Судья Комарова В.А. Дело № 7-21-346
Р Е Ш Е Н И Е
2 апреля 2018 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу защитника ФГУП «Росморпорт» Ванюкова В.Ю. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 2 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора Нечкина С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто штрафу в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 2 февраля 2018 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ФГУП «Росморпорт» – без удовлетворения.
В жалобе защитник юридического лица – Ванюков В.Ю. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав защитника ФГУП «Росморпорт» Буренко В.С., возражения представителя Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора Молибога А.В., считаю, что оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
На основании статьи 1 вышеуказанного закона, обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу требований части 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.
Согласно статье 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В силу пункта 93 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 620 от 12 августа 2010 года, охрана окружающей среды от негативного воздействия на объектах морского транспорта должна обеспечиваться выполнением требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее Конвенция), а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и атмосферного воздуха, и настоящего технического регламента.
В соответствии со статьей 1 Конвенции, стороны Конвенции обязуются осуществлять положения настоящей Конвенции и тех Приложений к ней, которыми они связаны, в целях предотвращения загрязнения морской среды вредными веществами или стоками, содержащими такие вещества, путем их сброса в нарушение положений Конвенции. Всякая ссылка на настоящую Конвенцию, если специально не предусмотрено иное, означает одновременную ссылку на ее Протоколы и Приложения.
В приложении V к Конвенции Правила предотвращения загрязнения мусором с судов в правиле 1 определено, что «мусор» означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов (исключая свежую рыбу и ее остатки), которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции.
В соответствии с правилом 7 указанного Приложения к Конвенции на Правительство каждой Стороны Конвенции возлагается обязанность обеспечить порты и терминалы устройствами для приема мусора с учетом нужд использующих их судов без необоснованного их простоя.
В соответствии с пунктом 4.3 «Сбор» Руководства по выполнению Приложения V к Конвенции 73/78 мусоросборники для мусора должны быть отчетливо промаркированы и различаться по цвету, характеру надписи, форме, размерам или расположению.
Пунктом 4.5.3 «Хранение» указанного Руководства пищевые отходы и связанный с ними мусор, которые возвращаются в порт и в которых могут перевозится болезнетворные организмы и паразиты, следует хранить в плотно закрывающихся резервуарах или содержать отдельно от мусора, в которых нет таких пищевых отходов. Мусор обоих видов должен храниться в отдельных отчетливо промаркированных резервуарах во избежание неправильного удаления и обработке на суше.
Как следует из материалов дела, ФГУП «Росморпорт» осуществляет деятельность по оказанию услуг по сбору отходов с судов, а именно: оказывает услуги по приему – перевозке отходов – сточно-фекальных вод, нефтесодержащих и льяльных вод, судовых твердых отходов, обтирочного материала, загрязненного маслами, отработанных ртутных ламп.
На осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов ФГУП «Росморпорт» имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Для накопления отходов ФГУП «Росморпорт» использует территорию причала № расположенного в водоохраной зоне залива Находка Японского моря по адресу: <адрес> который находится в пользовании юридического лица на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с приказом руководителя Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении планового (рейдового) задания» ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования должностным лицом Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора причала №, установлено, что отходы производства и потребления, судовые эксплуатационные отходы (нефтесодержащие отходы (обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами), лампы ртутные, люминесцентные утратившие потребительские свойства, пищевые отходы и др.) хранятся в одной куче как в ластиковых пакетах, так и в открытом виде.
Указанные обстоятельства, зафиксированные в акте обследования территории № от ДД.ММ.ГГГГ послужили основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора в отношении ФГУП «Росморпорт» дела об административном правонарушении по статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования, по окончанию которого ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГУП «Росморпорт» составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения ФГУП «Росморпорт» административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: актом обследования территории № от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к акту, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №, служебной запиской государственного инспектора РФ Нечкина С.В., копией лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № № ДД.ММ.ГГГГ, уставом ФГУП «Росморпорт», положением о Дальневосточныом бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт», положением о Восточном управлении Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», Положением производственного экологического контроля Восточного филиала ФГУП «Росморпорт», разработанным в том числе на основании Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, Порядком осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Данные доказательства обоснованно признаны судом достаточными для разрешения дела по существу, они получили оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в совокупности объективно свидетельствуют о виновности общества в несоблюдении при обращении с отходами требований Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, Закона об охране окружающей среды и Закона об отходах производства и потребления.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
С учетом установленного, должностное лицо административного органа и судья городского суда, вопреки утверждению защитника юридического лица, сделали обоснованный вывод о том, что деятельность ФГУП «Росморпорт» по сбору и обработке мусора, пищевых отходов и иных судовых отходов подпадает под требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года.
Ссылка в жалобе на то, что ФГУП «Росморпот» не должно осуществлять контроль при приеме судовых отходов, несостоятельна, поскольку оказывая комплекс услуг судовладельцам по сбору с судов отходов, в соответствии с Порядком осуществления производственного контроля в области обращения с отходами ФГУП «Росморпорт» обязано доставлять на борт судна полиэтиленовые мешки, предназначенные для сбора и упаковки ТБО, накопленных на судне за время следования от предыдущего порта. При наличии специальных заявок на судно может подаваться металлический контейнер. ТБО, упакованные в полиэтиленовые мешки, собираются СЛВ, доставляются к площадке временного хранения отходов, расположенной на причале экологического флота. Металлические контейнеры также доставляются на площадку временного накопления. Обтирочный материал собирается в полиэтиленовые мешки и доставляется к площадке временного накопления. По мере накопления отходов на площадке временного накопления, они сортируются, горючие отходы (ветошь, бумага, бумажная и картонная упаковка, пластиковая упаковка) утилизируется (сжигается ). Не горючие отходы – стеклотара и жестяная консервная тара вывозится на полигон НГО. Отработанные ртутные лампы передаются на площадку электромастеркой для временного накопления и дальнейшей передаче на демеркуризацию (л.д.136-137).
В соответствии с положением «О восточном управлении Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», Восточное управление является структурным подразделением Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Согласно подпунктам 13 и 14 пункта 2.2 Положения, Восточное управление представляет интересы ФГУП «Росморпорт» по всем вопросам, связанным с исполнением договорных обязательств, осуществляет контроль за исполнением контрагентами ФГУП «Росморпорт» мероприятий по охране окружающей среды морских портов в рамках договоров оказания услуг по сбору отходов с судов, заключенных с ФГУП «Росморпорт» в счет взимания экологического сбора.
Являясь участником правоотношений, связанных со сбором отходов с судов, предприятие обязано обеспечить безопасные условия обращения с отходами, в том числе на этапе накопления собранных с судов отходов.
Поскольку по делу установлено, что накопление отходов, в том числе судовых отходов осуществляется предприятием в одной куче как в пластиковых пакетах, так и в открытом виде, то есть с нарушением требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и такое размещение отходов не является безопасным, выводы должностного лица и судьи городского суда о виновности ФГУП «Росморпорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях названного Кодекса, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется,
Доводы жалобы правильность выводов судьи городского суда не опровергают и оснований для освобождения ФГУП «Росморпорт» от административной ответственности не содержат.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы постановление по настоящему делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что перечислив в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания виды отходов, находящихся в момент обследования на причале №, должностное лицо административного органа увеличило и конкретизировало объем выявленных нарушений в сравнении с зафиксированным в акте, отклоняются как несостоятельные, поскольку событие административного правонарушения изложено должностным лицом в протоколе и в постановлении на основании совокупности собранных доказательств. В данном случае виды отходов отражены на фотографиях, приложенных к акту обследования.
Оснований для признания акта обследования территории № от ДД.ММ.ГГГГ недопустимым доказательством не усматривается, неуказание в акте времени и полного адреса места его составления, при наличии в акте даты его составления, а также сведений о том, что акт составлен в городе Находке, не свидетельствуют о порочности данного документа.
Статья 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно (часть 1), либо в случае необходимости получения дополнительных данных - в течение двух суток после выявления совершения административного правонарушения (часть 2), либо по окончании административного расследования, если таковое проводилось (часть 3).
По настоящему делу протокол об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГ по окончании административного расследования, что соответствует положениям статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иных доводов, имеющих правовое значение, которые не были бы проверены в ходе производства по делу и при рассмотрении дела, жалоба не содержит. Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФГУП «Росморпорт» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей Находкинского городского суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 2 февраля 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника ФГУП «Росморпорт» Ванюкова В.Ю. - без удовлетворения.
Судья Судницына С.П.