Решение по делу № 12-42/2018 от 27.09.2018

Дело № 12-42/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2018 г.                                     с. Лазо Лазовского района Приморского края

Судья Лазовского районного суда Приморского края Галчатников Антон Сергеевич, рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица - генерального директора Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» Анатолия Эдуардовича Фуксмана - на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Кожуровой Анастасии Валерьевны от 24.07.2018 № 07 – 246/2018 по делу об административном правонарушении о привлечении ПАО «Преображенская база тралового флота» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

          Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Кожуровой А.В. от 24.07.2018 г. № 07-246/2018 юридическое лицо ПАО «Преображенская база тралового флота» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным решением, генеральный директор ПАО «Преображенская база тралового флота» А.Э. Фуксман подал жалобу, в которой указано следующее.

    При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ПАО «Преображенская база тралового флота» Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора был выявлен факт захламления имеющейся на территории ПАО «Преображенская база тралового флота» ливневой канализации отходами производства и потребления, что может повлечь загрязнение водного объекта.

    По указанному факту 24.07.2018г. должностным лицом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора было вынесено постановление о назначении административного наказания.

    Не оспаривая факта, изложенного в постановлении, законный представитель юридического лица указывает на то, что после проведения проверки юридическим лицом приняты меры к устранению допущенного нарушения и предотвращению вредных последствий, а именно: устранено захламление имеющейся на территории ПАО «Преображенская база тралового флота» ливневой канализации отходами производства и потребления.

    По мнению законного представителя юридического лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица, являются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, а также принятие мер к устранению допущенных нарушений.

    Кроме того, сведениями, имеющими существенное значение для индивидуализации ответственности, является факт присвоения ПАО «ПБТФ» статуса градообразующего предприятия Лазовского района, обеспечивающего занятость жителей Лазовского района, несущего бремя содержания социальной сферы района, оказывающего материальную (спонсорскую) помощь школам, детским садам, детскому дому, обществу инвалидов и т.д.

    На основании изложенного законный представитель просит суд освободить ПАО «ПБТФ» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием на основании ст. 2.9 КоАП РФ, указывая на совершение правонарушения впервые и отсутствие негативных последствий от его совершения, а также существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

В судебное заседание законный представитель ПАО «ПБТФ» не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Представитель административного органа – Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора – о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, возражения на жалобу не представил.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей юридического лица и административного органа.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 КоАП РФ, для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов, представляющих собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов, могут привести к возникновению угрозы загрязнения, засорения и (или) истощения водных объектов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ), под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 52 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ВК РФ), водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Пункт 1 ч. 2 ст. 5 ВК РФ относит к числу поверхностных водных объектов моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие)

Пунктом 1 ст. 56 ВК РФ установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).

В соответствие со ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Частью 1 ст. 44 ВК РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу требований, установленных ч. 2 ст. 55 ВК РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий РД 31.35.10-86, утверждённых заместителем Министра морского транспорта СССР 05.08.1987г., территория, портовые сооружения и акватория предприятия, а также атмосфера в районе предприятия должны содержаться в санитарном состоянии, отвечающем требованиям по охране окружающей среды.

Пунктом 2 статьи 52 Федерального закона № 7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статья 3 Федерального закона № 7-ФЗ в качестве одного из принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела следует, что Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора на основании приказа от 17.05.2018 года № 266 руководителя Управления в период с 30.05.2018г. по 27.06.2018г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО «ПБТФ», в ходе которой выявлены нарушения требований водного законодательства и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно, захламление имеющейся на территории Общества ливневой канализации отходами производства и потребления, что создало угрозу загрязнения водного объекта.

Так, согласно акту проверки от 27.06.2018 № 266, в ходе проверки выявлен ряд нарушений требований водного законодательства, в том числе:

- причалы №№ 1 - 6 и прилежащая к ним территория, а также земельный участок, на котором размещена береговая нефтеочистная станция (БНОС), не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды;

- имеющаяся на территории ПАО «ПБТФ» ливневая канализация захламлена отходами производства и потребления.

Из экспертного заключения от 19.06.2018 № 60 и приложенной к нему фототаблицы следует, что территория и причальный фронт ПАО «Преображенская база тралового флота» не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану бухты Преображение, Японского моря от загрязнения, засорения, заиления и истощения при сбросе дождевых и талых сточных вод с территории предприятия. Место накопления отходов производства и потребления производства и потребления не оборудованы в соответствии с законодательством в области обращения с отходами.

12 июля 2018 года должностным лицом Тихоокеанского морского управления Роспотребнадзора в отношении юридического лица - ПАО «ПБТФ» - по факту выявленных нарушений составлен протокол № 07-246/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением должностного лица административного органа от 24.07.2018 № 07-246/2018 юридическое лицо ПАО «ПБТФ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Факт совершения правонарушения и вина ПАО «ПБТФ» в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждены совокупностью содержащихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения вышеуказанных требований, в материалах дела не имеется.

Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях юридического лица состава вышеуказанного административного правонарушения является законным и обоснованным.

Протокол об административном правонарушении и постановление по делу соответствуют требованиям КоАП РФ, приняты должностным лицом административного органа в соответствии с компетенцией и с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности по указанной категории дел, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

Назначенное ПАО «ПБТФ» наказание отвечает требованиям закона. Размер штрафа назначен в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в минимальном размере.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ПАО «ПБТФ» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное обществом правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования и создаёт угрозу для возникновения обстоятельств, представляющих опасность для человека и окружающей среды.

Довод жалобы о том, что ПАО «ПБТФ» впервые привлекается к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, сам по себе не может свидетельствовать о малозначительности административного правонарушения.

Довод жалобы о принятии ПАО «ПБТФ» после проведённой административным органом проверки мер к устранению допущенного нарушения и предотвращению вредных последствий не имеет юридического значения для рассматриваемого дела.

Так, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

На основании изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемого постановления не имеется.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2018 ░░░░ № 07-246/2018, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» - ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 4 ░░. 8.13 ░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                             ░.░. ░░░░░░░░░░░

12-42/2018

Категория:
Административные
Другие
ПАО "Преображенская база тралового флота"
Суд
Лазовский районный суд Приморского края
Судья
Галчатников А.С.
Дело на сайте суда
lazovskiy.prm.sudrf.ru
27.09.2018Материалы переданы в производство судье
17.10.2018Судебное заседание
17.10.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
07.11.2018Вступило в законную силу
07.11.2018Дело оформлено
18.12.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее