не принимается, поскольку опровергается доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Доказательств обратного ответчиком МУП «Горводоканал» суду представлено не было.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, управляющей компанией ООО «Жилкомстрой-жилье» в ********** в ********** были предприняты меры для повышения напора холодной воды, а именно, установлен насос повышающий давление, однако данные меры должного результата не дали, напор поставляемой воды потребителям остается слабым.
Вместе с тем, исковые требования Шматовой И.Д. к администрации МР «Печора» о возложении обязанности осуществить подвоз питьевой воды до устранения недостатков по водоснабжению суд находит не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Исходя из положений ч.3 ст.14 и п. 3 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств
Согласно ч. 10 ст. 21 указанного Федерального закона в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в п. 1 - 3 части 1, п. п. I, 5 - 7 ч. 3 данной статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе и путем подвоза воды.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан обеспечить население питьевой водой, в том числе и путем подвоза воды, в течение одних суток в следующих случаях: из-за возникновении аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения; из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; из-за необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров; в случае получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации; из-за аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей; из-за проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей; из-за проведения планово-предупредительного ремонта.
В ходе судебного разбирательства не было установлено случаев из вышеназванного перечня, а также фактов невозможности исполнения организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение (МУП «Горводоканал»), своих обязательств, либо случаев отказа указанной организацией от исполнения своих обязательств, обязывающих администрацию МР «Печора», в соответствии с действующим законодательством, осуществлять подвоз питьевой воды во двор многоквартирного ********** к подъезду №... до устранения недостатков по водоснабжению, в связи с чем, данные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что истец при подаче иска истец освобожден от уплаты госпошлины на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, суд взыскивает с МУП «Горводоканал» государственную пошлину в доход муниципального образования муниципального района «Печора» в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать МУП «Горводоканал» предоставить услугу по водоснабжению надлежащего качества с учетом положений СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 Постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на вводе в ********** в **********.
Исковые требования Шматовой И. Д. к администрации МР «Печора» о возложении обязанности осуществить подвоз питьевой воды до устранения недостатков по водоснабжению, - оставить без удовлетворения.
Взыскать с МУП «Горводоканал» в доход муниципального образования муниципального района «Печора» государственную пошлину в размере 300 рублей (триста рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.
Председательствующий: судья И.В. Филиппова