Решение по делу № 33АПа-1551/2019 от 28.03.2019

    Дело № 33АПа-1551/2019    Судья первой инстанции:

    Докладчик Ковалёва Ю.В.             Сиваева О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 апреля 2019 года                                                                город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Ковалёвой Ю.В.,

судей Крука А.В., Никитина В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коробкова А.Д., Барабошкина В.А. к администрации города Свободного Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительству Амурской области о возложении обязанности включить жилое помещение в муниципальную адресную программу и региональную адресную программу

по апелляционной жалобе административного истца Коробкова А.Д. на решение Свободненского городского суда Амурской области от 15 июня 2018 года,

которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Коробкова А.Д., Барабошкина В.А. к администрации города Свободного Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительству Амурской области о возложении обязанности включить жилое помещение в муниципальную адресную программу и региональную адресную программу.

Заслушав дело по докладу судьи Ковалёвой Ю.В., объяснения административного истца Коробкова А.Д., представителя административных ответчиков Правительства Амурской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области – Орловой К.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия

установила:

Коробков А.Д. и Барабошкин В.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Свободного Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительству Амурской области, в обоснование своих требований указали, что в августе-сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера, выхода из берегов реки Зея на территории г. Свободного Амурской области, квартира , в которой они проживали, и жилой дом расположенный по <адрес>, пострадали. Заключением межведомственной комиссии и акту обследования жилого помещения от 27 мая 2014 года жилой дом признан непригодным для постоянного проживания. 25 июня 2015 года Свободненским городским судом Амурской области вынесено решение о возложении на администрацию города Свободного Амурской области обязанности предоставить им социальную поддержку в виде приобретения благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу<адрес>, за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, а постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2 года № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья» утратило силу с января 2015 года, финансирование этих мероприятий из федерального бюджета прекращено. Вместе с тем, жилой дом, расположенный по <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу 5 августа 2005 года и включён в региональную адресную программу от 12 апреля 2013 года № 157 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2017 годах». В связи с тем, что указанный дом незаконно был исключён из региональной адресной программы, до настоящего времени нарушаются их права, жилое помещение взамен признанного аварийным и подлежащем сносу им не предоставлено.

Просили возложить обязанность на администрацию города Свободного Амурской области включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан и аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» ранее исключенное жилое помещение – <адрес>, признанное в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу; возложить обязанность на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области включить в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах» ранее исключенное жилое помещение – <адрес>.

В судебном заседании административный истец Коробков А.Д. заявленные требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации города Свободного Амурской области в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать в полном объёме, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которому административным ответчиком заявлено о пропуске административными истцами трёхмесячного срока на обращение с настоящим иском в суд. Исключение спорного дома из муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города г. Свободного в 2013-2018 годах» и региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2018 годах» были произведены в связи с обращением в 2014 году Министерства социальной защиты населения Амурской области для решения вопроса обеспечения жильём граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, о чём истцам было известно. Вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда Амурской области от 25 июня 2015 года за Коробковым А.Д. и Барабошкиным В.А. признано право на предоставление как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Амурской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку такие требования противоречат как нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, так и предписаниям Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Также считает, что истцами пропущен установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Иные участники дела в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения спора надлежащим образом. Суд с учётом статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело при указанной явке.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от 15 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Коробков А.Д. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, удовлетворить административный иск. Указывает, что предпринимал действия и обращался в органы государственной власти в целях исполнения решения суда, поэтому считает, что срок обращения в суд не пропущен.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 сентября 2018 года судебное постановление отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных требований и возложении на администрацию города Свободного Амурской области обязанности включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» жилое помещение – квартиру № 12 в д. 36 по ул. Орджоникидзе города Свободный Амурской области. Также постановлено возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области обязанность включить указанное жилое помещение в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах».

11 марта 2019 года постановлением президиума Амурского областного суда апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 сентября 2018 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

2 апреля 2019 года настоящее дело апелляционной инстанцией принято к производству.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Коробков А.Д. на доводах апелляционной жалобы настаивал и дополнил, что неоднократно устно обращался в прокуратуру, органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления, однако его право на жилье до настоящего времени не восстановлено.

Представитель административных ответчиков Правительства Амурской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебном заседании против доводов жалобы возражала, полагала решение суда законным.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещались о времени и месте рассмотрения спора надлежащим образом. Представитель административного ответчика – администрации города Свободный Амурской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия с учётом положений статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела дело без их участия.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Коробков А.Д. и Барабошкин В.А. являлись нанимателями <адрес>, находящейся в муниципальной собственности, были в ней зарегистрированы, иного жилья не имели.

5 августа 2005 года межведомственная комиссия при администрации г. Свободного Амурской области составила акт о том, что жилой <адрес> непригоден для проживания, признан аварийным и подлежит сносу.

Постановлением администрации г. Свободного Амурской области от 10 апреля 2013 года № 684 (в редакции постановлений от 31 мая 2013 года № 1113, от 29 августа 2013 года № 1808, от 18 марта 2014 года № 476, от 14 апреля 2014 года № 649) утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории города Свободного Амурской области в 2013-2017 годах», в которую был включён указанный жилой дом (порядковый ).

Постановлением Правительства Амурской области № 157 от 12 апреля 2013 года (в редакции постановления от 26 апреля 2013 года № 199) утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2015 годах», которая учитывала жилой <адрес> (приложение № 3, порядковый ).

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р в целях защиты населения и территорий 23 июля 2013 года в Амурской области был введён режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением главы администрации города Свободный Амурской области от 5 августа 2013 года № 522 на территории муниципального образования город Свободный введён режим чрезвычайной ситуации с 5 августа 2013 года.

Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693»О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» было предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья и строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате наводнения.

Во исполнение данного Указа Правительством Амурской области принято постановление от 28 октября 2013 года № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья» и утратило силу по постановлению Правительства Амурской области от 25 декабря 2014 года № 776 в связи завершением мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, чьи жилые помещения пострадали в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.

Согласно протоколу № 16 заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности заместителем председателя Правительства области 18 марта 2014 года принято решение утвердить список многоквартирных домов, признанных аварийными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, подлежащих исключению из региональной адресной программы «Переселение из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах». В списке значится <адрес>.

27 мая 2014 межведомственная комиссия составила акт № 382 о том, что произвела обследование помещения, расположенного <адрес> связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в период с 05 по 16 августа 2013 года. Согласно заключению межведомственной комиссии, помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодно для проживания.

Постановлением администрации города Свободный Амурской области от 07 августа 2014 года № 1315 в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного Амурской области в 2013-2017 годах» внесены изменения, согласно которым из списка аварийных многоквартирных домов данной программы исключён дом <адрес>.

Постановлением Правительства Амурской области от 27 марта 2015 № 126 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2015 годах», согласно которым дом <адрес> из программы исключён.

В соответствии с актом № 11 от 25 февраля 2015 года составленным представителями администрации города Свободный Амурской области жилой <адрес> отсутствует (ликвидирован).

25 июня 2015 года решением Свободненского городского суда Амурской области постановлено признать за Коробковым А.Д., Барабошкиным В.А. право на предоставление им как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета; возложить на администрацию г. Свободного Амурской области обязанность произвести Коробкову А.Д., Барабошкину В.А. социальную выплату на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, расположенного по <адрес>, за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. Решение вступило в законную силу.

25 июня 2015 года по решению суда выдан исполнительный лист ФС . Коробков А.Д. обратился в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области от 20 января 2017 года в возбуждении исполнительного производства было отказано.

Поскольку меры социальной поддержки Коробкову А.Д., Барабошкину В.А. предоставлены не были, жилым помещением они не обеспечены ни в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, ни в рамках программ переселения из аварийного жилья, административные истцы обратились в суд.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», положениями региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 установил, что истцы фактически оспаривают принятые ответчиками решения от 7 августа 2014 года и 27 марта 2015 года об исключении <адрес> из муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» и региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах» и пришёл к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в связи с тем, что в программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда включаются в целом дома, а не отдельные жилые помещения в виде квартир, как того требуют истцы.

Самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции признал пропуск административными истцами срока для обращения в суд, о применении которого заявили административные ответчики.

Судебная коллегия с указанными выводами согласиться не может в виду следующего.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» настоящий Федеральный закон принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Фонд предоставляет финансовую поддержку за счёт своих средств, в том числе при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой в соответствии со статьёй 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (статьи 1, 14 Федерального закона).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда (часть 1 статьи 16 Федерального закона).

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1);

срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 2).

В соответствии с частью 2.2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Как усматривается из материалов дела в целях реализации указанного Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на региональном и муниципальном уровне были утверждены региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2015 годах» постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 и муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного Амурской области в 2013-2015 годах» постановлением администрации г. Свободного Амурской области от 10 апреля 2013 года № 684, в которые был включен дом <адрес>

Однако в связи с утверждением списка многоквартирных домов, признанных аварийными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномаштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, включающий дом <адрес>, и предоставлением мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, указанный жилой дом был исключён из списка аварийных многоквартирных домов региональной и муниципальной программ.

Меры социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья как лицам, чьё жилое помещение признано аварийными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, Коробкову А.Д. и Барабошкину В.А. предоставлены не были, а постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520, предусматривающее порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (наводнения) таких мер, утратило силу с 1 января 2015 года.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 1354 «Об утверждении Правил предоставления федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансферов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года» бюджету Амурской области были перечислены средства федерального бюджета для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на основании судебных решений, вступивших в законную силу в период с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 4 марта 2016 года № 76 в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных мер поддержки, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года» был утверждён Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области на основании судебных решений, на цели строительства жилья взамен утраченного жилья, в соответствии с пунктом 1 которого, Порядок устанавливает механизм реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года, на цели строительства жилья взамен утраченного жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.

Решение о выделении дополнительных средств федерального бюджета для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на основании судебных решений, вступивших в законную силу после 15 июня 2015 года Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принято.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что решение Свободненского городского суда Амурской области от 25 июня 2015 года, обязывающее администрацию г. Свободного Амурской области предоставить Коробкову А.Д. и Барабошкину В.А. за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, расположенного по <адрес>, является неисполнимым, меры социальной поддержки административным истцам за счёт средств федерального бюджета не могут быть предоставлены.

Конкретных доводов о наличии законных оснований для исключения жилого дома по <адрес> из региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилого фонда, куда он был включён в установленном законом порядке еще до произошедшей чрезвычайной ситуации административными ответчиками приведено не было.

Однако такие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела судом первой инстанции учтены не были, что привело к неверным выводам суда первой инстанции при разрешении настоящего спора.

Поскольку в результате произвольного исключения занимаемого Коробковым А.Д. и Барабошкиным В.А. жилого помещения из действующих программ переселения, невыполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязательств перед административными истцами и невозможности исполнения решения Свободненского городского суда Амурской области от 25 июня 2015 года административные истцы до настоящего времени жильем не обеспечены, то их права подлежат защите.

Судебная коллегия не соглашается и с выводом суда первой инстанции о необходимости включения в указанные выше Программы жилые дома в целом, а не отдельные жилые помещения, поскольку жилой дом по <адрес> ликвидирован, ряд жильцов, проживавших ранее в доме, получили меры социальной поддержки как граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, на приобретение жилья взамен поврежденного жилого помещения, восстановление в целом жилого дома в программах расселения аварийного жилья не представляется возможным, а иного способа защиты права административных истцов на жилище не имеется и административными ответчиками не предложено.

Проверяя решение суда в части обоснованности вывода суда о пропуске административными истцами без уважительных причин трехмесячного срока на обращение в суд, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 1 статьи 95 Кодекса).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений; несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такой срок подлежит восстановлению судом (части 5 и 7 статьи 219 КАС Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 2599-О и от 28 февраля 2017 года № 360-О).

По смыслу изложенных правовых норм следует, что вопрос о причинах пропуска административным истцом срока для обращения в суд подлежит обсуждению по инициативе суда вне зависимости от того, заявлялось ли об этом кем-либо из участвующих в деле лиц.

Следует также учесть, что задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Получение гражданами и организациями судебной защиты путём реального восстановления их нарушенных прав и свобод является одним из принципов административного судопроизводства.

Имеющиеся материалы не содержат достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что административные истцы были своевременно уведомлены о том, что жилой дом по <адрес> в 2014-2015 годах был исключён из региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилого фонда. Данные решения были приняты органами власти самостоятельно, не по инициативе Коробкова А.Д., Барабошкина В.А.

Доказательств того, что административные истцы узнали о невозможности получения ими жилого помещения взамен аварийного в рамках региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилья ранее обращения в суд (3 июня 2015 года) с требованиями о признании права на получение мер социальной поддержки и об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации в материалах дела не содержится.

Кроме того, после вступления в силу решения Свободненского городского суда Амурской области от 25 июня 2015 года о предоставлении Коробкову А.Д. и Барабошкину В.А. социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации они были вправе рассчитывать на исполнение данного судебного акта и эффективное восстановление их права на жилище. Однако присужденной социальной поддержки ими не было получено в связи с прекращением бюджетного финансирования соответствующих мероприятий.

Обращения административных истцов в прокуратуру, органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления положительного результата также не принесли.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также учитывая длящийся характер нарушения конституционных прав административных истцов, судебная коллегия считает необходимым признать, что срок обращения в суд был пропущен по уважительным причинам и подлежит восстановлению.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 статьи 309, пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении заявленных административными истцами требований.

Поскольку вследствие особых обстоятельств настоящего дела замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб частным интересам административных истцов, судебная коллегия на основании положений статей 187, 188, части 8 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о необходимости его немедленного исполнения.

С учётом изменений в настоящее время действуют муниципальная адресная программа «Переселение граждан и аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» и региональная адресная программа «Переселение граждан и аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах».

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свободненского городского суда Амурской области от 15 июня 2018 года отменить, по административному делу принять новое решение.

Административные исковые требования Коробкова А.Д., Барабошкина В.А. к администрации города Свободного Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительству Амурской области удовлетворить.

Возложить на администрацию города Свободного Амурской области обязанность включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан и аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» жилое помещение – квартиру <адрес>.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области обязанность включить в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах» жилое помещение – квартиру <адрес>.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и подлежит немедленному исполнению.

Апелляционное определение может быть обжаловано в президиум Амурского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

    Дело № 33АПа-1551/2019    Судья первой инстанции:

    Докладчик Ковалёва Ю.В.             Сиваева О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 апреля 2019 года                                                                город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Ковалёвой Ю.В.,

судей Крука А.В., Никитина В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коробкова А.Д., Барабошкина В.А. к администрации города Свободного Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительству Амурской области о возложении обязанности включить жилое помещение в муниципальную адресную программу и региональную адресную программу

по апелляционной жалобе административного истца Коробкова А.Д. на решение Свободненского городского суда Амурской области от 15 июня 2018 года,

которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Коробкова А.Д., Барабошкина В.А. к администрации города Свободного Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительству Амурской области о возложении обязанности включить жилое помещение в муниципальную адресную программу и региональную адресную программу.

Заслушав дело по докладу судьи Ковалёвой Ю.В., объяснения административного истца Коробкова А.Д., представителя административных ответчиков Правительства Амурской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области – Орловой К.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия

установила:

Коробков А.Д. и Барабошкин В.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Свободного Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительству Амурской области, в обоснование своих требований указали, что в августе-сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера, выхода из берегов реки Зея на территории г. Свободного Амурской области, квартира , в которой они проживали, и жилой дом расположенный по <адрес>, пострадали. Заключением межведомственной комиссии и акту обследования жилого помещения от 27 мая 2014 года жилой дом признан непригодным для постоянного проживания. 25 июня 2015 года Свободненским городским судом Амурской области вынесено решение о возложении на администрацию города Свободного Амурской области обязанности предоставить им социальную поддержку в виде приобретения благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу<адрес>, за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, а постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2 года № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья» утратило силу с января 2015 года, финансирование этих мероприятий из федерального бюджета прекращено. Вместе с тем, жилой дом, расположенный по <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу 5 августа 2005 года и включён в региональную адресную программу от 12 апреля 2013 года № 157 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2017 годах». В связи с тем, что указанный дом незаконно был исключён из региональной адресной программы, до настоящего времени нарушаются их права, жилое помещение взамен признанного аварийным и подлежащем сносу им не предоставлено.

Просили возложить обязанность на администрацию города Свободного Амурской области включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан и аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» ранее исключенное жилое помещение – <адрес>, признанное в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу; возложить обязанность на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области включить в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах» ранее исключенное жилое помещение – <адрес>.

