Решение по делу № 33-10620/2023 от 31.08.2023

Судья – Золотавина Т.А.

Дело № 33-10620/2023

номер материала в суде первой инстанции 2-316/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Хузяхралова Д.О., при секретаре Глуховой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2023 года гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Губаха» об устранении нарушений природоохранного и земельного законодательства,

по апелляционному представлению прокурора города Губахи на определение Губахинского городского суда Пермского края от 24 июля 2023 года о предоставлении администрации Губахинского муниципального округа Пермского края отсрочки исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края от 24 марта 2020 года.

Изучив материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции

установил:

решением Губахинского городского суда Пермского края № 2-316/2020 от 24 марта 2020 года, вступившим в законную силу 08 июля 2020 года, возложена обязанность на администрацию городского округа «Город Губаха» в срок до 1 декабря 2020 года оборудовать специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом для складирования снега, собранного при уборке территории округа в зимний период. В удовлетворении иска в остальной части - отказано.

Администрация Губахинского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда Губахинского городского суда Пермского края по делу № 2-316/2020 на срок до 31 декабря 2025 года.

В обоснование заявления указала, что Губахинским городским судом по делу № 2-316/2020 принято решение о возложении на администрацию Губахинского городского округа обязанности в срок до 1 декабря 2020 года оборудовать специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом для складирования снега, собранного при уборке территории округа в зимний период. Поскольку в добровольном порядке решение не было исполнено, судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску Ш. вынесено постановление от 15 февраля 2023 года о возбуждении исполнительного производства, установлен срок для добровольного исполнения решения 1 сутки. Однако в настоящее время администрация Губахинского муниципального округа Пермского края не имеет возможности исполнить данное решение по объективным причинам. По информации Управления строительства и ЖКХ Администрации Губахинского муниципального округа, исходя из федерального классификатора отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, отходы от зимней уборки улиц, в том числе снег, имеют код 7 31 210 00 00 0, свидетельствующий о неопределенности класса опасности отхода. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» установлены правила размещения снега. Допускается вывозить снег на снегоплавильные установки. Размещение и функционирование снегоплавильных установок должно соответствовать требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. «Сухие» снегосвалки не должны располагаться в водоохранных зонах водных объектов населенного пункта. Участок, отведенный под «сухую» снегосвалку, должен иметь твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру; контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью. Их должны эксплуатировать организации, имеющие квалифицированный персонал и необходимую технику для осуществления комплекса работ, связанных с приемом, складированием снега и обслуживанием очистных сооружений. В связи с этим оборудование площадки для складирования снега не представляется возможным без строительства очистных сооружений. На сегодня место складирования снежных масс определено восточнее промплощадки ПАО «Метафракс» и является действительным. По информации Управления строительства и ЖКХ Администрации Губахинского муниципального округа о расположении данного земельного участка, на основании Правил землепользования и застройки Губахинского городского округа Пермского края, утвержденных решением Губахинской городской Думы от 16 ноября 2014 года № 222, данный земельный участок находится в территориальной зоне промышленных объектов 2 и 3 класса опасности (ПЗ-1), что предполагает использование такого участка для специальной деятельности в целях размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления обработки, обезвреживания отходов производства. Исходя из норм действующего законодательства, складирование снежных масс разрешается в допустимом для этого месте при отсутствии нарушений законодательства, но на сегодня исполнение решения суда является затруднительным, поскольку находится в прямой причинной связи от выделения денежных средств бюджету Губахинского муниципального округа из бюджета Пермского края. В рамках исполнения решения Губахинского городского суда по делу № 2-753/2014 от 29 июля 2014 года о возложении на администрацию Губахинского городского округа обязанности организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории городского округа, получить разрешение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод ведутся следующие работы: в 2022 г. выполнены работы по составлению рыбохозяйственной характеристики реки-водоприемника (река Левиха) по объекту «Строительство очистных сооружений в г.Губаха Пермского края»; разработан раздел проектной документации «Технологические решения» по объекту «Строительство очистных сооружений ливневых и талых вод в г.Губаха Пермского края»; выполнены работы по разработке раздела проектной документации «Выполнение расчетов вредных выбросов загрязняющих веществ при эксплуатации» по объекту «строительство очистных сооружений ливневых и талых вод в г.Губаха Пермского края». Изготовлена проектная документация. На 2023 год запланированы мероприятия: разработка раздела проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения» для сооружений: «Приемная камера. Накопительный резервуар. Насосная станция»; разработка раздела проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения» для сооружений: «Очистные сооружения поверхностных вод», «Блок ультрафиолетового обеззараживания»; разработка раздела проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения» для сооружения «Береговой выпуск очищенных вод»; разработка разделов проектной документации «Система электроснабжения. Сети связи» (ИОС1, ИОС5); разработка разделов проектной документации «Система водоснабжения» (ИОС2), «Система водоотведения» (ИОС3), «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» (ИОС4); разработка разделов проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка (ПЗУ), «Проект организации строительства» (ПОС), «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ООС); разработка разделов проектной документации «Пояснительная записка» (ПЗ), «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (БП), «требования к обеспечению безопасной эксплуатации объекта капитального строительства» (ОБЭ); разработка раздела проектной документации «Сметная документация»; проект обоснования санитарно-защитной зоны; выполнение работ по оценке ущерба водным биологическим ресурсам, согласование ПД со Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству; экспертиза проектной документации. Для исполнения решения суда управлением строительства и ЖКХ администрации в адрес финансового управления администрации направлено письмо с просьбой внесения поправок в бюджет и дополнительного выделения в 2023 году финансовых средств на выполнение первоочередных мероприятий. На заседании Думы в феврале и марте 2023 года денежные средства в бюджете предусмотрены не были. Очередное заседание Думы состоится в сентябре 2023 года. При выделении денежных средств из бюджета Губахинского МО на апрельском заседании Думы работы по исполнению решения суда будут продолжены. Кроме того, с учетом присоединения Гремячинского городского округа финансовая нагрузка на бюджет значительно возросла, решение суда исполняется с учетом финансовых возможностей бюджета Губахинского муниципального округа. Территория Губахинского муниципального округа является дотационной и относится к 5-ой группе по уровню дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ, исполняет бюджетный процесс с учетом ограничений, установленных пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса. В связи с этим 24 марта 2023 года между министерством финансов Пермского края и администрацией Губахинского муниципального округа заключено соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального округа, в рамках которого для бюджета Губахинского муниципального округа установлены определенные ограничения, направленные на контроль расходов из бюджета. Размер дефицита местного бюджета согласно данному Соглашению не должен превышать 5%. Согласно решению Думы Губахинского муниципального округа от 15 декабря 2022 года № 71 бюджет Губахинского муниципального округа был принят с показателем планового дефицита бюджета в сумме 47 612 358 рублей. На сегодня показатель планового дефицита бюджета округа составляет 106 954 152,4 рублей, что свидетельствует о тяжелом финансовом положении округа. Кроме этого, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года по делу А50-39903/2017 размер субсидиарной ответственности Муниципального образования «Гремячинский городской округ», правопреемником которого является Губахинский муниципальный округ, составляет 21 644 417,31 рублей. Учитывая, тяжелое материальное положение, а также то, что отсутствие снегосвалки не порождает глобальных негативных последствий, снег складируется на определенном участке без нарушений действующего законодательства, а исполнение решения в короткие сроки усилит нагрузку на высокодотационный и дефицитный бюджет Губахинского муниципального округа, и первоочередным является выполнение решения суда по организации ливневых сточных вод, заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года.

Определением Губахинского городского суда Пермского края от 24 марта 2020 года администрации Губахинского муниципального округа Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края от 24 марта 2020 года по гражданскому делу № 2-316/2020 на срок до 31 декабря 2023 года включительно.

Не согласившись с постановленным судом определением, прокурор города Губахи обратился в суд с апелляционным представлением, в котором просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу, отказав в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В обоснование доводов апелляционного представления указано, что определение суда вынесено с существенными нарушениями, без должной оценки всех имеющих значение по предмету разбирательства вопросов, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене. Указывает на то, что судом не приведены исключительные обстоятельства, по которым решение не может быть исполнено. Ссылается на то, что отсутствие финансовой возможности само по себе не является безусловным основанием неисполнения судебного акта и предоставлении отсрочки исполнения судебного решения. Ответчиком в нарушении статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации никак не обоснован период запрашиваемой отсрочки.

Относительно доводов апелляционного представления со стороны ответчика возражений не поступало.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что решением Губахинского городского суда Пермского края № 2-316/2020 от 24 марта 2020 года, вступившим в законную силу 08 июля 2020 года, возложена обязанность на администрацию городского округа «Город Губаха» в срок до 1 декабря 2020 года оборудовать специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом для складирования снега, собранного при уборке территории округа в зимний период. В удовлетворении иска в остальной части - отказано.

7 февраля 2023 года Прокуратура г.Губахи обратилась в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа по гражданскому делу № 2-316/2020.

8 февраля 2023 года Губахинским городским судом Пермского края выдан исполнительный лист ФС № ** по гражданскому делу № 2-316/2020.

Из материалов поступившего по запросу суда в ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю исполнительного производства следует, что 15 февраля 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № ** на основании исполнительного листа ФС № ** по гражданскому делу № 2-316/2020 в отношении должника Администрации городского округа «Город Губаха».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 7 марта 2023 года установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - до 9 апреля 2023 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 9 марта 2023 года произведена замена должника в исполнительном производстве № ** администрации Губахинского городского округа Пермского края на администрацию Губахинского муниципального округа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 10 апреля 2023 года установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 30 апреля 2023 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 3 мая 2023 года установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 4 июня 2023 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 8 июня 2023 года установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 30 июня 2023 года

В настоящее время, решение суда от 24 марта 2020 года не исполнено.

В обоснование заявления о предоставлении отсрочки администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края в обоснование доводов заявления о тяжелом финансовом положении муниципального образования и необходимости дополнительного времени для проведения мероприятий по исполнению решения суда представлены следующие документы: заключение министерства финансов Пермского края о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проекта бюджета Губахинского муниципального округа Пермского края на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы; справка финансового управления администрации Губахинского муниципального округа Пермского края от 1 февраля 2023 года о процентном соотношении дотаций к собственным доходам; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17 АП-17328/2019(2)-АК от 28 июня 2022 года по делу № А50-39903/2017, которым установлен размер субсидиарной ответственности МО «Гремячинский городской округ» в общей сумме 21 644 471,31 рублей; соглашение № 4 о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального округа Пермского края от 24 марта 2023 года, заключенное между министерством финансов Пермского края и администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края, Решение Думы Губахинского муниципального округа Пермского края от 15 декабря 2022 года № 71 «О бюджете Губахинского муниципального округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы».

Разрешая заявление и удовлетворяя его в части, предоставляя заявителю отсрочки исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края от 24 марта 2020 года до 31 декабря 2023 года, суд первой инстанции исходил из наличия доказательств, подтверждающих дефицитный бюджет Губахинского муниципального округа Пермского края, необходимости строительства очистных сооружений, учитывал отсутствие возражений со стороны истца - прокурора г.Губахи, а также то обстоятельство, что прокуратурой исполнительный лист для принудительного исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края 24 марта 2020 года по гражданскому делу № 2-316/2020 предъявлен к исполнению только в феврале 2023 года.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене определения суда.

Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Судья апелляционной инстанции исходит из того, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства.

Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда.

Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда об удовлетворении заявления ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда законными и обоснованными, учитывая, что администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края представлены доказательства о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, не противоречат закону и разъяснениям высшей судебной инстанции. Несмотря на то, что решение, об отсрочке исполнения которого просил должник, было принято в 2014 году, и постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе неоднократно предоставлялись новые сроки исполнения требований исполнительного документа, выполнение возложенных судебным актом на должника, являющегося бюджетным учреждением и полностью зависящего от бюджетного финансирования, мероприятий в отсутствие денежных средств невозможно.

Довод представления о том, что указанные заявителем обстоятельства не могут являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанный довод сводится к переоценке выводов суда об удовлетворении заявления, он был проверен судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предоставление отсрочки исполнения решения суда, предусмотренной законом, в данном деле обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон и соответствует принципу справедливости, не нарушает права участников исполнительного производства.

Таким образом, доводы частной жалобы не содержат правовых оснований к отмене определения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения суда.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Губахинского городского суда Пермского края от 24 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Губахи – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.

Судья подпись

Судья – Золотавина Т.А.

Дело № 33-10620/2023

номер материала в суде первой инстанции 2-316/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Хузяхралова Д.О., при секретаре Глуховой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2023 года гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Губаха» об устранении нарушений природоохранного и земельного законодательства,

по апелляционному представлению прокурора города Губахи на определение Губахинского городского суда Пермского края от 24 июля 2023 года о предоставлении администрации Губахинского муниципального округа Пермского края отсрочки исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края от 24 марта 2020 года.

Изучив материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции

установил:

решением Губахинского городского суда Пермского края № 2-316/2020 от 24 марта 2020 года, вступившим в законную силу 08 июля 2020 года, возложена обязанность на администрацию городского округа «Город Губаха» в срок до 1 декабря 2020 года оборудовать специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом для складирования снега, собранного при уборке территории округа в зимний период. В удовлетворении иска в остальной части - отказано.

Администрация Губахинского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда Губахинского городского суда Пермского края по делу № 2-316/2020 на срок до 31 декабря 2025 года.

В обоснование заявления указала, что Губахинским городским судом по делу № 2-316/2020 принято решение о возложении на администрацию Губахинского городского округа обязанности в срок до 1 декабря 2020 года оборудовать специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом для складирования снега, собранного при уборке территории округа в зимний период. Поскольку в добровольном порядке решение не было исполнено, судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску Ш. вынесено постановление от 15 февраля 2023 года о возбуждении исполнительного производства, установлен срок для добровольного исполнения решения 1 сутки. Однако в настоящее время администрация Губахинского муниципального округа Пермского края не имеет возможности исполнить данное решение по объективным причинам. По информации Управления строительства и ЖКХ Администрации Губахинского муниципального округа, исходя из федерального классификатора отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, отходы от зимней уборки улиц, в том числе снег, имеют код 7 31 210 00 00 0, свидетельствующий о неопределенности класса опасности отхода. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» установлены правила размещения снега. Допускается вывозить снег на снегоплавильные установки. Размещение и функционирование снегоплавильных установок должно соответствовать требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. «Сухие» снегосвалки не должны располагаться в водоохранных зонах водных объектов населенного пункта. Участок, отведенный под «сухую» снегосвалку, должен иметь твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру; контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью. Их должны эксплуатировать организации, имеющие квалифицированный персонал и необходимую технику для осуществления комплекса работ, связанных с приемом, складированием снега и обслуживанием очистных сооружений. В связи с этим оборудование площадки для складирования снега не представляется возможным без строительства очистных сооружений. На сегодня место складирования снежных масс определено восточнее промплощадки ПАО «Метафракс» и является действительным. По информации Управления строительства и ЖКХ Администрации Губахинского муниципального округа о расположении данного земельного участка, на основании Правил землепользования и застройки Губахинского городского округа Пермского края, утвержденных решением Губахинской городской Думы от 16 ноября 2014 года № 222, данный земельный участок находится в территориальной зоне промышленных объектов 2 и 3 класса опасности (ПЗ-1), что предполагает использование такого участка для специальной деятельности в целях размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления обработки, обезвреживания отходов производства. Исходя из норм действующего законодательства, складирование снежных масс разрешается в допустимом для этого месте при отсутствии нарушений законодательства, но на сегодня исполнение решения суда является затруднительным, поскольку находится в прямой причинной связи от выделения денежных средств бюджету Губахинского муниципального округа из бюджета Пермского края. В рамках исполнения решения Губахинского городского суда по делу № 2-753/2014 от 29 июля 2014 года о возложении на администрацию Губахинского городского округа обязанности организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории городского округа, получить разрешение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод ведутся следующие работы: в 2022 г. выполнены работы по составлению рыбохозяйственной характеристики реки-водоприемника (река Левиха) по объекту «Строительство очистных сооружений в г.Губаха Пермского края»; разработан раздел проектной документации «Технологические решения» по объекту «Строительство очистных сооружений ливневых и талых вод в г.Губаха Пермского края»; выполнены работы по разработке раздела проектной документации «Выполнение расчетов вредных выбросов загрязняющих веществ при эксплуатации» по объекту «строительство очистных сооружений ливневых и талых вод в г.Губаха Пермского края». Изготовлена проектная документация. На 2023 год запланированы мероприятия: разработка раздела проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения» для сооружений: «Приемная камера. Накопительный резервуар. Насосная станция»; разработка раздела проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения» для сооружений: «Очистные сооружения поверхностных вод», «Блок ультрафиолетового обеззараживания»; разработка раздела проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения» для сооружения «Береговой выпуск очищенных вод»; разработка разделов проектной документации «Система электроснабжения. Сети связи» (ИОС1, ИОС5); разработка разделов проектной документации «Система водоснабжения» (ИОС2), «Система водоотведения» (ИОС3), «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» (ИОС4); разработка разделов проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка (ПЗУ), «Проект организации строительства» (ПОС), «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ООС); разработка разделов проектной документации «Пояснительная записка» (ПЗ), «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (БП), «требования к обеспечению безопасной эксплуатации объекта капитального строительства» (ОБЭ); разработка раздела проектной документации «Сметная документация»; проект обоснования санитарно-защитной зоны; выполнение работ по оценке ущерба водным биологическим ресурсам, согласование ПД со Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству; экспертиза проектной документации. Для исполнения решения суда управлением строительства и ЖКХ администрации в адрес финансового управления администрации направлено письмо с просьбой внесения поправок в бюджет и дополнительного выделения в 2023 году финансовых средств на выполнение первоочередных мероприятий. На заседании Думы в феврале и марте 2023 года денежные средства в бюджете предусмотрены не были. Очередное заседание Думы состоится в сентябре 2023 года. При выделении денежных средств из бюджета Губахинского МО на апрельском заседании Думы работы по исполнению решения суда будут продолжены. Кроме того, с учетом присоединения Гремячинского городского округа финансовая нагрузка на бюджет значительно возросла, решение суда исполняется с учетом финансовых возможностей бюджета Губахинского муниципального округа. Территория Губахинского муниципального округа является дотационной и относится к 5-ой группе по уровню дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ, исполняет бюджетный процесс с учетом ограничений, установленных пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса. В связи с этим 24 марта 2023 года между министерством финансов Пермского края и администрацией Губахинского муниципального округа заключено соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального округа, в рамках которого для бюджета Губахинского муниципального округа установлены определенные ограничения, направленные на контроль расходов из бюджета. Размер дефицита местного бюджета согласно данному Соглашению не должен превышать 5%. Согласно решению Думы Губахинского муниципального округа от 15 декабря 2022 года № 71 бюджет Губахинского муниципального округа был принят с показателем планового дефицита бюджета в сумме 47 612 358 рублей. На сегодня показатель планового дефицита бюджета округа составляет 106 954 152,4 рублей, что свидетельствует о тяжелом финансовом положении округа. Кроме этого, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года по делу А50-39903/2017 размер субсидиарной ответственности Муниципального образования «Гремячинский городской округ», правопреемником которого является Губахинский муниципальный округ, составляет 21 644 417,31 рублей. Учитывая, тяжелое материальное положение, а также то, что отсутствие снегосвалки не порождает глобальных негативных последствий, снег складируется на определенном участке без нарушений действующего законодательства, а исполнение решения в короткие сроки усилит нагрузку на высокодотационный и дефицитный бюджет Губахинского муниципального округа, и первоочередным является выполнение решения суда по организации ливневых сточных вод, заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года.

Определением Губахинского городского суда Пермского края от 24 марта 2020 года администрации Губахинского муниципального округа Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края от 24 марта 2020 года по гражданскому делу № 2-316/2020 на срок до 31 декабря 2023 года включительно.

Не согласившись с постановленным судом определением, прокурор города Губахи обратился в суд с апелляционным представлением, в котором просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу, отказав в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В обоснование доводов апелляционного представления указано, что определение суда вынесено с существенными нарушениями, без должной оценки всех имеющих значение по предмету разбирательства вопросов, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене. Указывает на то, что судом не приведены исключительные обстоятельства, по которым решение не может быть исполнено. Ссылается на то, что отсутствие финансовой возможности само по себе не является безусловным основанием неисполнения судебного акта и предоставлении отсрочки исполнения судебного решения. Ответчиком в нарушении статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации никак не обоснован период запрашиваемой отсрочки.

Относительно доводов апелляционного представления со стороны ответчика возражений не поступало.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что решением Губахинского городского суда Пермского края № 2-316/2020 от 24 марта 2020 года, вступившим в законную силу 08 июля 2020 года, возложена обязанность на администрацию городского округа «Город Губаха» в срок до 1 декабря 2020 года оборудовать специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом для складирования снега, собранного при уборке территории округа в зимний период. В удовлетворении иска в остальной части - отказано.

7 февраля 2023 года Прокуратура г.Губахи обратилась в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа по гражданскому делу № 2-316/2020.

8 февраля 2023 года Губахинским городским судом Пермского края выдан исполнительный лист ФС № ** по гражданскому делу № 2-316/2020.

Из материалов поступившего по запросу суда в ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю исполнительного производства следует, что 15 февраля 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № ** на основании исполнительного листа ФС № ** по гражданскому делу № 2-316/2020 в отношении должника Администрации городского округа «Город Губаха».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 7 марта 2023 года установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - до 9 апреля 2023 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 9 марта 2023 года произведена замена должника в исполнительном производстве № ** администрации Губахинского городского округа Пермского края на администрацию Губахинского муниципального округа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 10 апреля 2023 года установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 30 апреля 2023 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 3 мая 2023 года установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 4 июня 2023 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю Ш. от 8 июня 2023 года установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 30 июня 2023 года

В настоящее время, решение суда от 24 марта 2020 года не исполнено.

В обоснование заявления о предоставлении отсрочки администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края в обоснование доводов заявления о тяжелом финансовом положении муниципального образования и необходимости дополнительного времени для проведения мероприятий по исполнению решения суда представлены следующие документы: заключение министерства финансов Пермского края о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проекта бюджета Губахинского муниципального округа Пермского края на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы; справка финансового управления администрации Губахинского муниципального округа Пермского края от 1 февраля 2023 года о процентном соотношении дотаций к собственным доходам; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17 АП-17328/2019(2)-АК от 28 июня 2022 года по делу № А50-39903/2017, которым установлен размер субсидиарной ответственности МО «Гремячинский городской округ» в общей сумме 21 644 471,31 рублей; соглашение № 4 о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Пермского края бюджету Губахинского муниципального округа Пермского края от 24 марта 2023 года, заключенное между министерством финансов Пермского края и администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края, Решение Думы Губахинского муниципального округа Пермского края от 15 декабря 2022 года № 71 «О бюджете Губахинского муниципального округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы».

Разрешая заявление и удовлетворяя его в части, предоставляя заявителю отсрочки исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края от 24 марта 2020 года до 31 декабря 2023 года, суд первой инстанции исходил из наличия доказательств, подтверждающих дефицитный бюджет Губахинского муниципального округа Пермского края, необходимости строительства очистных сооружений, учитывал отсутствие возражений со стороны истца - прокурора г.Губахи, а также то обстоятельство, что прокуратурой исполнительный лист для принудительного исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края 24 марта 2020 года по гражданскому делу № 2-316/2020 предъявлен к исполнению только в феврале 2023 года.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене определения суда.

Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Судья апелляционной инстанции исходит из того, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства.

Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда.

Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда об удовлетворении заявления ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда законными и обоснованными, учитывая, что администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края представлены доказательства о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, не противоречат закону и разъяснениям высшей судебной инстанции. Несмотря на то, что решение, об отсрочке исполнения которого просил должник, было принято в 2014 году, и постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Губахе неоднократно предоставлялись новые сроки исполнения требований исполнительного документа, выполнение возложенных судебным актом на должника, являющегося бюджетным учреждением и полностью зависящего от бюджетного финансирования, мероприятий в отсутствие денежных средств невозможно.

Довод представления о том, что указанные заявителем обстоятельства не могут являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанный довод сводится к переоценке выводов суда об удовлетворении заявления, он был проверен судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предоставление отсрочки исполнения решения суда, предусмотренной законом, в данном деле обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон и соответствует принципу справедливости, не нарушает права участников исполнительного производства.

Таким образом, доводы частной жалобы не содержат правовых оснований к отмене определения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения суда.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Губахинского городского суда Пермского края от 24 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Губахи – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.

Судья подпись

33-10620/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Губахи
Ответчики
Муниципальное образование город Губаха в лице администрации городского округа Город Губаха
Другие
МБУ "Комбинат Благоустройств"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Хузяхралов Дмитрий Олегович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
31.08.2023Передача дела судье
19.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2023Передано в экспедицию
19.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее