Дело № 2-1031/2023
УИД 22RS0013-01-2022-008037-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2023 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего Веселовой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Меньшиковой М.В.,
с участием помощника прокурора г. Бийска Черноиванова М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Бийска к Урбановскому ФИО10, Урбановской ФИО11 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа в связи с признанием дома аварийным, выселении,
встречному иску Урбановского ФИО12, Урбановской ФИО13 к МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска», администрации города Бийска об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, возложении обязанности по его выплате и заключении соглашения об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрации города Бийска обратилась в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к Урбановскому В.С., Урбановской Н.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа в связи с признанием дома аварийным, выселении.
В обоснование исковых требований истец указывает, что ответчики являются собственниками жилого помещения по адресу: г<адрес>
Заключением межведомственной комиссии № 214 от 19.09.2013 данный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, на основании постановления Администрации города Бийска от <данные изъяты> включен в Краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением правительства Алтайского края от <данные изъяты>
В связи с чем, постановлением администрации города Бийска от 28.06.2022 № 1357 принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции, в том числе принадлежащей истцам на праве собственности квартиры.
В ходе реализации данной программы, истцам в МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска» вручен проект соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей собственности на земельный участок с предоставлением возмещения. Стоимость изымаемого жилого помещения определена 2 709 978,00 руб. на основании отчета об оценке рыночной стоимости от <данные изъяты> выполненного ООО «Агентство оценки». Достоверность указанного отчета не опровергнута.
В соответствии с проведенной в рамках гражданского дела судебной экспертизой, размер выкупной стоимости жилого помещения составил 3 635 261,87 руб.
В связи с чем, истец просит: возложить на ответчиков обязанность заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего им жилого помещения по адресу: <адрес> с предоставлением взамен денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 3 635 261,87 руб.; прекратить право собственности ответчиков на указанное жилое помещение после выплаты денежного возмещения; выселить ответчиков из данного жилого помещения.
Ответчики Урбановский В.С., Урбановская Н.В. обратились в суд со встречным иском (с учетом уточнения исковых требований) к МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска», администрации города Бийска о возложении обязанности заключить с ними соглашение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего им на праве собственности жилого помещения по адресу: <адрес> с установлением денежного возмещения в размере 3 635 261,87 руб. пропорционально долей в праве общей долевой собственности на квартиру в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу, прекращении права собственности Урбановского В.С., Урбановской Н.В. на жилое помещение после выплаты денежного возмещения в полном объеме с последующей передачей жилого помещения в муниципальную собственность, признании права муниципальной собственности Муниципального образования город Бийск на жилое помещение после прекращения права собственности Урбановского В.С., Урбановской Н.В., взыскании с ответчиков по встречному иску в равных долях в пользу Урбановской Н.В. судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 24 825,00 руб., расходов по оплате экспертизы в размере 33 348,10 руб., оплате услуг представителя в размере 30 000,00 руб., почтовых расходов по отправлению встречного искового заявления и уточненного встречного искового заявления.
В судебном заседании представитель истца Администрации города Бийска, третьего лица МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска» (ответчиков по встречному иску) Платонов С.Е. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, встречные исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Указал, что срок для заключения соглашения в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу, является недостаточным. Полагал необходимым установить его не менее двух месяцев.
Ответчики (истцы по встречному иску) Урбановский В.С., Урбановская Н.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени извещались надлежащим образом.
Представитель ответчиков Сычева Н.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, встречные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном встречном исковом заявлении. Также указала, что основанием для обращения со встречными исковыми требованиями послужило значительное занижение ответчиками по встречному иску выкупной стоимости жилого помещения. В связи с чем, с ответчиков по встречному иску подлежат взысканию понесенные истцами судебные расходы.
Суд, с учетом мнения участников процесса, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно положениям п.1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Процедура изъятия жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлена в ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Из содержания положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В силу ч. 6 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы на основании договора № <данные изъяты> купли-продажи с одновременным обременением ипотекой в силу закона от 21.12.2015 года являются собственниками жилого помещения по адресу: г. <адрес> общей площадью 47,5 кв.м.
Постановлением Администрации города Бийска 20.02.2014 № 527 многоквартирный жилой дом по адресу: г. Бийск, ул. Машиностроителей, 17 признан аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании постановления Администрации города Бийска от 20.02.2014 № 527 дом по адресу: г. Бийск, ул. Машиностроителей, 17 включен в Краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением правительства Алтайского края от 01.04.2019 № 106. Срок расселения дома определен до 31.12.2023.
Постановлением Администрации города Бийска № 1357 от 28.06.2022 многоквартирный жилой дом по адресу: г. Бийск, ул. Машиностроителей, 17 в соответствии с постановлением Администрации города Бийска от 20.02.2014 № 527, на основании заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома от 19.09.2013 № 214, подлежит изъятию для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 3434 кв.м. с адресным ориентиром: г. Бийск, ул. Машиностроителей, 17. В связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка, подлежит изъятию для муниципальных нужд путем выкупа жилое помещение по адресу<данные изъяты>
В адрес ответчиков направлены предложения о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения и проекты соглашений. Денежное возмещение за квартиру <адрес> определено в размере 2 709 978,00,00 руб. по 1 354 989,00 руб. в пользу каждого собственника.
От заключения соглашения ответчики отказалась, в связи с несогласием с суммой предложенного возмещения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения (в ред. от 08.04.2013) уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения (в ред. от 08.04.2013).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно п. 7 Положения (в редакции от 25.03.2015) решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
Согласно заключения межведомственной комиссии от <данные изъяты> многоквартирный дом по адресу: г. Бийск, ул. Машиностроителей, 17 признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Как следует из акта обследования № 187 от 29.10.2012, в цокольных панелях, а также в швах между панелями 2 и 3 подъездов наблюдаются трещины. Обследованием выявлена деформация фундаментов, искривление горизонтальной линии фасадов и цоколя. При обследовании наружных стеновых панелей дворового фасада здания (2 и 3 подъездов) выявлены сквозные вертикальные трещины над и под оконными проемами с 1 по 8 этажи. Максимальное раскрытие трещин наблюдается в панелях нижних (с 1 по 3) этажах. Образование трещин наблюдается вновь на ранее затертых участках панелей с трещинами. Аналогичные незаделанные трещины наблюдаются на наружных стеновых панелях лицевого фасада. Наружные стеновые панели 1 подъезда не имеют деформационных трещин.
При таких обстоятельствах, истцы имеют право на получение компенсации за изымаемое жилое помещение в денежном выражении.
В ходе рассмотрения дела, по ходатайству ответчиков была проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключения ФБУ Алтайская ЛСЭ Минюста России № <данные изъяты>, рыночная стоимость квартиры <адрес>, с учетом доли в праве общей собственности в многоквартирном жилом доме, доли в праве собственности на земельный участок на дату проведения исследования составляет 3 595 761,87 руб. Среднерыночная стоимость услуг по переезду из жилого помещения в пределах города Бийска, риэлтерских услуг по подбору и приобретению жилого помещения, включая осмотр квартиры, анализ документов, составление договора купли-продажи (сопровождение сделки) составляет: услуг агентства по подбору и приобретению жилого помещения по состоянию на дату составления настоящего заключения эксперта 26 750,00 руб.; услуг по переезду в пределах города Бийска 12 750,00 руб.
При этом, экспертным заключением установлено, что многоквартирный дом по адресу: г. Бийск, ул. Машиностроителей, 17 1983 года постройки и признан аварийным на основании Постановления администрации города Бийска № 527 от 20.02.2014 в результате образования трещин, а не в результате физического износа конструктивных элементов, то в данном случае определение рыночной стоимости будет произведено без учета признания дома аварийным.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.
Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.
В данном случае, приватизация жилых помещений в указанном многоквартирном доме не производилась, поскольку данный дом никогда не находился в муниципальной собственности, так как строительство дома производилось за счет паевых взносов членов ЖСК «Прибрежный». Таким образом, взыскание компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в указанном случае, не предусмотрено.
Оценивая имеющееся в деле экспертное заключение, суд считает правильным принять в его качестве допустимого и относимого доказательства. При этом суд отмечает, что экспертиза проведена экспертным учреждением, специализирующимся на проведении подобного рода исследований, а также экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертное заключение в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела.
Таким образом, общий размер возмещения за изымаемое жилое помещение составляет 3 635 261,87 руб.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
На основании части 9 статьи 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 (ред. от 24 декабря 1993 г.) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению (жилищный фонд), независимо от того, на чьем балансе они находятся, находятся исключительно в муниципальной собственности городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с п.1 ст.40 Устава муниципального образования город Бийск Администрация города управляет муниципальной собственностью города непосредственно или через свои органы, решает вопросы создания, приобретения, отчуждения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, кроме случаев, когда для заключения сделки требуется решение Думы города.
Как следует из положения о Муниципальном казенном учреждении «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска», утвержденным постановлением Администрации г.Бийска от 01.11.2012 №2984, Управление является структурным подразделением Администрации города Бийска, осуществляющим владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п.1.1.). При осуществлении своей деятельности Управление реализует полномочия от имени муниципального образования город Бийск и от своего имени (п.1.12.). Управление несет ответственность за осуществление следующих основных функций – изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд (п. 2.1.11.).
Таким образом, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» является надлежащим ответчиком по встречному иску в части возложении обязанности по заключению соглашения о выплате суммы возмещения, а также непосредственно выплате данного возмещения.
При этом, денежное возмещение не подлежит выплате ответчикам в долевом порядке, поскольку, жилое помещение, подлежащее изъятию находиться в общей совместной собственности Урбановского В.С. и Урбановской Н.В., право долевой собственности на данное имущество не установлено.
Как разъяснено в пп. «л» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, подлежит прекращению право собственности ответчиков после выплаты возмещения в полном объеме с последующей передачей указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
При этом, требования, предъявленные к администрации г. Бийска являются необоснованными, как заявленные к ненадлежащему ответчику.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае, суд полагает обоснованными доводы ответчиков в части установления срока для заключения соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу, учитывая наличие проекта указанного соглашения, а также обоюдное согласие как истца, так и ответчиков в отношении суммы денежного возмещения.
Рассматривая исковые требования администрации г. Бийска о выселении ответчиков, суд приходит к следующему выводу.
Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В том числе, жилищные права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему (п.1 ст.10 ЖК РФ).
По смыслу положений ст.209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В том числе, жилищные права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему (п.1 ст.10 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированных лиц не имеется. Ответчики Урбановский В.С. и Урбановская, Н.В. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>
П.п. 1 и 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
П. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В данном случае, учитывая, что в спорном жилом помещении ответчики не зарегистрированы и не проживают ответчики, оснований для удовлетворения исковых требований о их выселении не имеется. Соответственно исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации города Бийска удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Урбановского ФИО15, Урбановской ФИО14 удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска» обязанность заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего Урбановскому ФИО17, Урбановской ФИО16 на праве общей совместной собственности жилое помещение по адресу: <адрес> в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу, с предоставлением взамен денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 3 635 261,87 руб.
Взыскать с Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска» (ИНН 2226008301, ОГРН 1022200565364) в пользу Урбановского <данные изъяты>), Урбановской ФИО18 денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в размере 3 635 261,87 руб.
Прекратить право общей совместной собственности Урбановского ФИО20 Урбановской ФИО19 на жилое помещение по адресу: <адрес> после выплаты возмещения в полном объеме, с последующей передачей жилого помещения в муниципальную собственность.
Признать право муниципальной собственности Муниципального образования город Бийск на жилое помещение по адресу: <адрес> после прекращения права собственности Урбановского ФИО22 Урбановской ФИО21 на жилое помещение.
В удовлетворении остальной части исковых требований Администрации города Бийска отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований к Администрации города Бийска Урбановскому ФИО24 Урбановской ФИО23 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление прокурора в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Председательствующий Е.Г. Веселова
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2023.