Решение по делу № 5-58/2018 от 17.04.2018

                                                                                           Дело №5-58/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 мая 2018 года                                                    город Заинск

Судья Заинского городского суда Республики Татарстан Трошин С.А., при секретаре Алдошиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья» ИНН 1647007397, ОГРН 1021601898559, расположенного по адресу: РТ, <адрес>

                  УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья» осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно, в нарушение статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ведет образовательную деятельность по адресам: <адрес>, не указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности. Кроме этого, в нарушение статьи 102 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп.а пп.б п.6, пп.а п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности у школы отсутствует оборудование помещений, материально-техническое обеспечение образовательных программ, реализуемых в соответствии с лицензией. На момент проверки не представлены документы, подтверждающие наличие оборудования выполнения практической части предмета «Физическая культура»; по адресу, указанному в лицензии - <адрес>/г, нет спортивного зала, мастерских для изучения предмета «Технология». Нарушения выявлены контролирующим органом ДД.ММ.ГГГГ.

Законный представитель юридического лица – директор школы М.Г.В. вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала, пояснив в судебном заседании, что юридическим лицом предпринимаются все возможные меры по устранению выявленных нарушений в срок, указанный в предписании. Каких-либо последствий выявленные нарушения не повлекли.

Представитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав М.Г.В., исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 91 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с ч.1 ст.102 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

Пунктом 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно подпунктам а, б п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от28.10.2013 года №966 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

В соответствии с п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности» к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;

к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вина юридического лица в нарушении требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) подтверждается следующими материалами дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6), объяснением законного представителя школы М.Г.В. (л.д.7), актом проверки лицензирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ, приложением к лицензии (л.д.25), уставом ГБОУ «Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Административным органом действия юридического лица квалифицированы по ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако с такой квалификацией согласиться нельзя.

Как усматривается из фабулы обвинения, указанной в протоколе об административном правонарушении, грубое нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), юридическому лицу не вменено.

Кроме того, нарушения лицензионных требований, допущенные ГБОУ «Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья» не повлекли последствий, предусмотренных пунктом 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», при отсутствии вреда, причиненного правам граждан, либо угрозы его причинения, судья считает, что данные нарушения не могут быть признаны грубыми.

Пунктом 20 Пленума Верховного суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В силу ч.2 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В связи с вышеизложенным, действия ГБОУ «Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья» подлежат переквалификации с части 3 на часть 2 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Иных доказательств, связанных с осуществлением деятельности при грубом нарушении лицензионных требований и условий протокол об административном правонарушении и материалы дела не содержат.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч.1 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица, является признание его законным представителем вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе РФ об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Исходя из фактических обстоятельств дела, административное наказание в виде минимального административного штрафа в размере 100000 рублей, не будет соответствовать характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица, является слишком суровым, не отвечает принципам справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, поэтому может повлечь избыточное ограничение прав ГБОУ «Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья».

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, осуществляющего образовательную деятельность за счет бюджетных денежных средств, судья считает возможным назначить юридическому лицу административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

           ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заинская школа №9 для детей с ограниченными возможностями здоровья» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Заинский городской суд Республики Татарстан.

Судья                                                                                                    С.А. Трошин

5-58/2018

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Другие
Урмеева А.С.
ГБОУ "Заинская школа № 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Суд
Заинский городской суд Республики Татарстан
Судья
Трошин С. А.
Статьи

19.20

Дело на странице суда
zainsky.tat.sudrf.ru
18.04.2018Передача дела судье
19.04.2018Подготовка дела к рассмотрению
08.05.2018Рассмотрение дела по существу
11.05.2018Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
08.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее