Судья Дульцева Ю.А. Дело № 12-87/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Головков В.Л., при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев 15 марта 2017 года в г. Сыктывкаре жалобу представителя ООО «СЛДК» по доверенности М. на определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2017 года, которым дело об административном правонарушении <Номер обезличен> в отношении ООО «СЛДК» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, передано по подсудности мировому судье Лесозаводского судебного участка г.Сыктывкара,
УСТАНОВИЛ:
ОГИБДД УМВД РФ по г.Сыктывкару в Сыктывкарский городской суд Республики представлен административный материал для рассмотрения и решения вопроса о привлечении ООО «СЛДК» к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По разрешению вопроса о принятии направленного материала к производству суда судьей районного суда вынесено обжалуемое определение.
Оспаривая законность вынесенного судебного постановления, ООО «СЛДК» обратилось с жалобой об его отмене, указывая на то, что с учетом санкции вмененной статьи мировой судья не уполномочен на рассмотрение настоящего дела.
Проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене оспариваемого определения суда.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу статьи 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В порядке, предусмотренном статьей 29.1, 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела судья выясняет относится ли к его компетенции рассмотрение дела и установив, что дело отнесено к полномочиям иного судьи, выносит определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.
Перечень дел об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению судьями, установлен частью 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Часть 3 настоящей статьи, разграничивая рассмотрение дел мировыми судьями и судьями районных судов, устанавливает, что дела об административных правонарушениях, указанных в части 1 и части 2 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, должности государственной службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Руководствуясь приведенными требованиями закона, судья районного суда, принимая решение о передаче дела по подсудности, исходила из того, что фактически административное расследование по настоящему делу не проводилось, со ссылкой на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в подпункте «а» пункта 3 Постановления №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», указала, что проведение административного расследования по правилам статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 настоящего Кодекса, не предусмотрено.
Вместе с тем, принимая указанное решение, судья районного суда не учла и не приняла во внимание, что санкция вмененного ООО «СЛДК» административного правонарушения устанавливает административную ответственность для юридических лиц в виде штрафа либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В данном случае, направление дела для рассмотрения мировому судье по подведомственности неправомерно, противоречит требованиям законодательства, предписывающим отнесение дел указанной категории к полномочиям судьи районного суда.
Несмотря на то, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность обжалования определения суда о передаче дела по подсудности, исходя из общих принципов осуществления правосудия они могут быть обжалованы как исключающие возможность дальнейшего движения дела в суде или судьей, которым дело подсудно, и допускающие нарушение прав лиц, участвующих в деле, на судебную защиту.
Как следует из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 03 июля 2007 года № 623-О-П, от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции РФ принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение судьи районного суда о передаче дела по подсудности не может быть признано законным и подлежит отмене. Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не будет отвечать требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции РФ, не является законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2017 года отменить, дело <Номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «СЛДК» направить в Сыктывкарский городской суд Республики Коми для рассмотрения по существу.
Судья В.Л. Головков
Копия верна: В.Л. Головков