В судебном заседании административный истец Коробков А.Д. заявленные требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации города Свободного Амурской области в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать в полном объёме, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которому административным ответчиком заявлено о пропуске административными истцами трёхмесячного срока на обращение с настоящим иском в суд. Исключение спорного дома из муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города г. Свободного в 2013-2018 годах» и региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2018 годах» были произведены в связи с обращением в 2014 году Министерства социальной защиты населения Амурской области для решения вопроса обеспечения жильём граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, о чём истцам было известно. Вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда Амурской области от 25 июня 2015 года за Коробковым А.Д. и Барабошкиным В.А. признано право на предоставление как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Амурской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку такие требования противоречат как нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, так и предписаниям Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Также считает, что истцами пропущен установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Иные участники дела в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения спора надлежащим образом. Суд с учётом статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело при указанной явке.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от 15 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Коробков А.Д. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, удовлетворить административный иск. Указывает, что предпринимал действия и обращался в органы государственной власти в целях исполнения решения суда, поэтому считает, что срок обращения в суд не пропущен.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 сентября 2018 года судебное постановление отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных требований и возложении на администрацию города Свободного Амурской области обязанности включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» жилое помещение – квартиру № 12 в д. 36 по ул. Орджоникидзе города Свободный Амурской области. Также постановлено возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области обязанность включить указанное жилое помещение в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах».

11 марта 2019 года постановлением президиума Амурского областного суда апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 сентября 2018 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

2 апреля 2019 года настоящее дело апелляционной инстанцией принято к производству.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Коробков А.Д. на доводах апелляционной жалобы настаивал и дополнил, что неоднократно устно обращался в прокуратуру, органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления, однако его право на жилье до настоящего времени не восстановлено.

Представитель административных ответчиков Правительства Амурской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебном заседании против доводов жалобы возражала, полагала решение суда законным.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещались о времени и месте рассмотрения спора надлежащим образом. Представитель административного ответчика – администрации города Свободный Амурской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия с учётом положений статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела дело без их участия.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Коробков А.Д. и Барабошкин В.А. являлись нанимателями <адрес>, находящейся в муниципальной собственности, были в ней зарегистрированы, иного жилья не имели.

5 августа 2005 года межведомственная комиссия при администрации г. Свободного Амурской области составила акт о том, что жилой <адрес> непригоден для проживания, признан аварийным и подлежит сносу.

Постановлением администрации г. Свободного Амурской области от 10 апреля 2013 года № 684 (в редакции постановлений от 31 мая 2013 года № 1113, от 29 августа 2013 года № 1808, от 18 марта 2014 года № 476, от 14 апреля 2014 года № 649) утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории города Свободного Амурской области в 2013-2017 годах», в которую был включён указанный жилой дом (порядковый ).

Постановлением Правительства Амурской области № 157 от 12 апреля 2013 года (в редакции постановления от 26 апреля 2013 года № 199) утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2015 годах», которая учитывала жилой <адрес> (приложение № 3, порядковый ).

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р в целях защиты населения и территорий 23 июля 2013 года в Амурской области был введён режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением главы администрации города Свободный Амурской области от 5 августа 2013 года № 522 на территории муниципального образования город Свободный введён режим чрезвычайной ситуации с 5 августа 2013 года.

Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693»О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» было предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья и строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате наводнения.

Во исполнение данного Указа Правительством Амурской области принято постановление от 28 октября 2013 года № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья» и утратило силу по постановлению Правительства Амурской области от 25 декабря 2014 года № 776 в связи завершением мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, чьи жилые помещения пострадали в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.

Согласно протоколу № 16 заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности заместителем председателя Правительства области 18 марта 2014 года принято решение утвердить список многоквартирных домов, признанных аварийными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, подлежащих исключению из региональной адресной программы «Переселение из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах». В списке значится <адрес>.

27 мая 2014 межведомственная комиссия составила акт № 382 о том, что произвела обследование помещения, расположенного <адрес> связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в период с 05 по 16 августа 2013 года. Согласно заключению межведомственной комиссии, помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодно для проживания.

Постановлением администрации города Свободный Амурской области от 07 августа 2014 года № 1315 в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного Амурской области в 2013-2017 годах» внесены изменения, согласно которым из списка аварийных многоквартирных домов данной программы исключён дом <адрес>.

Постановлением Правительства Амурской области от 27 марта 2015 № 126 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2015 годах», согласно которым дом <адрес> из программы исключён.

В соответствии с актом № 11 от 25 февраля 2015 года составленным представителями администрации города Свободный Амурской области жилой <адрес> отсутствует (ликвидирован).

25 июня 2015 года решением Свободненского городского суда Амурской области постановлено признать за Коробковым А.Д., Барабошкиным В.А. право на предоставление им как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета; возложить на администрацию г. Свободного Амурской области обязанность произвести Коробкову А.Д., Барабошкину В.А. социальную выплату на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, расположенного по <адрес>, за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. Решение вступило в законную силу.

25 июня 2015 года по решению суда выдан исполнительный лист ФС . Коробков А.Д. обратился в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области от 20 января 2017 года в возбуждении исполнительного производства было отказано.

Поскольку меры социальной поддержки Коробкову А.Д., Барабошкину В.А. предоставлены не были, жилым помещением они не обеспечены ни в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, ни в рамках программ переселения из аварийного жилья, административные истцы обратились в суд.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», положениями региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 установил, что истцы фактически оспаривают принятые ответчиками решения от 7 августа 2014 года и 27 марта 2015 года об исключении <адрес> из муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» и региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах» и пришёл к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в связи с тем, что в программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда включаются в целом дома, а не отдельные жилые помещения в виде квартир, как того требуют истцы.

Самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции признал пропуск административными истцами срока для обращения в суд, о применении которого заявили административные ответчики.

Судебная коллегия с указанными выводами согласиться не может в виду следующего.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» настоящий Федеральный закон принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Фонд предоставляет финансовую поддержку за счёт своих средств, в том числе при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой в соответствии со статьёй 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (статьи 1, 14 Федерального закона).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда (часть 1 статьи 16 Федерального закона).

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1);

срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 2).

В соответствии с частью 2.2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Как усматривается из материалов дела в целях реализации указанного Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на региональном и муниципальном уровне были утверждены региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2015 годах» постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 и муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Свободного Амурской области в 2013-2015 годах» постановлением администрации г. Свободного Амурской области от 10 апреля 2013 года № 684, в которые был включен дом <адрес>

Однако в связи с утверждением списка многоквартирных домов, признанных аварийными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномаштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, включающий дом <адрес>, и предоставлением мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, указанный жилой дом был исключён из списка аварийных многоквартирных домов региональной и муниципальной программ.

Меры социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья как лицам, чьё жилое помещение признано аварийными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, Коробкову А.Д. и Барабошкину В.А. предоставлены не были, а постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520, предусматривающее порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (наводнения) таких мер, утратило силу с 1 января 2015 года.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 1354 «Об утверждении Правил предоставления федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансферов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года» бюджету Амурской области были перечислены средства федерального бюджета для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на основании судебных решений, вступивших в законную силу в период с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 4 марта 2016 года № 76 в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных мер поддержки, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года» был утверждён Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области на основании судебных решений, на цели строительства жилья взамен утраченного жилья, в соответствии с пунктом 1 которого, Порядок устанавливает механизм реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года, на цели строительства жилья взамен утраченного жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.

Решение о выделении дополнительных средств федерального бюджета для реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на основании судебных решений, вступивших в законную силу после 15 июня 2015 года Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принято.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что решение Свободненского городского суда Амурской области от 25 июня 2015 года, обязывающее администрацию г. Свободного Амурской области предоставить Коробкову А.Д. и Барабошкину В.А. за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, расположенного по <адрес>, является неисполнимым, меры социальной поддержки административным истцам за счёт средств федерального бюджета не могут быть предоставлены.

Конкретных доводов о наличии законных оснований для исключения жилого дома по <адрес> из региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилого фонда, куда он был включён в установленном законом порядке еще до произошедшей чрезвычайной ситуации административными ответчиками приведено не было.

Однако такие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела судом первой инстанции учтены не были, что привело к неверным выводам суда первой инстанции при разрешении настоящего спора.

Поскольку в результате произвольного исключения занимаемого Коробковым А.Д. и Барабошкиным В.А. жилого помещения из действующих программ переселения, невыполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязательств перед административными истцами и невозможности исполнения решения Свободненского городского суда Амурской области от 25 июня 2015 года административные истцы до настоящего времени жильем не обеспечены, то их права подлежат защите.

Судебная коллегия не соглашается и с выводом суда первой инстанции о необходимости включения в указанные выше Программы жилые дома в целом, а не отдельные жилые помещения, поскольку жилой дом по <адрес> ликвидирован, ряд жильцов, проживавших ранее в доме, получили меры социальной поддержки как граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, на приобретение жилья взамен поврежденного жилого помещения, восстановление в целом жилого дома в программах расселения аварийного жилья не представляется возможным, а иного способа защиты права административных истцов на жилище не имеется и административными ответчиками не предложено.

Проверяя решение суда в части обоснованности вывода суда о пропуске административными истцами без уважительных причин трехмесячного срока на обращение в суд, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 1 статьи 95 Кодекса).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений; несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такой срок подлежит восстановлению судом (части 5 и 7 статьи 219 КАС Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 2599-О и от 28 февраля 2017 года № 360-О).

По смыслу изложенных правовых норм следует, что вопрос о причинах пропуска административным истцом срока для обращения в суд подлежит обсуждению по инициативе суда вне зависимости от того, заявлялось ли об этом кем-либо из участвующих в деле лиц.

Следует также учесть, что задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Получение гражданами и организациями судебной защиты путём реального восстановления их нарушенных прав и свобод является одним из принципов административного судопроизводства.

Имеющиеся материалы не содержат достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что административные истцы были своевременно уведомлены о том, что жилой дом по <адрес> в 2014-2015 годах был исключён из региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилого фонда. Данные решения были приняты органами власти самостоятельно, не по инициативе Коробкова А.Д., Барабошкина В.А.

Доказательств того, что административные истцы узнали о невозможности получения ими жилого помещения взамен аварийного в рамках региональной и муниципальной адресных программ расселения аварийного жилья ранее обращения в суд (3 июня 2015 года) с требованиями о признании права на получение мер социальной поддержки и об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации в материалах дела не содержится.

Кроме того, после вступления в силу решения Свободненского городского суда Амурской области от 25 июня 2015 года о предоставлении Коробкову А.Д. и Барабошкину В.А. социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации они были вправе рассчитывать на исполнение данного судебного акта и эффективное восстановление их права на жилище. Однако присужденной социальной поддержки ими не было получено в связи с прекращением бюджетного финансирования соответствующих мероприятий.

Обращения административных истцов в прокуратуру, органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления положительного результата также не принесли.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также учитывая длящийся характер нарушения конституционных прав административных истцов, судебная коллегия считает необходимым признать, что срок обращения в суд был пропущен по уважительным причинам и подлежит восстановлению.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 статьи 309, пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении заявленных административными истцами требований.

Поскольку вследствие особых обстоятельств настоящего дела замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб частным интересам административных истцов, судебная коллегия на основании положений статей 187, 188, части 8 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о необходимости его немедленного исполнения.

С учётом изменений в настоящее время действуют муниципальная адресная программа «Переселение граждан и аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» и региональная адресная программа «Переселение граждан и аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах».

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свободненского городского суда Амурской области от 15 июня 2018 года отменить, по административному делу принять новое решение.

Административные исковые требования Коробкова А.Д., Барабошкина В.А. к администрации города Свободного Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительству Амурской области удовлетворить.

Возложить на администрацию города Свободного Амурской области обязанность включить в муниципальную адресную программу «Переселение граждан и аварийного жилищного фонда на территории города Свободного в 2013-2018 годах» жилое помещение – квартиру <адрес>.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Правительство Амурской области обязанность включить в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах» жилое помещение – квартиру <адрес>.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и подлежит немедленному исполнению.

Апелляционное определение может быть обжаловано в президиум Амурского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33АПа-1551/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Барабошкин Владимир Александрович
Коробков Александр Дмитириевич
Ответчики
Администрация г. Свободного
Правительство Амурской области
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
Другие
Министерство социальной защиты Амурской области
Министерство финансов Амурской области
МКУ "Жилищный центр"
Суд
Амурский областной суд
Судья
Ковалева Юлия Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
30.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее