Решение по делу № 2-738/2016 от 09.09.2016

Дело №2-738/2016

Категория 2.084

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2016 года      р.п. Таловая

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Тульниковой Ю.С.;

при секретаре Кувшиновой Е.А.,

с участием истца Комкова Н.Я., его представителя адвоката Корчагиной Е.В.,

представителей ответчика Ковалевской Л.В., Леонтьева И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское делу по иску Комкова Н.Я. к БУЗ ВО «Таловская РБ» о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Комков Н.Я. обратился в суд с требованиями, с учетом уточнения, о взыскании с БУЗ ВО «Таловская РБ» денежных средств, затраченных им на приобретение лекарств, в размере 99441,2 руб., и компенсации морального вреда в размере 100000 руб. Свои требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ г. он является инвалидом <данные изъяты> группы, причина инвалидности «<данные изъяты>» и на основании ст.14 п.3 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «<данные изъяты>», а на основании п.1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" получает ежемесячную денежную выплату согласно п.1.2 по категории «граждане из подразделения особого риска, имеющие инвалидность». От социального пакета (Л1+П) в размере 881,63 руб. не отказывался. В связи с рядом заболеваний нуждается в жизненно необходимых медицинских препаратах. С 2005 г. он состоит на учете у ответчика с диагнозами «<данные изъяты>». Врачами ответчика ему назначено лечение лекарственными препаратами: <данные изъяты> Однако с 01.01.2011 г. ему не выдавали эти лекарства, или выдавали другие, которые по качеству хуже и дешевле необходимых ему лекарств. По результатам проверок по его обращениям в департамент здравоохранения, прокуратуру, полицию нарушений не выявлялось, разъяснялось, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказов на поставку лекарств для льготного лекарственного обеспечения граждан осуществляется по международным непатентованным наименованиям, обеспечение лекарствами и дженериками не противоречит требованиям законодательства; территориальный орган Росздравнадзора по Воронежской области выявил нарушения ведения его амбулаторной карты. Однако лекарства, которые выдавались ему взамен назначенных, не оказывали должного действия, причиняли вред его здоровью, поэтому он был вынужден приобретать лекарства самостоятельно – это является прямым нарушением его прав, затраты на лекарства являются для него существенными – на их приобретение он потратил требуемую к взысканию сумму. Ответчик обязан возместить ему их стоимость, поскольку расходы на их приобретение возникли по вине врачей. Неправомерными действиями врачей ему был причинен моральный вред, поскольку приобретая лекарства, которые должны предоставляться ему бесплатно, он вынужден обращаться в суд, что заставляет его волноваться, т.е. причиняет нравственные страдания. Моральный вред подлежит компенсации в соответствии со ст.151 ГК РФ, т.к. в данном случае ущерб причинен его здоровью.

В судебном заседании истец Комков Н.Я. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, пояснив суду, что указанные лекарства были рекомендованы ему врачами <данные изъяты> областной больницы, где он регулярно проходит обследования и лечение, а в лекарствах, которые назначались и выписывались врачами Таловской районной больницы он не нуждается, не собирается их получать, не требовал на них бесплатных рецептов и неоднократно от них отказывался, врачам Таловской РБ он не верит; он видит рекламу по телевидению, читает газеты, где пишут, что необходимо лечиться дорогими лекарствами, которые ему, как инвалиду, должны быть предоставлены бесплатно; он звонит в аптеку, узнает о наличии необходимого ему лекарства и только затем идет к врачу за бесплатным рецептом; с сентября 2016 г. к врачам не обращался; больница должна компенсировать ему моральный вред в связи с тем, что он переживал нравственные страдания, обращаясь по факту не получения бесплатно необходимых ему лекарств в различные правоохранительные и надзорные органы; из перечня препаратов в расчете цены иска он никогда не приобретал себе <данные изъяты>, и не знает, почему они вошли в расчет по иску, а также некоторые из лекарств (<данные изъяты>) он назначал себе самостоятельно, но полагал, что все расходы на их приобретение должен возместить ответчик; к аптеке и департаменту здравоохранения Воронежской области он не имеет претензий – в его расходах виновата Таловская РБ.

Представитель истца адвокат Корчагина Е.В., действующая на основании ордера, поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, пояснив суду, что указанные в иске лекарства рекомендовались Комкову Н.Я. как врачами областной больницы, так и врачами Таловской РБ, но бесплатные рецепты на них или не выписывались, или выписывались, но в аптеке по этим рецептам лекарства не выдавались; обязанность контролировать наличие необходимых истцу лекарств в аптеке возложена законодательством на больницу, поскольку после выписки истцу бесплатного рецепта БУЗ ВО «Таловская РБ» обязана составить список выписанных лекарств и передать его в аптеку, чтобы она закупила необходимые для Комкова Н.Я. лекарства, департамент здравоохранения, соответственно, должен профинансировать и распределить средства бюджета на эти цели, а потому он не должен являться ответчиком по делу; ответчик не доказал отсутствие своей вины в причинении материального ущерба истцу; требования о компенсации морального вреда производны от требований о возмещении материального ущерба, поскольку ответчиком нарушены личные неимущественные права Комкова Н.Я. на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, речь о вреде здоровью истца здесь не идет; в расчет цены иска вошли лекарства и товары, кассовые чеки на приобретение которых с 01.01.2011 г. ей передал истец. Сроки исковой давности просила не применять, поскольку требования касаются медицины и здоровья граждан.

Представитель ответчика Леонтьев И.Л., действующий на основании доверенности, не признал заявленные требования, указав, что ими проверена вся медицинская карта амбулаторного больного Комкова Н.Я. за период с 01.01.2011 г., и из нее следует, что пациенту Комкову Н.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., выставлены различные диагнозы, и лечащим врачом после осмотра состояния больного регулярно назначались входящие в стандарты медицинской помощи лекарства для лечения его заболеваний, а также выписывались бесплатно назначенные ему лекарства, и по рецептам эти лекарства получались в <данные изъяты> «<данные изъяты>» <данные изъяты> «<данные изъяты>», что подтверждается сведениями из этого аптечного учреждения. Однако Комкова Н.Я. не устраивали назначаемые лечащим врачом БУЗ ВО «Таловская РБ» лекарственные препараты, и он требовал выписывать ему лекарства по составленным самостоятельно спискам, предъявляя их врачу, желая получить более разрекламированные и дорогостоящие препараты. Ему разъяснялось, что назначаемые препараты аналогичны требуемым им и содержат в своем составе одно и то же действующее вещество, и что только врач, исходя из состояния здоровья больного, с учетом показаний к применению, противопоказаний, сочетаемости препаратов, принимает решение о необходимости назначения лекарственного препарата. Комков Н.Я. самостоятельно приобретал и употреблял лекарства. Назначений каких-то конкретных лекарственных средств по жизненно важным показаниям либо в силу индивидуальной непереносимости Комкову Н.Я. не производилось, решения врачебной комиссии по данному вопросу не существует. При проведении по жалобам Комкова Н.Я. многочисленных проверок не выявлено нарушений в снабжении его медикаментами. Просил отказать в удовлетворении иска, при рассмотрении требований применить исковую давность.

Представитель ответчика Ковалевская Л.В., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования, просила отказать в их удовлетворении пояснила суду, что процедура получения лекарственных средств регулируется Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. №328, а также приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. №255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг». Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. №1175н, в соответствии с которым назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом по результатам осмотра и обследования и при личном обращении к нему. С 01.01.2011 г. и по настоящее время лечащим врачом выписывались рецепты на все назначенные при осмотре врачом лекарства, перечень которых указан в Приложении к отзыву на исковое заявление, и приобретение которых финансировалось как из федерального, так и из регионального бюджета. Постановлением Правительства Воронежской области от 27.12.2012 года № 1243 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов на территории Воронежской области» утверждена программа, в соответствии с пунктом 3.3 которой при оказании медицинской помощи обеспечение граждан лекарственными препаратами, в том числе иммунобиологическими препаратами и дезинфицирующими средствами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При оказании плановой амбулаторной медицинской помощи лекарственное обеспечение осуществляется за счет личных средств граждан, за исключением категорий граждан, имеющих право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных федеральным и областным законодательством. Льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан осуществляется в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» согласно стандартам оказания амбулаторно-поликлинической помощи на основании Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Пунктом 4 названного Постановления Правительства предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. На БУЗ ВО «Таловская РБ» обязанность по финансированию льготных групп населения лекарственными средствами ни одним нормативно-правовым актом не возложена. Уставом БУЗ ВО «Таловская РБ» также не предусмотрено обязанностей ответчика по возмещению льготным категориям граждан понесенных расходов на приобретение лекарственных средств. Вины БУЗ ВО «Таловская РБ» в сложившейся ситуации не имеется, рецепты на назначенные лечащим врачом лекарства выдавались. Обеспечение лекарственными средствами происходит по результатам торгов, осуществляемых структурным подразделением департамента здравоохранения Воронежской области, где выбирается поставщик, с которым заключается государственный контракт.

Представитель третьего лица департамента здравоохранения Воронежской области, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не предоставил. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании положений ст.167 ч.3 ГПК РФ.

    Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленную медицинскую документацию, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.39 ч.1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.41 ч.1 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

Как указано в исковом заявлении и не оспаривается ответчиком, Комков Н.Я. является инвалидом 2 группы бессрочно, увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, и связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, т.е. он имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врача.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п.2.3). В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (п. 2.7).

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". В соответствии с утвержденным порядком назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по результатам осмотра и обследования и при личном обращении к нему.

Согласно п.2.11 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 "О Порядке отпуска лекарственных средств" при отпуске лекарственного средства, включенного в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иного лекарственного средства, отпускаемого бесплатно или со скидкой, работник аптечного учреждения (организации) может осуществлять синонимическую замену лекарственного средства.

Как следует из медицинской карты амбулаторного больного, искового заявления и справки ответчика, у Комкова Н.Я. имеются следующие диагнозы: <данные изъяты>.

Как следует из медицинской карты амбулаторного больного Комкова Н.Я. и продублировано в приложении к отзыву ответчика на исковое заявление (т.2 л.д.27-32), за период с 01.01.2011 г. Комкову Н.Я. регулярно после осмотра выписывались рецепты на бесплатное получение назначенных лечащим врачом лекарственных препаратов; имеются также записи об отказе от назначенных медикаментов и от осмотров, что согласуется с показаниями истца Комкова Н.Я. в судебном заседании о том, что он не нуждается в назначаемых врачами Таловской РБ лекарствах, не требовал на них бесплатных рецептов и неоднократно от них отказывался.

Ни из медицинской карты амбулаторного больного Комкова Н.Я., ни из представленных им выписок из медицинских карт амбулаторного (стационарного) больного БУЗ <данные изъяты>» не следует, что Комков Н.Я. нуждается в каком-либо конкретном лекарственном препарате, не подлежащем замене, по жизненным показаниям, индивидуальной непереносимости.

Из представленных ответчиком сведениям по лицевым счетам по пациенту Комкову Н.Я., выданных аптечным учреждением, осуществляющим отпуск гражданам лекарственных препаратов по льготным рецептам <данные изъяты> «<данные изъяты>» <данные изъяты> <данные изъяты> «<данные изъяты>», истец в спорный период регулярно обеспечивался назначенными лечащим врачом лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Воронежской обл. от 27.12.2012 N 1243 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов на территории Воронежской области" утверждена указанная программа, в соответствии с п.3.3 которой при оказании медицинской помощи обеспечение граждан лекарственными препаратами, в том числе иммунобиологическими препаратами и дезинфицирующими средствами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При оказании плановой амбулаторной медицинской помощи лекарственное обеспечение осуществляется за счет личных средств граждан, за исключением категорий граждан, имеющих право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных федеральным и областным законодательством.

Льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан осуществляется в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", в соответствии с Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" согласно стандартам оказания амбулаторно-поликлинической помощи на основании Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

В соответствии с Приказом ДЗ Воронежской обл. от 17.03.2016 N 499 "Об утверждении Административного регламента департамента здравоохранения Воронежской области по исполнению государственной функции "Организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании" непосредственное исполнение государственной функции по организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании осуществляет департамент здравоохранения Воронежской области.

Таким образом, истец, в соответствии с существующим правовым регламентированием обладает правом на получение собственно лекарственных препаратов в аптеке, предъявив соответствующие рецепты, выписанные врачами БУЗ ВО «Таловская РБ», пользовался этим правом, а также приобретал самостоятельно лекарственные препараты за собственные денежные средства, последующее возмещение которых действующим законодательством не предусмотрено.

Учитывая приведенные положения законодательства, конкретные обстоятельства по делу, суд считает, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по денежному возмещению затрат истца на самостоятельное приобретение лекарственных средств, и, соответственно, не имеется оснований для удовлетворения производных требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Комкова Н.Я. к БУЗ ВО «Таловская РБ» о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Таловский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 07 ноября 2016 года.

Судья Ю.С. Тульникова

2-738/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Комков Н.Я.
Ответчики
БУЗ ВО "Таловская РБ"
Другие
Корчагина Е.В.
Департамент здравоохранения по Воронежской области
Суд
Таловский районный суд Воронежской области
Дело на странице суда
talovsky.vrn.sudrf.ru
09.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2016Передача материалов судье
14.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2016Предварительное судебное заседание
17.10.2016Судебное заседание
17.10.2016Судебное заседание
02.11.2016Судебное заседание
07.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее