Решение по делу № 12-562/2020 от 11.08.2020

                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                          УИД 41RS0-40

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

    «17» сентября 2020 года                          г. Петропавловск-Камчатский

        Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району по делу от 29 июля 2020 года о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району по делу от ДД.ММ.ГГГГ капитан судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с постановлением, капитан судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, сославшись на следующие доводы. Постановлением вменен сброс с борта судна Плавзавод «Капитан Теплюков» измельченных пищевых отходов в количестве 1,0 м?, произведенный ДД.ММ.ГГГГ в 01 час. 00 мин., в географических координатах 54°18,8?сш 155°40,7?вд, в территориальном море РФ, чем нарушены п.п. 13.1.8, 13.1.9 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации (утв. Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ); ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Его вина по настоящему делу не доказана, учитывая факт издания соответствующими органами нормативно-правового акта (судовой план управления ликвидацией мусора ПЗ «Капитан Теплюков» 12913-050- КДВ.010, одобренный Российским морским регистром судоходства ДД.ММ.ГГГГ), регулирующего спорные правоотношения, которыми руководствовалось ОАО «Колхоз Октябрь» при ведении производственной деятельности. Материалами дела подтверждается отсутствие причинения вреда каким-либо имущественным либо иным интересам государства и третьих лиц, что свидетельствует о возможности признания совершенного деяния малозначительным, или снизить размер административного штрафа ниже низшего предела. Фактические координаты мест сброса с ПЗ «Капитан Теплюков» пищевых отходов, измельченных с помощью дробилки (паспорт ДАЛУ.102139.001 ПС) до фракции размеров не более 25 мм, за пределами 3-х мильной зоны, указаны в судовом журнале. Обозначенная дробилка соответствует требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов с 1973 года и Санитарным правилам. К тому же, должностное лицо, установив имеющиеся по его мнению нарушения, формально разбило на 26 эпизодов выявленное нарушение в работе судна при обращении с пищевыми отходами, тем самым искусственно увеличив сумму административного штрафа, подлежащую взысканию, что является в силу ст. 10 ГК РФ, злоупотреблением правом и не согласуется с принципами соразмерности и справедливости. Более того, подобного рода усмотрение позволяет должностному лицу, в зависимости от личных симпатий и (или) иных обстоятельств в каждом конкретном случае, самостоятельно решать, в каком случае пойти на встречу лицу, привлекаемому к административной ответственности и объединить отдельные эпизоды в одно административное дело, а кому - наоборот, каждый эпизод зафиксировать отдельно, что подтверждается официальным сведениями Верховного суда РФ, когда в аналогичной ситуации несколько эпизодов объединяются в одно дело. Фактически, ДД.ММ.ГГГГ с 17 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. административным органом осуществлен осмотр ПЗ «Капитан Теплюков», составлены 26 протоколов с одновременным вынесением 26 постановлений с идентичными обстоятельствами. Общий размер административного наказания составил 390 000 руб., что явно является чрезмерным и не согласуется с принципами справедливости и соразмерности наказания. С учетом изложенного, учитывая конкретный характер и последствия совершенного административного правонарушения, принимая во внимание объем сброшенных с борта судна бытовых отходов, который не является значительным, принципы справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного использования административного принуждения, признавая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями размер административного наказания может быть уменьшен соответствующим постановлением судьи. Просил производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, либо снизить размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Капитан судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 о месте и времени рассмотрения жалобы извещен в установленном законом порядке, в судебном заседании участия не принимал, ходатайств не направлял.

         Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.

Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;

Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

         В соответствии со ст. 1 Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее-Конвенция МАРПОЛ) стороны Конвенции обязуются осуществлять положения настоящей Конвенции и тех Приложений к ней, которыми они связаны, в целях предотвращения загрязнения морской среды вредными веществами или стоками, содержащими такие вещества, путем их сброса в нарушение положений Конвенции. Всякая ссылка на настоящую Конвенцию, если специально не предусмотрено иное, означает одновременно ссылку на ее Протоколы и Приложения.

        В Правиле 1 Приложения V «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» к Конвенции МАРПОЛ закреплены основные понятия целей настоящего Приложения, в том числе, пищевые отходы под которыми понимают любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне. Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для помещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

Приказом Госкомрыболовства РФ от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие «Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации» (далее-Наставления).

Как следует из понятий, изложенных в Наставлениях, ближайший берег - исходная линия, от которой согласно международному праву отсчитываются территориальные воды соответствующей территории (п. 1.2.3); мусор - все виды пищевых и бытовых отходов (исключая свежую рыбу и ее остатки), пластмасс, отходов, связанных с грузом, отходов, образующихся при техническом обслуживании, эксплуатационных отходов, масляных отстоев, масляной ветоши, остатков груза, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением вредных веществ (п. ДД.ММ.ГГГГ); пищевые отходы - любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты, пищевые остатки, частицы пищевых продуктов, а также все другие материалы, загрязненные такими отходами и образуемые на борту судов, главным образом на камбузе и в местах приема пищи (п. ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п. 13.1.3 Наставлений, сброс мусора с судов в открытом море и в особых районах регламентируется приложением V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, Конвенцией ХЕЛКОМ 92, в исключительной экономической зоне Российской Федерации - постановлением Правительства Российской Федерации, а во внутренних и территориальных водах - национальными правилами и законодательствами стран.

Согласно п. 13.1.9 Наставлений сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.

Ответственность за выполнение на судне комплекса мероприятий по предотвращению загрязнения с судов возлагается на капитана судна (п. 1.3.1 Наставлений).

Требования Наставлений обязательны для экипажей судов государственных предприятий, акционерных обществ и рыболовецких колхозов, работающих в открытом море, исключительной экономической зоне, территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации и других государств, а также учреждений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием судов.

Административная ответственность по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как усматривается из исследованных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с 14 час. 35 мин. до 18 час. 00 мин., в географических координатах 53°52?6 сш 155°53?8 вд, ТМ РФ, подзона 6105.4, госинспектором РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району проведен досмотр Плавзавод «Капитан Теплюков», составлены Протокол досмотра транспортного средства и Акт осмотра судна, копии которых капитан ФИО2 получил, замечаний по проведенному досмотру не имел. Согласно Акту осмотра судна, в деятельности капитана ФИО2 выявлены нарушения п.п. 13.1.8, 13.1.9 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации», введенных в действие Приказом Госкомрыболовства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Ответственность предусмотрена ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 3).

С целью всестороннего и полного рассмотрения дела, определением от ДД.ММ.ГГГГ к материалам дела об административном правонарушении в отношении капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 приобщены копии документов из дела об административном правонарушении в отношении капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно указанному перечню (л.д. 1-2).

На основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр морского рыбного порта под от ДД.ММ.ГГГГ, судно Плавзавод «Капитан Теплюков» принадлежит на праве собственности ОАО «Колхоз Октябрь», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно (л.д. 20).

Согласно сведениям судовой документации (журнал операций с мусором (начат ДД.ММ.ГГГГ), судовой журнал (начат ДД.ММ.ГГГГ)), судно Плавзавод «Капитан Теплюков» ДД.ММ.ГГГГ в 01 час. 00 мин., в географических координатах 54°18,8?сш 155°40,7?вд, начали сброс замороженных измельченных пищевых отходов общим объемом 1,0 м?, в географических координатах 54°12,6? сш 155°43,3? вд, закончили сброс замороженных измельченных пищевых отходов (л.д. 25-32).

В соответствии с судовой ролью, капитаном судна Плавзавод «Капитан Теплюков» в рассматриваемый период являлся ФИО2 (л.д. 22-23).

         В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельства, имеющий значение для правильного разрешения дела устанавливаются, в том числе, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей.

В письменном объяснении от ДД.ММ.ГГГГ капитан судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 указал, работая на данном судне, основывался и опирался на правила Конвенции МАРПОЛ 73/78 и Судовой план «Управление и ликвидации мусора», где написано, что измельченный пищевой мусор можно сбрасывать в территориальном море за 3 ми-ли от берега, на ходу, что им сделано. На судне Плавзавод «Капитан Теплюков» в должности капитана работает с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).

Перед дачей письменного пояснения капитану судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 разъяснена ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Определением государственного участкового инспектора РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ, для нанесения на морской навигационной карте координат нахождения судна Плавзавод «Капитан Теплюков», где производился сброс пищевых отходов; установления и дачи пояснений, какие координаты сброса пищевых отходов судна соответствуют территориальному морю, основываясь на сведениях судовых журналов и Журнала операций с мусором, в ходе производства по делу в качестве специалиста привлечен старший помощник капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО4, имеющий образование в области судовождения, надлежащую квалификацию (л.д. 7-8, 11-12).

Согласно письменному пояснению специалиста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, из анализа графического нанесения на морскую навигационную карту местонахождение Плавзавода «Капитан Тепляков», следует, что данным судном ДД.ММ.ГГГГ в 01 час. 00 мин., в географических координатах 54°18,8?сш 155°40,7?вд, сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 1,0 м3. Данные координаты соответствуют территориальному морю РФ (л.д. 9-10).

Письменное пояснение специалиста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ расцениваю допустимым доказательством, поскольку он предупрежден о наступлении административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложного пояснения.

На основании вышеизложенного, госинспектор РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району установил, что капитан судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 нарушил правила захоронения с судов от-

ходов, осуществив ДД.ММ.ГГГГ в 01 час. 00 мин., в географических координатах 54°18,8?сш 155°40,7?вд, в территориальном море РФ, сброс измельченных пищевых отходов в объеме 1,0 м3, как о том указано в письменном пояснении специалиста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства явились основанием к составлению ДД.ММ.ГГГГ в отношении капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 13-18).

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени совершения административного правонарушения, о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ капитан судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В действиях капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 установлено нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», п.п. 13.1.8, 13.1.9 Наставлений (л.д. 36-42).

Виновность капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 установлена на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, судового журнала, журнала операций с мусором, пояснения специалиста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, иных материалов дела.

Деяние капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2, имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и порядка природопользования, правильно квалифицировано по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области охраны окружающей среды в территориальном море.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, в том числе, место и время совершения административного правонарушения.

        Достоверность и допустимость всех доказательств должностным лицом проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не согласиться с которой оснований не усматриваю.

В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Капитан судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 обязан был соблюдать требования Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Наставлений.

Доказательства тому, что административное правонарушение совершено капитаном судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 вследствие непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения жалобы не установлены.

Ссылки капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 на требования к сбросу мусора, установленные Конвенции МАРПОЛ, на наличие на судне действующего Судового плана управления ликвидацией мусора, которыми он руководствовался, об измельчении пищевых отходов с помощью дробилки (паспорт ДАЛУ. 102139.001 ПС), до фракции размером не более 25 мм, не опровергают выводы старшего государственного инспектора о наличии в действиях капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 состава административного правонарушения, на основании следующего.

Правилом 4 Приложения V к Конвенции МАРПОЛ установлено, что сброс перечисленных ниже видов мусора в море за пределами особых районов разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае на расстоянии не менее 3 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм (подп. 1.1); 12 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые не были переработаны в соответствии с подп 1.1 (подп. 1.2).

Пунктом 13.1.3 Наставлений закреплено, что сброс мусора с судов в открытом море и в особых районах регламентируется приложением V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, Конвенцией ХЕЛКОМ 92, в исключительной экономической зоне Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации, а во внутренних и территориальных водах - национальными правилами и законодательствами стран, что также подтверждается положениями пунктов 1.1.2 и 1.1.3 Наставления, устанавливающих приоритет национального природоохранного законодательства при нахождении судов во внутренних и территориальных водах Российской Федерации

Пункт 2 ст. 37 Федерального закона № 155-ФЗ, п. 13.1.9 Наставлений содержат прямой запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации. Запрещение касается и сброса измельченного мусора (включающего, в том числе, все виды пищевых отходов), а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.

Как установлено при рассмотрении дела, судном Плавзавод «Капитан Теплюков», под руководством капитана ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в 01 час. 00 мин., в географических координатах 54°18,8?сш 155°40,7?вд, в территориальном море РФ осуществлен сброс измельченных пищевых отходов.

К жалобе приложен паспорт дробилки для рыбных отходов (ДАЛУ. 102139.001 ПС), предназначенной для применения на судовых и береговых предприятиях рыбной отрасли. Согласно паспорту, измельчению подлежат рыбные отходы, при этом, паспорт не содержит сведений о применении для измельчения пищевых отходов, к тому же, к тому же, невозможно установить размеры фракции при измельчении этой дробилкой мусора, в том числе, всех видов пищевых отходов.

Кроме того, в приложенном к жалобе Судовом плане управления ликвидацией мусора (утвержден ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «Колхоз Октябрь» ФИО5, одобрен Российским морским регистром судоходства ДД.ММ.ГГГГ), указано, что для всех судов сброс мусора во внутренних морях и территориальных водах регламентируется национальными Правилами и законодательством страны.

Также в Судовом плане управления ликвидацией мусора (лист 28) особо выделен запрет на сброс всех видов мусора в пределах внутренних и территориальных вод России.

При установленных обстоятельствах, предварительное размельчение капитаном судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 мусора (пищевых отходов), с помощью установленной на судне дробилки для рыбных отходов, не имеет правового значения для дела.

Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Деяние капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2, имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, правильно квалифицировано по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области охраны окружающей среды.

Рассматривая довод жалобы капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 о применении ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отмене постановления, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

         Согласно материалам дела, судно Плавзавод «Капитан Теплюков», под управлением капитана ФИО2, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение норм действующего природоохранного законодательства, неоднократно, осуществляло сброс пищевых отходов в территориальное море Российской Федерации.

         При конкретных обстоятельствах рассматриваемого дела существенная угроза охраняемым правоотношениям выражается не в наступлении ущерба, а указывает на пренебрежительное отношение капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 к исполнению своих публично-правовых обязанностей и создает угрозу правоохраняемым интересам в сфере регулируемого государством порядка в области охраны окружающей среды и животного мира. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного административного правонарушения, которое является формальным по своему составу.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы не установлены исключительные обстоятельства, находящиеся за рамками общих условий осуществления деятельности капитаном судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2, свидетельствующие о наличии признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, предусмотренных ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу изложенного, подлежит отклонению довод жалобы капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 о признании совершенного им административного правонарушения малозначительным

Вместе с тем, имеется обстоятельство, на основании которого обжалуемое постановление подлежит изменению.

Постановлением капитану судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 вменено нарушение п. 13.1.8 Наставлений, в соответствии с которым в исключительной экономической зоне Российской Федерации запрещается сброс мусора, в том числе изделий из бумаги, ветоши, стекла, металла, бутылок, черепков, сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов. Пищевые отходы, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, а также свежую рыбу и ее остатки допускается сбрасывать в этой зоне, но не ближе 12 миль от ближайшего берега.

Указание на нарушение капитаном судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 п. 13.1.8 Наставлений подлежит исключению из объема обвинения, поскольку из пояснений специалиста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сброс пищевых отходов капитаном судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 произведен в территориальном море РФ и ему не вменены действия по сбросу пищевых отходов в исключительной экономической зоне РФ.

Вопреки доводам жалобы, отсутствует правовая возможность для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и снижения назначенного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 8.19 названного Кодекса.

В рассматриваемом случае не подлежат применению положения ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи лишь в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. В данном же случае размер административного штрафа для должностных лиц предусмотрен менее 50 000 руб.

Довод заявителя о том, что в отношении него вынесены 26 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях и общий размер назначенного административного штрафа составил 390 000 руб., является чрезмерным, не согласуется с принципами справедливости и соразмерности наказания, не влияет на законность и обоснованность обжалуемого постановления.

По результатам рассмотрения дела капитану судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о личности виновного, а также характеру совершенного противоправного деяния.

Иных доводов, могущих послужить основанием к отмене постановления либо его изменению по иным основаниям, в жалобе не содержится и в судебном заседании не заявлено.

Постановление о привлечении капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 - удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ о признании капитана судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях - изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления ссылку на нарушение капитаном судна Плавзавод «Капитан Теплюков» ФИО2 п. 13.1.8 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации (введены приказом Госкомрыболовства России от ДД.ММ.ГГГГ ).

    В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

         Судья                                                                                                          Р.П. Лаевская

12-562/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Туляков Николай Равильевич
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Лаевская Римма Петровна
Статьи

8.19

Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
11.08.2020Материалы переданы в производство судье
14.08.2020Истребованы материалы
25.08.2020Поступили истребованные материалы
17.09.2020Судебное заседание
17.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее