Судья: Вирюкина К.В. УИД 39RS0002-01-2022-005213-62
Дело № 2-5776/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-1817/2023
02 мая 2023 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ольховского В.Н.
судей Филатовой Н.В., Алферовой Г.П.
с участием прокурора Маркеловой Г.Н.
при секретаре Быстровой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богданова Ильи Вячеславовича к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, по апелляционной жалобе Богданова Ильи Вячеславовича на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., пояснения представителя Богданова И.И. – Шмыревой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богданов И.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Калининградской области, указав, что 11.06.2020 постановлением следователя СО ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда в отношении него было возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты>
17.06.2020 в 21:00 в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ он был задержан по подозрению в совершении указанного преступления.
В тот же день – 17.06.2020 – ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, а постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19.06.2020 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 01 месяц 25 суток, то есть до 11.08.2020, и впоследствии срок содержания под стражей неоднократно продлевался судом.
Постановлением старшего следователя СО УМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда от 24.12.2021 уголовное дело в отношении него было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – в связи с отсутствием в деянии состава преступления, при этом разъяснено право на реабилитацию в порядке ст. 134 УПК РФ.
Указывает, что ему был причинен моральный вред в результате возбуждения в отношении него уголовного дела за тяжкое преступление, которое он не совершал, а также в связи с избранием в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на 11 месяцев, ввиду чего он не мог работать, обеспечивать свою жену и несовершеннолетних детей, а также не имел возможности их видеть. Также ссылается на то, что вследствие нахождения на протяжении 11 месяцев в статусе обвиняемого с ним и его семьей перестали общаться родственники, друзья и знакомые, осуждая его за преступление, которого он не совершал. В связи с этим он находился в состоянии постоянного нервного напряжения, испытывал сильный стресс, на фоне переживаний развилась депрессия и бессонница.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Богданов И.В. просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Калининградской области компенсацию морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием в размере 2 000 000 руб.
Определением суда первой инстанции от 27.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена прокуратура Калининградской области.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 16.11.2022 исковые требования Богданова И.В. были удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере 200 000 руб. В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Богданов И.В. в лице представителя Шмыревой А.А. просит изменить решение суда первой инстанции и взыскать компенсацию морального вреда в полном объеме.
Считает фактически взысканную судом сумму компенсации чрезмерно заниженной, не отвечающей требованиям разумности и справедливости. Полагает, что суд не учел процессуальные особенности уголовного преследования, продолжавшегося с 17.06.2020 по 24.12.2021, а также меры процессуального принуждения, которые ограничивали его права, отражались на личной жизни, поскольку на протяжении периода уголовного преследования он не имел возможности работать, материально обеспечивать свою семью, видеть и воспитывать своих несовершеннолетних детей.
Лица, участвующие в деле за исключением указанных выше, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст.ст. 133ст.ст. 133-139, 397, 399).
Исходя из содержания данных статей УПК РФ, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого – прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ст. 136 УПК РФ).
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абз. 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).
В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» разъяснено, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением следователя СО ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда от 11.06.2020 было возбуждено уголовное дело № в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты>
17.06.2020 по подозрению в совершении указанного выше преступления в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ был задержан Богданов И.В.
В этот же день ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, и он допрошен в качестве обвиняемого.
Постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19.06.2020 Богданову И.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 01 месяц 25 суток, то есть до 11.08.2020, который впоследствии неоднократно продлевался постановлениями Ленинградского районного суда г. Калининграда от 10.08.2020, 10.09.2020, 08.10.2020, 10.11.2020, 09.12.2020, 29.12.2020, 10.02.2021 и 09.03.2021, окончательный срок – до 11.04.2021.
Постановлением следователя СО МО МВД России «Светлогорский» от 09.04.2021 мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого Богданова И.В. изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.
14.04.2021 Богданову И.В. перепредъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, он допрошен в качестве обвиняемого.
23.04.2021 составлено обвинительное заключение по обвинению Богданова И.В. в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, которое направлено для утверждения прокурору Ленинградского района г. Калининграда.
Однако постановлением и.о. заместителя прокурора Ленинградского района г. Калининграда от 03.05.2021 уголовное дело возвращено для производства дополнительного следствия.
24.12.2021 предварительное следствие по уголовному делу № было возобновлено.
Постановлением следователя СО ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда от 24.12.2021 вышеуказанное уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты>, и уголовное преследование в отношении Богданова И.В. прекращены по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – в связи с отсутствием в деянии состава преступления, за Богдановым И.В. признано право на реабилитацию, после чего он обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и разъяснений по их применению, пришел к обоснованному выводу о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Богданова И.В. компенсации морального вреда, учитывая установленный факт прекращения уголовного дела по реабилитирующему основанию за непричастностью истца к совершению преступлений, что является основанием для возложения на государство обязанности компенсации в денежной выражении морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования.
Вместе с тем судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом не в полной мере учтены обстоятельства его уголовного преследования.
По мнению судебной коллегии, компенсация морального вреда в размере 200 000 руб., взысканная судом с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу Богданова И.В., не отвечает степени и характеру причиненных ему нравственных страданий, требованиям разумности и справедливости.
Как следует из материалов дела, общая продолжительность уголовного преследования Богданова И.В. составила 1 год 6 месяцев 7 дней, время его содержания под стражей – 9 месяцев 13 дней, период нахождения под подпиской о невыезде – 8 месяцев 15 дней.
Таким образом, вследствие незаконного уголовного преследования истец в течение длительного времени был лишен свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, не имел возможности общения с родственниками и близкими ему людьми.
Однако при определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд первой инстанции указанные выше обстоятельства в полной мере во внимание не принял.
В этой связи, учитывая обстоятельства дела в совокупности, данные о личности Богданова И.В., ранее судимого, в том числе за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, и отбывавшего наказание в местах лишения свободы, не работающего, степень и характер перенесенных истцом нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, судебная коллегия считает возможным решение суда изменить, увеличив размер компенсации морального вреда, взысканной в пользу Богданова И.В., до 300 000 руб.
При этом материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для определения компенсации морального вреда в заявленном истцом размере. Степень нравственных и физических страданий оценивалась судебной коллегией с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей истца и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им нравственных страданий.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 ноября 2022 года изменить, увеличив размер компенсации морального вреда, взысканной с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу Богданова Ильи Вячеславовича, до 300 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: